Что такое математика

Странный вопрос! Ведь у всех была математика в школе. Но у многих ли о ней хорошие воспоминания? Для большинства это что-то страшное и нудное. Но, если ваше знакомство с математикой закончилось в школе, вы скорее всего никогда не видели математики вообще

Что такое математика Наука, Математика, Научпоп, Человек наук, Геометрия, Фракталы, Золотое сечение, Длиннопост

Так описывает преподавание математики в средней школе Эдуард Френкель, автор книги «Любовь и математика»:

Представьте, что вы хотите научиться живописи, а вам объясняют, как красиво и хорошо покрасить забор, вместо того чтобы показать картины Ван Гога, Пикассо или других великих художников, и даже не говорят вам о том, что они существуют. К сожалению, изучение математики в школах порой напоминает процесс наблюдения за тем, как сохнет и трескается краска на деревянной доске

Ещё красочнее этот же пример описывает Пол Локхард в прекрасной статье «Плач математика»:

Я оказался в обычном классе — никаких мольбертов, никаких красок. «Мы не берем в руки красок до десятого класса, — сказали мне ученики, — В седьмом классе мы учим только теорию красок и кистей». Мне показали тетрадь по рисованию: в ней были закрашенные квадраты разных цветов с пустыми местами рядом с ними. Задание требовало вписать названия цветов рядом с квадратами. «Мне нравится рисование! — сказал кто-то из них, — Мне говорят, что делать, и я так и делаю. Это просто!»

Но ведь искусство выглядит не так! Искусство — это в первую очередь оригинальность, самовыражение. Поверите ли вы, если я скажу, что именно этим является и математика?

Что такое математика Наука, Математика, Научпоп, Человек наук, Геометрия, Фракталы, Золотое сечение, Длиннопост

Фракталы — пример визуальной красоты математики

Чему нас учат в школе

Глубоко вдохните и вспомните, как проходили уроки математики. Нам показывали какое-нибудь новое понятие, называли его страшным словом и давали кучу задач «на закрепление». Есть такая штука, как квадратные уравнения, а теперь решайте их до конца года. Ещё бывают производные, их ищут вот так, решаем задачи. А вы слышали про логарифмы?


Но для чего это всё нужно?! Кто вообще придумал эти термины и зачем? В 2000 году (более новые данные найти не удалось) математику усваивало 20% школьников. Геометрию — всего 1%!


На самом деле, так преподавать — это всё равно, что заставлять музыканта заучивать ноты, ни разу не дав ему услышать музыку. В школе нас учат языку математики. Функции, переменные и логарифмы — это те буквы и слова, на которых общаются между собой математики. Но о чём они говорят? Есть ли смысл заставлять ребёнка учить алфавит, но никогда с ним не разговаривать?

Что такое математика

Математика — это полёт мысли, попытка придумать что-нибудь красивое или исследовать что-то уже знакомое. Здесь нет единственного верного решения! В настоящей математике иногда непонятно, есть ли решение вообще. Сможет ли его найти тот, кого учили запоминать, как решать уравнения одинаковым образом? На это способен только человек, мыслящий творчески


Вот пример уже упомянутого выше Пола Локхарда. Представьте треугольник, вписанный в прямоугольник. Какую часть прямоугольника он занимает? Похоже, где-то 2/3. А сколько именно? Постарайтесь догадаться сами, ответ будет в конце статьи

Что такое математика Наука, Математика, Научпоп, Человек наук, Геометрия, Фракталы, Золотое сечение, Длиннопост

Разве это не круто, что для любого треугольника сумма всех углов равна 180 градусам? Точно также как для развёрнутого угла! Суть настоящей математики — доказать, что это так для любого треугольника, какой только можно придумать! И делается это крайне изящным образом: достаточно провести всего одну параллельную линию

Что такое математика Наука, Математика, Научпоп, Человек наук, Геометрия, Фракталы, Золотое сечение, Длиннопост

Одинаковые цвета — одинаковые углы. Видно, что какие угодно углы в треугольнике в сумме дадут развёрнутый!

Именно страшные доказательства, которых мы боялись на уроках геометрии, и составляют суть этой дисциплины. Каждое утверждение строго доказывается. В одной из статей мы говорили, что в науке не может быть окончательной теории: то, что считалось верным десятки и сотни лет может оказаться неправильным. В математике это не так! Доказательство в математике окончательно и однозначно — опровергнуть его не получится. Первым докажите теорему и она будет носить ваше имя навеки

Что такое математика Наука, Математика, Научпоп, Человек наук, Геометрия, Фракталы, Золотое сечение, Длиннопост

Но самое чудесное в математике — это отсутствие границ. Она не привязана к реальному миру, как, например, физика. Математики задают ряд правил (как аксиомы в геометрии), а далее вольны исследовать их, как угодно! Представьте, у вас есть лист бумаги, карандаш, линейка и циркуль. С их помощью можно обнаружить теорему Пифагора, все школьные теоремы и даже открыть что-то новое! Разве это не творчество?

Что такое математика Наука, Математика, Научпоп, Человек наук, Геометрия, Фракталы, Золотое сечение, Длиннопост

С этим набором художник может сделать рисунок, а математик — доказать теорему

Будучи максимально абстрактной, математика тем не менее встречается повсеместно и в реальном мире! Открытие её законов и применение их в физике позволило человеку предсказать движение планет и полететь в космос. Обнаружение её законов эволюционно позволило папоротнику поглощать больше солнечного света, занимая меньше места, а пчёлам — наиболее эффективно строить соты. Листья этого растения расположены, согласно золотому сечению

Что такое математика Наука, Математика, Научпоп, Человек наук, Геометрия, Фракталы, Золотое сечение, Длиннопост

Ставить вопросы и искать на них ответы, исследовать неизведанное и строго доказывать утверждения так, чтобы они были верны навечно. Вот что такое математика! И для того, чтобы к ней прикоснуться, достаточно задуматься, какую часть прямоугольника занимает вписанный треугольник. Вот ответ на задачу в начале статьи:

Что такое математика Наука, Математика, Научпоп, Человек наук, Геометрия, Фракталы, Золотое сечение, Длиннопост

Достаточно только опустить перпендикуляр, чтобы понять — ровно половину! За этим скрывается формула, которую мы зубрили в школе: S = ½ah. Но увидеть такое самому — это то же, что сделать первый в жизни рисунок. А сможете ли вы теперь найти такой вписанный треугольник, для которого бы это свойство не выполнялось?

Если интересны посты про учёбу и науку, заглядывайте ко мне в группу ВК и телеграм-канал

Лига образования

4.4K постов21.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Публиковать могут пользователи с любым рейтингом. Однако мы хотим, чтобы соблюдались следующие условия:


ДЛЯ АВТОРОВ:


Приветствуются:

-уважение к читателю и открытость

-желание учиться

Не рекомендуются:

-публикация недостоверной информации


ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ:


Приветствуются:

-конструктивные дискуссии на тему постов

Не рекомендуются:

-личные оскорбления и провокации

-неподкрепленные фактами утверждения


В этом сообществе мы все союзники - мы все хотим учиться! :)

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
3
Автор поста оценил этот комментарий

жаль что в школе не было преподавателя который бы смог вот так просто все объяснить

P.S.отношусь к тем 80% которые туго понимают математику,точнее вовсе не понимают

раскрыть ветку (9)
5
Автор поста оценил этот комментарий

А у нас был. Именно поэтому я прямо сейчас могу дать определение производной (школу закончил 19 лет назад), не потому, что когда-то зазубрил, а потому, что понимаю её смысл. И понимаю, как это связано с реальным миром и как это можно использовать.

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Это большая удача! Понял производную только в вузе, благодаря прекрасному преподавателю и самообразованию

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

То, что преподаватель был уникальным - понимаешь позже. Сначала в сравнении с ВУЗовскими, потом глядя на то, как учат детей знакомых, потом твоих детей.


Недавно мать рассказала одну историю, связанную с ним. Дело было, когда я был в 8м классе. Был у нас ученик один, неплохой парень, но никакие науки ему не давались. И вот, на родительском собрании, когда начали разбор оценок, он обращается к матери этого парня (чуть ли не со слезами на глазах) примерно с такой речью:

- Простите меня пожалуйста, я сделал всё, что смог. Испробовал все известные мне методы, но не смог достучаться до вашего сына. Возможно, не хватило времени, возможно моих педагогических знаний. Не могу я ему поставить 4 за четверть, но честная тройка у него будет.


Я не знаю ни одного преподавателя, который так переживал и чувствовал личную ответственность за результаты своих учеников.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Дай определение производной, чтобы его понял я:)

раскрыть ветку (4)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Вообще, официально это звучит как "предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю". Это определение очень хорошо описывает её суть, но нифига не понятно непосвящённым :)


На самом деле всё просто: это скорость изменения функции в конкретной точке. Самая простая аналогия - это физическое движение. То есть расстояние будет функцией от времени. И, подставив в функцию время, мы всегда будем знать расстояние. Так же мы легко можем узнать среднюю скорость, просто поделив расстояние на время (ага, те самые км/ч). Но вот как узнать скорость в конкретный момент времени? А вот как:


Пусть у нас автомобиль ускоряется, его формула расстояния будет s = t² Через секунду он проедет метр, через две - 4 метра, через 3 - 9 метров и т.д.Мы можем точно сказать, что через 10 секунд он проедет 100 метров (10²), но не можем сказать, какая у него будет скорость, допустим, через 5 секунд.


Пробуем найти расстояние, которое он пройдёт за 5 секунд: 5² = 25 метров. А через 6 секунд уже будет 36. То есть он проехал 11 метров за секунду. Ок, уже что-то. Но за эту секунду он не просто равномерно ехал, а тоже ускорялся. Возьмём полсекунды... четверть.. и чем меньше интервал, тем точнее значение. Будем сжимать его до бесконечности и... получим в итоге производную!


Производная от x² = 2x, то есть банально скорость через 5 секунд будет 10 м/с


Ух, что-то меня понесло... ну если кому-то поможет, буду рад.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Сложновато...

Любая абстракция начинается с какой-то конкретики. Непонятно, для чего эта производная понадобилась и как к ней пришли и почему так назвали.

Проще такие определения принять за аксиому и ими опрерировать, чем как-то понять.

раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Здесь, на Пикабу, однажды рекомендовали к прочтению интереснейшую книгу о Гипотезе Римана и поисках ее доказательства. Называется книга "Простая одержимость"

Автор, Джон Дербишир, постепенно погружая читателя в увлекательный мир математической науки, на простых (ннну, относительно простых, конечно) примерах вкратце "проходит" весь курс математики, начиная от элементарных арифметичских действий - к функциям, производным, логарифмам, интегралам и пр...

Конечно, кто в школе/институте добросовестно прогуливал математику, тот врядли врубится, но вот для тех, кому не лень шевелить мозговой извилиной, - книга просто огонь!)

Автор поста оценил этот комментарий

Это определение само по себе в мозгу выводится, когда пытаешься попроще сказать, что это такое. Но для этого надо знать, что такое пределы (это довольно обширная тема), да некоторые не понимают даже что такое функция.

Автор поста оценил этот комментарий

Буду ещё писать посты на эту тему, надеюсь хотя бы показать красоту

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку