Что я делал в ливийском военном учебном центре. Часть 1.

Что я делал в ливийском военном учебном центре. Часть 1. Флот, Моряки, Оружие, История, Реальная история из жизни, Длиннопост

В общем-то, деятельность наших военных специалистов за рубежом так и осталась на периферии общественного внимания. Есть, конечно, разрозненные воспоминания, то тут, то там наткнёшься. Вот и я попробую рассказать, как оно было в Джамахирии. Туда я попал в мае 1985 года, только-только успев законспектировать на политзанятиях речь суки Горбачева на мартовском Пленуме.

"Историческом", естественно, они практически все были историческими. А этот тем более заслуживал такого названия - ведь именно там прозвучали первые слова о необходимости Перестройки, сломавшей СССР. Но тогда никто об этом не подозревал, а через три года я вернулся уже в несколько другую страну.


Обучали мы парней, привезённых из какого-нибудь оазиса, единственно, что умевших и знавших - это читать и писать. Как я мог объяснить им смысл работы транзисторной схемы управления током зарядного преобразователя?

Что-то они могли повторить, но какой от этого был прок? Однако программы утверждались ливийским командованием, периодически происходили проверки усвоения курсантами материала. Дело шло туго.

А старый мудрый сержант говорил мне: вы, русские, неправильно учите. Вот, помню, учили нас американцы, молодые мы ещё тогда были. Пришел в класс сержант, кинул на стол стопку инструкций, велел дежурному раздать их и через два часа чтобы мы выучили от сих и до сих. И ушёл.

Ну, мы-то молодые, забили на это и пробалдели все два часа. Он вернулся и стал опрашивать. Никто ни в зуб ногой.

Он тут же вызвал наших сержантов и нас так отходили палками, что следующих двух часов мне хватило, чтобы заучить ту инструкцию на всю жизнь. Я и сейчас ее отлично помню. А вы всё что-то объясняете... Нам это не нужно.

...И в чём-то он был прав.

Например, в отдалённом углу территории стояли два мощных дизель-генератора под драным навесом из волнистой кровельной жести, осыпаемые песком и поливаемые редкими зимними дождями. Вдруг стали происходить перебои с централизованным электроснабжением учебного центра, а там же и жилые корпуса, и столовые с камбузами, холодильники и кондиционеры. Вспомнили начальники про эти ДГ.


Дизеля там были американские, Катерпиллер, блоки управления и сами генераторы итальянские, а распределительные щиты французские. Часть проводки сожрана пустынными крысами, всё не работало порядка трёх лет.

Кто восстановит? Ну, русские же специалисты, хубара́ ру́си, понятное дело. Попыхтели, ввели оба агрегата в строй. Без схем, без описаний.

Дизеля, конечно, прелесть, я нарадоваться не мог. После трёх лет стояния пошли с первого тычка.


Ну вот, что остается их дежурному по станции? доливай масло да солярку, всех и дел-то.

Ан, нет. Периодически, раз в пару месяцев, прилетает часа в три ночи дежурная машина из центра - товарищ Виктор, дизель-генератор встал. Спасите-помогите. Да я уже знаю, опять вахтенная скотина ушла спать, не долив солярки в расходный бак.

Кстати, хайва́н - "животное, скотина", было нередким обращением ливийских офицеров к курсантам, особенно нерадивым. Во множественном числе - "хайвана́т". Через год я занятия по дизелям вёл уже без переводчика :), так что понимал, что к чему. Был там один свирепый капитан, внушавший им такой ужас, что мне курсанты прямо говорили: когда я вижу капитана (накы́ба) Джаффара, мне нестерпимо хочется помочиться(!).

Спросите - а что, они не могли снова топливо долить и самостоятельно запустить?


Дело в том, что обычно расходная цистерна или бак находятся выше уровня топливоподкачивающего насоса и он всегда заполнен топливом. Тут же бак был расположен под дизелем, а насос вверху, в развале блоков. Вот он качает-качает, пока всё не высосет и заполнится воздухом. Дизель встал. Теперь вы топливо в бак залили, а как его насос наверх засосёт, если и сам полон воздуха, и подводящий шланг полон воздуха, и нет специального прокачивающего насоса, ручного хотя бы, чтобы этот воздух выдавить.

Если заливать солярку сверху, она прекрасно пролетит сквозь насос до самого бака, а трубопровод опять останется сухим. Арабы эту проблему решить не могли, а я таки мог.


И вот однажды наш начальник вызвал меня и приказал произвести ремонт на ливийских береговых ракетных комплексах. Это примерно, как проктологу предложить удалить пациенту опухоль мозга - а что, тоже ведь доктор, да и инструменты почти одинаковые, стальные. Однако, по не зависящим от меня обстоятельствам, с поставленной задачей я всё-таки справился :)

Но об этом завтра.


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...

Истории из жизни

35.4K постов73.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.