Что такое туннельный эффект

11 февраля 2018 года самолёт Ан-148 Саратовских авиалиний потерпел крушение через несколько минут после вылета из Домодедово. Погибли все находившиеся на борту 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Недавно МАК выпустил окончательный отчёт о катастрофе. В нём называются её причины и проливается свет на то что происходило в тот момент в кабине пилотов.

Что такое туннельный эффект Авиация, Самолет, Авиакатастрофа, Расследование, Пилот, Психология, События, Длиннопост

Потерпевший крушение Ан-148


Самолёт направлялся из Москвы в Орск. Во время вылета температура была -5 градусов, шёл снег и было облачно. Взлёт прошёл штатно. При наборе высоты зазвучала сигнализация «СКОРОСТЬ СРАВНИ» свидетельствующая о расхождении показаний скорости разных датчиков. В этот момент высота полёта составляла около 2000 метров. Вскоре пилоты обнаружили что скорость воздушного судна меньше рекомендуемой и падает. Чтобы её набрать КВС отклонил штурвал «от себя», переведя самолёт в пикирование. Данный манёвр не оказал должного эффекта. Скорость продолжала снижаться. Командир держал нос лайнера опущенным пока тот на скорости около 800 км/ч врезался в землю.


Следователи пришли к выводу что основной причиной трагедии стали ошибки экипажа.


Так, самолёт прибыл в Домодедово с двухчасовым опозданием. КВС с целью «нагнать» расписание сократил время предполётной подготовки в два раза (до 18 минут). По этой же причине он отказался от противооблединительной обработки. В спешке при подготовке к вылету экипаж не включил обогрев датчиков скорости и не выполнил раздел контрольной карты «ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ».

Что такое туннельный эффект Авиация, Самолет, Авиакатастрофа, Расследование, Пилот, Психология, События, Длиннопост

Обломки потерпевшего крушение Ан-148


Несмотря на горящие на экране бортового компьютера уведомления об отсутствии обогрева датчиков, экипаж их либо проигнорировал, либо не заметил. Причём игнорирование подобных уведомлений, как показало расследование, носило в авиакомпании систематический характер. Установлено что за месяц до катастрофы самолёт этой же компании взлетал с красным уведомлением на экране «ВЗЛЕТ ЗАПРЕЩЕН».


Из-за отсутствия обогрева датчиков в процессе набора высоты они стали забиваться льдом. В результате показания скорости начали расходиться. При срабатывании сигнализации «СКОРОСТЬ СРАВНИ» экипаж не стал выполнять действия, прописанные в руководстве. При этом такая ситуация на тренажёре ими никогда не отрабатывалась. Экипаж не понимал причины колебаний показаний и не знал что нужно делать.


Между тем скорость, на которую ориентировался КВС, начала падать. Тогда он перешёл в режим ручного управления и опустил нос. В условиях падения скорости это логичное действие. Однако в данном случае оно не давало результатов, что приводило командира в ещё большее замешательство. Он сосредоточил всё внимание на скорости и попытках её увеличить, игнорируя показания других приборов и потеряв пространственную ориентировку. Это называется «туннельный эффект».

Что такое туннельный эффект Авиация, Самолет, Авиакатастрофа, Расследование, Пилот, Психология, События, Длиннопост

Кабина пилотов Ан-148


Однако второй пилот оценил ситуацию более правильно. Его показания скорости снижались медленнее. При этом он видел что из-за действий командира самолёт стремительно теряет высоту. Пилот спрашивал коллегу о его действиях, не совсем понимая их логику, и напоминал о необходимости контроля высоты. Но КВС грубо его осаживал.


Характерный диалог в кабине:

Второй пилот: «Куда ты вниз-то?»,

КВС: «Да потому что 250! Хорош пиз…еть».


На высоте 1500 метров сработало предупреждение о близости земли: «TERRAIN AHEAD. PULL UP». Тогда второй пилот начал тянуть штурвал «на себя», но КВС продолжал отклонять «от себя». Силы были равны поэтому изменить ситуацию второму пилоту не удалось. На высоте 300 метров, когда самолёт вышел из облаков, пилоты увидели перед собой приближающуюся землю. Штурвал на себя потянули оба, но было уже поздно.


В ходе расследования также была выявлена неработоспособность системы управления безопасностью полетов в авиакомпании и отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней. Это привело к выдаче свидетельств авиационного персонала и допуску к полетам экипажа, не в полной мере удовлетворяющего квалификационным требованиям.


30 мая 2018 года авиакомпания «Саратовские авиалинии» прекратила перевозки пассажиров в связи с аннулированием Росавиацией сертификата эксплуатанта.


(с) "Расследование авиакатастроф" в телеграме

https://t-do.ru/rumayday

Авиация и Техника

9.3K постов17.5K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
148
Автор поста оценил этот комментарий

Львиная доля катастроф - из-за долбаной экономии.

Тут противообледенительную жидкость пожалели, там через грозу поперлись чтобы керосин сэкономить, других пилотов на тренажере практически не тренировали - тренажерное время тоже дорогое...

А в итоге людям пиздец!

Этих бы руководителей всех авиакомпаний заставить по очереди летать на своих бортах - тогда может перестали бы думать только о деньгах...

раскрыть ветку (48)
77
Автор поста оценил этот комментарий

на самом деле львиная доля катастроф из-за долбоебов, сама по себе экономия не привела бы к катастрофе
1) экономия противообледенительной жидкости можно было элементарно компенсировать обогревом датчика, просто нажми ебаную кнопку которая итак горит, но пилоты решили проигнорить ее
2) полеты через грозу вообще не проблема, нормальные самолеты никогда не упадут из-за попадания молнии, облетать грозовое облако тратя на это миллионы денег не имеет смысла, ибо никогда проблем с этим не было (сухой упал из-за кривого самолета и ошибок экипажа)

я это к чему веду, экономить это нормально, просто нужно придерживаться остальных правил (которые написаны явно не дураками)

раскрыть ветку (39)
72
Автор поста оценил этот комментарий

Пассажирским самолётам категорически запрещается летать над грозовыми облаками не из-за молнии, а из-за сильных восходящий потоков

раскрыть ветку (16)
25
Автор поста оценил этот комментарий

Я читал, когда самолет на эшелоне - нельзя, ибо было овердохуя случаев, когда, залетая в грозу, восходящие потоки в считанные мгновения возносили самолёт до более чем 12500м, а на этой высоте уже нет подъемной силы. И самолёт выходя из грозового фронта сваливался в плоский штопор, из которого выйти гражданскому борту невозможно.

Но ведь когда взлёт или набор высоты полёт сквозь грозу не должен быть проблемой, разве не так?

раскрыть ветку (15)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Как самолёт может свалиться в плоский штопор, если он летит со скоростью 900 км/ч? Или он на высоте теряет скорость до нуля?
раскрыть ветку (4)
11
Автор поста оценил этот комментарий
Скорость бывает разная: путевая, истинная и приборная. Для удержания самолета в воздухе нужна истинная скорость - скорость самолета относительно воздуха. И чем меньше давление воздуха, тем больше должна быть эта скорость для удержания. При резком подъеме скорость уменьшается, двигатели получают меньше воздуха из-за давления - меньше тяги. Попутный ветер в 250 км/ч, например (если уж при грозовом фронте). В итоге здравствуйте, плоский штопор. А вывести из него магистральный самолет крайне сложно.

Не просто так ставят ограничение по высоте для самолета в 11км, например. Выше уже не факт, что самолет полетит или полетит как надо.
раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Реально бывает ветер 250 км/ч? Офигеть.
раскрыть ветку (1)
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Про ураганы мамка не рассказывала?

1
Автор поста оценил этот комментарий
Посмотри в ютубе черный ящик Тушки над Донецком. Слабоумие и отвага.
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Если жопа не тяжолая как у ту-154 то выходят из плоского штопора, а ту-154 и подобные надо порезать уже.
раскрыть ветку (9)
2
Автор поста оценил этот комментарий
А на ту 154 нельзя было на этот случай какие нибудь парашюты корректирующие или ракетные ускорители поставить чтобы из штопора вытаскивать?
раскрыть ветку (8)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Ускорители тоже пробовали, самолёт не факт что выдержит перегрузки от них. Но главный принцип другой: если ты завел машину в плоский штопор (а даже тушка этому заметно сопротивляется), то ты долбоеб и парашюты тебе не помогут.

11
Автор поста оценил этот комментарий

а можно катапульту на каждое сиденье поставить

раскрыть ветку (3)
3
Автор поста оценил этот комментарий
С кислородной маской и парашютом?
раскрыть ветку (2)
4
Автор поста оценил этот комментарий

ну и двигателями мягкой посадки для первого класса, всё как положено. Полная эвакуация в случае ЧП будет выглядеть фантастически

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Главное над каждым местом не забыть сделать отстреливающийся сегмент корпуса. И синхронизировать отстрел с катапультированием. А то будет выглядеть ещё более эпично
4
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Были тушки с противоштопорным парашютом, но это для экспиремента, а обычные без.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Не срабатывал?
раскрыть ветку (1)
2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Так это не для пассажирских самолетов усустройство было.
27
Автор поста оценил этот комментарий
1) экономия противообледенительной жидкости можно было элементарно компенсировать обогревом датчика, просто нажми ебаную кнопку которая итак горит, но пилоты решили проигнорить ее

Датчики противообледенительной жижей специально не обливают.Более того, это им только во вред. А вот один кэп сэкономил на сраном АТРе на "арктике" в Тюмени. 31 человек доэкономился вместе с ним.

2) полеты через грозу вообще не проблема, нормальные самолеты никогда не упадут из-за попадания молнии, облетать грозовое облако тратя на это миллионы денег не имеет смысла, ибо никогда проблем с этим не было (сухой упал из-за кривого самолета и ошибок экипажа)

Самолетам запрещено пролетать грозовые облака и их обходят. Сухой упал из-за ошибок экипажа, с самолетом все нормально.

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Глас разума. Всегда рад видеть твои комменты, товарисч.

28
Автор поста оценил этот комментарий

В грозу нельзя летать не из-за молнии. А из-за неебических воздушных потоков в грозовых облаках. Пролет грозовых облаков запрещен!

раскрыть ветку (1)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Даже посадка в грозу опасна из-за резких вертикальных потоков воздуха. Если попал в такой, то можешь сесть раньше чем хотел, даже толком не успев сообразить.
9
Автор поста оценил этот комментарий
полеты через грозу вообще не проблема, нормальные самолеты никогда не упадут из-за попадания молнии, облетать грозовое облако тратя на это миллионы денег не имеет смысла, ибо никогда проблем с этим не было

Ты же полнейшую херню несешь. Кто только тебя плюсует?

(сухой упал из-за кривого самолета и ошибок экипажа)

И в чем кривизна самолета? Видимо, ты основываешься на какой-то секретной информации, так как в предварительном отчете МАК никаких недостатков самолета указано не было, только ошибки экипажа.

1
Автор поста оценил этот комментарий
Кстати, по первому пункту. Поясните, почему, скажем, на заводе еще нельзя сделать так, чтоб обогрев включался автоматически при взлете, например?
раскрыть ветку (7)
8
Автор поста оценил этот комментарий

«Да потому что 250! Хорош пиз…еть»

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Хорош пиз...деть, Дринкинс! Раз уж взлетели, то всё равно сядем!

Там-тадам, тара-та-там-тадам!

Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий
На многих самолётах так и сделано. Но почему-то не на этом.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Или запрещал бы вылет когда горит красный индикатор на запрет вылета
1
Автор поста оценил этот комментарий

Потому что устаревший самолет украинской разработки, закупленный на волне "дружбы". На современных самолетах, в том числе на суперджетах, обогрев включается автоматически. Его даже при желании нельзя _выключить_, только наоборот - принудительно включить. Два состояния - либо авто, либо включено.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Такой вопрос. А зачем вы так выделили это?

самолет украинской разработки, закупленный на волне "дружбы"

Почему бы просто не написать, что модель самолёта устарела, без всяких выделений стран производителей и уж тем более замечаний по поводу "дружбы/вражды/вставьте_нужное_слово"? Ибо складывается ощущение, что вы тут хотите сказать, что "утку" с таким самолётом впарили специально, мол "наебали по-дружески"?

Автор поста оценил этот комментарий

Борт построен в Воронеже.

2
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
ПОЖ ( противо обл. жидкость) нужна чтоб на момент взлета ( от 0 до отрыва от земли) что бы на ВС не мог образоваться лед и даже иней. К моменту отрыва ВС должен быть чистым и от ПОЖ в том числе.
Проблема не в грозе (хотя от молнии не спасет защита, авионика 1н хрен горит частично), а в потоках воздуха которые создают запредельные нагрузки на плоскости и ломают их, + град тоже доставляет.
И еще про ПОЖ, если борт чистый и укладывается в допуски по обледенению то его нельзя обрабатывать, взлетит так. С помощью ПОЖ удаляют с поверхности лед до момента взлета, если нет условий этого самого льда даже при осадках то необрабатывают, хотя ПОС ( противообледенительная система) должна быть включена (и то там нюансы). Дешевле и лучше использовать тепловые пушки и чехлы для ВС чтоб убрать лед перез взлетом (но это долго), вот ПОЖ и спасает ваше время.
Автор поста оценил этот комментарий
А донецкий ту, который над грозой полез и сорвался в плоский штопор?
Автор поста оценил этот комментарий

вообще правила, руководства и инструкции на опасных производствах и для управления опасными машинами (ладно бы только самолетами) написаны кровью. зла не хватает на дебилов, которые этого не понимают

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
У нас в стране и половина дорожных знаков на крови поставлена..
1
Автор поста оценил этот комментарий
Грозовые облака крайне опасны для самолётов из-за сильной турбуленции, которая может перевернуть самолёт, а так же обледенения, града из-за попадания которого может повредиться двигатель, лобовое стекло и другие важные датчики. Пример: катастрофа a-330 Airfrance 2009 года
ещё комментарии
4
Автор поста оценил этот комментарий

У столь руководительных людей, как правило, дохуя родственников. По одному на каждый рейс. На самое гробовое по статистике место. По принципу: чем ближе степень родства тем в менее надёжный самолёт с наименее подготовленным экипажем садится.

5
Автор поста оценил этот комментарий
А они летают.
3
Автор поста оценил этот комментарий

А что авиакомпаниям? Были «Саратовские авиалинии», стали «Юбилейные авиалинии» и как будто ничего и не было.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

И налоговая льгота на три года. Только выиграли!

1
Автор поста оценил этот комментарий
Или руководителей и хозяев компаний сажали бы за катастрофы
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Дефективный менеджмент во всей красе.

Автор поста оценил этот комментарий
Не прокатит. Самолет, на котором летят руководители будет обслужен по высшему
Автор поста оценил этот комментарий

Какая интересная у вас аватарка...

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку