Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих

Небезопасный контент

Несмотря на потоки расовой толерантности, изливаемые СМИ на неокрепшие умы населения, до сих пор остаются люди, сомневающиеся в когнитивных способностях чернокожих братьев наших меньших. Не раз приходилось сталкиваться в интернете с примерно следующими репликами:

- Если негры столь же способные и прогрессивные, как и другие люди, то почему они не смогли за всё это время создать хоть какую-то цивилизацию? Если они такие же развитые, то покажи города, которые построили негры, умник!

И тогда мне показалось, что перекрашивание русалочки в черный цвет, далеко не всех заставляет испытывать уважение к чернокожим людям.

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Фантастическая работа польской художницы Magdalena Radziej. Мы видим чернокожую девушку на фоне построек в судано-сахельском архитектурном стиле, имевшем широкое распространение в регионе Сахеля (vide infra).


Перекрашивание европейской культуры в черный цвет заставляет многих только еще больше убеждаться в отсутствии у негров своей полноценной культуры. Так и представляю терзания продюсера, которому нужно продвигать идеи толерантности и в тоже время снять эпичное кино:

- О чем можно снять такое кино с чернокожими? О том, как негр лезет на пальму за бананом? Поэтому давайте просто снимем сериал про троянскую войну, в котором Зевс и Ахиллес будут неграми!

А ведь в Африке были свои великие герои, свои сказки, своя красочная и захватывающая история. Может лучше показать людям невероятно интересную культуру африканцев и познакомить людей с цивилизациями чернокожих?

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Вы наверное подумали, что это новое представление отца Ариэль из диснеевского фильма? На самом деле это Олокун - ориша (божество) являющееся правителем водоемов в мифологии йоруба и других западноафриканских народов. Сообщества как в Западной Африке, так и в африканской диаспоре по-разному рассматривают Олокун как женщин, мужчин или андрогинов. Мой прошлый пост был об божествах йоруба.


Черная Африка была родиной целого ряда цивилизаций и городских культур. Несмотря на это в нас укоренилось восприятие Африки как вечно отсталого региона, населенного чернокожими дикарями ныкающимися по джунглям. Цивилизация это городская культура (цивилизация от латинского civitas, что означает город). Во многом на восприятие цивилизации влияют именно архитектурные образы. Поэтому давайте начнем с архитектуры.


1. Крепость Фасил-Гебби, XVII век, город Гондэр, Эфиопия, народ амхара

Город на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Крепость была основана императором Фасилидесом в XVII веке и стала на долгие годы резиденцией императоров Эфиопии. Фасил-Гебби занимает площадь около 70000 м2. На территории комплекса располагались императорская библиотека (представляете, чернокожие в Средние века умели читать...), здание королевского архива (...и даже писать), конюшни, несколько дворцов, три церкви. Фасил-Гебби окружен сплошной стеной с двенадцатью воротами. В 4 км от Фасил-Гебби находились Бани Фасилидаса (на втором изображении) — королевские купальни правителей города Гондэра.

В настоящий момент комплекс является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


2. Могила Аския, 1495 год, город Гао, Мали, народ сонинке

Город на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Описание на сайте ЮНЕСКО гласит:

Эффектное 17-метровое пирамидальное сооружение-гробница было воздвигнуто в 1495 г. императором Мохамедом I Аския в столице Сонгаи. Этот памятник – свидетельство силы, власти и богатства империи, которая процветала в XV-XVI вв. благодаря контролю над транссахарской торговлей, в основном – солью и золотом.

Но давайте будем честными. Этот шедевр, сделанный в прямом смысле слова из говна и палок, выглядит хуже некуда. Есть фотографии, где он как мухами облеплен местными аборигенами, висящими на торчащих балках. Эти торчащие деревянные балки отличительная черта судано-сахельского стиля архитектуры. Они не только обеспечивают устойчивость конструкции, но и служат своеобразными строительными лесами, так как всё сооружение приходится постоянно обновлять из-за выветривания и вымывания строительной смеси дождями. Само сооружение имеет высоту в 17 метров. Для сравнения Софийский собор (1037 год), который был одним из первых монументальных сооружений Руси, имел высоту 29 метров. Тем не менее, мавзолей Аскии является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В нем захоронен один из значительнейших деятелей Западного Судана (Судан – от арабского “страна черных”, означает всю территорию соприкосновения арабов и негров, а не только Республику Судан) империи Сонгай Мохамед I Аския (читатель может быть знаком с ним по игре Sid Meier's Civilization V). Он же Аския Великий, расширил свою империю, поставив под контроль всю западную Сахель. Аския установил стандартизированные торговые меры и правила, инициировал охрану торговых путей, а также создал систему организованного налогообложения. Также Аския способствовал развитию науки и образования. При нем берберский ученый Mahmud Kati написал хроники Тимбукту, ставшие ключевым источником по истории Западной Африки. Но это не точно. И, конечно же, Аския совершил хадж в Мекку. Говорят, на постройку гробницы его вдохновили египетские пирамиды, после чего он снарядил огромный караван с грязью и палками из Мекки, чтобы построить столь же величественную гробницу для себя. В итоге получилось то, что получилось. Сейчас гробница также играет роль минарета (видите громкоговоритель на верхушке – технологии добрались даже до сюда).


3. Великая мечеть и дворец Хусуни Кубва, X-XIV века, город Килва, Танзания, народ суахили

Город на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Килва-Кисивани – средневековый суахильский город на острове Килва (современная Танзания), который являлся столицей могущественного африканского султаната Килва.

Восточно-африканское побережье было важным центром торговли в Индийском океане. Торговые маршруты связывали Африку, Аравию, Персию, Индию, Юго-Восточную Азию и Китай со времен Античности (великолепное видео от Джона Грина на эту тему). В XIII-XVI веках купцы Килвы торговали золотом, серебром, жемчугом, благовониями, арабской посудой, персидской керамикой и китайским фарфором. Килва Кисивани чеканил свою собственную валюту в XI-XIV веках. Большая часть торговли в регионе Индийского океана проходила через их руки.

Великая мечеть Килва (её руины на верхней картинке) была построена в XII-XIII веке. Молитвенный зал состоял из 16 сводчатых пролетов, разделенных 9 колоннами. Первоначально колонны представляли собой восьмиугольные столбы, каждый из которых был вырезан из одного кораллового камня.

В 1331 году Килву-Кисивани посетил Ибн-Батута, который с восторгом описал Великую мечеть Килвы, а сам город назвал одним из самых красивых городов мира.

Дворец Husuni Kubwa (Великий форт, его реконструкция на нижней картинке) возведен в XIV веке султаном аль-Хасаном ибн Сулейманом, который также возвел пристройку к близлежащей Большой мечети Килва. Дворец был построен из кораллового камня на высоком утесе с видом на Индийский океан. Сооружение состояло из трех основных частей: южный двор, используемый в основном для торговли; жилой комплекс, включающий более ста комнат; и широкая лестница, ведущая вниз к мечети, которая была расположена на побережье. Другие примечательные особенности включают павильон, который, вероятно, служил в качестве приемной, и восьмиугольный бассейн ёмкостью 90 000 литров воды.

Город спускается к берегу и полностью окружен стеной и башнями, в нем проживает около 12 000 жителей. Страна вокруг очень роскошная, с множеством деревьев и садов всех видов овощей, цитрусов, лимонов и лучших сладких апельсинов, которые мы когда-либо видели. Улицы города очень узкие, дома очень высокие, трех- и четырехэтажные, и можно прогуливаться сверху по их террасам. Много кораблей в порту. Городом правили мавры, которые владели не большей частью страны, чем сам город .
Гаспар Корреа описывает прибытие Васко да Гамы в Килву. Источник.

Об истории Килвы нам рассказывают хроники Килвы, которые были записаны в 1520 году на арабском языке. Сейчас развалины Килвы являются объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.


4. Великая мечеть Дженне, 1200-1330 года, город Дженне, Мали, народы фулани, сонгаи, бамана

Город на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Великая мечеть Дженне является самым большим глинисто-наносным зданием в мире. Типичный образец судано-сахельского архитектурного стиля. Как я писал выше, торчащие палки служат для того, чтобы удобнее было постоянно восстанавливать здание. Так в середине XIX века за мечетью перестали ухаживать, и в течение десятка лет она превратилась в аморфную массу. Современное здание было построено в 1907-1909 году, во время французской оккупации Дженне. Мечеть построена из прессованной глины, песка и воды. Высота её центральной башни примерно 16 метров. Само здание располагается на трех метровой рукотворной платформе.

Город Дженне был важным центром транссахарской торговли еще задолго до появления ислама и арабов в Африке. Первое постоянное поселение на месте Дженне появилось еще в III в. до н.э. и считается самым древним городским поселением в Черной Африке. К 850 году Дженне-Джено (Djenné-Djenno) превратился в большой городской комплекс, окруженный стеной. К этому времени численность населения города достигала 20 000 человек. В это время Киев и Новгород только появились (или еще даже не появились). В городе было развито ремесло и искусство, в частности изготавливались знаменитые терракотовые скульптуры. Археологические свидетельства подтверждают, что Дженне-Джено был частью транс-сахарской торговой сети до прихода арабов в Африку.

Город также является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


5. Скальные церкви в Лалибэле, 1181- 1221 года, город Лалибэле, Эфиопия, народ амхара

Город на карте
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Скальные церкви Лалибэлэ – это 11 средневековых вырезанных в скалах пещерных церквей. Их создание приписывают инопланетянам императору Лалибеле с планеты Нибиру, который намеревался построить в XII веке «Новый Иерусалим» после того, как мусульманские завоевания остановили христианские паломничества в Святую Землю. В юношестве Лалибела посетил Иерусалим, у него появилась мысль создать «Новый Иерусалим» в качестве столицы эфиопской земли в ответ на захват мусульманским султаном Салах ад-Дином старого Иерусалима в 1187 году.

Бет Медхане Алем (Спаситель мира) считается крупнейшей монолитной церковью в мире. Внутреннее пространство комплекса составляет около 10 000 м3 и, по оценкам, для его строительства было удалено 15 000 м3 породы. В церкви хранится одно из ценнейших эфиопских церковных сокровищ - Крест Лалибеля.

Бете Амануэль (Дом Эммануила) является второй по величине церковью. Она лежит в траншее глубиной 11 м . Высота церкви составляет 12 м.

Большинство из построек Лалибэле, вероятно, с самого начала использовались в качестве церквей, но Бете Меркореос и Бете Габриэль Рафаэль, возможно, раньше были королевскими резиденциями. Некоторые интерьеры украшены искусными росписями.

Скальные церкви в Лалибэле являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


6. Великий Зимбабве, XII век, Зимбабве, народ шона

Место на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Великий Зимбабве – это разрушенный город на юго-восточных холмах Зимбабве, недалеко от озера Мутирикве. Его самое впечатляющее здание, обычно называемое Великим Вольером (Great Enclosure), имеет стены высотой до 11 м, и имеет периметр примерно в 800 м. Для его возведения было использовано около миллиона гранитных блоков. Это делает его крупнейшим древним сооружением к югу от пустыни Сахара и вторым после египетских пирамид в Африке.

Великий Зимбабве был центром государства Мономотапа, также известного как держава Великого Зимбабве, которое было основано в ок. 1130 года. Город являлся культовым центром народа шона.

Оценки численности населения города варьируются от 10 до 20 тысяч человек. Археологические данные свидетельствуют о том, что Великий Зимбабве стал центром торговли, а артефакты предполагают, что город являлся частью торговой сети, связанной с Килвой (vide supra). В Зимбабве были раскопаны китайские керамические осколки, монеты из Аравии, стеклянные бусы и другие иноземные предметы. Около 1450 года столица была заброшена из-за того, что внутренние районы больше не могли обеспечивать пищу для перенаселенного города и из-за вырубки лесов.

Вы, наверное, могли подумать, что Великий Зимбабве назван так, потому что расположен в Республике Зимбабве? Но на самом деле это страна Зимбабве названа в честь руин города, которые местные аборигены шона называли Symbaoe.

Естественно Великий Зимбабве является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


7. Бенин-Сити и стены Бенина, 1180–1897 года, Бенин-Сити, Нигерия, народ эдо

Город на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Бенин-Сити (местное название - Эдо) был столицей царства Эдо, которое существовало на территории современной Нигерии с XII века. По мере роста государства Оба (правители Эдо) сооружали систему оборонительных стен вокруг города и близ лежащих поселений. В итоге стены Бенина стали простираться примерно на 16 000 километров в виде мозаики, окружающей более чем 500 взаимосвязанных поселений. Они покрывают 6500 км2 территории и были возведены народом эдо. В общей сложности они в четыре раза длиннее Великой китайской стены и на их строительство пошло в сто раз больше материала, чем на возведение Великой пирамиды Хеопса. На их постройку ушло около 150 миллионов часов, и некоторые считают, что это самое большое археологическое явление на планете.

Народу эдо удалось создать уникальную высокоразвитую художественную культуру. Её знаменитые артефакты из бронзы, железа и слоновой кости, отличаются невероятной реалистичностью для своего времени. О скульптурах Бенина и Ифе я сделаю отдельный пост, но если кому интересно сейчас, то вот пару примеров.

С начала эпохи великих географических открытий между европейцами и Эдо установились прочные торговые отношения, основанные на торговле рабами, слоновой костью, перцем и пальмовым маслом. В своей книге под названием Nauwkeurige Beschrijvinge der Afrikaansche Gewesten 1668 года голландский писатель Olfert Dapper так описывает город Эдо:

Королевский дворец или двор - это площадь, такая же большая, как город Харлем, и полностью окруженная специальной стеной, наподобие той, которая окружает город. Он разделен на множество великолепных дворцов, домов и квартир придворных и включает в себя красивые и длинные квадратные галереи, примерно такие же, как Биржа в Амстердаме. Они опираются на деревянные колонны, сверху донизу покрытые литой медью, на которой выгравированы изображения их военных подвигов и сражений ...

Эдо имело высокоорганизованную армию вооруженную превосходным железным оружием. В XVIII веке Оба Бенина предприняли попытки реорганизовать местную гильдию кузнецов для производства легкого огнестрельного оружия.

Только в 1897 году Великобритания решилась взять Бенин-Сити под свой протекторат. В итоге город был уничтожен, а множество шедевров бенинского искусства украсили коллекции крупнейших музеев мира.


8. Город-крепость Геди, XI-XVII века, Кения, народ суахили

Руины на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост
Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Геди (Gede) был одним из десятка торговых городов на Восточном побережье Африки, созданный суахили-арабскими торговцами. В Геди располагалось множество дворцов, мечетей, гробниц и многочисленные дома, сделанные из кораллового камня, добытого в Индийском океане. Руины Геди лежат на площади 18 гектаров и расположены в первобытном лесу.

Местные отрасли промышленности и торговли, вероятно, включали в себя гончарное производство, металлообработку, строительство, прядение и ткачество, рыболовство, торговлю и, возможно, добычу соли. Во время раскопок в Геди были обнаружены многочисленные типы и стили керамики, в том числе китайский фарфор , исламская глазурованная посуда и глиняная посуда местного производства. В качестве валюты, по всей видимости, использовались ракушки каури. Также были обнаружены китайские монеты.

Город был заброшен в начале XVII века.


9. Церковь Св. Рафаэля, VI-XI века, деревня Банганарти, Судан

Деревня на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

С 1999 года польская экспедиция ведет раскопки близ деревни Банганарти, что расположена в 10 км от Донголы – древней столицы христианской Нубии. В 2001 году польские Индианы Джонсы раскопали большую церковь, украшенную красочными фресками. Первые постройки относятся к VI-XI векам, когда Нубия стала христианизироваться.

В Нижней церкви было найдено одно из древнейших в мире изображений Девы Марии.

Есть эффектное видео с реконструкцией церкви, сделанное поляками.

10. Церковь Марии Сионской, 372 год, современное здание 1635 год, город Аксум, Эфиопия, народ амхара

Город на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

В 325 году правитель эфиопского государства Аксум объявляет христианство государственной религией. Таким образом, Эфиопия стала вторым после Армении государством сделавшим христианство государственной религией. Правитель Аксума Эзана приказывает снести языческое святилище и на его месте возводит церковь Марии Сионской. Церковь строилась специально для хранения очень важной реликвии – Ковчега Завета. Сия реликвия до сих пор хранится там. Стоит сообщить об этом Индиане Джонсу.

Португальский путешественник Франсишку Альвареш в XVI веке так описывал этот храм:

Это очень большое здание. Внутри оно имеет пять широких величественных нефов, над которыми простираются высокие своды. Стены украшены росписями и иконами, так же, как и в наших церквях… Вокруг церкви расположен широкий двор, выложенный каменными плитами, подобными могильным камням, и могучая ограда, подобная стене большого города или замка

В 1535 году мусульмане разрушают церковь. Но уже в 1635 году уже знакомый нам император Фасиледэсе поручает построить на его месте храм еще краше, чем был прежде. Церковь Марии Сионской стала традиционным местом коронации эфиопских императоров.


10. Аксумские стелы, IV век н.э., город Аксум, Эфиопия, народ амхара

Стелы на карте

Черная цивилизация Африки: 10 шедевров архитектуры против мифа о дикости чернокожих Африка, История, Архитектура, Цивилизация, Толерантность, Всемирное наследие, Негры, Культура, Видео, Длиннопост

Обелиск Аксума имеет высоту 24 м и весит 160 тонн. Для сравнения колонна Траяна в Риме имеет высоту 29,78 метра, а Александрийская колонна в Санкт-Петербурге созданная инопланетянами имеет высоту 47,5 м, вес 612 тонн. Обелиск покрыт таинственным узором, изображающим двери и окна. Этот обелиск был вывезен итальянцами в 1935 году во время оккупации Эфиопии и установлен в Риме. Возвращен обратно в Эфиопию обелиск только в 2005 году.

Обелиск Аксума не самый большой обелиск, возведенный в древней Эфиопии. Рядом располагался рухнувший Великий обелиск высотой 33 м. Третьим обелиском является обелиск короля Эзаны высотой 21 м.

Аксум со всеми своими стелами является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.


Можно было бы продолжить, но картинки больше не влезают в пост. А без них не интересно.


Заключение


Безусловно, всё это не так впечатляюще и грандиозно как архитектурные шедевры Индии, Китая, Индокитая и Европы. Но показанные в посте города явно свидетельствует о том, что африканцы не были простыми дикарями. В технологическом и социально-экономическом развитии африканцы ушли далеко вперед племен Австралии, Новой Гвинеи, Северной Америки (кроме Мезоамерики), Южной Америки (кроме региона Анд), Сибири, степных и горных регионов Евраазии.

На протяжении почти всей истории тропическая Африка опережала в своем развитии многие регионы Земли. Так чернокожие африканцы создали городскую культуру и государства раньше, чем это сделали славяне (неужели даже в постах про Африку я не смогу избежать обвинений в русофобии?). Так на Руси в домонгольскую эпоху лишь численность населения Новгорода и Киева превосходила 20 тысяч человек. А в большинстве случаев едва превосходила несколько тысяч человек. В Африке южнее Сахары к XIII веку было уже не менее дюжины городов, с численностью населения превышавшей 20 тысяч человек.


Конечно, многие важные аспекты цивилизации обошли Африку стороной. В Африке, как и в Америке, было не известно колесо, гончарный круг и плуг (кроме Эфиопии), а в большинстве регионов отсутствовала письменность.

Несмотря на это, в Средние века чернокожие африканцы сумели создать экономику, базирующуюся на развитом сельском хозяйстве (Черная Африка родина как минимум 3-х из дюжины регионов первичной доместикации растений), ремеслах (самобытная железная и бронзовая металлургия, высококачественные ткани из хлопка и рафии, великолепная керамика) и торговле. Первый "университет" (как центр науки и образования) в Западной Африке появился еще в XIV-XV веках, и в нем работали, в том числе чернокожие ученые. В искусстве африканцы тоже достигли значительных высот. Африканская скульптура не уступала в своем изяществе европейским аналогам (об этом будет отдельный пост).

Без сомнения, многие описанные аспекты культуры и цивилизации были заимствованы у арабских, греческих и индийских партнеров. Но и на Руси та часть культуры, которую мы относим к цивилизации, пришла к нам из Византии.


Выводы:

1) города в Африке существовали с начала Средних веков;

2) города имели размер вполне сопоставимый с европейскими средневековыми городами;

3) это были именно города как центры ремесла, торговли, культуры а в некоторых случаях образования, просвещения и власти;

4) в этих городах развилась самобытная архитектура, формирующая уникальные образы африканских цивилизаций.


Мы имеем яркие представления о городах майя, ацтеков и инков, в наших головах множество ярких образов индейских цивилизаций, порожденных массовой культурой. О них снимают фильмы RenTV, пишут статьи в BBC, новости на Mail.ru, делают фотоссесии для National Geographic. Но о Кильве, Аксуме, Бенине, Дженне, Зимбабве, Геди почему-то почти не снимают фильмов и не пишут статьи. Их нет в информационном пространстве, а значит в нашем представлении их не существует. И обычно собственное незнание мы приравниваем к отсутствию явления. Но наша неосведомленность скорее свидетельство наших недостатков, чем дикости тех, на кого мы привыкли смотреть свысока.


Спасибо, что дочитали до конца и посмотрели все картинки!


Мои прошлые посты африканской тематики:

- Слышал ли ты, друг, о религии йоруба и их пантеоне? Ведь следующей жертвой можешь стать ты…

- Средневековое королевство Конго Дья Нтотила. Когда игрок в Civilization VI знает больше чем профессиональный историк?

- Племя Мурси, Эфиопия, фотографии Джимми Нельсона.


Посты про индейцев США:

- Противостояние индейцев и американцев в США. Кровавые расправы, похищения, пытки, каннибализм и интим за ром.

- Сколько миллионов индейцев уничтожили американцы во время геноцида?

- Резервации США в XXI веке: блеск и нищета индейцев Америки.

Лига историков

13.2K постов49.3K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Небезопасный контент (18+)

или для просмотра

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
61
Автор поста оценил этот комментарий

Мне тут пытаются втереть, что эти церкви, мечети, стрельчатые арки, иконы и фрески - это чисто африканский продуккт, не имеющий никакого отношения к европейской архитектуре? Ну явно же видно, где строили по образу и подобию (импортозамещение, да), а где - из говна и палок лепили оригинальные шедевры.

раскрыть ветку (50)
58
Автор поста оценил этот комментарий

Насчёт икон и фресок, Эфиопия так-то христианство приняла как гос религию в 330 году нашей эры, чутка раньше Руси. А сомалийские порт Сайла является одним из древнейших портов южного полушария.

раскрыть ветку (43)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Раньше Руси и что?


Практически все, что мы видим на фотках - это явные заимствования. Начиная с первых двух 17-й век (Карл!). Дальше - явно арабский, точнее - мавританский стиль. Единственная действительно уникальная постройка - Зимбабве (с типичными тростниковыми хижинами внутри города).

раскрыть ветку (7)
17
Автор поста оценил этот комментарий

А стиль аксумских обелисков, скальные храмы Лалибэла, стены Бенина это чьи заимствования? Другие постройки это уникальных сахельский стиль. Арабское влияние заметно лишь в постройках Килва и Гели. Но и они достаточно аутентичны.

В любом случае, что плохого во влиянии? Становятся ли Боробудур и Ангкор-Ват менее уникальными и ценными от того, что являются результатом индийского влияния?

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

"Становятся ли Боробудур и Ангкор-Ват менее уникальными и ценными от того, что являются результатом индийского влияния?"-Нет, а вот то, что построены раньше чем "Великий Зимбабве", выглядят и сейчас круче и по размерам больше-определенно-да. Великий Зимбабве-это кирпичный забор высотой 11 метров со сторонами 200х200 метров (ОК, он овал длинной 800 метров, что сути не меняет).

раскрыть ветку (2)
15
Автор поста оценил этот комментарий

В комментарии,на который вы отвечаете, ни слова нет о великом Зимбабвэ. В нем говорится о Лалибэла и стенах Бенина.


Когда строился Борободур, в России даже каменного забора не было. Делает ли опоздание в почти пол тысячелетия древнерусскую архитектуру менее ценной?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Про Великий Зимбабве есть в самом посте. И я как раз и указываю-Бородобур-это шедевр, а Великий Зимбабве-нет.

1
Автор поста оценил этот комментарий
При этом надо посмотреть кем они построены и кто проектировал эти сооружения, в большинстве ваших примеров вся заслуга негров состояла в том что они таскали камни.
П. С. Хотя спасибо за посты достаточно интересно, хотя во многом не согласен, пожалуй подпишусь.
1
Автор поста оценил этот комментарий

То есть для тебя это норма, что в не самой такой климатически и географически расположенной территории наличие таких объектов это так, фигня из-под коня?

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ты понимаешь, что написал примерно - ну, это же негры, живущие в попе мира, что вы хОчите?!...


Чему вы умиляетесь? Что в "не самых таких климатических" местах научились строить тростниковые хижины? Ну да, подвиг, по сравнению с обезьянками, которые так и живут на деревьях.

17
Автор поста оценил этот комментарий

Вместе с принятой религией приняли и европейскую культуру, в том числе и архитектуру, не?

раскрыть ветку (32)
38
Автор поста оценил этот комментарий

Христианство в 330 году не было европейской культурой, оно с ближнего востока, а это Западная Азия и Северная Африка, а большая часть архитектуры вообще в египетском стиле, с которым эти территории воевали и контактировали тысячи лет и который тоже относится к северной Африке. Рим принял христианство примерно в то же время когда и эфиопы.

А иконы появились в северной Африке, куда эфиопам уж точно ближе чем славянам.

раскрыть ветку (28)
15
Автор поста оценил этот комментарий

Так-то у Рима с Северной Африкой тоже были давние отношения, и задолго до возникновения христианства. Ничего удивительного в том, что римские мотивы встречаются в египетских строениях, и наоборот. Но мы же ведь говорим про оригинальные африканские шедевры, а не про шедевры, сделанные руками африканцев?


1. Крепость Фасил-Гебби. Средневековье под копирку, римские арки на балконах.

2. Могила Аския. Оригинальная архитектура.

3,4,5,9. Великие мечети и церкви. Nuff said.

6. Великий Зимбабве. Оригинальная архитектура.

7. Бенин-Сити. Оригинальная архитектура.

8. Город-крепость Геди. Ближний Восток под копирку.

10. Аксумские стелы. Как в Египте, только в Эфиопии.

раскрыть ветку (27)
14
Автор поста оценил этот комментарий

1. Стилизовали из-за миссионеров иезуитов.

3,4,5,9. Строили так ещё до того как эти стили стали распространены севернее Альп и восточнее Дуная.

8. Больше Индия, это побережье индийского океана, здесь с давних времен древние римляне, эллинистический египет, арабы и сомалийцы воевали за торговые пути с Индией. Если сомневаешься в этом факте то угадай как Ислам попал в Индонезию уже в 13 веке.

10. Аксум развивался бок о бок с Египтом.

раскрыть ветку (7)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен, но в посте был заход чуть ли не про Ваканду.

раскрыть ветку (6)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Это да, но колонизаторы с кровавым наветом тоже перестарались, почти всю Африку поделили с 1870 по первую мировую войну, как раз когда аболюционисты в западных странах были наиболее активны насчёт запрета рабства.

И колонизаторы были не особо щепетильны насчёт сохранения истории. В том же Конго численность населения за 20 лет сократилась в 2 раза, с 20 миллионов до 10, с учётом авторитарной политики правления, калечинья людей и повсеместных пыток культуру сохранить не так-то просто было.

Это как сейчас взять и за 20 лет из 140 миллионов населения в РФ сделать 70, при этом убив в основновном взрослых и работоспособных людей и убив всех специалистов заменив своими, а потом эвакуировать всех своих и смотреть на руины смеясь над оставшимися аборигенами.

ещё комментарии
12
Автор поста оценил этот комментарий

У Эфиопии и Нубии с Египтом отношения намного более давние, они и повоевать успели не раз и повлиять на культуру друг друга, при этом Египет это африка и десятки процентов населения древнего Египта были неграми, ну это так к слову. Посмотрите на фаюмские портреты, там есть негры, но славян нет, а это предтеча иконописи вообще-то.

Просто памятников до колониальной Африки осталось меньше чем до ордынской эпохи, потому что ордынцы не колонизировали Русь и не устанавливали везде свои правительства, и не гнали миллионами в рабство.

П. С.

И африка большая, почти в 2 раза больше России, там много разных культур, одни издавна торгуют со всем миром и живут в городах, другие еле скакнули из каменного века напрямую в железный на сыродутных печах потому что у них нет месторождений меди и нет возможности каботажным путем доплыть до них, другие типа пигмеев так и остались в неолите.

раскрыть ветку (16)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Я еще замечу, что к xix веку у нас добрая часть России еще была в неолите.

ещё комментарии
10
Автор поста оценил этот комментарий

8,10 - можно подробнее, какие элементы общие с Египтом и Ближнем Востоком?


Любая архитектура это переосмысление предыдущего опыта и тогда мы должны будем сказать, что оригинальной архитектуры не существует.


"Римские арки на балконах"

но арки тоже не римляне придумали.

Римская архитектура это набор заимствований у греков, этруссков и т.д., русская это переосмысление византийской. Но в тоже время есть оригинальные элементы.


В Геди оригинальным является, например, является использование кораллового камня. Аксумские стелы мало похожи на египетские, рельефы в виде дверей и окон необычны.

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий

8 - вложенные стрельчатые арки, см. например https://st3.depositphotos.com/9112474/19439/i/1600/depositph...


10 - Опять же форма окон.


Любая архитектура это переосмысление предыдущего опыта

Но при этом региональной архитектурой считается именно то, что заметно отличает её от всего остального. В приведенных фотографиях этого мало, зато переосмысливания - более чем.


Аксумские стелы мало похожи на египетские, рельефы в виде дверей и окон необычны

Так и надо было это показать на фотографиях, а не отделаться общим видом издалека, на котором эта непохожесть плохо видна.

12
Автор поста оценил этот комментарий

В 330 веке европейская культура за пределами Римской империи представляла собой диких людей в шкурах, живущих в лесах.

раскрыть ветку (2)
6
Автор поста оценил этот комментарий

А что, Римская империя уже не Европа, что ли?

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Как они могли христианство скопировать, если его официально приняли в Риме в 380 году?

ещё комментарии
18
Автор поста оценил этот комментарий

"Чистого продукта" не бывает не только в Африке, но и почти во всем мире. Уж в Европе точно.

Ну и в тексте поста четко написано:

"Без сомнения, многие описанные аспекты культуры и цивилизации были заимствованы у арабских, греческих и индийских партнеров."


В чем проблема?

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Бывает. Вопрос лишь в древности самого продукта. А все что нам тут постят как уникальную африканскую архитектуру - 15-17 века (на минуточку - Америку открыли уже).  И вот постройки майя или ацтеков ДО колумбовые - они да, уникальны.А тут нам сразу говорят - мечеть построили.

раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Давайте не будем передёргивать. Из списка только 3 объекта относятся к периоду 15-17 века.

Можете привести примеры построек, где нельзя подозревать инородные влияния? Постройки майя и тем более ацтеков не уникальны. Это поздние влияния более ранних культур - ольмеков, сапотеков, теотиуакана. Кроме того, становятся ли Боробудур и Ангкор-Ват менее уникальными и ценными от того, что являются результатом индийского влияния?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ольмеки и прочие сапотеки - это тоже не европейцы, и даже не арабы с индусами. Так что действительно, давайте не будем передергивать.

2
Автор поста оценил этот комментарий

а что, негры -это не люди? Или есть степень негристости в оценке архитектуры и строений?

ещё комментарий
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку