Чем морские мины лучше снарядов

Чем морские мины лучше снарядов Флот, Моряки, История, Интересное, Война, Длиннопост

Как ни крути, а всё же основной задачей военно-морского флота среди многих других является максимальное сокращение вражеского судоходства, а в идеале и полное его воспрещение. Ведь и эскадру Рожественского отправили в её скорбный путь в результате того, что имевшиеся на тот момент на Дальнем Востоке силы не смогли воспрепятствовать подвозу на Корейский полуостров японских войск и снабжения для них.

И уже на примере русско-японской войны видно, что для вывода из строя боевого корабля требовались десятки, а для утопления и сотни снарядов. В то же время как "Петропавловску", мощному броненосцу, а не какой-нибудь лайбе, хватило одной мины. Да и с линкором "Новороссийск" при большом количестве различных версий, скорее всего справилась немецкая донная мина. Предвижу возражения, но не будем отметать и такую возможность.

Ведь чем хороши мины? Во-первых, в неё можно всунуть столько взрывчатки, что ни в какой снаряд не поместить, картина в заголовке тому подтверждение. А если и найдутся такеие снаряды, то сколько пушек под них и кораблей, имеющих такие пушки можно создать? Мины же - знай клепай, никаких ограничений по их производству нет.

Потом, противник в основном не знает, где они установлены, а может только предполагать, что сильно ограничивает его активность. Да, в отличие от артиллерии мины можно применять только на определённых глубинах, зато в местах, где враг появится практически гарантированно, например в районе портов, проливов, прочих узкостей.

Мина - это не линкор с огромными расходами на обеспечение его деятельности, но урон может нанести сопоставимый. Ещё в Первую мировую войну они погубили сотни боевых кораблей и транспортных судов.

Мысль о том, что неплохо бы уничтожать корабли противника наиболее дешёвым способом, первыми посетила, само собой китайцев ещё в 17-м веке. Хотя стопроцентно достоверные сведения об успешном применении этого оружия гласят, что это были именно русские.

Китайская мина взрывалась, когда оператор дёргал за шнур, протянутый к берегу. В мине срабатывало устройство, как на старинных ружьях - стальное колёсико с насечкой выбивало из кремня искры, порох воспламенялся и происходил взрыв. Итоги скрыты во тьме веков.

В 1855 году во время Крымской войны, на Балтике были выставлены сотни русских мин двух типов - с автономными взрывателями конструкции Нобеля и с дистанционным гальваническим взрывателем Якоби. И хотя англичане порядка 70 мин сумели вытралить, пароходо-фрегат «Merlin» и пароходы «Firefly», «Volture» и «Bulldog» подорвались на минах Нобеля, однако они содержали всего от двух до четырёх килограммов чёрного пороха, так что повреждения были минимальны.

Уже тогда была применена особая тактика - минно-артиллерийская позиция. Минное поле не давало противнику свободы перемещения, а артиллерийские батареи на берегу не давали ему возможности вытралить мины. И кстати. Конечно, имелись карты, где были указаны свои минные поля и проходы в них. Но подрывы всё равно случались. Тогда пришла идея возродить метод Якоби. Так, минные поля у Севастопля приводились в боевое состояние единым электрическим сигналом, а выключил рубильник - и ходи смело. Вот немецкий "Гебен" и ходил по ним, паля по городу, а включить пресловутый рубильник оказалось некому. Или приказа не поступило. Ну, всё как всегда :)

У Порт-Артура на русских минах погибли броненосцы "Хацусе" и "Яшима", 2 крейсера, 2 канлодки, 6 миноносцев и 1 посыльное судно. Кроме того, от подрыва на минах были выведены из строя броненосец, 2 крейсера и 3 миноносца.

Англичане, наши союзники по Антанте, уже в 1914 году запросили у России 1000 мин заграждения (их они получили из владивостокского арсенала), "Правила постановки мин", образцы и чертежи новейших русских мин, а также специалистов-минеров для оказания практической помощи по развертыванию производства этого вида оружия.

Вот уже не первый раз в статье упоминается траление мин. Чтобы их не уносили ветры и течения, мины стояли на определённой глубине на якорях, которыми служили тележки, на которых их сбрасывали за борт.

Чем морские мины лучше снарядов Флот, Моряки, История, Интересное, Война, Длиннопост

Мину с якорем связывал стальной тросик, называемый минрепом. Тральщик тащит за собой устройство из тросов, специальных гидродинамических устройств - углубителей и отводителей, и резаков или пиропатронов, перебивающих минреп. Мина всплывает и её расстреливают.

А мина тоже не дура. И её снабжают специальными устройствами - защитниками, которые в свою очередь перебивают трал :) Однако не будешь же тралить везде и непрерывно. Поэтому важно хотя бы примерно знать, где может быть установлено минное поле. Суета кораблей противника в определённо районе есть один из таких признаков. А как бы установить мины совершенно незаметно?

Вот тут уж русские успели раньше всех и в 1912 году был построен первый подводный минный заградитель "Краб". Вот он отрабатывает процесс постановки мин:

Чем морские мины лучше снарядов Флот, Моряки, История, Интересное, Война, Длиннопост

Солидные размеры, не так ли? Точно известно, что на скрытно поставленных им у Босфора минах подорвалась турецкая канонерская лодка "Иса-Реис", а так же предположительно, поскольку там и другие корабли мины ставили - германский крейсер "Бреслау", немало нагадивший нам на Чёрном море. Правда, смог уползти на базу, но активность их с "Гебеном" после этого снизилась. Позже сконструировали мины, устанавливаемые из торпедных аппаратов, что позволило производить скрытые минные постановки любой лодке.

Такие мины имели контактные взрыватели, т.е. жертва должна была коснуться её - эти рожки были одним из типов таких взрывателей. А вот, например, море покрыто тонким ещё или битым льдом. Ну, теперь-то такие мины никто не подсунет, думает враг, да не тут-то было. Эти взрыватели защищаются прочными металлическим колпачками, мины сбрасываются прямо в лёд, а когда окажутся на нужной глубине, пресловутый кусок сахара, про который все слыхали, растает и специальное пружинное устройство, которое сахар удерживал, сбросит колпачок. Добро пожаловать!

А можно ли сделать мины, которые механический трал не возьмёт? Лежат себе на дне и ждут, когда над ними появится корабль противника. Конечно можно, только глубина должна быть соответствующей. Такие мины, сбрасываемые с самолётов, применили немцы в ночь на 22 июня 41-го года в Севастополе. Одной из них были убиты первые советские граждане в той войне ещё за 8 минут до её начала, а последние севастопольцы по дурости своей погибли от такой мины в 2004 году. Подробно об этих случаях и дьявольски хитроумном устройстве такой мины я рассказал здесь:  https://pikabu.ru/story/bezmolvnaya_smert_tayashchayasya_na_...

Но взрыватель подобной мины должен быть бесконтактным, конечно, корабль её никогда не коснётся. Он реагирует на магнитное, акустическое. гидродинамическое поля корабля. Ну, значит, и тралы против неё изобретают бесконтактные, создающие такие поля и они таки провоцируют её на срабатывание .

В своё время появились и реактивные всплывающие мины, которые можно устанавливать на значительно большей глубине. Ещё в Первой мировой войне русскими применялись так называемые тройные мины, когда на место вытраленной тут же всплывала следующая, а после ликвидации её - третья. А после Второй мировой войны американцы создали устройство под названием "Кэптор". Контейнер с торпедой внутри мог располагаться на глубине до 8000 м. Аппаратура слежения различала надводный корабль от подводной лодки и определить, вражеские они или свои.

Так и идёт непрерывная дуэль конструкторской мысли создателей мин и средств борьбы с ними. А снаряд - ну что снаряд, безмозглая вещь сам по себе. И только благодаря грамотным и умелым артиллеристам может нанести урон противнику. Мина же всё "сама-сама", тем и интересна.

В заглавии картина "Подвиг" кисти Ивана Васильевича Бордачева, художника студии имени М.Б. Грекова.
Источник: мой журнал https://zen.yandex.ru/media/amico/jurnal-o-moriakah-i-flote-...