30

Частный случай общего вранья

Если я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они сами заботятся о себе.

Если я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно.

Если я удерживаюсь от проповеди людям, они сами улучшают себя.

Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой.

— Лао Цзы.


Если бы вы только знали, как надоело мне спорить с образовательными реакционерами... Бесконечно доказывать, что школа в её нынешней ипостаси ведёт к невежеству и ненависти к учению. Бороться с закомплексованными мутантами, озабоченными лишь самоутверждением и консервацией собственного прошлого. Натыкаться раз за разом на глухие тезисы типа "нас так учили и ничего"...


Поэтому на этот раз я просто расскажу вам удивительную историю об одном мальчике. Мальчике, который в 10 лет не умел ни считать, ни писать. И читал по слогам и с большим трудом. Ни один случай в моей практике не опровергает настолько жёстко, хлестко и точно идею классической системы образования.


Так вот: он пришёл к нам в третий класс. Не подумайте плохого — у него замечательная семья. Но так уж сложилась жизнь, что до третьего класса он совсем не учился. Не просто не учился, но и в школу никогда не ходил. Не был он и на домашнем обучении — просто рос свободно, беседуя о том - о сём с окружающими его людьми. В восемь лет сам немного научился читать, а писать так и не научился. При этом его ни в коем случае нельзя было назвать неразвитым: это был интересный и самостоятельный в суждениях собеседник, тонкая и наблюдательная натура. И вот однажды он спросил (совсем как в сказке про Буратино): "Ведь все дети ходят в школу, почему же я не хожу?" Поскольку родители его были людьми чуткими, подумав немного, они и привели его в школу.


Надо сказать, его учителя поначалу пребывали в некоторой растерянности. Сами посудите: третий класс, а он с трудом разбирает слова, пытается писать печатными буквами, путая их и переставляя местами. Признаюсь, мы считаем себя гибкими, "продвинутыми" и готовыми к любым экспериментам, да и в практике у нас бывали самые разные случаи, но такого, чтобы человек в 10 лет был совершенно не знаком даже с программой первого класса, конечно, не случалось. Однако, поскольку дело обстояло именно так, мы решили: эксперимент так эксперимент. Никакого форсирования! Пусть он идёт своим путём и в том темпе, который кажется ему самому верным. А дальше — как пойдёт.


Так мы и сделали: просто старались не мешать. Кстати, это было совсем не просто: большинству из нас хотелось как можно скорее сделать его "нормальным", ведь всех нас учили, что такое "знания, соответствующие возрасту". Поэтому приходилось все время себя останавливать и... просто глубоко дышать, напоминая друг другу, что если в школе человеку комфортно и интересно, если ему есть, зачем сюда приходить, если мы будем просто честно и с удовольствием делать своё дело, всё, чего мы ожидаем, наверняка случится. И действительно: все как-то покатилось почти само собой. Дело в том, что мальчик этот приходил в такой восторг от любого мельчайшего приобретённого знания или навыка, что и учителя невольно заразились этим восторгом.


Первый раз нам пришлось сильно удивиться уже через несколько дней, когда мы заметили, что он принимает активное участие во всем происходящем наравне с одноклассниками. Дальше — больше. Я, конечно, хорошо знаю, что такое мотивация. И — да, считаю её одним из важнейших факторов развития. Но такого не ожидали ни я, ни мои коллеги: мы вдруг поняли, что за месяц он научился свободно писать.


Ну а о последующих событиях нечего рассказывать. В течение полугода он по уровню практических знаний и навыков нагнал своих сверстников. Более того, на сегодняшний день, читая его сочинения, например, ни один профессиональный учитель (ручаюсь!) не заподозрит, что их автор освоил письменную речь всего три года назад. То же относится и к остальным "школьным" областям.


Вы понимаете, что все это значит? Я вам помогу. Это значит, что вообще все враньё. И про раннее развитие, и про необходимость читать в 5 лет (вариант - в 4 года), и про то, что если не привить (о, этот жуткий глагол!) любовь к знаниям с раннего детства, то ничего и не вырастет. Повторяю: вранье. И не частями, а вообще — всё!


Если человек понимает, чего он хочет, если может, пусть интуитивно, сформулировать, зачем ему это нужно, если он спокоен и счастлив, дальше все пойдёт почти само собой. Нам остаётся только не мешать. И помогать, предлагая удобные рамки, предоставляя возможности учения, помня о том, что выбор всегда должен оставаться за сами человеком. В этом и проявляется профессионализм учителя: задавать широкие и открытые образовательные рамки, делать процесс учения возможным для человека.


Разве может быть что-то прекрасней саморазвития и познания? Ну так давайте уже позволим детям познавать и саморазвиваться! Не удастся нам втащить за уши кого бы то ни было в образовательное счастье. А покалечить, то есть навсегда связать учение с горечью, подчинением и унижением — это раз плюнуть! "Учиться интересно" — никакое не клише. Мы ведь учимся все время: смотрим фильмы, общаемся, читаем книги, даже "тупим в фб". Все это учение, а как же — мы ведь узнаем новое, развиваемся, меняемся. Отчего же все, что касается школьного образования вызывает у большинства такое отторжение?


Все, к сожалению, довольно просто. Ведь современная школа в основном исходит из того, что в человеке не заложена тяга к самосовершенствованию, что если не заставить его, он так и останется неучем. Более того, человек почти открыто признаётся скотом, нуждающимся в постоянной дрессировке, стремящимся к единообразию, неспособным понять, что для него хорошо, а что плохо. Эти идиотские и зверские принципы противоречат самой человеческой натуре, а значит вызывают ожесточённое сопротивление. В нас не заложено стремление соревноваться с себе подобными — а лишь взаимодействовать с ними разными способами. В нас не заложено получение удовольствия от оценок других — а лишь радость человеческой обратной связи. В нас не заложена необходимость повиноваться воле более сильных и безоговорочно принимать их суждения, включая и самое недоказуемое, а потому и самое жёсткое из них — "учись, это тебе пригодится". Напротив, человеческой натура — это сомнение, рефлексия, стремление к анализу, право на постановку любых вопросов, главный из которых "зачем я это делаю". Так вот: все меняется, если школа создаётся согласно человеческой природе, а не вопреки ей!


Повод ходить в школу появляется лишь когда она становится собранием индивидуальностей, местом, где каждый с удовольствием может заниматься самым интересным делом на свете — познавать себя и окружающий мир. Все остальное подлый обман.


Знаю, сейчас опять начнется: "частный случай, мальчик просто оказался способным, учительница ему попалась очень хорошая, а вот мой — ничего не хочет... учится только из под палки"... Так ведь в этом "из под палки" всё и дело! Да, это правда: и мальчик попался способный (как и большинство мальчиков и девочек, пока их не "расспособили"), и учительница его прекрасна (и несмотря на то, что я считаю её действительно блестящим тьютором, сделавшим воистину великое дело, понимаю, что и в мире, и в России она не единственная, кому важна и интересна школа). Но главное, поверьте, не в этом, а в том, что человек выбирал свой путь сам, что мы были спокойны, что нам всем — участникам этого процесса — было чертовски интересно происходящее.


А разговоры эти — про "частный случай" — нужны только для того, чтобы в очередной раз отмахнуться: к нам это не имеет никакого отношения. Ведь если имеет — то как жить с детьми дальше? Ведь тогда мы их просто ежедневно предаём, заставляя (да-да, именно заставляя) заниматься какой-то полной ерундой, которую взрослый мир, не желая остановиться и задуматься, продолжает объявлять жизненно важным знанием. Так вот друзья, никакой это не частный случай, напротив, это один из многих-многих случав. Просто один из самых ярких. Более того, этот подход — не мучить людей и помогать им, предоставляя личный выбор — на моей памяти не дал сбоя ни разу.


Сколько случаев вам нужно, чтобы они для вас перестали быть частными? 100? 100000? Полноте, давно за много миллионов перевалило! И ваш собственный ребёнок скорей всего среди них.


Источник — https://snob.ru/profile/29563/blog/119104

Автор — Дима Зицер.

Дубликаты не найдены

+7
Конвейерная сборка и кастомный экземпляр.
Вероятно сложность в организации огромного количества учеников, занимающихся по уникалным программам.
+6

Не совсем согласен с автором. У меня выросло двое детей. Не знаю, может только у меня так, но мне приходилось прикладывать немалые усилия, для того, чтобы они учились. Современная система образования действительно весьма ущербна. Но, вспоминая как я сам учился в школе еще в советское время, я пришел к выводу, что "ёж - птица гордая, без пинка не летает". Именно от родителей зависит как будет учиться их ребенок. Если его шпынять, толку не будет. А если поддерживать, говорить: "Ты сумеешь" - то будет результат. Именно школа зачастую ломает психику ребенку своими требованиями. И если бы не наши усилия, то дети забили бы на учебу совсем не детский болт.

  Нельзя в наше время пускать детей на самотек. Поэтому мне слабо верится, что рассказанное автором - правда.

+5
Как-то работала учительницей английского в школе. Были разные классы - одни учили английский с 1-го класса, другие с 5-го. Через два года, знания у них были абсолютно одинаковыми. Так вот спрашивается - зачем? Зачем засирать детям голову, мучить их бесконечными домашними заданиями. Сейчас, вообще, в садике английский начинают учить. Т.е. дитё ещё русского не знает. А может, иностранные языки, вообще, ему не нужны. Кому надо - можно выучить за год любой язык. Без помощи школы или ВУЗа. Не идеально, но на разговорном уровне. У нас 90% населения на этом уровне владеет русским.
+8

Бред какой-то написан. По успеху педагогов в одном случае судить о всей системе образования?

В раннем детстве идёт интенсивное формирование личности и многие вещи, которые были упущены на ранних этапах обучения более старший ребёнок уже освоить не сможет. Просто потому, что не тренировал мозг. В статье показана одна крайность, а я приведу другую: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B6%D0%B8%D0%BD%D0%B8...


Кроме того, меня порадовали "чуткие и отзывчивые родители", которые не занимались ребёнком в детстве, а затем такие: "ну, хочешь в школу - иди"...

раскрыть ветку 7
+1
Т. Е общаться с ребенком и давать ему познавать мир - это НЕ заниматься с ним, а спихнуть его в садик, потом в школу и пинать, чтобы учился, - это заниматься с ним? Да, я привела в пример крайности, но мне все же интересен ваш ответ.
раскрыть ветку 4
+4
он пришёл к нам в третий класс. Не подумайте плохого — у него замечательная семья. Но так уж сложилась жизнь, что до третьего класса он совсем не учился. Не просто не учился, но и в школу никогда не ходил. Не был он и на домашнем обучении — просто рос свободно, беседуя о том - о сём с окружающими его людьми. В восемь лет сам немного научился читать, а писать так и не научился

Как это: "общаться и давать познавать мир", но при этом не объяснить, что значат буквы и как их накарябать хотя бы пальцем на песке? О каком познании мира идёт речь?


Умение читать, писать, считать - это элементарные упражнения для развития мозга. В детские годы мозг маленького человека настолько быстро развивается, что каждый пропущенный год обучения приводит к значительному отставанию от своих сверстников. Да, его с горем пополам научили элементарной школьной программе, но это не даёт права делать громкие заявления о том, что "всё враньё". Не станет же автор утверждать, что ребёнок, проживший десять лет в тесной комнате с мягкими стенами, придёт в спортшколу и через год выполнит детскую программу по акробатике без травм.

Та же история и с мозгами. Ребёнку просто повезло, что он не настолько сильно отстал от программы и его ценой индивидуальной работы с толпой педагогов получилось вытянуть на средний уровень.


А статья призывает плюнуть на элементарные представления о физиологии мозга и надеяться, что "оно как-нибудь само" и что ребёнку в какой-то момент самому станет интересно изучать ядерную физику. Хотя интересно-то может быть и станет, но навыка учиться и стремиться к достижению цели у него уже не будет. И ядерная физика будет забыта после первого же непонятного слова в учебнике.

раскрыть ветку 3
-1
Сравним то, что написано у ТС и то, что написано в статье из вики. Выводы напрашиваются сами.
"Не был он и на домашнем обучении — просто рос свободно, беседуя о том - о сём с окружающими его людьми. В восемь лет сам немного научился читать, а писать так и не научился."
"Джини провела первые 13 лет и 7 месяцев своей жизни в запертой комнате, пребывая практически в полной социальной изоляции."
-2

Ага. Пусть растёт неграмотным, чё уж там. Зато мы - чуткие и отзывчивые)

+3

  25-30 частных случаев на уроке и танцуй как хочешь, но впихни их всех в жесткие рамки схемы 45 минут+план урока. И да, многие учителя(хорошо что не все) не очень любят проявления индивидуальности, а сюда можно записать всё: слишком шумного ребенка, застенчивого молчуна, слишком "умного". Школа всегда у меня ассоциировалась с неким часовым механизмом, в который можно ещё встроиться, но поменять или сломать его пока нельзя. А вот он тебя - запросто! Поэтому подобные истории мне очень нравятся. Нравится думать, что где-то у кого-то получилось. Повезло. Ребенка не сломало, не "смололо".

  Я совсем не удивлена, что ребенок был нормально развит и даже смог догнать сверстников. Если он до этого постоянно общался со взрослыми, если темы общения (кто знает?:) были разнообразными, то это и развивало его мозги и душу. он видел окружающий  мир и взаимодействовал с ним. Это же не обратный пример с детьми-маугли, у которых был пропущен этап речевого общения. И ещё обратный пример: многие люди имеют высшее образование, даже два, но очень скучные, и не являются разносторонними и интересными. Хотя писать и читать рано выучились.

И камень в сторону школы. Будучи пед практике я заметила вещь казалось бы банальную, но гадкую и некрасивую. На детей вешаются "ярлычки". Он троечник, двоечник,хулиган. А личность, какая личность? Дети рассортированы, так легче работать. вызывать "хороших", они помогают, а плохих пореже, чтобы время не отнимали и сценарий урока не портили. Вот только дети  - не актеры, не очень то им нравится такие роли. Двоечник он не потому, что таким родился, а потому что:

-скучная подача материала (видела как одни и те же дети оживали на одних уроках и спали на других);

-его уже не воспринимают всерьез. Ответы строже анализируются, ребенку могут даже не дать договорить.

Кажется меня совсем не в ту степь занесло:(

раскрыть ветку 1
-2
Ещё как в ту. Всё по теме этого поста. Как говорил Фрэнк Велиано — все мы части системы, нравится нам это, или нет. И если мы пытаемся пойти против неё — система нас давит, как червяка.
Или вот моё высказывание из третьего по счету поста — если хочешь пойти против устоявшейся системы, то для начала выйди из неё... Иначе не выстоишь в борьбе с ней.
+5

это великолепно, когда вокруг тебя все говорят правду. это великолепно, это очень хорошо для того, кто врет.

вруну трудно когда вокруг него вруны - ему приходится конкурировать с другими врунами.

к чему этот мой спич, спросите?

а к тому, что это молодое дарование осознало, что вокруг него люди ходят учиться а он сидит на жопе.

а если все будут сидеть на жопе - чухнулся бы сей отрок напредмет того что "скушно дома взаперти - на рыбалку шоль пойти?"


даже плоская бумага имеет две стороны. а объемные вещи - куда как больше даже трех.

нет, черт бы меня задрал (если я вру), я от всего сердца рад за этого паренька - быть может у него получится стать вундеркиндом, если только ему повезет с учителями, что и на других классах образования не начнут его учить под одну гребенку. хотя инерция - вещь сильная. возможно по инерции (или назовем ее привычкой, равно как бывшие военные всегда выбриты и в начищенных сапогах) он и выучится на отлично. быть может.

раскрыть ветку 2
0
объемные вещи - куда как больше даже трех

И уж никак не меньше шести?)

раскрыть ветку 1
+1

ой догада, ну догада

:)

+6

какая хуета. полнейшая причем. как можно по одному человеку судить о системе? откуда вы знаете что было бы еслиб его в 3 года начали учить? он бы сейчас уже мгу закончил возможно? а еще через 5 лет защитил бы докторскую? полнейший бред вообще.

+2

Это всё хорошо сейчас, в благоустроенной стране. Кто бы что не говорил. Когда ты живёшь а не выживаешь, когда есть возможность выбора. Все как то забывают что классическое образование сложилось в определённых условиях и в другом обществе.
Лао Цзы вышеупомянутый также считал:

Поэтому, управляя [страной], совершенномудрый делает сердца [подданных]

пустыми, а желудки - полными. [Его управление] ослабляет их волю и

укрепляет кости. Оно постоянно стремится к тому, чтобы у народа не было

знаний и страстей, а имеющие знание не смели бы действовать.

И для его времени это было нормой, философия даосизма вещь очень неоднозначная, и мягко говоря далеко не для всех.

+3
До 10 лет ребенок не ходил в школу? Помилуйте, а где были органы опеки? Описанная ситуация практически невозможна.
раскрыть ветку 9
+2
Органам опеки срать) По личному опыту говорю.
+1
Спросите у цыган, где органы опеки.
раскрыть ветку 5
0
Возможно, Вы не поверите, но цыгане получают образование в общеобразовательных учреждениях, органы опеки и соцслужбы следят за этим, по крайней мере в Волгограде.
раскрыть ветку 1
0
Спросите у бандитов, где они вертят закон!
раскрыть ветку 2
-2
А @hesana004? А Амиран Сардаров? Эти люди не учились в школе.
раскрыть ветку 1
+2
Да, бывает и не такое)) Меня забавляют люди, которые отказываются верить во все что выходит за рамки того как должно быть)
+2

Ничего не понял. Обругали систему образования, в которую ребёнок отлично встроился и быстро догнал сверстников.

ещё комментарии
+1
Судя по комментариям, статьями Димы больше делиться не стоит. А жаль, лично мне мысли этого человека очень импонируют, думал, вы тоже их оцените, да и у человека этого три высших образования, по одному из которых он доктор педагогических наук, что намекает на то, что он знает, о чём говорит...
Всем Добра!
раскрыть ветку 1
0
В целом я согласен, но для отдельных детей, каких один на класс. Образование у нас госудрственное и готовит людей нужным государству образом. Вообще к этому тексту контраргументом это видео подошло бы https://youtu.be/3GXLOTMSlX8
+1
Если я удерживаюсь от того, чтобы приставать к людям, они сами заботятся о себе.
Если я удерживаюсь от того, чтобы приказывать людям, они сами ведут себя правильно.
Если я удерживаюсь от проповеди людям, они сами улучшают себя.
Если я ничего не навязываю людям, они становятся собой.
— Лао Цзы.

Если бабушке не пришивать хуй, она не станет дедушкой, если пришить - тоже.

раскрыть ветку 1
-1

Согласен. А многие му*аки так и остаются муд*ками, и ничто их не исправляет, даже возраст.

0
В целом согласна. Я пока до детей не добралась, обучаю собаку. Так вот, на положительных методах дрессировки, когда ищется мотивация, создаются легкие условия для выполнения задач, когда уровень сложности повышается постепенно, когда все делается в режиме возможностей собаки, когда ищется индивидуальный подход и собаке дают самой думать, результат появляется быстрее и гораздо лучше, чем на жестких и принудительных. Собака сама хочет учиться, заниматься, ей интересно с хозяином. Хотя большинство можно учить и по старой школе - привели, заставили 20 раз, поощрили свободой от наказания и собака вроде слушается. Только с потухшим взглядом и полным нежеланием учиться еще.

Но все таки в психологии человека и животных есть сензитивные периоды, когда обучение и развитие одних умений и функций проходит быстрее и легче, чем других. Нельзя это вычеркивать.
По моему мнению, нужно давать необходимый минимум согласно с этими периодами, мотивировать ребенка учиться, делать так, чтобы ему это было легко, интересно и понятно. И давать свободу. Когда ребенок постоянно чем-то занят, чему-то учится, не потому, что хочет, а потому, что надо, это кошмар.
раскрыть ветку 3
0

Похоже, это собака вас дрессирует. И довольно успешно :)

Вы пробовали научить её тому, что ей безразлично?

раскрыть ветку 2
0
Вы думаете, она сама мне предлагает, чему ее учить?)
У нас куча команд, которые пес ненавидел. Теперь выполняет с удовольствием. И самая крутая - играть в игрушки, которые нравятся хозяйке. Пес плевать хотел на улице на пуллер, теперь же радостно бежит за ним и приносит в руку.

Но искусство дрессировщика в том, чтобы пес решил, что сам заставляет хозяйку давать еду за то, что ему не сложно и нравится делать)
-2
Уходи.
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: