Честное слово

Поспорили с товарищем по поводу одного классического советского «святочного рассказа». Вы его все знаете, вы все его читали. Это рассказ Л. Пантелеева «Честное слово». А если кто не читал, я напомню его краткое содержание.

Дело происходит в каком-то городском парке. Какие-то раздолбаи приняли в свою игру маленького героя рассказа и поручили ему «охранять склад». Да, еще и взяли с него честное слово, что он не покинет пост.

После чего раздолбаи мгновенно о нем забыли, доиграли свою игру и разошлись по домам. Все, кроме героя рассказа. Он-то как раз продолжал «охранять» склад, за чем его и застал автор повествования.

Между тем, смеркалось, парк закрывался, сторож всех выгонял на улицу, но часовой не соглашался покидать охраняемый объект, из-за чего ситуация становилась тревожной.

Но автор рассказа не растерялся, он нашел военного — майора в форме, который и отпустил мальчика домой.

Все выдохнули.

Разумеется, в моем советском детстве этот рассказ читали все, а поведение героя произведения трактовалось, как исключительно образцовое: верность слову и долгу, со всеми вытекающими.

Признаюсь, что я, кажется, тоже так это и воспринимал, хотя какое-то сомнение в правильности его поступков было и тогда. Сейчас же я и вовсе недоумеваю, хотя это и неприлично по отношению к юному герою, уверен, он повзрослел, поумнел и перерос все свои детские паттерны.

Но, говоря начистоту, что такого же хорошего в его детском восприятии действительности, что каждый из нас по мнению советской пропаганды должен был в обязательном порядке взять в свою взрослую жизнь?

Неумение отличить игру от реальности?

Слепое следование указаниям манипуляторов?

Полное отсутствие рефлексии и желания поразмыслить над происходящим?

Вот, правда – что?

Ну, правда, нельзя ставить знак равенства между умением следовать долгу и отказом от собственных мыслей.

Кстати, хорошо, что мальчик не читал Устав гарнизонной и караульной службы, где написано, что:

Часового имеют право сменить или снять с поста только начальник караула, помощник начальника караула и разводящий, которому подчинен часовой. В случае тяжелого заболевания (тяжелого ранения), гибели начальника караула, его помощника и разводящего или физической невозможности для них исполнять свои обязанности снятие или смена часового производится дежурным по гарнизону (военной комендатуре, воинской части) в присутствии своего командира роты (батареи) или батальона (дивизиона).

Тогда бы им и никакой майор не помог.

(c) Рамиль Замдыханов