Что случилось с рыцарями. Ч.2

Предыдущая часть здесь
Исследуем для начала вопрос, насколько вообще было эффективно огнестрельное оружие в позднее средневековье и могло ли оно повлиять на исчезновение рыцарства.

Оружие

Обычный человек представляет противостояние тяжелой кавалерии и огнестрельного оружия в виде картины, описанной Марком Твеном в «Янки при дворе короля Артура». Главный герой там вышел на поединок против рыцарей с револьверами. Итого, один выстрел – один рыцарь. Хорошо выставлять против рыцарей револьвер второй половины XIX века. Если бы герой был вооружен пистолетами, хотя бы начала XIX века, итог был бы уже не столь однозначен.

Примечательно, что револьверы первоначально нашли себе широкое применение в войнах против индейцев, где была важна не дальнобойность, а скорострельность. Вооруженный обычной винтовкой, ковбой мог быть утыкан стрелами раньше, чем смог бы перезарядить свое оружие.
Огнестрельное оружие представляется среднему человеку таким эффективным против рыцарства потому, что поражает на расстоянии и пробивает доспехи. Но такое оружие уже было до огнестрельного. Стоит в начале поговорить о луке и арбалете.

Доогнестрельное метательное оружие

Лук

Обычный, не композитный лук прост в изготовлении, имеет малый вес и бесшумен. Из массового лука стреляли прицельно до 200 шагов. Лук успешно конкурировал сначала с арбалетом, а потом и с огнестрельным оружием в течение нескольких столетий, уступив место последнему только тогда, когда огнестрел смог дать не менее эффективный и недорогой выстрел. Во французских войсках лук использовался до 1527 года. В Англии до 1627. В России в регулярной армии лук был отменен Петром I, но в ополчении лук продержался еще 100 лет. В Лейпцигском сражении(1813) конные башкиры были вооружены луками.

В битве при Креси, начале конца рыцарства, главной ударной силой английского короля были лучники. Келли пишет, что «обучавшиеся стрельбе с детства, лучники Эдуарда обладали огромной силой и высочайшим мастерством. Сохранившиеся скелеты этих людей свидетельствуют, что их мускулатура была необычайно развита: ведь надо было натянуть тетиву шестифутового лука с силой более ста фунтов, твердо держать, пустить стрелу, а затем повторять этот процесс снова и снова, десять раз в минуту. Лучники умели поражать цель на расстоянии до двухсот ярдов, их стрелы пронзали кольчугу и даже легкий пластинчатый доспех».

Но стрельба из лука требовала большой силы рук, точного глазомера и постоянной практики. Хорошего лучника готовили с детства. Лучников массово удавалось получать там, где стрельба была обычаем и стилем жизни.

Арбалет

Когда и кем изобретен арбалет, установить трудно. В Европе арбалет появляется в первой половине XII века. Он начинает быстро совершенствоваться, на него ставят стальные луки, придумывают приспособления для натягивания тетивы. Все это повышает мощь арбалета до такой степени, что стрела на 150 шагов пробивала доспехи, а человека без доспехов могла убить до 650 шагов.

Нужно заметить, что средний арбалет несколько уступал самым сильным лукам. Но стрельба из таких луков требовала особых качеств. Из арбалета же мог стрелять средний человек после короткого обучения с удовлетворительной меткостью.

Наступательная мощь арбалетчиков была доказана в ходе Каталонской кампании 1282-1311 гг., где каталонцы разбили лучшую конницу эпохи. Крупномасштабное производство мощных арбалетов требовало специалистов-металлургов, однако сложность в изготовлении искупалась простотой применения и мощью на поле боя. Неудивительно, что Второй Латеранский Собор (1139 г.) запретил использование арбалетов против христиан, как слишком жестокое.

Однако и у арбалетов были слабые места. Они были дороги. Самое главное, скорострельность у арбалетов была невысока. Чтобы использовать их эффективно, нужно было прикрывать стрелков, чтобы дать им время перезарядиться, нужно было иметь налаженное взаимодействие между родами войск.

Филипп VI, французский король, перед битвой при Креси (1346), попытался противопоставить английским лучникам генуэзских арбалетчиков, однако использовал их совершенно бездарно. Эта битва, вообще, образец как храбрости, так и полнейшей недисциплинированности французского рыцарства, поэтому о ней еще пойдет разговор.

Как же были использованы арбалетчики? В начале генуэзцы отказывались сражаться, так как были утомлены переходом, на что брат короля заявил: «Зачем было тащить этот сброд!» Потом арбалетчиков выставили вперед, приказав обстрелять англичан. Но у английских лучников оказалось преимущество в скорострельности, и они осыпали генуэзцев настоящим дождем из стрел. Арбалетчики дрогнули и стали отступать. Французские рыцари начали неорганизованное наступление, по одним сведениям, просто стоптав генуэзцев, по другим перерубив их за «предательство». Этот эпизод доказывает, что каким бы ни было совершенным вооружение, оно ничего не стоит без умелого использования.

И английский большой лук, и арбалет могли пробивать рыцарскую броню, но сами по себе они были опасны для рыцарства только при новой организации войска. Огнестрельное оружие на первых порах уступало этим вооружениям, и медленно пробивало себе дорогу в течение трех столетий, начиная с середины XIV века.

Огнестрельное оружие

Как и арбалеты, огнестрельное оружие пытались запретить и считали «дьявольским». На гравюре Израэля фон Мехлина, относящейся примерно к 1420 году, изображено весьма курьезное применение этого оружия. Из него в сцене Воскресения Спасителя стреляет сам дьявол. Без сомнения, художник считал порох сатанинским изобретением. Но насколько оно было по настоящему эффективным против рыцарей, по крайней мере, в Позднее Средневековье?

Порох

Долгое время большим ограничивающим фактором для использования огнестрельного оружия были трудности производства пороха. Производить его было опасно и дорого. Контамин указывает что « в1340 г. во время осады Камбре один дворянин, специалист по новому оружию, сир Гуго де Кардайяк заказал десять пушек на скромную сумму в 25 ливров 2 су 6 турских денье, тогда как чрезвычайно необходимые для применения этих орудий селитра и кусковая сера обошлись в 11 ливров 4 су 3 турских денье». Если серы и угля было достаточно, то селитры вечно не хватало. В Китае селитра выступала поверх некоторых полей. В Европе такого явления не было. Как же получали селитру?

Из очень неаппетитных источников. Селитра выделялась как продукт разложения органики. Она выступала коркой на каменных стенах, стенах и полах уборных и хлевов, погребах и гробницах. Короли выжимали из подданных все соки, чтобы добыть достаточное количество вещества. Пороховых дел мастера прочесывали страну поисках старых компостных куч и выгребных ям, помоек и уборных. Вторжения сборщиков с королевским указом раздражали крестьян, ведь они часто перекапывали дворы, разрушали постройки, а еще им было велено давать ночлег и еду.

Келли пишет, что «Примерно в это же время(XVII в) выяснилось, что ценный источник селитры — наскоро похороненные тела солдат. Полученный таким путем порох должен был принести смерть другим людям — жуткое безотходное производство. … Процесс был несложным — любой, у кого была крытая яма или погреб и запас навоза, мог заняться этим делом. Рецепт селитры 1561 года рекомендует смешать человеческие фекалии, мочу, «а именно тех, кто пьет вино или крепкое пиво», навоз «лошадей, что кормят овсом», и известь, полученную из старого строительного раствора или штукатурки. Слой смеси по колено глубиной следовало укрывать от дождя и регулярно перемешивать в течение года. Затем «подобно снегу» должна была выступить селитра. Предписание мочи пьяниц не было нелепостью — расщепление алкоголя обогащает мочу аммонием — средой, в которой процветают нитратные бактерии.Пороховых дел мастера должны были переработать сотню фунтов нечистот, чтобы получить полфунта доброй селитры»

Кстати говоря, селитру использовали и как добавку к пище. Еще в XVI веке возникают слухи, что ее добавляют в еду солдатам и воспитанникам школ для мальчиков, чтобы снизить половое влечение.

