ЧЕЧЕНСКИЕ ОТРЫВКИ (Часть 2)

Часть 1 https://pikabu.ru/story/chechenskie_otryivki_chast_1_6106857



Воспоминания младшего сержанта 276 МСП Александра Пахалуева



Я не очень люблю мужицкие разговоры "за армейку", как будто в жизни не было больше ничего интересного. И вспоминать не люблю, потому что нечем особо гордиться, но почему-то у людей не утихает интерес к той войне. Да и я уже довольно сильно дистанцировался от этой истории. За 20 лет память сама как-то структурировалась, иногда кажется, что пишу о ком-то другом. Ибо тому мне было восемнадцать, а теперешнему мне - сорок. Со стороны смотреть проще.


«Дорога в Грозный. Садовое»


Честно говоря, хреновым я был командиром БМП. Ну а как, 18 лет, два месяца в медицинском батальоне, с тряпкой, метлой, или лопатой в руках, потом всю осень — лечение в госпитале, пара недель забегов по полигонам и вот вам готовый командир... Это понимал и мой оператор-наводчик, башкир Ринат, и водитель БМПшки, татарин Руслан. И даже подсаженный к нам тихий, 24-летний лейтенантик Алексей. Все они уже по году отмотали, и тут я — полугодичный салага.

В обязанности мои входило общение с начальством по рации, передача приказов по внутренней связи водителю и наводчику, да наблюдение за окружающей обстановкой через триплексы. С рацией я кое-как разобрался. Но движение в колонне нам давалось с трудом. Наш водила — до армии учился на тракториста, и всего 4ю неделю управлял этой железной, далеко не новой колымагой. И вот как-то ночью наша колонна встала в пробке (такое тоже бывает), стояли долго, даже задремали... когда я услышал в эфире вопли своего командира «Арык...Арык!», высунулся в люк и увидел что нас объезжают незнакомые танки и БТРы, я понял, что мы в поле и видимо отстали от своих. Я толкнул в спину водителя и мы покатились вслед за танками. Но они видимо получили свой приказ и угнали в горы, а мы остались на пустой дороге. Джипиэс-навигаторов тогда не было, где мы находимся, никто не понимал. Решили ехать по дороге, что в кромешной тьме было довольно непросто. Дорога петляла и пропадала в предутреннем тумане. В какой-то момент туман впереди сгустился. Не знаю, что тогда меня торкнуло, но я снова толкнул засыпающего водилу и мы остановились. Как потом оказалось, мы заехали на высоченный утёс и до обрыва оставалось буквально три метра...

Через некоторое время начало светать, где-то внизу громыхали разрывы мин, но из-за густого тумана не было видно даже вспышек.

Когда наступило утро 31 декабря, мы нашли дорогу вниз, по отрывочным хрипам рации, я понял, что наши попали в западню в поселке Садовый, это пригород Грозного. Их буквально окружили. Всем экипажем мы решили прорываться к своим. Да, наверное, в тот момент было немного страшно. Но больше оттого, что одни торчим на утесе и ни черта не понимаем. Что происходит, почему обстрел, какая наша задача?...Кое-как разобравшись в карте, мы пристроились за «коробочкой» соседнего батальона, они как раз шли в нужную сторону.

Выслушав историю наших блужданий, ротный коротко выматерился и махнул на нас рукой. Выяснилось, что БМП и танки в условиях уличных боёв абсолютно беспомощны и неповоротливы. Во время штурма Садового, сгорели две наших машины, несколько человек были убиты, два брата-близнеца (водитель и наводчик) попали в плен к боевикам, а ещё двоих, свободных теперь пулемётчиков и их командира - приписали к моему экипажу.

Окопавшись, и определив очерёдность дежурств, мы стали готовиться к ночи.


«Аэропорт Северный»


Многие думают, что война — это крики «ура», и прямые перестрелки с врагами, романтика и героизм. Для меня война — это постоянная канонада, когда бабахает кругом и непонятно, откуда может прилететь пуля, или осколок. 31-го декабря, наш батальон занял позицию у аэропорта «Северный», мы окопались и глядели через мутные триплекса вокруг. Вокруг было мало что видно. Грязь, зарытые в эту грязь танки и мокрый снег. Вдалеке что-то горело, дул сырой противный ветер и свистели трассера. Жечь костры, курить и высовываться было нельзя, поэтому мы перекусили холодной тушенкой из сухого пайка и выставили дежурство в башне. Остальные спали, кто сидя, кто лёжа. Так мы и встретили новый, 95-й год...

По рации я слышал, что где-то прорываются «чичи», у кого-то «оторвало башню», а над соседней ротой зависло НЛО. И они пытались его обстрелять. Возможно, ребята отмечали праздник промедолом, не знаю. Когда мы видели вспышки выстрелов в нашу сторону, мы стреляли в ответ, в эфире и в стране была неразбериха. Оставалось ждать и спать. Кстати, спать на командирском месте очень неудобно. Места мало и кругом торчат острые железяки (по слухам, БМП-1 проектировала фригидная тётка и так мстила мужикам). Я, впоследствии несколько раз до крови раздирал кожу, то креплением для автомата, то рычагом сидения. Один раз довольно сильно, но возвращаюсь к рассказу.

Соседи-танкисты рассказали, что видели вспышки выстрелов из соседнего строения на взлетном поле. Снайпер. Недолго думая, развернули пушку и вторым выстрелом расхерачили половину домика. Больше оттуда никто не стрелял.

От танкистов же мы услышали байки, что снайперы — не чечены, а прибалтийские биатлонистки отряда «Белый чулок», командир Серёга доверительным шепотом рассказал, как его кореша недавно изловили такую биатлонистку и разорвали её двумя танками, привязав за ноги. А потом размазали то, что от неё осталось траками по полю.

А у нас случилась радость, рядом запарковалась полевая кухня. Хотя, прапорщики почти все продукты разворовали, но раз в день стала появляться горячая еда. Откуда-то привезли гуманитарную помощь, удалось урвать пол-коробки печенья и галет. Прапорщики раздобыли коньяк, напились и устроили перестрелку. Чудом никого не подстрелили.

Помню, как я накинув на голову бронежилет, бежал от полевой кухни до своего поста с коробкой гуманитарки, а вокруг только пули по ветвям чирикали. Тогда мы ещё не знали, что бронежилет спасает только от осколков, ножа и от наших автоматов. Но у чеченов были старые АК-47, пулемёты и снайперские винтовки, калибра 7,62, которые прошивали солдатский броник как картон. После того как мы увидели простреленные ими броники, многие вытащили из бронежилета все титановые пластины, оставив лишь легкую кевларовую жилетку. Ибо какой смысл таскать лишнее железо, если оно не помогает. А не носить нельзя. Приказ. Другие же, например здоровенный прапорщик Зайцев — наоборот усилили свои бронежилеты за счет двойных пластин. Зайцев с гордостью демонстрировал всем желающим дырку на спине своего жилета и простреленную первую пластину.

Так и сидели мы на окраине аэропорта, по уши в грязи, а мимо шли колонны с беженцами. Грозный за несколько дней был почти полностью превращен в руины.


P.S.
С первого поста о воспоминаниях Александра Пахалуева(который является автором этих рассказов), у меня набралось аж почти 100 читателей! Спасибо. Подумываю теперь искать  для вас материал и постить сюда.
И я не первый кто про него рассказывает, чуть больше пол года назад @FelixReed уже опубликовывал страницы записной книжки Александра, на которых иллюстрации по тематике рассказов, ссылку оставлю в комментариях.

ЧЕЧЕНСКИЕ ОТРЫВКИ (Часть 2) Война, Чечня, Воспоминания, Длиннопост, Истории из жизни
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Кстати многие писали чтобы я указал источник.
Источником является паблик вконтакте и какой то малоизвестный сайт. Кто первый начал опубликовывать эти рассказы я не знаю, знаю только то что ссылку на пост вконтакте, где находятся и остальные части, уже скидывали в комментариях к первой части, но на всякий случай продублирую( на самом деле не уверен что можно кидать ссылки на контакт)- https://vk.com/wall-40207369_164045

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку