1651

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг»

Практически одновременно с выпуском базовой модели ГАЗ-24 «Волга», в 1970 году началось производство и ее таксомоторного варианта — ГАЗ-24-01 «Волга». От базовой модели она отличалась прежде всего двигателем: вместо стандартного мотора «24Д» мощностью 96 л.с. устанавливался дефорсированный силовой агрегат «24-01» мощностью 85 л.с, работающий на более дешевом бензине А-76. Таково было пожелание эксплуатационников — им как раз требовался менее динамичный, но более экономичный автомобиль.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

В заводскую комплектацию горьковского автомобиля-такси также входил таксометр, который монтировался на специальной подставке под приборной панелью, так как изначально в приборной панели устанавливался радиоприемник (на опытных образцах).

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

На предшественниках (ГАЗ-М20 и ГАЗ-М21) таксометр обычно монтировали вместо радиоприемника прямо на приборную панель. Позже от приемника на ГАЗ-24-01 отказались. Считалось, что он удорожает автомобиль, который призван зарабатывать деньги, к тому же рано или поздно радиоприемники нужно ремонтировать, что привело бы к дополнительным расходам. Вместо приемника на панели приборов ГАЗ-24-01 «Волга» красовалась обычная заглушка.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

Символом советских таксомоторов стал «зеленый огонек». Такой «огонек» на ГАЗ-24-01 устанавливался у ветрового стекла в верхнем правом углу (если смотреть из салона). Загорался он автоматически при выключении таксометра. При посадке пассажира счетчик включался и зеленый огонек гас.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

Отличительным признаком таксомоторов «Волга» была и легкомоющаяся дерматиновая обивка салона. На первых опытных образцах в салоне ГАЗ-24-01, за спиной шофера, устанавливалась прозрачная перегородка из плексигласа.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

Она должна была защитить водителя от «охотников за легким заработком». Но эксперимент провалился. Защитная перегородка создавала множество неудобств: мешала пассажирам заднего ряда при входе-выходе из машины; ухудшала вентиляцию салона; ночью бликовала в свете фар встречных автомобилей, а со временем расшатывалась и вибрировала.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24
Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

Первые такси на базе ГАЗ-24 все еще окрашивались в разные цвета, однако уже в 1971 году Горьковский автозавод ввел для всех таксомоторов единую окраску — бледно-салатовый цвет. Лишь в конце 70-х, в преддверии Московской олимпиады, когда многие детали повседневности пришлось приводить в соответствие с международными стандартами, ГАЗ-24-01 начали окрашивать в лимонно-желтый цвет.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

При этом в таксопарки страны поступали машины, окрашенные и в другие цвета. Наибольшей популярностью пользовались машины черного и белого цвета, без опознавательных знаков. Например, в Москве, при заказе такси по телефону, можно было оговорить такие нюансы, как цвет подаваемой машины и отсутствие на ней шашечек.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

Эти машины использовались при поездках в ЗАГС, выписке из роддома и в других торжественных случаях, когда «таксишная» окраска машины была неуместна.


В конце 70-х, наряду с шашечками на борту, на крыше ГАЗ-24-01 «Волга» появился оранжевый подсвечивающийся в ночное время плафон (ФП147). Считалось, что он заменит «зеленные огоньки» и лучше выделит автомобиль в потоке.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

Но этого не произошло, оранжевые «гребешки с шашечками», установленные на крыше, часто раскалывались (ветками деревьев или при ДТП) и приходили в негодность, а заменить их было нечем. В советское время «зеленые огоньки» они не заменили, но прижились, и сегодня уже являются чуть ли не единственным отличительным признаком такси. В 1973 году в таксопарки начали поступать ГАЗ-24-04 с кузовом «универсал», что решило проблему перевозки габаритного багажа. Таксисты прозвали эти машины «баржами». Правда, в «такси» таких машин было немного, и «поймать» универсал на улице было непросто. Обычно эти машины подавались по вызову, когда пассажир сообщал, что у него объемный багаж.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

Использовались они и тогда, когда требовалось одновременно перевезти пять-шесть пассажиров (обычный седан перевозил только четверых). Однако большой популярностью универсалы-такси не пользовались, скорее наоборот. Два задних ряда сидений у них были жесткими (за счет уменьшения толщины подушек для образования ровной грузовой площадки), и комфортом они не отличались. Поэтому на стоянках такси, при возможности выбора, пассажиры игнорировали немногочисленные ГАЗ-24-04.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

Также для больших городов выпускалась специальная газобаллонная модификация такси ГАЗ-24-07 «Волга», работающая на сжиженном газе. В 1984 году, когда базовая модель подверглась существенной модернизации, обновились и ее таксомоторные версии, которые стали называться ГАЗ-24-11 (седан), ГАЗ-24-14 (универсал) и ГАЗ-24-17 (газобаллонная). Они массово выпускались вплоть до 1992 года.

Чем отличались ГАЗ-24-01 для службы такси от обычных «Волг» Такси, История, Интересное, Длиннопост, Газ-24

Дубликаты не найдены

Отредактировал SamDee 2 года назад
+36

На зелёный глаз делали специальный чехол,непрозрачный, чтобы можно было возить пассажиров без счётчика и класть денежку в карман,потому как любой гаишник или линейный контроль мог засечь- глаз горит,и пассажиры сидят,значит халтуриш!

раскрыть ветку 7
+19

Вот такими маленькими чехольчиками и угандошили баальшую страну

раскрыть ветку 6
-1

"Чехольчики" тут не причем. Сколько и чего ни пиздили в советское время на производстве, сколько шофера ни сливали бензин, сколько не продавали дефицит из под полы и т.д., мощной советской экономике это сильно не повредило. Тут другой подход нужен. Причем целенаправленный.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 5
+15

На всю жизнь запомнил как с родителями ехали домой на такси по ночной Москве, тогда мне мальчишке город казался безумно красивым, особенно поразило, как мы проехали через арку дома на Брестскую улицу в сторону Белорусского вокзала. Это был 86 или 87 год, а я на всю жизнь запомнил запах в этих такси и звук выхлопной системы и строкот счетчика. Тогда Волга мне казалась огромной и самой удобной машиной в мире :)))

+81

Да, в те времена волжанка универсал на 76 бензине - голубая мечта любого дачника и просто крепкого хозяйственник. Мы с батей в москвич-комби умудрялись столько всего погрузить, не представляю даже, какой предел был бы у волги (+ багажник сверху).

раскрыть ветку 61
+93
Честно, вообще сомневаюсь, что предел у неё был. Мы грузили десять мешков картохи в багажник, холодильник на крышу, штук 50 банок всяких закаток на заднее сиденье, и тащили это всё богатство с дачи в гараж. Запаску и инструмент обычно при этом выкидывали, ибо не далеко ехать.

К чему я - эта тварь вообще не замечала вот это вот все.

Как-то на спор я тронулся и проехал весь наш городок на 4-й передаче (пятиступок тогда в природе на было). Легко.

Но честно, машина - говно. Лютый расход, дебильное сервисное обслуживание, управляемость как у баржи. Ну её нахуй.

раскрыть ветку 45
+43

Ну так там же всё чугуниевое. Подвеска рессорная, ЕМНИП, короче очень просто а соответственно ремонтопригодно и надёжно, что и требовалось для своего времени,когда логистика была в зачаточном состоянии

раскрыть ветку 29
+27

Щас бы обсирать авто, которому почти 50 лет.

раскрыть ветку 2
+18
А запаску то зачем? Там отдельный отсек
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 10
+1

Как-то присутствовал на трэш-соревнованиях советского автопрома. Одним из заданий было посадить как можно больше человек в машину и проехать 2 метра. В 24ю волгу поместилось 24 человека. При среднем весе в 80 кг. почти 2 тонны веса взяла.

+8

Универсал не знаю. а на 3110  как раз с дефорсированным 4021 утащил недавно пол тонны паркета на 400 км :)

раскрыть ветку 10
0

На газелях 402й таскает общую массу 4 тонны. Отличия только в редукторе заднего моста.

раскрыть ветку 9
+13

А у нас почему то не было, таксопарк был 12-15 машин

Батя женился в 73-м, свадебный кортеж был из двенадцати такси и лиаза - по тем временам невероятный шик

раскрыть ветку 2
+1

свадебный кортеж ? Вы с юга?

раскрыть ветку 1
+3

Буквально год назад искал себе волгу универсал - как вторую машину + перетаскивание тяжестей. в итоге взял 3110 тк универсал или убитые в хлам или за невменяемые деньги. был только вариант 24й универсал в приличном состоянии за 50 тр. но был далеко .  Это я к тому что волги универсалы до сих пор очень даже попылярны особенно в замкадье

+14

А ещё была такая фишка: таксометр был механический,с приводом от кпп, а приводная шестерёнка от ГАЗ 21 отличалась на 1 зуб. Не помню уже толи 12 то ли 13. Переставляли и таксометр считал побольше на 10%.

+13

Между прочим, на третьей фотке можно видеть ещё одно важное отличие. У сиденья стоит радиотелефон Алтай.

раскрыть ветку 3
+8

Эта как раз те немногие машины которым диспетчер выдавал заказы в то время когда они были на линии. На переднем крыле у них была надпись "радиофицированная"

-2

Да, а я и не заметил. Интересно, для чего он там? Может, "Волжанка" скрытого наблюдения, замаскированная под такси? Это же, вроде как, единственная оригинальная Волга в таксомоторном исполнении.

раскрыть ветку 1
0

Какое "скрытого наблюдения". Мой дядя в начале 90х был таксёром в Чернигове (Украина). У них такие стояли для связи с диспетчерами. По городу брали. Один даже, помнится, на даче за городом был, времена не спокойные, хоть помощи дозваться если что.

+10

Хороший пост! Побольше бы таких.

+10

Как вижу эти машины, так сразу чувствую этот ЗАПАХ салона такси

раскрыть ветку 7
+3

Я его на всю жизнь запомнил, а еще вечно трясущийся рычаг кпп :)))

раскрыть ветку 4
0

это как говорят "неустранимая"  бага что на 24 движков что 402х , =на холостых его всегда "подколбашивает" чуть

раскрыть ветку 3
+2

Запах потому что у ГАЗ-24 выхлопная всегда немножко сечет, горловина бензобака, бензиновые трубки и карбюратор всегда немножко негерметичны, как не старайся. Плюс запах 76го бензина особый,  не похожий на 92 и тем более 95 :)

раскрыть ветку 1
+1

про запах - поддержу 76й-80й непередаваемы

+9
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 3
+6

Не в тему. Это 21-я Волга.

раскрыть ветку 1
+1

это про то что отличный познавательный пост

очень содержательно

+3

Хто заказывуал тахси на Дуброуукуу!?

+53

Символом советских таксомоторов стал «зеленый огонек»

Из-за него, видимо, такси у Боярского стало зеленоглазым

раскрыть ветку 11
+85

Ну вообще то , да. Именно поэтому.

раскрыть ветку 10
+6

Задумывался об этом, когда песню слышал, но не знал ответа, у нас в регионе после 90х русские машины были очень не в ходу, не было вероятности встретить такую волгу

раскрыть ветку 9
+16
Вот эта лимонно-зеленая Волга с фото красивая очень. Прям залип. Будто машина из GTA:VC. Был бы не против, если вызывая такси через Яндекс за мной приезжали такие машинки)
раскрыть ветку 23
+4

Комфорт по нынешним меркам уже так себе))

раскрыть ветку 22
+13
Ой, да плевал я на комфорт в поездках по городу, которые длятся 20-30 минут. У нас в семье все машины были хорошие, японские иномарки свежие. Я привык к "комфорту" с детства. Мне куда интереснее на каком-нибудь "дровалете" поездить) А Волга она вообще как корабль)
+6
Сиденье есть, окно открывается. Чем логан лучше для пассажира?) Кондиционера там может и не быть
раскрыть ветку 2
+3
Да знаете у нас ездит одна такая - комфорт супер, очень атмосферно!))
0

Эт Вы батенька зря.

У меня 24 второсерийка на 4 заводских рессорах - надо сказать лучше себя ведёт, чем 105 на новых 6 - листах.

раскрыть ветку 16
+4

Как же я обожал (и до сих пор обожаю) эту модель Волги. Не знаю почему.

На служебной милицейской как то катали. Так круто было.

+5

Я человек простой, вижу "Волгу", ставлю плюс.

Иллюстрация к комментарию
+2

Валяются в гараже 2 приборки от газ24. Работоспособность неизвестна, укомплектованность разная. Если надо кому отдам.

+2
Ждём пост и про другие модификации 24-ки. Например, про авто для ГОНа.
раскрыть ветку 11
+7

Если хотите, могу предоставить статью про все "Догонялки". Проводил как-то я своё исследование на основе открытых источников.

раскрыть ветку 10
+4
Пили скорее! Русский V8 от Пазика же, коробка автомат, барабаны по кругу и чугуниевый балласт в багажнике! Мечта, а не авто. А ещё я где-то слышал про ВАЗы с РПД.
раскрыть ветку 6
+1

Подписался. Ждемс. как бывшему владельцу 3102 про догонялки оч интересно :)

+1
Очень интересно, подписался
0

Пили!

+3

че до центра за сотку?

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 2
0
Садись ипать!
0
Если только ты уже почти в центре.
+4
Уже в то время сделали серийным авто на газе, и им понадобилось 30 лет с лишним чтобы это повторить
раскрыть ветку 21
+5

А теперь-то ставим итальянское, да польское ГБО, а наше не предлагается что-то...

раскрыть ветку 1
0

А нашего нет. Гримасы капитализма.

+2

Машину-то сделать не проблема, проблема в сети заправок.

раскрыть ветку 18
+3
Ну если уже в то время, а по факту и раньше. Уже были серийные. Значит не проблема была и заправки развить,желания не было
раскрыть ветку 17
+1
Представляете если бы сейчас , например ,Солярисы были бы спец.версией ,уже с планшетами ,всем прогами и телефонами внутри)))
+1

Автор, спаибо!

+1
Ех жаль рейтинг не позволяет свою ласточку показать(
+1

Ее знаю почему, но прочитал голосом Каневского=)

+1

случайно увидел.  мега такси было бы :)

Иллюстрация к комментарию
+1
А разве у газобаллонной не два лючка на кузове?
+1

6 и 7 ч/б фотографии, там где ремонтная зона таксопарка. Посмотрел и сразу вспомнил тот запах: смесь резины, масел, краски. У меня отец работал в таксопарке. Переработал на всех участках и водителем.Часто меня на работу брал. В то время, на участке сход-развала стояла единственная в нашем городе "Чайка", ГАЗ 14. Как раз, для таких случаев, который ТС описал: свадьбы, роддом. Чайка была с увеличенной базой, и сзади, перед диваном было пространство, что ноги можно было вытащить. Это была супер машина. Часто она была закрыта, но изредка все же доводилось в ней посидеть. Ну сами прикиньте: 80е года, какие тогда машины были.

Ну и, самая тяжелая работа была на шиномонтаже, конечно. Ну а потом пришла гласность, демократия и свобода слова. И таксопарку пришел конец. ЗЫ: фото из интернета.

Иллюстрация к комментарию
+1
В Эстонии надпись латиницей была TAKSO
Иллюстрация к комментарию
+1

Очень интересный пост. Спасибо. Надеюсь не последний)))

+1
Заводская дефорсированная модель под дешёвый 76ой ? А как же " в союзе бенз был копеечный и водители бюджетных организаций вообще сливали его в овраги" ?
раскрыть ветку 15
+2

Там скорее всего дело не в цене, а в "фондах", "лимитах", "борьбе за экономию социалистической собственности к двадцатому съезду КПСС", и прочих карьерно-важных делах

раскрыть ветку 13
+3

В СССР все такси были государственные,и в масштабах страны экономия выходила колоссальная,правда зачастую только на бумаге. Но ведь главное отчитаться!

Но главная цель перехода на 76 бензин его доступность. 92 был достаточно сильно залимитирован. А во многих регионах его и вовсе было недостать.

раскрыть ветку 10
+2
Скорее всего, 76 бензин сделали, чтобы не пиздили - частные то на 92 были
раскрыть ветку 1
0
Сам по себе 92 бензин был ещё в дефиците
+1
Оооо, ла ла ла ла ла
зеленоглазое такси
притормозии, притормозии
0

Дядька мой таксист и его коллеги иногда перегоняли новые машины из Горького в свой Челябинск. Ночевали у нас в Октябрьском в Башкирии.Катали на новых машинах. А буква Т и шашечки были наклейкой. Я их пришпандорил на свой дневник.Очень круто смотрелось.

0
Вот всю жизнь знал, что зеленый огонек означает, что такси свободно. А ведь есть те, кто считает, что зеленая лампочка помогает глазам быстрее адаптироваться после ослепления встречкой.
0
Я один читал это голосом советского диктора?
0

в детстве ходила легенда, что если такую Волгу увидишь в черном цвете, а за рулем будет очкарик, то сбудется загаданное желание.

0

Как сейчас помню, в 1980-х, когда прилетали в Ленинград, собиралась огромная очередь за такси. И я очень переживал, что нам не хватит машины и придётся ехать в автобусе

0
Эх, помню на Волге универсал таксишной, в 90-ых, везли с отцом большой ковер. Влез целиком)
0

Можно аналогичный пост про ГАЗ-21? У деда она, интересно было бы почитать.

0
Спасибо, очень интересная статья
0
Обожал в детстве такое такси, когда родители вызывали. А запах в салоне просто класс
-1

Назвать это шиком можно было только в совке (с натяжкой), а по мировым меркам полное го.но уже на момент выпуска.

-5

салатовый - аж скривилось всё)
хорошо, что не застал)

ещё комментарий
Похожие посты
428

Бой друзей Веруса и Прискуса: как прошел единственный в истории подробно описанный гладиаторский бой

Бой гладиаторов Веруса и Прискуса считается самым известным в истории выступлением гладиаторов и единственным боем, подробно описанным современником. Трагизм битвы заключался в том, что в ней на смерть дрались два лучших друга, которые были любимцами римской публики.


Воины-рабы

Бой друзей Веруса и Прискуса: как прошел единственный в истории подробно описанный гладиаторский бой История, Древний Рим, Гладиатор, Бой, Интересное, Длиннопост

Верус был германским варваром и попал в римский плен еще ребенком. Позже его сделали рабом и отправили на каменоломни, где он и вырос, постоянно выполняя тяжелую физическую работу. Повзрослев, Верус решил поменять кирку на меч-гладиус. Во время отбора в школе гладиаторов юноша встретился еще с одним кандидатом на обучение — сыном раба Прискусом.


Для выбора лучшего юношам приказали устроить показательный бой. На песке арены оба бойца показали себя храбрыми сильными воинами, и тренеры решили взять обоих. Уже во время обучения Верус и Прискус стали лучшими друзьями, а когда они бились в паре, противостоять им никто не мог. На арене гладиаторы быстро завоевали популярность у капризной римской публики и стали настоящими «звездами» своего времени.

Бой друзей Веруса и Прискуса: как прошел единственный в истории подробно описанный гладиаторский бой История, Древний Рим, Гладиатор, Бой, Интересное, Длиннопост

Большие игры


В 80-м году нашей эры император Веспасиан достроил огромный амфитеатр, сегодня известный как Колизей. В честь этого события он приказал провести игры, которых в Риме еще не было. Древнеримский историк и писатель Гай Светоний писал:


«При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань Веспасиан показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких животных».

Бой друзей Веруса и Прискуса: как прошел единственный в истории подробно описанный гладиаторский бой История, Древний Рим, Гладиатор, Бой, Интересное, Длиннопост

Навмахия — имитация морского сражения в стенах Колизея.


В конце эпохального праздника римлян ждал особый сюрприз. Их любимцы — друзья Верус и Прискус впервые должны были сразиться не в паре, а друг с другом. Победитель боя получал свободу, а проигравший — погребальный саван.


Театр смерти


Бой гладиаторов это не просто показательное сражение рабов-воинов. В имперские времена это было театрализованное представление, чаще всего обыгрывающее античный миф или битву прошлых веков. Массовкой, которую во время игр убивали, были простые рабы и преступники, приговоренные к смерти. Гладиаторов берегли, а выступали они более чем в двух десятках образов, отличающихся вооружением и защитным снаряжением.


Разные типы гладиаторов


Верус выступал как гопломах, который имитировал воина античной Греции. Его главным оружием было копье и кинжал. Прискус бился как мурмилллон с коротким мечом и прямоугольным щитом. Победитель боя получал свободу, а проигравший погребальный саван. Зрителям Колизея был римский поэт Марк Валерий Марциал, который и описал сражение.

Бой друзей Веруса и Прискуса: как прошел единственный в истории подробно описанный гладиаторский бой История, Древний Рим, Гладиатор, Бой, Интересное, Длиннопост

Гладиатор мурмиллон. Современная реконструкция

Бой друзей Веруса и Прискуса: как прошел единственный в истории подробно описанный гладиаторский бой История, Древний Рим, Гладиатор, Бой, Интересное, Длиннопост

Гладиатор гопломах. Современная реконструкция

Бой друзей Веруса и Прискуса: как прошел единственный в истории подробно описанный гладиаторский бой История, Древний Рим, Гладиатор, Бой, Интересное, Длиннопост

Равны в сражении — равны и в награде


Валерий Марциал писал, что бойцы оказались одинаково сильными и долго никто из них не мог взять верх. Когда гладиаторы, окровавленные и обессиленные, стояли, друг напротив друга, толпа стала кричать, чтобы император пощадил обоих воинов. Но Веспасиан решил по-другому. Он приказал гладиатором биться без щитов, пока кто-то из них не погибнет. Бой продолжился, но все равно никто не проигрывал. Тогда император остановил поединок и решил, что равные в сражении должны быть и равны в награде.

Бой друзей Веруса и Прискуса: как прошел единственный в истории подробно описанный гладиаторский бой История, Древний Рим, Гладиатор, Бой, Интересное, Длиннопост

Друзья гладиаторы получили по лавровому венку и деревянному мечу, что было символом свободы. Получив волю, Прискус стал тренером в гладиаторской школе Флавия Квинта Валерия, а его друг Верус вернулся в Германию. Большинство современных историков считают, что император Веспасиан запланировал исход боя. Таким образом, он пытался завоевать любовь жителей Рима, которые только пережили огромный пожар, уничтоживший половину города.


Источник:https://bigpicture.ru/?p=1180018

Показать полностью 6
226

Цены и жалования в Царской России

Автор: Симонов.И


Разговоры о том, что «при царе-батюшке за 3 рубля можно было купить корову», как правило, вызывают ностальгию. Тем более, что этих «трехрублевых бурёнок» принято поселять не во времена, Николая Павловича, а в благословенный 1913 год, в последние мирные времена царской России. Хочется верить, что в эпоху, когда налицо были и балы, и красавицы, и юнкера, и хруст французской булки – жизнь была дешевле и как-то, что ли, естественней, справедливей, чем сейчас…

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Так давайте не спеша разберёмся: какие же были цены и жалования в России в начале XX века, основываясь только на реальных документах: приказах и постановлениях правительства и министерств Российской Империи, прейскурантах, ценниках, отчётах, выписках из книг доходов и расходов, меню и счетов того времени.

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Начнем наше путешествие в 1900-ые годы и знакомство с ценами начала 20 века с самого популярного продукта в России во все времена. Правильно, Вы угадали, на водку. В те времена водка в Царской России продавалась только в специальных казенных винных лавках. Над входом в винный магазин, как и при входе в любое государственное учреждение, красовался государственный герб: двуглавый орёл. Государство сохраняло монополию на производство и продажу водки.


Здесь без всякой очереди всегда продавалась водка двух сортов. Красноголовка (красная крышка), водка, звавшаяся в народе «казёнка». Цена за бутылку такой водки (0,61 литра) в начале 20 века была 40 копеек. И второй сорт водки – это «Белоголовка» (белая крышка), это водка двойной очистки. Бутылка такой водки в дореволюционной России стоила 60 копеек.


Продавались бутылки ёмкостью от четверти (1/4 ведра) в плетёных корзинках, что составляло 3 литра. И самые маленькие бутылочки с водкой были 1/10 часть от обычной бутылки, которые в народе ещё тогда прозвали «мерзавчик» 0,061 литра. За такую бутылочку надо было заплатить в казенном винном магазине всего 6 копеек. При этом разливное пиво дешёвых сортов «Светлое», «Венское», «Староградское», «Мюнхенское» в начале 20 века стоило от 6 до 10 копеек за 1 литр.


Бутылочное пиво из-за стоимости стекла стоило дороже, где-то 20 копеек за бутылку. Вино дорогих и престижных марок доходило до 5-9 рублей за бутылку. Ёмкость бутылки для вина в дореволюционные годы была 0,75 литра. При этом за дешёвое разливное вино в разных губерниях России нужно было заплатить всего 5-20 копеек за литр. Коньяки стоили от 3 рублей и заканчивались ценами до 100 рублей за бутылку.


Ну, это всё цены указаны магазинные, а сколько же нужно было заплатить за стопку водки (1/6 бутылки = 100 грамм) в кабаке, которые в те времена дореволюционной России уже назывались трактирами. Вообще, отличие трактира от своего более древнего предшественника «кабака» в том, что в кабаке можно было приобрести только спиртное, а в трактире ещё кроме алкоголя можно было и откушать.

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Итак, в дешёвом трактире на окраине провинциального города, заплатив 5 копеек, можно было выпить полстопки, т.е. 50-60 грамм дешёвой и скорее всего, сильно разбавленной водки. На закусь по-быстрому предлагалась самая популярная закуска к водке во все времена – это, правильно, солёный огурец всего за 1 копейку. А наесться «до отвала» в этих дешевых трактирах можно было всего за 10 копеек. Кстати, на рынке за две копейки спокойно можно было выбрать дюжину отборных соленых огурцов (12 штук).


В таких дешевых питейных заведениях находиться было не очень комфортно и безопасно. Постоянно сновали подозрительные, полукриминальные личности, пьяные ломовые извозчики, чернорабочие. Убийства и ограбления там были не редкостью. Совсем другое дело, это приличные трактиры, по-нашему кафе-рестораны.


В этих приличных и столь популярных в годы начала 20 века трактирах было очень приятно скоротать вечерок. Столовые приборы сверкали чистотой, скатерти были накрахмалены и изумительно белыми, всюду мелькали расторопные и опрятные половые (официанты), а с кухни распространялись чудесно аппетитные и вкусные запахи. Здесь отобедать стоило в 1900-ые годы в России уже 30-50 копеек. Но это того, судя по воспоминаниям современников, оправдывало.


Рюмка водки в подобном культурном заведении обходилась уже в 10 копеек, но это точно была казённая водка! Не балованная. За кружку пива (0,61 литра) следовало заплатить до 10 копеек. Чай с двумя кусочками сахару стоил всего 5 копеек. В хороших известных ресторанах, естественно, покушать стоило подороже. В среднем за обед в приличном ресторане XX века в Имперской России нужно было расплатиться в размере 1,5 — 2 рублей. Это плата за обычный обед: первое, второе, салат, пара стопок водки, десерт, без изысков.

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

После обеда сытых и респектабельных российских граждан на выходе из ресторана наперебой пытались уговорить поехать на пролётке извозчики. В крупных городах в те годы единственным городским транспортом являлся трамвай, как правило, цена составляла 5 копеек без пересадки, и 7 копеек с пересадкой. Но, конечно, основным видом транспорта были пролётки, управляемые лихими извозчиками.


Обычно за поездку в России в начале 20 века внутри города извозчики брали 20 копеек. Но, цена всегда была договорная и менялась от степени соотношения спроса/ предложения. Хотя, даже в те дореволюционные времена привокзальные извозчики были самыми дорогими, которые без зазрения совести объявляли 50 копеек за часто не очень долгую поездку от вокзала до ближайшей гостиницы.


По поводу вокзалов и путешествий. Естественно, в те годы в основном путешествовали на железной дороге. Билет первого класса до Петербурга из Москвы стоил 16 рублей, а в сидящем вагоне можно было доехать и за 6 рублей 40 копеек. До Твери из Москвы первым классом можно было доехать за 7 рублей 25 копеек, а третьим — добраться за 3 рубля 10 копеек.


Носильщики с радостью предлагали услугу поднести чемоданы за 5 копеек. Большой багаж, занимающий всю тележку, отвозили к поезду или обратно за максимальную плату в 10 копеек. Вернёмся к гостиницам…

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

В гостиницах для очень состоятельных господ в роскошных номерах со всеми удобствами, телефоном, рестораном и т.д. стоимость номера обходилась в день 5-8 рублей. Номер в гостинице без излишеств, но вполне приличный обходился 0,7- 2 рубля в сутки. Меблированные комнаты стоили 15-60 копеек в сутки.


Вообще, в дореволюционной России в начале 20 века съёмное жильё в среднем стоило 20 копеек в месяц за квадратный метр. В центре Москвы шикарная многокомнатная квартира с обстановкой и ремонтом по последнему слову техники того времени обходилась в 100-150 рублей в месяц. А небольшая квартирка с безвкусной обстановкой на окраине 5-7 рублей.


Обычная же стоимость съёмной квартиры для семьи со средним доходом, т.е. порядка 80 рублей, была примерно 15 рублей в месяц.


Позвонить друзьям и знакомым из гостиницы и рассказать, как устроился, стоило из Петербурга в Москву 50 копеек в минуту, но оплачивалось не менее 1,50 рубля за соединение. Дешевле было написать письмо, за его отправку нужно было заплатить всего 3-4 копейки. Или отправить телеграмму. В другой город отправить слово, переданное с помощью телеграфа, стоило всего 5 копеек, а отправить послание кому-нибудь на дачу в пригород всего 1 копейку за слово.


Отправить посылку внутри Российской Империи весом до 1 килограмма стоило всего 25 копеек, а за отправку посылки весом до 5 килограмм нужно было заплатить 65 копеек. Кроме ресторанов можно было развлечься и культурно, сходив в театр. Например, быть в Москве и не сходить в Большой театр на оперу или балет считалось неприлично.

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Билеты в отдельные привилегированные ложи стоили до 30 рублей, за места в первых рядах портера следовало заплатить от 3 до 5 рублей, а посмотреть представление на галерке стоило всего 30-60 копеек. С культурной пищей в начале 20 века теперь всё понятно, вернёмся к рыночным дореволюционным ценам в России на продукты питания.


Вот список цен того времени на продукты, хотя тогда всё мерили в фунтах, стоимость указана за килограммы для удобства восприятия:


Батон чёрного черствого хлеба весом в 400 грамм – 3 копейки,

Батон ржаного свежего хлеба весом в 400 грамм – 4 копейки,

Батон белого сдобного хлеба весом в 300 грамм – 7 копеек,

Картофель свежий урожай 1 килограмм — 15 копеек,

Картофель старый урожай 1 килограмм — 5 копеек,


Мука ржаная 1 килограмм — 6 копеек,

Мука овсяная 1 килограмм — 10 копеек, Мука пшеничная высшего сорта 1 килограмм — 24 копейки,

Мука картофельная 1 килограмм — 30 копеек,

Макароны простые 1 килограмм — 20 копеек,

Вермишель из муки высшего сорта 1 килограмм — 32 копейки,

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Сахарный песок второго сорта 1 килограмм – 25 копеек,

Кусковой сахар рафинад отборный 1 килограмм — 60 копеек,

Пряники тульские с вареньем 1 килограмм — 80 копеек,

Конфеты шоколадные 1 килограмм – 3 рубля,

Кофе в зернах 1 килограмм – 2 рубля,

Чай листовой 1 килограмм – 3 рубля,


Соль поваренная 1 килограмм — 3 копейки, Молоко свежее 1 литр – 14 копеек,

Сливки жирные 1 литр – 60 копеек,

Сметана 1 литр – 80 копеек,

Творог 1 килограмм — 25 копеек,


Сыр «Российский» 1 килограмм — 70 копеек,

Сыр по иностранной технологии «Швейцарский» 1 килограмм — 1 рубль 40 копеек

Масло сливочное 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек,

Масло подсолнечное 1 литр – 40 копеек, Курица парная 1 килограмм – 80 копеек, Яйцо отборное десяток- 25 копеек,


Мясо телятина парная вырезка 1 килограмм – 70 копеек,

Мясо говядина лопатка 1 килограмм – 45 копеек,

Мясо свинина шейка 1 килограмм – 30 копеек,

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Рыба свежая окунь речной 1 килограмм – 28 копеек,

Рыба свежая судак речной 1 килограмм – 50 копеек,

Рыба свежая сом 1 килограмм – 20 копеек, Рыба свежая лещ 1 килограмм – 24 копеек, Рыба мороженая горбуша 1 килограмм – 60 копеек,

Рыба мороженая сёмга 1 килограмм – 80 копеек,

Рыба мороженая осетр 1 килограмм – 90 копеек


Икра черная зернистая 1 килограмм – 3 рубля 20 копеек,

Икра черная паюсная 1 сорта 1 килограмм – 1 рубль 80 копеек,

Икра черная паюсная 2 сорта 1 килограмм – 1 рубль 20 копеек,

Икра черная паюсная 3 сорта 1 килограмм – 80 копеек,

Икра красная соленая 1 килограмм – 2 рубля 50 копеек,


Овощи капуста свежая 1 килограмм – 10 копеек,

Овощи капуста квашенная 1 килограмм – 20 копеек,

Овощи лук репчатый 1 килограмм – 5 копеек,

Овощи морковь 1 килограмм – 8 копеек, Овощи помидоры отборные 1 килограмм – 45 копеек

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Немного про стоимость вещей в начале XX века в Царской России:


Начнём со стоимости обмундирования и военной формы одежды, которую российские офицеры вынуждены были приобретать на свои деньги, и она с учётом невысокого офицерского жалования (которое будет приведено в конце статьи) явно обходилась им недешево.


Сапоги парадные офицерские – 20 рублей, Мундир парадный офицерский – 70 рублей, Фуражка обер-офицерская – 3 рубля, Шапка уланская – 20 рублей,

Шапка гусарская штабная – 12 рублей, Эполеты штаб-офицерские золочёные – 13 рублей,

Шпоры – 14 рублей,

Драгунские и казачьи сабли – 15 рублей, Офицерский ранец – 4 рубля.


Одежда для гражданского населения обходилась гораздо дешевле:


Рубаха выходная – 3 рубля,

Костюм деловой для приказчиков – 8 рублей,

Пальто длинное – 15 рублей,

Сапоги яловые– 5 рублей,

Ботинки летние- 2 рубля,

Гармонь- 7 рублей 50 копеек,

Патефон- 40 рублей,

Рояль известной марки — 200 рублей, Автомобиль без дополнительной оснастки – 2.000 рублей,

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Альтернативное и основное средство передвижение в те времена, естественно, была лошадь, которая стоила:


Лошадь для повозки -100 рублей,

Лошадь ломовая, рабочая – 70 рублей, Старая кляча на колбасу – 20 рублей, Хороший конь, на котором и перед людьми показаться не стыдно было – от 150 рублей, Хорошая дойная корова – от 60 рублей.


Ну, с ценами теперь всё более, менее понятно, подойдём к зарплатам в начале 20 века.


Итак, средняя зарплата в Российской Империи у работников фабрик и заводов и служащих младших чинов с 1880 по 1913 год увеличилась с 16 до 24 рублей в месяц. Эта цифра довольно маленькая по сравнению со средними зарплатами в других развитых европейских странах за аналогичный период. Для удобства сравнения зарплат все данные приведены в рублях по золотому паритету обмена валют того времени.


Например, в Италии средняя зарплата на производстве и у государственных служащих низких чинов увеличилась с 19 до 32 рублей в месяц, в Австро-Венгрии – с 28 до 44 рублей, во Франции – 30 до 41 рубля, Германии — с 42 до 57 рублей, в Англии – с 47 до 61 рубля, в США – с 63 до 112 рублей. Но не надо забывать дешевизну продуктов и товаров собственного производства в Царской России по сравнению с указанными странами.


Все эти цифры показывают, что рост валового продукта и уровня жизни в России происходил всё же медленнее, чем в других развитых странах. Но, обладая огромными природными ресурсами, которые были уже столь необходимые для производственного развития в начале 20 века, России могла очень удачно использовать эту природную «фору» для более быстрого развития собственной экономики. Если бы не война, слабое, безвольное правительство (после смерти Столыпина) и, к сожалению, многое, многое другое…

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Но, вернёмся к зарплатам в Царской России в начале XX века, в 1913 год. Средняя зарплата рабочих и мелких служащих в 24 рубля понятие очень относительное, поэтому давайте подробнее разберёмся: кто и сколько зарабатывал в месяц.


Итак, самой малооплачиваемой частью наёмных работников в России являлась прислуга, которая получала в месяц: от 3 до 5 рублей женская и от 5 до 10 рублей мужская. Но, наниматель помимо денежного довольствия предоставлял слугам бесплатно крышу над головой, питание, и, как правило, ещё и одежду с «барского плеча». Очень часто эта профессия была наследственной, и дети слуг, подрастая и становясь на службу, видели жизнь только из окна барского дома.


Далее, по возрастающей заработной платы в России в начале 20 века идут рабочие провинциальных заводов, деревенских мануфактур, чернорабочие, грузчики. Их жалование составляло от 8 до 15 рублей в месяц. Причём не редкостью было, когда одна десятая часть зарплаты выдавалась карточками, на которые можно было отовариться только в заводском магазине по завышенным ценам продуктами, далеко, не первой свежести.


Преимущественно больше зарабатывали рабочие на металлургических заводах Москвы и Петербурга. Зарплата этих рабочих в начале XX века в Царской России составляла от 25 до 35 рублей. А представители так называемой рабочей аристократии, т.е. профессиональные токари, слесари, мастера, бригадиры получали от 50 до 80 рублей в месяц.

Цены и жалования в Царской России История, Российская империя, Цены, Продукты, Жилье, Развлечения, Зарплата, Интересное, Длиннопост

Теперь о жаловании служащих в дореволюционной России. Самые маленькие оклады в начале XX века были у младших чинов государственных служащих в размере 20 рублей в месяц. Столько же получали простые служащие почты, земские учителя младших классов, помощники аптекарей, санитары, библиотекари и т.д.


Гораздо больше получали врачи, например, в земских больницах у них было жалование 80 рублей, у фельдшеров 35 рублей, а заведующий больницей получал 125 рублей в месяц. В маленьких сельских больницах, где в штате был всего один фельдшер, то он получал зарплату 55 рублей.


Учителя старших классов в женских и мужских гимназиях получали от 80 до 100 рублей в месяц. Начальники почтовых, железнодорожных, пароходных станций в крупных городах имели месячные оклады от 150 до 300 рублей. Депутаты Государственной Думы получали жалование в размере 350 рублей, губернаторы имели оклады около одной тысячи рублей, а министры и высшие чиновники, члены Государственного Совета – 1.500 рублей в месяц.


В армии офицерские жалования в начале XX века в Российской Империи после повышения в 1909 году были следующие. Подпоручик имел оклад 70 рублей в месяц, плюс 30 копеек в день за караульные и 7 рублей доплату за наём жилья, итого всё вместе рублей 80. Поручик получал жалование в размере 80 рублей плюс те же квартирные и караульные ещё рублей 10, в сумме 90 рублей.


Штабс-капитан получал оклад от 93 до 123 рублей, капитан — от 135 до 145 рублей, а подполковник от 185 до 200 рублей в месяц. Полковник Царской армии получал от Государя жалование в размере 320 рублей в месяц, генерал в должности командира дивизии имел оклад 500 рублей, а генерал в должности командира корпуса – 725 рублей в месяц.


Автор: Симонов.И

Источник: https://storyfiles.blogspot.com/2016/01/blog-post_26.html?m=...

Показать полностью 11
263

Что ценнее, образование или деньги?

Что ценнее, образование или деньги? История, Интересное, Познавательно, Образование, Нидерланды, Длиннопост

Это Лейденский университет. Старейшее учебное заведение в Нидерландах. Интересна история его создания.


В ходе Нидерландской революции в 16 веке, жители города Лейден проявили редкое мужество и стойкость при осаде испанцами. Что не осталось незамеченным одним из лидеров революции Вильгельмом I Оранским, который решил наградить жителей. Он предложил им выбор: освобождение от налогов или постройка университета? Так, в 1575 году, был основан Лейденский университет, в который сейчас входят девять факультетов, более пятидесяти департаментов и более 150 программ обучения, пользуется заслуженной международной известностью. В состав университета входит 40 научно-исследовательских институтов. Лейденский университет привлекает студентов со всех концов света. В настоящее время в университете обучается более 25 тысяч студентов. Преподавательский состав насчитывает 5 500 человека.


Так же он связан с такими видными людьми как Гуго Гроция (голландский юрист и государственный деятель, философ, христианский апологет, драматург и поэт. Заложил основы международного права, основываясь на естественном праве), Якоба Арминия (голландский протестантский богослов, основоположник арминианства), Иосифа Скалигера (гуманист-филолог, историк и воин, один из основателей современной научной исторической хронологии, издатель и комментатор античных текстов), Германа Бургаве (нидерландский врач, ботаник и химик, один из знаменитейших врачей XVIII века), Бернхарда Варениуса (доктор медицины, голландский географ. Выделил географию из системы европейских знаний в отдельную науку, определив в общем виде её цель, задачи, методы исследований и область применения. По мнению ряда географов — основоположник современной географии как научной дисциплины) и Эльзевиров (семейство голландских печатников, которое занимало ведущее, а подчас и доминирующее положение в европейском книгопечатании XVII века).


А ещё тут учились королевы Нидерландов: Вильгельмина, Юлиана, Беатрикс и нынешний король Виллем-Александр.


Подписывайтесь, с нами Вы узнаете много разных интересных и познавательных фактов о мировой истории.

Что ценнее, образование или деньги? История, Интересное, Познавательно, Образование, Нидерланды, Длиннопост
Показать полностью 1
226

Кто такие гейши на самом деле

Автор: Ольга Фадеева


«Двигайся в одинаковом темпе, делая небольшие шаги, чтобы низ кимоно трепетал. Идущая женщина должна производить впечатление волны, разбивающейся о песчаный берег», — учила Мамеха из «Мемуаров гейши» начинающую Саюри. Кто такие эти «гэйся», откуда взялись и почему мужчины тоже гейши.


Люди искусства

Кто такие гейши на самом деле Япония, Японская культура, Гейша, История, Профессия, Интересное, Длиннопост

Вернее, «искусство-человек» — так переводятся с японского два иероглифа, звучащие как «гэй» и «ся». Гей-ша — это неправильно, по-западному. А еще по-западному считать гейш проститутками. Это миф. Гейша — продвинутее и тоньше. Душа за деньги. Сублимация куртизанки. Непостижимая, как иероглиф, и простая, как наступление нового дня.


В первом приближении — помесь тамады и психолога. Во втором — воплощение мужской мечты. Японской мечты. А она не прозаична, как и вся культура Страны восходящего солнца. Постигать ее — искусство, которому гейши учатся всю жизнь. Главная заповедь — бесконечно угождать мужчине, не теряя достоинства. Быть «нежной, как цветок, и гибкой, как ива». Открытой и загадочной. Наивной и мудрой. Манкой и недоступной. Живой куклой. Мадонной и шлюхой. Пожалуй, гейша — воплощение не только японской мужской мечты.


Она не такая

Кто такие гейши на самом деле Япония, Японская культура, Гейша, История, Профессия, Интересное, Длиннопост

Первыми гейшами были мужчины. Невероятно, но факт. Правда, развлекали они не женщин, а все тех же мужчин. Не в том смысле. Гейши мужского пола были попросту шутами («хокэн»), которые, будоража фантазию гостей непристойными песнями и анекдотами, готовили их к встрече с юдзё — японскими проститутками. Но уже скоро женщины… стали проигрывать мужчинам. В компании скучных ночных бабочек притязательным японским мужчинам было тоскливо. И тогда на роль гейши впервые и очень успешно пробуется женщина. Касэн-сан из чайного домика Огия в токийском районе «красных фонарей» Ёсиваре. Бывшая куртизанка.


И в те далекие времена — в середине XVIII века — не все гейши были «жертвами общественного темперамента». С самого начала они делились на две категории: сиро-гэйся («белая гейша») и короби-гэйся («опрокидывающаяся гейша»). Первые только развлекали, вторые — приторговывали телом. Но уже в 1779 году подобные шалости им запретили. Раз и навсегда.


Отныне гейши не могли даже сидеть за одним столом с клиентами юдзё, носить яркие кимоно, сложные гребни и длинные шпильки. Кстати, самый простой способ отличить проститутку от истинной гейши — взглянуть на пояс ее кимоно. Если он, как и положено, завязан сложным узлом сзади — перед нами «женщина-цветок» (гейш так и называют). Если спереди — дело ясное. Потому что человек, способный завязать кимоно самостоятельно, еще не родился. Для этого нужны время, сноровка и специально обученные помощники. Японским жрицам любви по понятным причинам делать это просто не с руки.


Гейшелогия: наука рафинирования

Кто такие гейши на самом деле Япония, Японская культура, Гейша, История, Профессия, Интересное, Длиннопост

Чтобы стать воплощением мужского счастья, учатся долго. Лет с десяти. Правда, по сегодняшним законам начать обучение можно, только окончив общеобразовательную школу — лет в 15-16. Раньше девочку продавали в окия (дом, где обучают гейш) за долги ее собственные родители. Сейчас девушки идут в профессию сами. Но мир цветов жесток, большая часть отсеивается уже на начальном этапе, когда девочка становится сикоми — помощницей в сборах других гейш, постарше. Года на два.


Второй этап (девочка теперь зовется минараи) — наблюдение за опытными гейшами, чтобы перенять их уловки, манеру, движения, технику нанесения макияжа, умение петь, танцевать, составлять икебану, разливать сакэ, сочинять стихи и прозу, рисовать, играть на музыкальных инструментах. Хотя бы на одном — японском национальном сямисэне. И уж, конечно, умению делать главное — вести непринужденный разговор с мужчинами. Умеючи льстить их самолюбию, раскрепощать и флиртовать. Намекать, но не переходить дозволенных границ. Никакого продолжения нет у поцелуя гейши, не забывайте.


И да. Делать все это она должна «от чистого сердца» (но за деньги). Впрочем, не надо ехидства. Гейши никогда не станут развлекать компанию, которая им неприятна. Даже за пресловутые чаевые, которые здесь называются «цветочными деньгами». А если кто надумает распустить руки — может и веером схлопотать. По лицу. Пребольно.


И вот в один прекрасный день для минараи наступает время стать… не истинной гейшей, а всего лишь майко — ученицей, молодой гейшей. Майко уже может присутствовать на чайных церемониях, но не одна, а со своей «старшей сестрой» — опытной гейшей, которую назначает хозяйка окия. «Старшая» и «младшая» сестры проходят специальный обряд, после которого они связаны навсегда. Первая будет учить вторую всем тонкостям искусства обольщения и помогать обрести популярность у гостей чайного домика. Правда, для начала младшей сестре требовалось пройти мидзуагэ — обряд лишения девственности состоятельным престарелым мужчиной, который раз в день в течение недели должен был смазывать половые губы девушки яичным белком, каждый раз все глубже погружая пальцы в ее лоно, а на седьмой — совершить с ней половой акт. Сегодня это не практикуется. Да, у японцев все очень сложно.


Любовь и брак

Кто такие гейши на самом деле Япония, Японская культура, Гейша, История, Профессия, Интересное, Длиннопост

Когда новоиспеченной гейше исполнится восемнадцать, она может обзавестись собственным покровителем — данна. Он покупает гейше новое кимоно, дорогие украшения и вообще обеспечивает безбедное существование. Иногда этих двоих связывают интимные отношения, а порой даже любовь. Но чаще — просто симпатия. Как ни удивительно.

Гейша может иметь несколько половых партнеров, но чаще предпочитает одного — репутация дороже. Она даже может родить ребенка от данна.


Гейша может выйти замуж. И еще как! Известны случаи, когда гейш брали в жены дипломаты, министры, князья, олигархи. Правда, после замужества гейша должна уйти из профессии. На этот случай у затейливых японцев тоже есть обряд. Всем своим клиентам, хозяйкам чайных домиков, «сестрам» и «матушкам» окия должно быть выслано специальное угощение — коробочка вареного риса. Если рис белый — девушка не вернется. Если красный — все может быть.


Красивая профессия

Кто такие гейши на самом деле Япония, Японская культура, Гейша, История, Профессия, Интересное, Длиннопост

Но, увы, вымирающая. Даже в Киото — традиционном «цветочном городе» — гейш сегодня около трехсот. Еще в 1920-е годы во всей стране насчитывалось 80 тысяч работниц окия, сейчас их не больше тысячи. Большая часть девушек с выбеленными лицами, разгуливающих в кимоно по улицам Токио и даже киотского района гейш Гиона, — обыкновенные статисты, зарабатывающие на фотографиях с неразборчивыми туристами.


Зато в «стране с двумя лицами» до сих пор есть гейши-мужчины. Живые. Целых два. Одного из них зовут Эйтаро, он работает в одном из токийских районов гейш Мукодзима. Мать его тоже была гейшей, поэтому парнишка с детства впитал «цветочный» аромат и захотел пойти по ее стопам. Мужчины-гейши носят женское кимоно и делают тот же макияж, что и женщины. Да и цели у них похожие — развлекать. Кому, как не мужчине, знать природу сильного пола.


Автор: Ольга Фадеева


Источник: https://moya-planeta.ru/travel/view/kto_takie_gejshi_na_samo...

Показать полностью 4
126

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни)

Первая часть поста


Кровавая война во Вьетнаме загнала апологетов Холодной войны в ловушку собственных убеждений. Все они, как, например, консервативный журналист Джозеф Олсоп, считали этот конфликт «логическим и справедливым расширением американского послевоенного видения и судьбы». Но теперь профессиональные антикоммунисты, оправдывавшие любую агрессию, оказались перед лицом сотен тысяч возвращавшихся в страну инвалидов, не считая десятки тысяч тех, кто так и не добрался до дома живым.



Американские военные позируют с черепами убитых вьетнамцев

"В интересах страны": как ЦРУ, Пентагон и правительство США влияли на кинематограф и массовую культуру. Часть 2 (конец 60-х - наши дни) США, Голливуд, Фильмы, Искусство, Политика, ЦРУ, Культура, Пропаганда, Фотография, История, Холодная война, DTF, Статья, Интересное, Длиннопост

Кроме того, стали массово поступать сведения о многочисленных военных преступлениях американцев, которые были «не отдельными инцидентами, а совершались по приказу верховного командования» (операция ЦРУ «Феникс», например). Образы, созданные официальной пропагандой, рассыпались на глазах. Уже в 1968 году антивоенные демонстрации только в Нью-Йорке собирали по 125 тысяч человек.



Новый Голливуд и новые правила


Американское правительство ужесточало цензуру, когда международная обстановка накалялась. Но на конец 60-х пришёлся период «разрядки» в отношениях с СССР. Кроме того, столпом американс