Четверг, 29 июня 1972 года (№3)

Продолжаем читать найденную газету. Сегодня обойдёмся без Фиделя Кастро и его приветственной речи

Первый главный редактор «Известий» Юрий Стеклов — не только профессиональный революционер и организатор газетного дела, но и яркий публицист. Его перу принадлежит вошедшее в историю газеты и страны легендарное «Обращение Петроградского совета к населению Петрограда и России» от только что образованного Совета рабочих депутатов. Впоследствии он напишет в своей газете более тысячи передовых статей — «стекловиц» (так их иронически называл Владимир Маяковский).

Четверг, 29 июня 1972 года (№3) Энергетика (производство энергии), Коммунизм, Социализм, Политика, Капитализм, Промышленность, Газеты, Газета Известия, Нововоронежская АЭС, 1972, Сирия, СССР, Длиннопост

На этот раз прочтём статью о работе Нововоронежской АЭС. Ничего сверхинтересного, просто описание текущей стадии работы АЭС, но если держать в уме 1986 год, то читая эту статью, так и хочется крикнуть им в 1972: "Будьте осторожней, соблюдайте технику безопасности, не спешите и не жадничайте в будущем!"

Созвездие Атомграда

Четверг, 29 июня 1972 года (№3) Энергетика (производство энергии), Коммунизм, Социализм, Политика, Капитализм, Промышленность, Газеты, Газета Известия, Нововоронежская АЭС, 1972, Сирия, СССР, Длиннопост

В РЯДУ главных событий пятилетки есть такие, которые войдут памятными вехами в летопись созидания. Одно из таких замечательных достижений — освоение нововоронежскими энергетиками полной промышленной нагрузки третьего блока АЭС. Сейчас, когда передается этот репортаж, блок выходит на полную проектную мощность — 440 тысяч киловатт.

Стальная оранжевая громада защитного колпака закрыла урановую топку энергоблока — атомный реактор. В течение многих месяцев сюда не понадобится добавки топлива.

Кажется, совсем недавно молодой инженер, начальник смены Вадим Лапский принимал поздравления по случаю первого рождения в новом атомном «котле» цепной реакции, а следом за тем и выработки первых киловатт-часов электроэнергии на третьем блоке, как теперь снова событие — этот блок стал коренником донской атомной упряжки.

Сентябрь 1964-го. Пущен первенец Нововоронежской АЭС. В ее паспорт была внесена первая запись: мощность 210 тысяч киловатт. Декабрь 1969-го. На Дону вспыхнуло второе атомное солнце. Сила его измерялась 365 тысячами киловатт. А вот новый рубеж: плюс 440 тысяч киловатт. Но дело не только в том, что третий блок более чем вдвое превзошел мощность своего прародителя.

Ему предстоит стать основателем династии атомных электрических исполинов. Этот блок выбран типовым для серии строящихся атомных электростанций страны. На освоение третьего блока отводилось двенадцать месяцев. Коллектив энергетиков сократил этот срок почти вдвое! В феврале нынешнего года нововоронежцы подработали свою программу досрочного вывода нового блока на расчетную мощность.

Их план вобрал в себя восьмилетний опыт эксплуатации томной электростанции, где по существу была открыта первая страница промышленной атомной энергетики страны. Чем же было вызвано такое горячее желание нововоронежцев возможно быстрее доказать, что новый блок способен нести предусмотренную проектом нагрузку?

Ответить на этот вопрос мы попросили директора станции, лауреата Государственной премии Ф. Я. Овчинникова.

— Наш блок выполняет роль разведчика в освоении аналогичных типовых блоков. Насколько глубоко мы изучим его возможности и выявим недочеты, зависит не только успешное развитие нашей станции (ведь вслед за ним в нынешнем году предстоит пуск такого же четвертого блока), но и темпы строительства других крупных АЭС: Кольской, Армянской, а впоследствии и Западно-Украинской.

Огромное значение имеет и фактор времени: чем быстрее мы дадим блоку свой производственный аттестат, тем полнее сумеют использовать наш опыт создатели уникального оборудования. К тому же на нашу электростанцию держат равнение энергетики братских социалистических стран. Блок 440 тысяч киловатт взят за основу при проектировании атомных станций в Болгарии, ГДР, Чехословакии. Большой интерес проявляют к такой станции финны.

Не случайно в Нововоронеже не раз проводила свои заседания секция по атомной энергетике постоянной Комиссии СЭВ по электроэнергии. Здесь рассматривались важнейшие вопросы сотрудничества стран — членов СЭВ в области развития энергетики будущего.

...После густого гула турбин по-особому воспринимаешь тишину в центральном реакторном зале. А ведь именно здесь заключено могучее атомное сердце. Только изредка сюда заходят люди, облаченные в белые лавсановые комбинезоны. И за этой тишиной еще отчетливее ощущаются надежность, фундаментальность всего созданного здесь. В недрах бетонных лабиринтов мы познакомились с одним из тех, кто следит за невидимым атомным огнем,— Валентином Никифоровым. Девять лет он на посту дозиметриста.

— Были у вас за это время какие либо неприятности, связанные с радиацией?

Собеседник улыбнулся:

— Что вы?! «Соседство» с атомом благодаря надежной биологической защите абсолютно безопасно. И не только на самой станции. В поселке, также его окрестностях радиационный фон не превышает естественного.

Эту мысль продолжил и начальник третьего блока И. В. Прокопенко.

— На Нововоронежской атомной,— говорит Иван Васильевич,— используются реакторы водо-водяного типа (ВВЭР). Они показали себя устойчивы ми в работе, надежными, послушными в управлении. ВВЭР-440 дает и высокие экономические показатели: себе стоимость электроэнергии, вырабатываемой на третьем блоке, не превышает показателей тепловых электростанций.

Три блока Нововоронежской АЭС — это три ступени развития промышленной атомной энергетики. На них проверялась верность инженерного расчета, отрабатывались основные системы управления, повышалась при почти неизменных размерах мощность. Но новая энергетика, даже получив ранг промышленной, не могла обойтись без науки. И на Дону прочно обосновались различные исследовательские группы «постоянную прописку» получили здесь физики Института атомной энергии имени И. В. Курчатова, конструкторы сотрудники Всесоюзного теплотехнического института, научные работники других институтов и вузов.

На Нововоронежской АЭС сформировался научно-исследовательский отдел который вот-вот перерастет в научно исследовательский центр. Он может стать своеобразным мостом между большой «стационарной» наукой и набирающей силу промышленной атомной энергетикой. Для такого центра пред полагается построить специальные корпуса.

На станции — разноязыкая речь, берегам Дона едут за опытом не толь ко из разных республик страны, но из-за рубежа. Сама жизнь подсказывает необходимость создания на базе флагмана атомной энергетики двух континентов крупной научно-учебной базы. И она будет. Но вернемся к сегодняшнему дню, заглянем снова в главный корпус новых блоков АЭС. По соседству с действующим реактором, турбинами, сложнейшими системами трубопроводов и автоматики полным ходом идет монтаж четвертого энергоблока. Но и на этом не прекратится рост донского атомного гиганта. Здесь встанет блок-миллионер! И в этой перспективе одной станции видится близкий, могучий рывок всей атомной энергетики страны.

Ну и коротенькая новость:

Четверг, 29 июня 1972 года (№3) Энергетика (производство энергии), Коммунизм, Социализм, Политика, Капитализм, Промышленность, Газеты, Газета Известия, Нововоронежская АЭС, 1972, Сирия, СССР, Длиннопост