Что делать, если человек оказался за бортом?

Что делать, если человек оказался за бортом? Флот, Корабль, Моряки, Интересное, Как это сделано, История, Длиннопост

По-разному эти человеки туда попадают. И трудно описать единый алгоритм его спасения, хотя определённые правила, конечно, есть.


Одно дело, когда это произошло во время каких-либо работ и рядом находились свидетели происшествия. А другое - вышли вы, значит, перекурить на юте и полюбоваться, как солнце садится за кормой. И вдруг видите в кильватерной струе чью-то голову, прыгающую в бурунах и слышите сдавленные вопли. Или ту же голову в обрамлении воротника спасательного жилета в стороне от курса. Это если гражданин с другого судна.


В любом случае надо немедленно бросить за борт ближайший спасательный круг и заорать: "Человек за бортом!" Но никого вокруг нет и никто не слышит. В различных наставлениях пишется, что следует не отрывать глаз от потерпевшего и показывать рукой направление на него. Кому показывать? А судно идёт себе и с каждой минутой потенциальный утопленник отдаляется всё дальше.


Так что желательно плюнуть на это слежение и немедленно сообщить на мостик вахтенному штурману. И тогда всё завертится - по судну объявляется тревога "Человек за бортом!", капитан, конечно, поднимется на мост, далее шлюпочная тревога, судно начинает осуществлять определённые манёвры, носщие красивые названия "поворот Вильямсона" или "поворот Скарноу" в зависимости от ситуации. Их задача - привести судно на место, где находится потерпевший.


Главный фактор, решающий почти всё - время. Если вода достаточно холодная или сильная волна, мучиться ему недолго. Или захлебнётся, или погибнет от переохлаждения. Но и в более благодатных условиях его могут успеть умертвить акулы. Вспомним историю тяжёлого крейсера "Индианаполис", доставившего на остров Тиниан начинку для атомных бомб.

Что делать, если человек оказался за бортом? Флот, Корабль, Моряки, Интересное, Как это сделано, История, Длиннопост

На обратном пути он был атакован и потоплен японской подводной лодкой. Около 800 человек оказались в воде почти на трое суток. Тропические воды, жилеты, плотики, вроде были шансы, но как оказалось, не у всех. В живых остались 321 человек. Даже там свою долю собрало переохлаждение и обезвоживание. Но на поднятых на борт спасателей почти 90 телах погибших были следы акульих зубов, сколько было разорвано или пошло ко дну в результате акульих атак - неизвестно.


Так что в случае гибели корабля или судна в результате военных действий никто голосить "Человек за бортом!" не будет. История потопления подводной лодкой U-9 за два часа трёх британских крейсеров, занимавшихся спасением команд с уже потопленных, вместо уклонения от атак подводного противника, учит о пагубности гуманизма в таких обстоятельствах.


Думаю, никто не объявлял тревогу "Человек за бортом!" и на "Титанике", и в сотнях подобных же крушений. А ещё людей смывает с палубы волной, сдёргивает канатами, они падают с трапов и причалов, ранее срывались с мачт. Есть шанс оказаться за бортом и у рыбаков. А были случаи, когда за борт выкидывали доставших чем-то команду или даже отдельных её членов, не будем уж говорить об известной пиратской забаве с доской перекинутой через борт.


Предположим, человек оказался в воде без всяких травм и в полном сознании. Его организм охлаждается, если температура воды ниже 33,3°. При температуре воды 24° время безопасного пребывания - всего 7-9 часов, при 5-15° - около 4-6. Температура 2-3° оказывается смертельной через 10-15 минут. Наличие одежды может замедлить этот процесс, но скорее в области более высоких температур. Однако есть и более оптимистичные мнения, многое зависит от индивидуальных особенностей организма.


Я очень старался, но так и не нашёл однозначных данных, как сама солёная вода действует на тело человека, если непрерывно находиться в ней сутками. Но любой, оказавшийся в ней в таких обстоятельствах, стремится по возможности быстрее из неё выбраться, пусть даже при этом придётся попасть в руки врагов, как оберштурман U-175 Хельмут Клотч с заглавного снимка, чья лодка была потоплена американским кораблём береговой охраны «Спенсер».


Меж тем мысль, что человеку для длительного удержания на поверхности необходимы специальные средства, была усвоена ещё в древней Ассирии.


Потом около четырёх тысяч лет люди исправно тонули, если не оказывалось обломка корабля под рукой. Следующий, кому пришла мысль об индивидуальных средствах спасения, был Леонардо да Винчи, нарисовавший человека в спасательном круге.


Материала для этих кругов в Седиземноморье было валом - пробковый дуб рос повсеместно. И что вы думаете, появились круги? Как бы не так. Лишь в 1915 году, когда подводные лодки стали топить суда в массовом порядке, круги появились как обязательное спасательное средство.


Круг не совсем удобен для пловца, зато его можно метнуть утопающему. Если использовать спасательный жилет - руки свободны, в нём можно заниматься чем угодно, например спускаться по шторм трапу или шкентелю,что с кругом проделать затруднительно.


Вот посмотрите на такие спасательные средства начала 20-го века:

Что делать, если человек оказался за бортом? Флот, Корабль, Моряки, Интересное, Как это сделано, История, Длиннопост

Подробнее обо всём этом постараюсь написать следующий раз.


Было бы здорово, если бы кто-нибудь в комментариях поделился своими воспоминаниями о людях за бортом.

Лично я в море не тонул, а вот в пресной воде аж три раза, поэтому не мог не стать моряком :)


Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...