6168

Что такое туннельный эффект

11 февраля 2018 года самолёт Ан-148 Саратовских авиалиний потерпел крушение через несколько минут после вылета из Домодедово. Погибли все находившиеся на борту 65 пассажиров и 6 членов экипажа. Недавно МАК выпустил окончательный отчёт о катастрофе. В нём называются её причины и проливается свет на то что происходило в тот момент в кабине пилотов.

Что такое туннельный эффект Авиация, Самолет, Авиакатастрофа, Расследование, Пилот, Психология, События, Длиннопост

Потерпевший крушение Ан-148


Самолёт направлялся из Москвы в Орск. Во время вылета температура была -5 градусов, шёл снег и было облачно. Взлёт прошёл штатно. При наборе высоты зазвучала сигнализация «СКОРОСТЬ СРАВНИ» свидетельствующая о расхождении показаний скорости разных датчиков. В этот момент высота полёта составляла около 2000 метров. Вскоре пилоты обнаружили что скорость воздушного судна меньше рекомендуемой и падает. Чтобы её набрать КВС отклонил штурвал «от себя», переведя самолёт в пикирование. Данный манёвр не оказал должного эффекта. Скорость продолжала снижаться. Командир держал нос лайнера опущенным пока тот на скорости около 800 км/ч врезался в землю.


Следователи пришли к выводу что основной причиной трагедии стали ошибки экипажа.


Так, самолёт прибыл в Домодедово с двухчасовым опозданием. КВС с целью «нагнать» расписание сократил время предполётной подготовки в два раза (до 18 минут). По этой же причине он отказался от противооблединительной обработки. В спешке при подготовке к вылету экипаж не включил обогрев датчиков скорости и не выполнил раздел контрольной карты «ПЕРЕД ВЗЛЕТОМ».

Что такое туннельный эффект Авиация, Самолет, Авиакатастрофа, Расследование, Пилот, Психология, События, Длиннопост

Обломки потерпевшего крушение Ан-148


Несмотря на горящие на экране бортового компьютера уведомления об отсутствии обогрева датчиков, экипаж их либо проигнорировал, либо не заметил. Причём игнорирование подобных уведомлений, как показало расследование, носило в авиакомпании систематический характер. Установлено что за месяц до катастрофы самолёт этой же компании взлетал с красным уведомлением на экране «ВЗЛЕТ ЗАПРЕЩЕН».


Из-за отсутствия обогрева датчиков в процессе набора высоты они стали забиваться льдом. В результате показания скорости начали расходиться. При срабатывании сигнализации «СКОРОСТЬ СРАВНИ» экипаж не стал выполнять действия, прописанные в руководстве. При этом такая ситуация на тренажёре ими никогда не отрабатывалась. Экипаж не понимал причины колебаний показаний и не знал что нужно делать.


Между тем скорость, на которую ориентировался КВС, начала падать. Тогда он перешёл в режим ручного управления и опустил нос. В условиях падения скорости это логичное действие. Однако в данном случае оно не давало результатов, что приводило командира в ещё большее замешательство. Он сосредоточил всё внимание на скорости и попытках её увеличить, игнорируя показания других приборов и потеряв пространственную ориентировку. Это называется «туннельный эффект».

Что такое туннельный эффект Авиация, Самолет, Авиакатастрофа, Расследование, Пилот, Психология, События, Длиннопост

Кабина пилотов Ан-148


Однако второй пилот оценил ситуацию более правильно. Его показания скорости снижались медленнее. При этом он видел что из-за действий командира самолёт стремительно теряет высоту. Пилот спрашивал коллегу о его действиях, не совсем понимая их логику, и напоминал о необходимости контроля высоты. Но КВС грубо его осаживал.


Характерный диалог в кабине:

Второй пилот: «Куда ты вниз-то?»,

КВС: «Да потому что 250! Хорош пиз…еть».


На высоте 1500 метров сработало предупреждение о близости земли: «TERRAIN AHEAD. PULL UP». Тогда второй пилот начал тянуть штурвал «на себя», но КВС продолжал отклонять «от себя». Силы были равны поэтому изменить ситуацию второму пилоту не удалось. На высоте 300 метров, когда самолёт вышел из облаков, пилоты увидели перед собой приближающуюся землю. Штурвал на себя потянули оба, но было уже поздно.


В ходе расследования также была выявлена неработоспособность системы управления безопасностью полетов в авиакомпании и отсутствие контроля за уровнем подготовки членов экипажа со стороны авиационных властей всех уровней. Это привело к выдаче свидетельств авиационного персонала и допуску к полетам экипажа, не в полной мере удовлетворяющего квалификационным требованиям.


30 мая 2018 года авиакомпания «Саратовские авиалинии» прекратила перевозки пассажиров в связи с аннулированием Росавиацией сертификата эксплуатанта.


(с) "Расследование авиакатастроф" в телеграме

https://t-do.ru/rumayday

Найдены возможные дубликаты

+863

Жизни лишились 71 человек из-за 18 минут, из-за страха потерять премию/лояльность начальства. Что в голове у ублюдков топ менеджеров ? Что в голове было у пилотов ? Сэкономил время ? Люди очнитесь ! Даже на тех предприятиях где от людей не зависят жизни хватит позволять себя эксплуатировать за подачку , за одобрительный кивок или похлопывание по плечу. Этого никто не ценит! Вы угробите здоровье, отношения , жизнь, а вас заменят и выкинут на помойку. Работать нужно и работать нужно хорошо, но вьебывать и перерабатывать на постоянной основе, чтобы кто-то смог купить квартиру не 5 комнат, а 6? Слетать на отдых не один раз за год, а два ? Купить машину не прошлого года, а этого в люкс комплектации ? Жизнь одна - берегите себя.

раскрыть ветку 169
+208

Сомневаюсь что КВС думал о чем то подобном. Скорее всего он делал это потому что и раньше делал, но тогда ПРОКАТЫВАЛО. А в этот раз не прокатило.

раскрыть ветку 35
+68

Тут просто в посте не всё написано, там в авиакомпании нормальной практикой было дефекты записывать не на отрывные листы, а на обложку журнала. И потом галочкой закрывать, лол.

Экипаж привык летать со странными отказами, поэтому полностью игнорировал экран КИСС (Комплексный индикатор систем и сигнализации), потому что там всегда была какая-нибудь фигня.

раскрыть ветку 6
+82

В точку! Как и с Корогодиным, который полез грозу сверху на тушке перепрыгивать. Сто раз прокатывало, а турки лохи ушли обратно, ща мы им покажем как летать надо! Итоги собирали под Донецком.

раскрыть ветку 14
+39

Вспомнил слова своего деда про прокатило (за давностью лет осталась лишь суть):

Вот на ЖД, допустим чехи нормальную технику делают а наши раздолбаи. Постоянно ломается!

А все почему? За чешскую технику ебут сильнее и регламент выполняется!

Если положено прошприцевать буксу в определенный интервал, то поди и сделай. На наших тепловозах тоже положено, но ебись оно в рот работать. Три раза просрал сроки, работает же! На четвертый букса заклинила и все разнесло. Не умеют строить, ломается...


И это наше авось проканает - оно, сука, повсюду.

+40

Вот уж извините, но надо сильно отбитым быть на голову пилотом, чтобы игнорировать показания всех других приборов и смотреть только на один сраный датчик скорости, принимая решения только по нему....

Уверен, что другие пилоты, если они тут есть, согласятся, что решения командира были крайне неразумными. Мне кажется, что с таким уровнем подготовки нельзя за штурвал

раскрыть ветку 10
+2

Когда то же он совершил сделку со своей совестью

+124

Люди прут на красный, чтобы домой на 5 минут раньше доехать... А тут целая премия. Поэтому контроль и нужен, на разумность надежды мало.

раскрыть ветку 25
+91
Я тут ехал мимо городка одного, ехал 60 не нарушая правил, так меня через сплошную и перед поворотом обгоняет какой то долбаеб, чуть не въезжает во встречку, а дальше, через 150 метров он поворачивает во двор, в итоге он сэкономил ровно 10 секунд и чуть встречку ебалом не встретил, не говоря уже про нарушение ППД, видимо сильно срать хотел, поэтому так домой летел.
раскрыть ветку 16
+3

Друже, я год назад ехал с товарищем ночью по Пироговской набережной в Петербурге. Мимо нас бодро пролетает тайота - километров 160-180 летела. Мы с товарищем ещё подумали - ну не долбоклюи ли же? Едем дальше. Проходит пару минут - стоит куча машин, и эта тайота намотанная на столб - стоны, крики, пытались всем миром их оттуда вытащить, через какое-то время спасатели даже приехали - а в итоге два жмура. Куда эти герои летели, о чем думали? Хорошо столб, а не встречая полоса.

раскрыть ветку 1
-5

Что вы говорите, какой такой контроль, это же получается "полицейское государство"!! (голосом Латыниной)

раскрыть ветку 1
ещё комментарии
0

Прут от того, что абсолютно не понимают, к чему приводят такие действия. Может в автошколах стоит показывать результаты аварий без цензуры? Так, чтоб с кровью, кишками, оторванными конечностями. Когда такое видишь даже на фотографиях, это очень отрезвляет.

раскрыть ветку 3
+53
Истину говориш. У нас женщина контролёр службы качества умерла в субботу. Что то с органами. Они просто отказали(не уточнял, могу путать). Дак вот, она проработала 27 лет на заводе. Работала сверх урочно и в выходные. Ни когда не отказывалась. А тут плохо стало. Увезли в больницу и человек умер через месяц. Когда пришла дочь на завод, попросить денег на лекарства и лечения (когда ещё жива была у неё мама, конечно), дак ей 5000 р дали. Сраных ПЯТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ!!! ни когда не забуду, как она умоляла нас в отделе помочь. Мы отделом в три раза больше собрали. Вот и думайте. 49 лет ей было. Пол жизни на заводе отработала. Земля пухом ей!!!
раскрыть ветку 4
+35

Работай дурачок, получишь значек. Все уже придумано до нас

раскрыть ветку 1
-1

Офигеть просто...


У вас так везде или это исключение из правил?

раскрыть ветку 1
+309

Поправка: жизни лишились 70 человек и один долбоёб, лишивший их жизни.

раскрыть ветку 69
+189

У вообще читал целиком? Не было контроля за уровнем подготовки персонала, на тренажёрах такую ситуацию не отрабатывали. Вообще всем насрать было - в авиакомпании, и в росавиации какой-нибудь...

раскрыть ветку 57
-4
Почему один?
раскрыть ветку 7
-38

Он не человек? Ты не совершал ошибок в жизни?

раскрыть ветку 2
ещё комментарии
+3

У меня слова Лаврова  появляются перед глазами, когда на стройке важных объектов начальники рапортуют, что заканчивают объект с опережением графика на месяц или несколько месяцев.  Это значит, что строили на тяп-ляп с нарушением норм и т.д. и это слышу по новостям часто

+2
У меня друг работает машинистом грузовых составов. И он рассказывал, что у них есть положенное время работы, больше нельзя по регламенту. И вот бывают ситуации, когда по какой-либо причине состав идёт с опозданием (например, пропускали пассажирский). Время отработки закончилось. В этом случае друг останавливает состав, сообщает деспетчеру, мол, я дальше не поеду, присылайте смену. Диспетчер начинает уговаривать, что осталось чуть-чуть и пр. Друг стоит на своём, т.к. если что случится, повесят на него, мол, ехал сверх нормы часов, был не в адеквате. Ну и естественно его за такую принципиальность в "верхушке" не особо любят.
+2
Страшно...
+3

Что в голове у людей, перебегающих дорогу на красный, переезжающих переезд перед идущим поездом, притормаживающие руками вращающиеся детали на производстве и тд. Экономия 1 мин.? Думаю, это какое-то психологические отклонение.

+2
Нет люди лишились жизней потому, что кто-то получил взятку и допустил то чего допускать нельзя.
раскрыть ветку 2
+11
Да там и без взяток халатности хоть отбавляй. Проблема в том, что контролирующие сами нуждаются в контроле
+3

Я думаю не взятку, а простое попустительство.

+1

Там всё было вовсе не из-за 18 минут. В данной АК привыкли класть болт на предупреждения на дисплее. Это чётко написано в отчёте. Они почти все рейсы делали с несколькими предупреждениями перед взлётом. В итоге между не самыми важными предупреждениями затесались очень важные "не включен обогрев ппд". Но пилоты этой АК привыкли, что в каждом рейсе у них там что-то написано, поэтому не увидели действительно важное предупреждение.

Главной причиной был не тоннельный эффект КВС-а, а хреновый CRM в экипажах данной АК. Один не выполнил чеклист, второй должен указать на это. И так по каждой операции.

Кстати, второй пилот не просто оценивал всё более правильно, он ещё и в какой-то момент взял штурвал на себя (когда понял, что КВС не реагирует). Но Ан-148 имеет FBW управление, поэтому действия пилотов суммировались, в итоге по тангажу получался примерно ноль. Там вообще не всё так просто. Самолёт имеет довольно навороченную систему управления, которая реагирует на отклонения штурвалов по-разному в разной ситуации. В отчёте этому посвящено много страниц, рекомендую ознакомиться, это действительно интересно.

раскрыть ветку 4
0
Но Ан-148 имеет FBW управление, поэтому действия пилотов суммировались

На Ан-148 жестко соединенные штурвальные колонки, поэтому двигаются они синхронно. Рассоединения ни по тангажу, ни по крену выполнено не было.

раскрыть ветку 3
0
Именно поэтому уволился с работы из Роснефти, занимая пост начальника.
0
Отменить премии и просто им платить большой оклад чтобы не дергались
раскрыть ветку 4
-2
Человек животное рациональное. Без премий все вопросы будут решаться по принципу "как мне легче", и авиакомпании пойдут по миру.
раскрыть ветку 3
-11

это капитализм

раскрыть ветку 12
0

Да глупости это всё! Хаха! Быть такого НЕ_МО_ЖЕТ)) https://youtu.be/2hBxg23z3bg  https://youtu.be/YU6fkNlxiCw?list=PLrULWNBdKzUiPlDTQgWwAKi6Y...

-7

Люди не видят и не хотят видеть очевидного - виновата система, а не отдельный Петя, Вова, Вася. При капитализме всегда на первом месте будут стоять бабло, прибыль, экономия на всём. Каждый стремиться урвать кусок побольше, а общественные интересы и человеческие жизни - дело десятое.

раскрыть ветку 10
ещё комментарии
ещё комментарии
-1
Бля ахуенно сказал
+19

КВС отказался от противооблединительной обработки, то есть это не обязательная процедура, а желание КВС? А если, допустим, впереди гроза, но КВС не терпится лететь, то самолёт полетит? Пассажирам сообщают о таких желаниях командира? Я наивный, видимо:)

раскрыть ветку 4
+7

Да, КВС всё решает на борту в соответствии с регламентами (в идеале) и несёт ответственность. Диспетчер даёт информацию и рекомендации.

+3

Она может и не нужна, а вот обогрев ПВД даже летом полезен.

+1

Если не ошибаюсь, решение принимает как представитель наземной службы, так и КВС. Если хотя бы один из них настоит, то второй не имеет права отказываться. Обработка не производится только в случае, если оба сочтут это необязательным.

+1
Решение об противообледенительной обработке принимается согласованно КВС и техником ответственным за выпуск вс
+136

Львиная доля катастроф - из-за долбаной экономии.

Тут противообледенительную жидкость пожалели, там через грозу поперлись чтобы керосин сэкономить, других пилотов на тренажере практически не тренировали - тренажерное время тоже дорогое...

А в итоге людям пиздец!

Этих бы руководителей всех авиакомпаний заставить по очереди летать на своих бортах - тогда может перестали бы думать только о деньгах...

раскрыть ветку 48
+45

на самом деле львиная доля катастроф из-за долбоебов, сама по себе экономия не привела бы к катастрофе
1) экономия противообледенительной жидкости можно было элементарно компенсировать обогревом датчика, просто нажми ебаную кнопку которая итак горит, но пилоты решили проигнорить ее
2) полеты через грозу вообще не проблема, нормальные самолеты никогда не упадут из-за попадания молнии, облетать грозовое облако тратя на это миллионы денег не имеет смысла, ибо никогда проблем с этим не было (сухой упал из-за кривого самолета и ошибок экипажа)

я это к чему веду, экономить это нормально, просто нужно придерживаться остальных правил (которые написаны явно не дураками)

раскрыть ветку 39
+66

Пассажирским самолётам категорически запрещается летать над грозовыми облаками не из-за молнии, а из-за сильных восходящий потоков

раскрыть ветку 16
+25
1) экономия противообледенительной жидкости можно было элементарно компенсировать обогревом датчика, просто нажми ебаную кнопку которая итак горит, но пилоты решили проигнорить ее

Датчики противообледенительной жижей специально не обливают.Более того, это им только во вред. А вот один кэп сэкономил на сраном АТРе на "арктике" в Тюмени. 31 человек доэкономился вместе с ним.

2) полеты через грозу вообще не проблема, нормальные самолеты никогда не упадут из-за попадания молнии, облетать грозовое облако тратя на это миллионы денег не имеет смысла, ибо никогда проблем с этим не было (сухой упал из-за кривого самолета и ошибок экипажа)

Самолетам запрещено пролетать грозовые облака и их обходят. Сухой упал из-за ошибок экипажа, с самолетом все нормально.

раскрыть ветку 1
+24

В грозу нельзя летать не из-за молнии. А из-за неебических воздушных потоков в грозовых облаках. Пролет грозовых облаков запрещен!

раскрыть ветку 1
+6
полеты через грозу вообще не проблема, нормальные самолеты никогда не упадут из-за попадания молнии, облетать грозовое облако тратя на это миллионы денег не имеет смысла, ибо никогда проблем с этим не было

Ты же полнейшую херню несешь. Кто только тебя плюсует?

(сухой упал из-за кривого самолета и ошибок экипажа)

И в чем кривизна самолета? Видимо, ты основываешься на какой-то секретной информации, так как в предварительном отчете МАК никаких недостатков самолета указано не было, только ошибки экипажа.

+1
Кстати, по первому пункту. Поясните, почему, скажем, на заводе еще нельзя сделать так, чтоб обогрев включался автоматически при взлете, например?
раскрыть ветку 7
+1
ПОЖ ( противо обл. жидкость) нужна чтоб на момент взлета ( от 0 до отрыва от земли) что бы на ВС не мог образоваться лед и даже иней. К моменту отрыва ВС должен быть чистым и от ПОЖ в том числе.
Проблема не в грозе (хотя от молнии не спасет защита, авионика 1н хрен горит частично), а в потоках воздуха которые создают запредельные нагрузки на плоскости и ломают их, + град тоже доставляет.
И еще про ПОЖ, если борт чистый и укладывается в допуски по обледенению то его нельзя обрабатывать, взлетит так. С помощью ПОЖ удаляют с поверхности лед до момента взлета, если нет условий этого самого льда даже при осадках то необрабатывают, хотя ПОС ( противообледенительная система) должна быть включена (и то там нюансы). Дешевле и лучше использовать тепловые пушки и чехлы для ВС чтоб убрать лед перез взлетом (но это долго), вот ПОЖ и спасает ваше время.
0

вообще правила, руководства и инструкции на опасных производствах и для управления опасными машинами (ладно бы только самолетами) написаны кровью. зла не хватает на дебилов, которые этого не понимают

раскрыть ветку 1
0
А донецкий ту, который над грозой полез и сорвался в плоский штопор?
0
Грозовые облака крайне опасны для самолётов из-за сильной турбуленции, которая может перевернуть самолёт, а так же обледенения, града из-за попадания которого может повредиться двигатель, лобовое стекло и другие важные датчики. Пример: катастрофа a-330 Airfrance 2009 года
-10

Сухой упал? Мда, видимо из разряда: "А вот и секретные документы подъехали!" (с)

раскрыть ветку 3
ещё комментарии
+2

У столь руководительных людей, как правило, дохуя родственников. По одному на каждый рейс. На самое гробовое по статистике место. По принципу: чем ближе степень родства тем в менее надёжный самолёт с наименее подготовленным экипажем садится.

0
А они летают.
0

А что авиакомпаниям? Были «Саратовские авиалинии», стали «Юбилейные авиалинии» и как будто ничего и не было.

раскрыть ветку 1
0

И налоговая льгота на три года. Только выиграли!

0
Или руководителей и хозяев компаний сажали бы за катастрофы
-1

Дефективный менеджмент во всей красе.

-1
Не прокатит. Самолет, на котором летят руководители будет обслужен по высшему
-1

Какая интересная у вас аватарка...

+524

Жесть КВС по-ходу вообще по пояс деревянный. Был.

раскрыть ветку 75
+131

Дело не в туннельном эффекте, а в том что сознательно клали на инструкции и регламенты, потому что они конечно лучше знают, "не даром профессионалы". Если такое сплошь и рядом, начиная с банального автосервиса или строительной бригады, то чем авиация лучше?

раскрыть ветку 60
+101

Смотрел ролики Лари Хона про стрительство каркасных домов в Америке. Сам он плотник, молотком машет — залюбуешься. И у него то и дело звучат фразы типа: "здесь мы забиваем три гвоздя, как требуют местные стрительные нормы", "тут мы используем доску 1,5 дюйма, как требуют местные строительные нормы". "В вашем регионе номы могут быть другие, уточните этот момент". И никаких "амывегдатакделаем, пикто не жаловался".


Справедливости ради надо сказать, что за бугром пилоты тоже бывает косяки упарывают. Заход на посадку, индикатор показывает, что передняя стойка не вышла. Всесто того, чтобы послать бортмеханика (или второго пилота) в "трюм" и посмотреть глазами на стойку (можно было), они вдвоём до последнего втыкали в лампочку и гадали — перегорела или не вышла.

раскрыть ветку 41