Что делать, чтобы получать нормальные деньги и работать в комфортных условиях будучи программистом

Этот пост я решил опубликовать как ответ на некоторые комментарии к недавнему посту (О хорошем руководителе, а именно, комментарии вида "Где вы находите такие компании? Я сам программист, денег платят мало, отношение фиговое..."  Честно говоря, я N лет назад мог бы написать такой же комментарий. Сейчас не могу :)


За более чем 10 лет работы в айти-сфере, я прошел через через разные места работы, отрасли и ситуации, я лично для себя сформулировал вполне простой набор правил на тему «что делать, чтобы получать нормальные деньги и работать в комфортных условиях в IT». Речь, в первую очередь, про деньги, но не только: под «хорошими условиями» понимаю далеко не только уютный офис, техническое оснащение и хороший соцпакет, но и в первую очередь отсутствие маразма, душевное спокойствие и целые нервы.


Эти советы актуальны в первую очередь для программистов, но многие пункты подойдут и другим профессиям.


Итак, поехали.


1. Не работайте в гос- и полугосконторах, и настороженно относитесь к частным фирмам, но работающих на госзаказ.

Во-первых, государство у нас само по себе деньги платить не очень любит, врачи и учителя и бессмертное «денег нет, но вы держитесь» не дадут соврать.

Во-вторых, в случае, если контора не работает на свободном конкурентном рынке, то у начальства скорее всего не будет цели улучшать качество и конкурентоспособность продуктов и услуг, и соответственно, не будет стараться набрать лучших сотрудников и мотивировать их денежно или как-то еще.