Чем цепляет фантастика квалифицированного читателя? Фантассамблея-2018

Уважаемые Пикабушники и подписчики Лиги Писателей,


Предлагаю вашему вниманию выступление современного критика Галины Юзефович на недавно прошедшей в Санкт Петербурге Фантассамблее-2018.


Можно по-разному относиться к критикам и фантастике. Но в этом выступлении есть несколько моментов по работе над произведениями, которые авторам полезно учитывать. Особенно, если они хотят выйти из узкой ниши "специализированной" художественной литературы, и писать для более широкого круга читателей.


Приглашаю к обсуждению этой темы в комментариях.

Лига Писателей

3.6K постов6.4K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Внимание! Прочитайте внимательно, пожалуйста:


Публикуя свои художественные тексты в Лиге писателей, вы соглашаетесь, что эти тексты могут быть подвергнуты объективной критике и разбору. Если разбор нужен в более короткое время, можно привлечь внимание к посту тегом "Хочу критики".


Для публикации рассказов и историй с целью ознакомления читателей есть такие сообщества как "Авторские истории" и "Истории из жизни". Для публикации стихотворений есть "Сообщество поэтов".


Для сообщества действуют общие правила ресурса.


Перед публикацией своего поста, пожалуйста, прочтите описание сообщества.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Мне кажется что народ не уловил много важных мыслей из этого выступления.
Первое: писатель фантаст, еще до того как начал писать, должен решить, на какую аудиторию он рассчитывает.
Второе: если он рассчитывает на малую "кулуарную" аудиторию, то он должен быть готов к тому, что он не будет популярным у читателей, которые не подготовлены прочтением десятков и сотен подобных произведений. И в этом случает ему следует сосредоточиться на пожеланиях малой, закрытой группы читателей.
Третье: если автор хочет быть популярным у большего числа читателей, то он должен выходить за рамки "классических" произведений "своего" жанра.
Для примера возьму очень узкую область фантастических произведений - LitRPG. Если кто не знает - это произведение, в котором важная часть сюжета происходит внутри компьютерной игры или виртуальной реальности. Многим фанатам этого жанра интересно перечитывать по 10 раз простыни текста с описанием характеристик и навыков персонажа, системные сообщения о достижениях и пр.. Другие просто пролистают такой отрывок, я отношусь ко вторым. Из-за этого зачастую объем читаемого текста значительно сокращается.
Четвертое: сейчас автор - медийное лицо. Да он не актер кино, он не певец эстрады и не представитель бомонда. За ним конечно не смотрят десятки тысяч людей, но он все равно на виду. Читатели и потенциальные читатели будут заходить на его страницу в вк, инстаграме, однокласниках и пр. Автору нужно работать не только с книгой, но и со своим образом.
Пятое: вокруг фантастики сложилась такая ситуация, что качественной отчитки и редактуры в издательстве - можно не ждать. Если автор хочет выйти за рамки "пипл хавает", то ему нужно самостоятельно научиться очень качественно работать с текстом, или самому искать бета и редакторов.
Шестое: есть тенденции к тому, что читательские группы разбиваются на более мелкие, и замыкаются в себе. Раньше был один жанр - фантастика. Потом отделилась научная фантастика. Следом - фентези. Сейчас я могу назвать больше десятка отдельных жанров фантастики. Космическая фантастика, LitRPG, бояръ-аниме, фантастический боевик, попаданцы и пр. это приводит нас к первому пункту. Автор должен определить читательскую аудиторию.
Седьмое: есть еще одна тенденция, уменьшение количества читателей. Причем уменьшение количества читателей-потребителей. Это значит что если раньше автор который мог рассчитывать что вот эти 10 000 человек могут купить его книгу, теперь должен помнить что эти самые 10 000 человек предполагаемой целевой аудитории, скорее всего будут листать инстаграм, смотреть видосики на ютубе и читать пикабу. Они не захотят тратить деньги и время на книгу.
Восьмое: следует из седьмого, пятого и еще нескольких ранее перечисленных пунктов. Именно автору фантастики нужно более качественно подходить к работе с текстом, сюжетом и постановкой сцен. Сейчас нет широкой читательской аудитории, нет качественной обработки текста издательством, почти невозможно придумать кардинально новых сюжетов или миров. При этом есть большое количество конкурентов и предубеждение к любой фантастике у некоторых потенциальных читателей.
Это пересказ видео, как его увидел я.
В комментариях к этому видио, было очень мало обсуждений которые касались хотя бы одной из перечисленных мною мыслей, предлагаю это исправить.

раскрыть ветку (13)
1
Автор поста оценил этот комментарий

P.S. И да, это лига писателей, а не скамейка с бабушками, и не клуб любителей подискутировать. Поэтому считаю что основой обсуждения должны стать, например, такие вопросы. Каких ошибок при создании произведений стоит избегать начинающим и именитым авторам? Как смотреть на произведение "со стороны"? Чего стоит опасаться при создании фантастического сеттинга? И т.д.

раскрыть ветку (12)
Автор поста оценил этот комментарий

Полностью поддерживаю) Кстати, сталкиваюсь периодически с тем, что авторы в основном на первый план выводят именно сеттинг, а персонажи там как бы фоном, чтобы показать этот самый сеттинг. Другой перекос - когда сеттинга нет вообще, только общими штрихами.

И еще - использование специфических сленговых слов, которые никак не влияют на историю, а только тормозят продвижение читателя по сюжету.

раскрыть ветку (11)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот в подобную ловушку я сейчас загнал сам себя. Далее жирным шрифтом буду выделять специфические сленговые слова В сеттинге важным элементом является многообразие морфем (пород) человека, и соответственно их названия. Тальпиды, эринасы, фолли, сцирусы и прочие лиоры. Все это люди с генами взятыми от разных животных. Соответственно кроты, ежи, ленивцы, белки и прочие львы. Называть морфемы просто видами животных не совсем верно, ведь если идти, например, по лесу, можно встретить как волка, так и люпана. При этом некоторые названия морфем невозможно переделать, приходится называть аналогично животным. В одной сцене у меня участвуют тагр, два аилура, каракала, манул, эринас, сцирус, крицет, прокун и фолли. Еще в этой сцене они вспоминают про тальпидов, а я сам уже не помню кто такие прокуны. Список сносок к каждой главе получается значительным, даже учитывая что каждую морфему я разъясняю всего один раз, и из-за этого читатель тоже может забыть кто такие, например, крицеты. А если добавить к этому что тех же аилуров некоторые могут назвать урсидами, потому как большие панды, это бамбуковые медведи, то все становится очень сложно. Помимо этого используются названия разных повседневных для героев предметов, которые нужно пояснить читателю. Различные мехи и коммы, понятия детских технологий и категорий с рангами, которые отличаются от привычных нам. Мест и событий, о которых знает каждый житель выдуманного мира, но не имеет представления читатель. А если нужно в разных сценах обратить внимание на то, что вот тут идет общение двух авторитетов, вот здесь говорят между собой аристократы, а вот в этом месте общаются подростковые банды? И в каждой среде свои правила общения, и соответственно свои сленговые слова. Просто потому что не может потомственная аристократка, френат (длиннохвостая ласка) которой двадцать звездных лет (примерно 23) говорить так же как выросший в приюте аквасульвилаг (водяной кролик), прошедший трудный путь до мафиозного босса, и на протяжении последних тридцати лет удерживающий власть в районе с большим количеством подростковых банд. Она может презрительно назвать его пезантом(от английского крестьянин) или кримом(преступник), он в ответ назовет ее ари(сокращение от аристократ), сплюнув между зубов. Хотя такая встреча в сюжете не запланирована. Если дети например удивятся что пришедший к ним на лекцию маритурс(белый медведь) правша, а он расскажет что на самом деле маритурсы не все левши, и это неверный стереотип - вполне объяснимо. И это естественно, это нормально... но непонятно читателю. Точнее очень подготовленный читатель будет с удовольствием в этом разбираться, заучивать, возможно даже прикупит справочник по биологии, который видимо скоро должен стать моей настольной книгой. Но вот на широкую аудиторию с таким произведением рассчитывать не стоит, а очень хочется.
Еще раз повторю. Наличие множества морфем и обилие сильно отличающихся культур крайне важно как для сюжета, так и для сеттинга. У этого многообразия достаточно полно проработанная предыстория примерно в 2500 лет, на которую опирается множество социальных и культурных деталей. Некоторые персонажи имеют те или иные психологические особенности именно благодаря своей морфеме.Начало событий происходящих с ГГ в принципе связаны с его генетическими особенностями. Множество сюжетных конфликтов строится именно на различиях в мировоззрении, менталитете и культуре общества в котором появляется ГГ и его самого или нескольких групп внутри одного общества. Из-за этого читаемость текста падает, а упростить сохраняя правдоподобие нет возможности. И вот выхода из этой ситуации я не вижу. Может быть вы что-то посоветуете?

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
Где-то мной встречен был совет одного писателя, что в сложном мире нужно читателю вводить новые понятия из расчета ~ 10% нового на 90% уже понятного старого. Тогда мир уже будет считаться новым и интересным. Кроме того, почему не найти аналогов для названий в русском языке? В зарубежной литературе так и делают, редко кто заморачивается на придумывание названий, полностью оторванных от смысла или контекста родного языка.
А если такие названия все-таки нужны, от себя могу предложить прямо в тексте использовать какие-нибудь мнемонические техники, чтобы читателю было проще все это запомнить. И то, не вводить больше 3-х новых понятий на главу...
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Если главы с 10-й это вполне реально, то в первых это к сожалению невозможно.
1-я сцена, 1-я глава. Обзорная лекция по истории. Читает лекцию дасиподид. В лекции идет речь о том что хомосапы после некоего события были разделены на морфемы. После чего из-за вот этих событий создали нейросети, а следом из-за вот этого разработали технологию баз знаний. В конце лектор обращает внимание на ГГ, однозначно определяет в нем феллара, сомневается что он относится к сфинксам, задумывается о том кто может быть предтечей (животное ген которого имеет человек)ГГ, после чего решает что это не важно и впадает в обучающий транс, дабы получить очередное повышение в ранге и категории.
2-я сцена, 1-я глава. Помимо ГГ который как оказывается является тагром смешанной крови, а точнее суматром-бенгом-амом, он сам себя сравнивает свою внешность с бритым нексом(зверь заимствованный мною из другой вселенной), в сцене участвуют фолл, гнолл(это оскорбительный вариант гиенди) и лиор, которого герой про себя называет гривошеем.

3-я сцена, 1-я глава. Участвуют ГГ, манул, два тальпида к которым обращаются "охвостки". Полушутливое-слегка пренебрежительное обращение. Позже в событиях появляется латран.
Помимо этого в самом тексте первой главы есть много достаточно важных для понимания мира деталей. Например что голопроектор используемый на лекции не имеет управления через сеть, поэтому считается очень старым. Что имеются гравикомпенсаторы, они изменяют размер в зависимости от накопленного заряда, и рассказывается несколько особенностей работы с ними. Что в качестве уличного покрытия используется керамобетон, что для лечения используются медкапсулы, и пр.
Это первая глава 1391 слово, 9439 символов из которых 1348 пробелы. Уменьшить количество нового до 10% значит делать вводную лекцию оооочень подробной, или иным способом долить воды.
Сцены короткие, идут одна за другой. В первой главе 20 сносок. И вот ни малейшей мысли как заменить название морфемы тальпид (от лат. Talpidae - крот) на благозвучное русское. И ладно с кротами, а как назвать собак, свиней, ослов, козлов и прочих животных наименования которых в русском языке используются как ругательства? А есть еще множество идиом связанных с животными. Крот - законсперированый агент, заяц - безбилетник, крыса - ворует у своих же. Вот и приходится вводить кинисов, раттонов и лепоридов.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

То, что вы описали (особенно вначале) похоже на смесь мультфильма "Зверополис" и вступления Толкина к "Властелину колец", где есть предисловие о хоббитах))

Но вот вопрос - если не было цели ассоциироваться со Зверополисом, к примеру, почему такое большое количество разнообразных существ с разным животным происхождением находится в одном месте? Даже в реальной жизни люди группируются в сообщества по происхождению, интересам и прочему. А тут получается целая вереница видов, связанных между собой только пищевой цепочкой (если в природе), и в реале предпочитающих не пересекаться.

Кроме того, возможно, стоит вначале дать читателю намек, что в этом мире люди вот такие, а потом по косвенным описательным признакам давать читателю возможность разгадать, к какому виду принадлежит существо? Это, во-первых, очень увлекательно для читателя разгадывать такие загадки (особенно, когда он может их разгадать). А во-вторых, освобождает вас от необходимости делать вводные лекции и энциклопедии живых существ. Это потом можно, как Дж. Роулинг дописала книги о фантастических тварях и прочее, когда фанатская база уже разогрета до точки кипения и требует подробностей.

Ну и если честно, даже вводную Толкина о хоббитах было скучновато читать, после первого раза все время пропускаю эту часть.


А по поводу названий - они же не самоцель? При встрече и общении с человеком другой национальности, вы с ним просто общаетесь, а не думаете, что вот, это индус, а это китаец, а это помесь индейца с белым.

раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

Возьмем для примера хомяка. Хомяк может умереть от стресса. Причиной стресса хомяка может стать отсутствие скрытого места для еды. Есть человек с геном хомяка, у него психологическая проблема, он не может есть если в комнате люди которым он не доверяет, могут его увидеть. В крайнем случае его должны от взглядов закрывать люди которым он доверяет. Эта его особенность описывается в тот момент когда он появляется в повествовании. И вот как это описать не говоря что этот персонаж крицет? Или вы как писатель описывая нового персонажа опустите тот факт что он потомок чероки, и поклоняется богине с косами? Морфема определяет внешний вид и некоторые жесты. Среднестатистический раттон почти вдвое ниже среднестатистического урса. Фелиары склонны двигать и стучать хвостом когда напряжены, а у кинидаев наоборот, хвост в такие моменты замирает. У многих рапторов при первом знакомстве считается нормой сунуть под нос кулак и смотреть ниже шеи, а хербиворы предпочитают пару секунд смотреть в глаза замерев на месте. Поэтому да, в процессе общения важно помнить кто к какой морфеме относится, это элементарная вежливость. Примерно как не говорить безрукому "дай пять".

По поводу зверополиса, он появился после того как мною была сформирована идея данного сеттинга, на тот момент только идея, без сюжета. Я опирался скорее на трилогию "волчья натура".
Дальше, описываемые персонажи это не разные виды, это скорее разные расы. Все это по прежнему люди, они гинетически совместимы, питаются одной пищей, и пр. Мало того, в начальной лекции есть отрывок который конкретно указывает на то, что все ныне существующие люди - генетические модификанты когда-то принадлежащие одному виду, условно названному хомосапами. Поэтому, некоторые имеют хвосты, шерсть и другие особенности. Представьте, есть два лиора. Один вырос на планете, куда переселялись из северной америки, и форма правления корпоратократия. Второй вырос на дрейфующей станции, которую создали потомки китайцев, и где клановая система. Смогут они найти общий язык? Или первому лиору будет проще общаться с овисом который служит в той же корпорации, а второму с вульпусом(лис) из другого клана, или даже с другой станции? Люди группируются по происхождению, но происхождение - это не вид, а место откуда они родом. Планета, станция, в крайнем случае звездная система или государство. Внутри большой группы, люди тянутся к представителям своей морфемы, это естественно. Но многообразие политических и культурных отличий, географическая (скорее астрографическая) удаленность и вполне логичные опасения межвидовых войн(были прецеденты) не позволяют отделиться одной морфеме от остального человечества, которого по моим подсчетам должно расселиться уже около 500*10^12. Да, где-то есть небольшие государственные образования состоящие из представителей одной морфемы, но это скорее исключение, и такие группы зачастую целенаправленно уничтожаются, а дети расселяются.
Еще момент, у меня нет энциклопедии существ, а лекция по истории. Примерно как в фильме "Миссия Серенити". Вводный экскурс в мир, чтобы читатель понимал в каком мире живут персонажи.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

Понятно. Но тогда, это все тянет томов на 10. Если все это в одной книге, будет взрыв мозга просто))

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Не меньше пяти. Скелет сюжета есть на три, идеи еще на две. Но вот проблема излишних сносок так и остается открытой.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Возможно, имеет смысл раскрывать персонажей и сеттинг постепенно, через их действия, мысли и чувства? Не думаю, что сноски хорошая идея. Они обычно используются или в нон-фикшн литературе, или при отсылке читателя к другим книгами, а также для перевода иностранного текста (как у Толстого в "Войне и мире", к примеру).

раскрыть ветку (3)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку