6135

Что такое туннельный эффект

11 февраля 2018 года самолёт Ан-148 Саратовских авиалиний потерпел крушение через несколько минут после вылета из Домодедово. Погибли все находившиеся на борту 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Недавно МАК выпустил окончательный отчёт о катастрофе. В нём называются её причины и проливается свет на то что происходило в тот момент в кабине пилотов.

Что такое туннельный эффект Авиация, Самолет, Авиакатастрофа, Расследование, Пилот, Психология, События, Длиннопост

Потерпевший крушение Ан-148


Самолёт направлялся из Москвы в Орск. Во время вылета температура была -5 градусов, шёл снег и было облачно. Взлёт прошёл штатно. При наборе высоты зазвучала сигнализация «СКОРОСТЬ СРАВНИ» свидетельствующая о расхождении показаний скорости разных датчиков. В этот момент высота полёта составляла около 2000 метров. Вскоре пилоты обнаружили что скорость воздушного судна меньше рекомендуемой и падает. Чтобы её набрать КВС отклонил штурвал «от себя», переведя самолёт в пикирование. Данный манёвр не оказал должного эффекта. Скорость продолжала снижаться. Командир держал нос лайнера опущенным пока тот на скорости около 800 км/ч врезался в землю.


Следователи пришли к выводу что основной причиной трагедии стали ошибки экипажа.


Так, самолёт прибыл в Домодедово с двухчасовым опозданием. КВС с целью «нагнать» расписание сократил время предполётной подготовки в два раза (до 18 минут). По этой же причине он отказался от противооблединительной обработки. В спешке при подготовке к вылету экипаж не включил обогрев датчиков скорости и не выполнил раздел контрольной карты «ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ».

Что такое туннельный эффект Авиация, Самолет, Авиакатастрофа, Расследование, Пилот, Психология, События, Длиннопост

Обломки потерпевшего крушение Ан-148


Несмотря на горящие на экране бортового компьютера уведомления об отсутствии обогрева датчиков, экипаж их либо проигнорировал, либо не заметил. Причём игнорирование подобных уведомлений, как показало расследование, носило в авиакомпании систематический характер. Установлено что за месяц до катастрофы самолёт этой же компании взлетал с красным уведомлением на экране «ВЗЛЕТ ЗАПРЕЩЕН».


Из-за отсутствия обогрева датчиков в процессе набора высоты они стали забиваться льдом. В результате показания скорости начали расходиться. При срабатывании сигнализации «СКОРОСТЬ СРАВНИ» экипаж не стал выполнять действия, прописанные в руководстве. При этом такая ситуация на тренажёре ими никогда не отрабатывалась. Экипаж не понимал причины колебаний показаний и не знал что нужно делать.


Между тем скорость, на которую ориентировался КВС, начала падать. Тогда он перешёл в режим ручного управления и опустил нос. В условиях падения скорости это логичное действие. Однако в данном случае оно не давало результатов, что приводило командира в ещё большее замешательство. Он сосредоточил всё внимание на скорости и попытках её увеличить, игнорируя показания других приборов и потеряв пространственную ориентировку. Это называется «туннельный эффект».

Что такое туннельный эффект Авиация, Самолет, Авиакатастрофа, Расследование, Пилот, Психология, События, Длиннопост

Кабина пилотов Ан-148


Однако второй пилот оценил ситуацию более правильно. Его показания скорости снижались медленнее. При этом он видел что из-за действий командира самолёт стремительно теряет высоту. Пилот спрашивал коллегу о его действиях, не совсем понимая их логику, и напоминал о необходимости контроля высоты. Но КВС грубо его осаживал.


Характерный диалог в кабине:

Второй пилот: «Куда ты вниз-то?»,

КВС: «Да потому что 250! Хорош пиз…еть».


На высоте 1500 метров сработало предупреждение о близости земли: «TERRAIN AHEAD. PULL UP». Тогда второй пилот начал тянуть штурвал «на себя», но КВС продолжал отклонять «от себя». Силы были равны поэтому изменить ситуацию второму пилоту не удалось. На высоте 300 метров, когда самолёт вышел из облаков, пилоты увидели перед собой приближающуюся землю. Штурвал на себя потянули оба, но было уже поздно.


В ходе расследования также была выявлена неработоспособность системы управления безопасностью полетов в авиакомпании и отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней. Это привело к выдаче свидетельств авиационного персонала и допуску к полетам экипажа, не в полной мере удовлетворяющего квалификационным требованиям.


30 мая 2018 года авиакомпания «Саратовские авиалинии» прекратила перевозки пассажиров в связи с аннулированием Росавиацией сертификата эксплуатанта.


(с) "Расследование авиакатастроф" в телеграме

https://t-do.ru/rumayday

Найдены возможные дубликаты

+520

Жесть КВС по-ходу вообще по пояс деревянный. Был.

раскрыть ветку 299
+416
Не только КВС, а целая АВИАКОМПАНИЯ!
раскрыть ветку 156
+310

И не только Авиакомпания, а

отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней

Ну впрочем ничего нового, интересно, хоть наказали этих контроллеров или пальчиком пожурили.

раскрыть ветку 49
+102
Не только авиакомпания, а вся авиаотрасль в нашей стране находится в глубочайшей заднице! Начиная с училищ.
раскрыть ветку 14
+15
Как обидно стать жертвой повального распиздяйства.
раскрыть ветку 1
+10

Прикольно вы схавали инфу, которую по телевизору показывают.  Авиакомпания ничем не лучше и не хуже остальных. Если и есть проблемы, то во всей отрасли.  А авиакомпанию загнобили специально, так как нужно будет закрывать старый аэропорт в Саратове, который принадлежит Саравии, потому что построили новый. А Саравиа, как собственник собиралась, вопреки желанию губернатора и Вячеслава Викторовича из Думы, эксплуатировать аэропорт и дальше. А тут и катастрофа "удачно" под вернулась. Нужно иногда читать между строк, прежде чем делать поверхностные выводы.

раскрыть ветку 13
+7
Наплодили мелких компаний, у которых небось ни денег ни людей нет следить за безопасностью и персоналом, на законодательном уровне нельзя задать стандарты этого и закрыть все компании им не соответствующие?
раскрыть ветку 31
+5
А шо, в других авиакомпаниях все иначе?
раскрыть ветку 41
+1
эти региональные авиакомпании сами дохнут раз в 3 года, господержку получат тендер возьмут ,всем все задолжают и банкрот
+130

Дело не в туннельном эффекте, а в том что сознательно клали на инструкции и регламенты, потому что они конечно лучше знают, "не даром профессионалы". Если такое сплошь и рядом, начиная с банального автосервиса или строительной бригады, то чем авиация лучше?

раскрыть ветку 60
+101

Смотрел ролики Лари Хона про стрительство каркасных домов в Америке. Сам он плотник, молотком машет — залюбуешься. И у него то и дело звучат фразы типа: "здесь мы забиваем три гвоздя, как требуют местные стрительные нормы", "тут мы используем доску 1,5 дюйма, как требуют местные строительные нормы". "В вашем регионе номы могут быть другие, уточните этот момент". И никаких "амывегдатакделаем, пикто не жаловался".


Справедливости ради надо сказать, что за бугром пилоты тоже бывает косяки упарывают. Заход на посадку, индикатор показывает, что передняя стойка не вышла. Всесто того, чтобы послать бортмеханика (или второго пилота) в "трюм" и посмотреть глазами на стойку (можно было), они вдвоём до последнего втыкали в лампочку и гадали — перегорела или не вышла.

раскрыть ветку 41
+14

Самолёт не знал, тренажи мало проходил, у нас тоже такой есть, заставлять приходится в кабине сидеть перед полетами, весь "я сам знаю, что вы мне тут рассказываете" а потом прилетает как-то и говорит, двигатель что-то не тянет, скорость набрать не мог. Смотрим по объективному контролю, а он шасси забыл убрать...это при том что куча световой сигнализации прозрачно намекающей на то, что шасси не убраны, пилоты попадаются разные

раскрыть ветку 4
+13

У них самолёты были на грани, исправно только совсем уж критическое оборудование. Поэтому и привыкли к дискотеке из ошибок.

Живя долгое время в Саратове, я могу сказать, что в первую очередь вина ебаного саравиа (кстати, владельцы единственного аэропорта и до отзыва лицензии никого не пускали, считай монополисты). Я вот раз сел на нерасчищенную от снега полосу, фактически в сугроб. Пилот судя по всему по памяти на полосу садился, потому что я не увидел ни света, ни полосы, даже после посадки, когда на своих 2х стоял на земле на улице, ждал автобус и рассматривал обстановку 10 минут (замерз и заболел, суки).

раскрыть ветку 4
0

Да, я там в соседнем комментарии притащил любимые моменты из отчёта #comment_146045254

Главная проблема не в поведении КВС-а когда нештатная ситуация начала развиваться, а в том, что экипаж делал до этого, в том числе в предыдущих полётах.

0

Во-во. Кладут на инструкции во всех областях, начиная с решений на уровне государства, кончая соблюдением ПДД. Менталитет такой... От этого у нас страна в жопе и никто не хочет иметь с такой страной дел. Порой хочется взять и уехать подальше. Туда, где соблюдаются правила, законы, инструкции.

раскрыть ветку 5
0
Эффект идиота скорее всего
+20
Это показатель системы подготовки пилотов в стране - можно сказать, на самую ответственную должность в авиации
из-за безответственности на местах как-то попал слабо подготовленный кадр, который при такой нештатной ситуации не смог правильно её оценить.
раскрыть ветку 3
+7

Не слабо подготовленный, а чей-то сынок, внучок. Который в рот целовал занятия. Нормальные ребята без работы сидят. Учат всех одинаково, а востребованность наших КВС в мире высокая, другое дело, что многим нашим не даётся иностранный язык

раскрыть ветку 2
+27
Это не тунельный эффект, это тотальное распиздяйство связанное с деградацией отраслии. Не подготовили к обледенению, не включили обогрев датчиков, не выполнили подготовку, проигнорировали предупреждение. Это же пиздец, это не 1-2 ошибки, это систематическое пренебрежение правилами.
раскрыть ветку 5
+5

Физика мне, конечно, аттестат подпортила, но как?? при минусовой температуре можно отказаться от обработки против обледенения?

Я, блять, в шоке. Задержка у них была 15 минут!

Я, блин, когда земля льдом покрывается - натираю подошвы сапог шкурками от картошки, чтобы не скользило, а тут подготовку целого сраного самолёта похерили!

раскрыть ветку 3
+1
И такое распиздяйство к сожалению в любой отрасли, куда ни ткни
+11
Меня вот это смутило: "Установлено что за месяц до катастрофы самолёт этой же компании взлетал с красным уведомлением на экране «ВЗЛЕТ ЗАПРЕЩЕН»."
Интересно, КВС был тот же? Если нет, как себя чувствует сейчас тот КВС который взлетел с этой надписью?
раскрыть ветку 2
+2

Выиграл в лотерею и открыл свой бизнес ... как вариант 🤔

0
В отчёте написано. Было несколько случаев, в том числе два с данным КВС. Рано или поздно они должны были упасть.
+11
Хуй с припаянной башкой он был
+44

справедливости ради, это весьма нетипичная поломка. когда я на тренажере баловался, мне инструктор подкинул такую поломку, да еще и при включенном автопилоте. я сижу и думаю, а чего это у меня самолет сам собой на взлетный режим вышел? пока сообразил, поздно было, развалился в воздухе. в реальности, под давлением стресса, вообще несложно потерять контроль над ситуацией, имхо.

раскрыть ветку 66
+46
Рядом был голос разума в виде второго пилота + все приборы просто кричали о том, что нужно, блядь, выровнять судно, а не тупо держать пике
раскрыть ветку 2
+52

ну, если так прохладно относиться к чтению контрольной карты, игнорировать горящие лампочки, то будет много интересных и нетипичных поломок. На тренажере это интересно, а в реальности очень плохо заканчивается.

раскрыть ветку 3
+21

"второй пилот начал тянуть штурвал на себя, но КВС продолжал отклонять от себя" - там походу не в тренированности а в полном её отсутствии, работают только те, кто в китай не смог уехать работать

+48
Людям, которые теряют контполь под давлением стресса не место за штурвалом ВС
ещё комментарии
+8
А я то думала что в пилоты только стрессоустойчивых берут!но я то почему тачку прогреваю перед тем как ехать,а тут самолёт решили отправить без защиты от холода
раскрыть ветку 2
+50

Речь вообще не о поломке, а о том, что он тупо летел в землю. Хотя, даже я бы понял, что при сигнализации «СКОРОСТЬ СРАВНИ» верить указателю скорости не стоит, и надо (немного) подумать.

раскрыть ветку 46