Пушки

Первые пушки были ненадежными и неэффективными — они могли стрелять только маленькими кусками металла, и точность их стрельбы была отвратительной. Процесс заряжения был очень трудоемким и отнимал массу времени. Все это сводило боевую эффективность артиллерии почти на нет. Пушки Креси всего-навсего сбили несколько человек с лошадей.

После появления пушек в первой половине 14 века они по всем показателям уступали стенобитным машинам, по крайней мере, еще сто лет. Почему же правители, тем не менее, вкладывали большие деньги в производство орудий? Большинство исследователей сходятся во мнении, что первоочередную роль играло психологическое действие артиллерии, ее ужасный грохот.

Келли пишет: «Так что же заставляло правителей вроде Эдуарда III тратить и без того скудные ресурсы на производство пушек и приготовление пороха? Что побуждало их гнаться за новой технологией с таким неугасимым пылом? Конечно, таинственность, которая окутывала артиллерию, далеко превосходила ее боевую эффективность. Связанные с ней магические, дьявольские ассоциации действовали неотразимо. Репутация друга дьявола дорогого стоила на поле боя. Участники битвы при Креси всем сердцем веровали в зловещие образы христианской метафизики. Ад, окутанный удушающим дымом горящей серы, был вполне реален. Демоны бродили по земле. Серное дыхание пушек, их мерзкий хохот и неистовое пламя — все это были несомненные признаки сатаны.

Для власть имущих, однако, пороховая артиллерия была демонстрацией мощи. С человеком, который мог выставить на поле боя пушки, как и с тем, кто скакал на самой дорогой лошади, следовало считаться. Средневековый ум был глубоко проникнут почитанием регалий, а военное снаряжение имело свой собственный престиж. Порох стал одним из элементов спектакля битвы — сначала в качестве второстепенного сценического эффекта, а потом и как доминирующая тема»

Но к концу XV века артиллерия настолько совершенствуется, что уже ни один каменный замок и крепость не могут устоять. Во время Итальянского похода 1494 г. крепость, которая незадолго до этого успешно выстояла семилетнюю осаду, отказалась сдаться. Урок был наглядным — за восемь часов французские пушкари обратили крепостные стены в груду камня. Если говорить о прямом влиянии технического изобретения на общества, здесь артиллерия, безусловно, сыграла свою роль, уничтожая рыцарство скорее не на поле боя, а в их убежищах – феодальных замках. Города скоро нашли защиту, они начали использовать земляные валы, но оборонительные работы были настолько дорогими, что их могли вести только богатые города, не говоря уже об отдельных феодалах.

Ручное огнестрельное оружие

Ручное огнестрельное оружие появляется в Европе примерно тогда, когда и пушки, в середине 14 века. Но очень долго оно было крайне примитивным и неэффективным. В первой половине 15 века стрельба из кулеврин(не ружье, а, скорее, ручная пушка) велась так. Один воин наводил оружие на цель, другой поджигал заряд. При первом швейцарском состязании в стрельбе из кулеврин и аркебузов с арбалетами в1471 г. последние оказались с лучшей меткостью и дальностью боя.

Маркевич пишет, что «все эти ружья (кулеврины и аркебузы) были примитивного устройства, грубой работы, неудобные в обращении и обладали ничтожной меткостью; заряжание их было весьма неудобно, потому что порох в то время был в виде мелкой пыли или порошка. Лишь с 1525 г. начали зернить порох. Главными недостатками огнестрельного оружия того времени были сложность заряжания и несовершенство способов воспламенения заряда. Оружие было тяжелое, неудобное в обращении и весьма часто давало отказы и задержки при стрельбе»

Да, мушкет и аркебуза — оружие неудобное, заряжается медленно, имеет низкую точность и в индивидуальном бою практически бесполезно. Одиночный выстрел из мушкета на поле боя редко попадал в цель. Но солдаты, вооруженные мушкетами, становятся грозной силой, объединенные в роты, стреляющие залпами. Иными словами, это оружие, которое может эффективно применяться только в хорошо организованной и сравнительно массовой армии. Эпоха индивидуальных бойцов кончается, начинается время столкновения боевых порядков.Выстрел из пищали, ручной бомбарды или даже аркебузы, несмотря на высокую пробивную силу, был куда менее точным, чем выстрел из арбалета, а перезаряжалось это оружие крайне медленно. Недостатки огнестрельного оружия были достаточно очевидны современникам. Именно поэтому вплоть до времен Тридцатилетней войны во многих армиях сохранялись отряды лучников.


Упадок рыцарства сам по себе еще не означал конца тяжелой кавалерии. Является ошибкой мнение, будто появление на поле боя «большого лука» (longbow), а затем огнестрельного оружия делают бесполезными рыцарские доспехи, а вместе с этим знаменуют и закат рыцарства как социально-культурного явления. В техническом плане все обстоит прямо противоположным образом. Именно с этими военно-техническими новшествами связан расцвет производства доспехов.

Полный (или «белый») доспех появляется в 1390–1410 годах. Кольчуги и пластинчатые латы сменяются полноценной броней, превращающей всадника в настоящую боевую машину, наподобие позднейшего танка. Прогресс в технологии обработки металла способствовал появлению новых пушек и кулеврин, но он же позволил производить доспехи, которые, по крайней мере на определенных дистанциях и под определенным углом, были непробиваемы: ни для стрел английских лучников, ни даже для огнестрельного оружия. Наиболее серьезной опасностью для закованного в латы всадника долгое время по-прежнему оставался арбалетный болт, который летел в цель с невероятной силой и точностью. Но арбалет не имел достаточной скорострельности.

Тяжелая пехота тоже продолжала надевать металлические панцири вплоть до конца Тридцатилетней войны. Это вооружение часто называли «немецкими латами» и окончательно оно вышло из употребления лишь в 1650-е годы.

Использование огнестрельного оружия редко приносило успех в средневековых битвах. В 1408 году льежцы пытались остановить атаку неприятеля пушечным огнем, но перезаряжали медленно и потерпели неудачу. Два года спустя немецкие пушки не повлияли на ход битвы при Грюнвальде. При Рюпельмонде (1452 год) кулеврины ополченцев из Гента оказались бессильны против стрел пикардцев. Даже в XVI веке мы находим упоминания о том, что пули отскакивали от лат всадников либо сплющивались.

Парадоксальным образом появление на поле боя огнестрельного оружия на первых порах увеличивало именно уязвимость пехоты. В битве при Креси залп английских бомбард привел в смятение и дезорганизовал выдвигавшуюся на исходные рубежи колонну генуэзских арбалетчиков. Плотный строй английских лучников или швейцарских копейщиков становился удобной целью для артиллеристов. Ручное огнестрельное оружие было тяжелым и неудобным, а пешая атака сомкнутым строем на артиллерийские батареи, которую практиковали англичане в последних битвах Столетней войны, оборачивалась огромными потерями. Но и здесь преимущество нового оружия проявилось далеко не сразу.

В конце войны французская армия постоянно усиливала свой артиллерийский парк, который должен был стать противовесом боевой силе английских луков. Однако далеко не сразу этот подход стал давать эффект. Во время «Битвы селедок» и при Форминьи английской пехоте удавалось захватить артиллерийские позиции лобовой атакой. И только в битве при Кастильоне плотность артиллерийского огня сделалась столь велика, а прикрытие батарей столь надежным, что пешая атака на пушки оказалась бессмысленным самоубийством.

Заключение

Упадок рыцарства на протяжении XV–XVI веков очевиден. Однако связан ли этот упадок с изменением военной техники? В течение XIII-XIV веков поражения рыцарям наносили воины, вооруженные так же как они, но по новому организованные. Рыцарская служба как проявление вассальной преданности теряет смысл по мере того, как ополчение сменяется регулярной армией, даже если вооружение остается прежним.
Об организационных факторах вытеснения рыцарей в следующих частях

Литература
Кагарлицкий Б.Ю. От империй к империализму.
Карман У. История огнестрельного оружия
Келли Дж. Порох
Контамин Ф. Война в Средние века.
Мак-Нил. У. В погоне за мощью
Маркевич В.Е. Ручное огнестрельное оружие. СПб. 2005
Фавье Ж. Столетняя война

Лига историков

13.1K постов49.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения