10

Что тут происходит? (2)

Что тут происходит? (2) Средневековье, Живопись, Маргиналии, Длиннопост

(Рукописная иллюстрация, Франция, 1300-1310 гг.)


Подобным образом был передан образ Клеопатры, которая убила себя ядом змеи. Очень часто какие-то исторические события, даже античные или Ветхозаветные, изображались в декорациях, привычных художнику, и в одежде по моде времени создания работы.

Как известно, Клеопатра, пользуясь своими знаниями и внешностью, обольщала многих мужчин; естественно, это противоречило образу праведной женщины в представлении монахов.  Возможно, что именно по этой причине её образ совмещён с древним образом матери монстров, которая кормит свой выводок.

Что тут происходит? (2) Средневековье, Живопись, Маргиналии, Длиннопост

Самоубийства Антония и Клеопатры, Италия, ок. 1480, из рукописи "Декамерон" Боккаччо

Что тут происходит? (2) Средневековье, Живопись, Маргиналии, Длиннопост

Антуан Дюфур, 1505


(не знаю, надо ли клубничку)

Найдены возможные дубликаты

0
Первой картинкой очевидно вдохновлялся Джордж Мартин.
0

Как раз для фоменковцев, которые монгольское нашествие опровергают, потому что на гравюрах и рисунках "монголы европейцами выглядят и одеждой не отличаются".

0
Лимонят
Похожие посты
319

Почему котики на картинах Средневековья такие странные?

Наверняка вы видели странных котов из живописи Средневековья. Все они поражают своей, эм, необычностью. Почему же они такие забавные и несуразные?

Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост
Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост

Картины с ними веселые, только вот судьбинушка у наших средневековых пушистиков была так себе. В 1233 году недалекий Папа Римский Григорий IХ в своем послании объявил черных котов прислужниками сатаны. Там же он описал ритуал создания общины еретиков, во время которого участники кружка якобы целовали статую черного кота под хвост, а сам дьявол изображался получеловеком-полукотом. С тех пор черных котов истребляли как помощников ведьм и приспешников ада. Вот уж точно «только черному коту и не везет».


Часто коты изображены как некие иллюстрации к книжкам. И не просто так! Художники средневековья строго соблюдали правила символов, их религиозный характер не позволял авторам отходить от политики партии. Поэтому кошки, как союзники нечистых сил, на долгое время ушли из полноценных картин художников, иногда мелькая в иконописи как отображение лени и похоти, а иногда даже показывали обман и измену.


Даже страшно представить, кого он тут поймал:

Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост

На некоторых средневековых изображениях кошки присутствуют даже в сцене соблазнения Евы в райском саду. Но это редкие случаи, в то время коты перебрались на страницы книг и бестиариев (это богато украшенные сборники статей про животных, включая мифических, иногда с поучительными историями и наставлениями).


И вот для книжек авторы часто не заморачивались. К тому же во времена Средневековья художники не использовали правила перспективы, да и техники были довольно простые. Ведь практически вся живопись была религиозной, и значит тут нужно не любоваться красотой, а выдавать поучительные сюжеты и добавить нужных символов. А уж в книгах и подавно!


Коронованный кот?

Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост

А как вам кот-Папа Римский?

Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост

Еще одной побочной причиной таких странных изображений было желание художников наделить котов человеческими чертами и поведением. У пушистых появились брови, человеческие лица, они научились прибираться дома и играть на музыкальных инструментах. 

Мягко говоря, получалось так себе))


Эти коты явно видели многое:

Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост
Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост
Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост

Но такое безобразие не могло длиться долго, и скоро котов перестали обижать. Они снова стали любимцами народа и аристократов. Великий Леонардо да Винчи писал: «Любая домашняя кошка — это шедевр, созданный природой».


Леонардо да Винчи любил делать наброски котиков:

Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост

А некоторые правители были от котиков без ума. Например, царь Алексей Михайлович так любил своего кота, что якобы упросил голландского художника Фредерика де Мушерона нарисовать его портрет.


«Подлинное изображение кота Великого князя Московского Алексея Михайловича»

Почему котики на картинах Средневековья такие странные? Живопись, Картина, Искусство, Средневековье, Кот, Бестиарий, Страдающее средневековье, Художник, Смешные животные, Длиннопост

Как итог – не обижайте котиков, друзья! Это уже делали средневековые художники))


Найти другие истории из мира живописи можно в моем телеграм-канале: https://t.me/picturebymaslo

А если не любите телегу, то вот ссылка в инстаграмм: https://www.instagram.com/picturebymaslo

Добра!

Показать полностью 9
482

Как "зверь зовомый бабр" терзал русских художников

Никогда!


Слышите, никогда!


Никогда не используйте малоизвестных названий, которые к тому же созвучны с другими!

Это плохо заканчивается.


К примеру, на Руси тигра раньше называли "бабр". Но от этого не легче.


На Руси что тигра, что бабра отродясь никто не знал – у нас, чай, не Индия. Лиса, медведь или заяц какой – это пожалуйста, а вот бабр – извини, брат.


И во что это в итоге выливалось? Приведу один пример.


Существует очень популярная в Средние века книга «Христианская топография», которую написал еще в шестом веке – шестом, не шестнадцатом! – византийский купец и яростный любитель плоской Земли Козьма Индикоплов, то есть просто «Кузьма, плававший в Индию». Вот он на картине сербского художника Деяна Манделца.

Как "зверь зовомый бабр" терзал русских художников История, Животные, Мифические существа, Тигр, Средневековье, Живопись, Длиннопост

Сами понимаете, Индия в этом сочинении поминается достаточно часто – к примеру, автор рассказывает об охоте на тигров. А теперь посмотрите, как фразу «Тамошний земец стреляет зверь зовомый бабр» проиллюстрировали древнерусские художники XVII века, которые, сами понимаете, тигра в глаза не видели. Зато с фантазией у них, как и у всех художников, было хорошо.


Вариант № 1

Как "зверь зовомый бабр" терзал русских художников История, Животные, Мифические существа, Тигр, Средневековье, Живопись, Длиннопост

Вариант №2

Как "зверь зовомый бабр" терзал русских художников История, Животные, Мифические существа, Тигр, Средневековье, Живопись, Длиннопост

И вариант № 3, мой любимый. Больно уж неподдельное изумление написано на лице и у охотника, и у недостреленного «тигра».

Как "зверь зовомый бабр" терзал русских художников История, Животные, Мифические существа, Тигр, Средневековье, Живопись, Длиннопост

И – заметьте - все трое бабра обозвали «бобром».


Для таких вот несчастных художников, вынужденных придумывать облик хищного зверя в своей голове, какой-то бывалый человек тогда же, в XVII веке даже составил словесное описание тигра:


«Зверь бабр величеством болши лва, в шерстью глиннаст, а шерсть ниска, а по нем полосы черны поперег, а губа что у кота и прыск котовой, а сам черевист, ноги коротки и страшен, ногти что у льва».


Но только все не впрок. Путали и продолжали путать.


Допутались до памятника бабру в центре Иркутска, но об этом в другой раз.

____________________

Это глава из книги "Царский титул в картинках". Мои книги можно найти в моих группах:

Моя группа во ВКонтакте - https://vk.com/grgame

Моя группа в Фейсбук - https://www.facebook.com/BolsaaIgra/

Моя страница на "Автор.Тудей" - https://author.today/u/id86412741

________

Пы.Сы. Вот вам бонусом хищный зверь Вепреслон. К бабру не имеет никакого отношения, но уж очень он мне нравится.

Как "зверь зовомый бабр" терзал русских художников История, Животные, Мифические существа, Тигр, Средневековье, Живопись, Длиннопост
Показать полностью 5
50

Изабелла и горшок с базиликом

Девушка по имена Изабетта (Изабелла) из Мессины (Италия) повстречала однажды юношу своих лет по имени Лоренцо "и так пошло дело, что, одинаково понравившись взаимно, они в короткое время друг в друге уверились и совершили то, чего каждый из них наиболее желал".


О тайных свиданиях пары прознали братья Изабетты и "болтая и смеясь с Лоренцо по-прежнему, они притворились однажды, что отправляются втроем погулять за город и с собою повели Лоренцо; придя в одно очень уединенное, отдаленное место, они, воспользовавшись удобным случаем, убили вовсе не остерегавшегося Лоренцо и похоронили так, что никто того не заметил".

Изабелла и горшок с базиликом Живопись, Легенда, Декамерон, Бокаччо, Прерафаэлиты, Средневековье, Длиннопост

Изабетта очень огорчалась отсутствию любимого и спрашивала о нем у братьев, те же избегали отвечать ей. Однажды, заснув в слезах, она увидела во сне Лоренцо, бледного и растерзанного, в рваной и истлевшей одежде, который сказал ей: "О Изабетта, ты только и делаешь, что зовешь меня и печалишься о моем долгом отсутствии и жестоко винишь меня, проливая слезы; поэтому узнай, что я не могу более вернуться, ибо в тот день, когда ты видела меня в последний раз, твои братья меня убили" и указал место, где был похоронен.


Поутру Изабетта пошла туда и, раскопав в том месте, где земля была наименее твердой, нашла тело. Она охотно унесла бы с собою, если бы можно, все тело, чтобы предать его достойному погребению; но видя, что это невозможно, как сумела, отрезала ножом голову от туловища" и, завернув в платок, принесла домой. Дома же поместила голову в горшок с душистым базиликом, "который никогда ничем иным не поливала, как розовой или померанцевой водой, либо своими слезами".

Изабелла и горшок с базиликом Живопись, Легенда, Декамерон, Бокаччо, Прерафаэлиты, Средневековье, Длиннопост

Братья, приметив ее странное обыкновение сидеть днями возле горшка, забрали его у нее, а Изабетлла "от непрестанного плача и слез захворала и во время своей болезни только и просила, что о горшке. Юноши сильно изумились этим просьбам и потому пожелали увидеть, что там внутри; сняв землю, увидели плат, а в нем голову, еще не настолько разложившуюся, чтобы они не могли признать по волосам, что то голова Лоренцо".


Испугавшись, братья захоронили голову и бежали в Неаполь, а девушка "не перестававшая проливать слезы и все время просить о своем горшке, скончалась, плача; так кончилась ее несчастная любовь".


Цит. "Декамерон", Бокаччо (с сокращениями)

Изабелла и горшок с базиликом Живопись, Легенда, Декамерон, Бокаччо, Прерафаэлиты, Средневековье, Длиннопост

Сюжет лег в основу поэмы и был очень популярен у прерафаэлитов, поскольку те особенно любили мрачные средневековые истории о роковой любви и страдающих женщинах.

Изабелла и горшок с базиликом Живопись, Легенда, Декамерон, Бокаччо, Прерафаэлиты, Средневековье, Длиннопост
Изабелла и горшок с базиликом Живопись, Легенда, Декамерон, Бокаччо, Прерафаэлиты, Средневековье, Длиннопост
Показать полностью 5
131

Что тут происходит?

Что тут происходит? Маргиналии, Средневековье, Рисунок, Животные

На маргиналии (рисунок и запись на полях книг, рукописей, писем, содержащий комментарий, толкование, мнение относительно фрагментов текста или мыслей, вызванных ими) в виде животных часто изображались бытовые ситуации человеческого мира.


Лис (да, так изображали лису) предстает нам в образе епископа - в его лапах зажат посох, на голове его митра; правой лапой же он творит что-то, напоминающее жест благословения. Перед Лисом предстаёт его "паства" - утки или гуси, лебедь, цапля, петух и другие.


Данная маргиналия высмеивает духовенство, которое занимается лишь тем, что обирает свою паству, обманом вытягивая из них подати (Ведь, как известно, птица является лишь едой для лисы, которая с помощью хитрости отлавливает дичь).

263

Средневековые кролики-убийцы

Дролери (от французского drôlerie — шалость, чудачество), или маргиналии - это рисунки на полях средневековых рукописей. Их самая интересная особенность была в том, что такие развеселые рисунки-миниатюры обычно не имели никакого отношения к тексту.


Началом его принято считать XIII век: именно тогда у художников вошло в моду давать выход своей безудержной фантазии, обрушивая на читателя ворох шуточных сюжетов и нелепых зарисовок. Люди, животные и фантастические существа сходят с миниатюр на поля книжных страниц и начинают кувыркаться, плясать и разыгрывать целые сцены, смущая сбитого с толку читателя. Кролики-убийцы типичны для дролери.

Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии
Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии
Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии
Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии
Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии
Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии
Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии
Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии
Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии
Средневековые кролики-убийцы Кролик, Средневековье, Миниатюра, Рукопись, Рисунок, Шалость, Длиннопост, Маргиналии

Вопрос, почему именно кролики, остается открытым. Если взглянуть на миниатюры, становится видно, что кролики на них выполняют роль людей: охотятся, воюют, убивают, казнят людей (даже королей!), проводят церковные обряды (!) - и это притом, что разрисовывали рукописи в основном монахи. Возможно, в этом присутствует какой-то социальный подтекст, может быть даже политическая сатира. А возможно, монахам просто казалось забавным, что кролик - существо во всех отношениях безобидное и бесполезное, вдруг выступает в наиболее нетипичной кровожадной роли.


Есть еще схоластическое объяснение: зайцы (следовательно, и кролики) считаются нечистыми животными, это идет еще из Ветхого Завета (впрочем, несколько надумано, христианство не все заимствовало не глядя из Ветхого Завета). А собаки - наоборот, означают верность и добродетель. Так что кролики-убийцы символизируют грех и вред, который грех приносит людям, а собаки, которые часто противостоят кроликам на этих рисунках - символизируют борьбу с грехом. (Обратите внимание на миниатюру на которой коронованная собака наблюдает за тем как другие собаки штурмуют заячий замок).

Показать полностью 9
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: