Бьёт током на рабочем месте

Бьёт током на рабочем месте Удар током, Розница, Магазин, Маленькая зарплата, Тренинг, Тренер, Длиннопост, Текст

Свой самый первый корпоративный тренинг я провёл в далёком 2005 году. После того, как мне удалось убедить заказчика в том, что уж вреда-то от меня точно не будет, он согласился дать мне самую безнадёжную с его точки зрения задачу. Организация представляла собой сеть оптовых складов и розничных магазинов по торговле бытовой химией. Среди розничных магазинов была одна традиционно отстающая точка, всегда дававшая наихудшие показатели. На неё давно махнули рукой разного толка эффективные менеджеры – и те, кто пытались решить проблему введением разного рода мотивационных систем, и те, кто привыкли быстро вправлять мозги подчинённым несколькими ударами матерного приклада. Магазин не любили не только в офисе, его, похоже, ненавидели и покупатели – по количеству претензий, вписанных в книгу жалоб и предложений, магазин мрачно лидировал. Ещё одна строка лидерства уверенно закреплялась за этим проклятым местом – высокая текучка кадров. Переводом сюда пугали нерадивых продавцов с других точек, т.е. это был официальный последний предел, край, дыра, пропасть. Пытаясь решить проблему, менеджеры раз в год полностью меняли состав сотрудников магазина, включая директора, но это никак не сказывалось на результате – новые люди через некоторое время начинали вести себя точно так же. Собственник отчаянно отказывался понять сложившуюся ситуацию, потому что точка стояла на большом людском потоке. Положение вещей казалось ему совершенно необъяснимым и даже мистическим, но икона, повешенная в магазине на видном месте, не оправдала возложенных на неё надежд.


Мне, начинающему консультанту-тренеру, поставили следующую задачу: «Сделайте так, чтобы сотрудницы (а это были женщины) злополучного магазина не грубили покупателям, научите их общаться». Я долго готовился, подбирал варианты упражнений для самых разных вариантов развития событий на семинаре. В одну из суббот магазин без сожаления закрыли, а пятерых сотрудниц и директора привезли в офис и отдали мне на опыты. В назначенное время я, волнуясь, вошёл в зал, где должен был состояться наш семинар. Передо мной сидели немолодые уставшие женщины в закрытых, буквально бронированных позах. Бодро представившись, я начал со знакомства, сопроводив его вопросом «Чему бы вы хотели научиться сегодня?» «У нас всё хорошо!» - как один отвечали мне участницы семинара, не глядя мне в глаза. Пожалуй, часа три я отчаянно пытался растопить лёд, и когда мне это, наконец, удалось, угадайте, что сразу же стали делать сотрудницы злосчастного магазина? Вот вам ещё немного текста, чтобы вы могли параллельно подумать над своим ответом на этот вопрос.


Дело в том, что женщины, поговорив друг с другом, решили, что на них в этот раз натравили психолога, который должен будет выявить среди них самых тупых, чтобы руководство их уволило. Это совместно выработанное мнение, безусловно, оскорбило сотрудниц. На семинар они надели на себя всю ту броню, которую жизнь учит надевать на себя женщин, волею сложных семейных судеб, плохо учившихся в школе и к сорока годам часто оказавшихся в очень трудной материальной ситуации. Их презрительный взгляд и односложные ответы должны были испепелить во мне всё живое. Сам не знаю, как мне удалось тогда растопить этот лёд. Когда они убедились в том, что я не стану «стучать» на них начальству, они стали делать что? Правильно!


Они стали жаловаться.


Они зарабатывали в месяц примерно столько же, сколько мне обещали за день тренинга с ними. Я им об этом, конечно, не сказал. Отчасти потому, что эта информация ненадолго лишила меня дара речи, и я в первый раз за тот день подумал: «Что я тут делаю?» Отвечая на вопрос о жалобах посетителей, мне рассказали, что с момента открытия магазина довольно сильно шатается вторая ступенька небольшой бетонной лестницы, по которой надо подняться, чтобы войти внутрь. Те покупатели, для которых возможность купить бытовую химию рядом с домом весомее нескольких бытовых неудобств, зная о шатающейся второй ступеньке, просто перешагивают её. Но те, для кого это в новинку, получают шанс сломать ногу и заплатить за шампунь своим здоровьем. Споткнувшись и чертыхнувшись, покупатель преодолевает оставшиеся ступени, открывает входную дверь, делает шаг вперёд и оказывается в небольшом пустом тамбуре. Входная дверь за его спиной с ударом захлопывается, и человек оказывается в кромешной темноте. Особенно драматичной становится ситуация холодными зимними вечерами. Квест по выходу из запертой комнаты теперь подразумевает своим следующим шагом нашаривание дверной ручки следующей двери. Справившись с этой задачей и попав в ярко освещённое помещение магазина, подслеповатый покупатель, только что чуть не сломавший ногу, вносит с собой особое состояние духа, мгновенно распространяющееся на весь магазин. Сотрудницы, даже если они были наняты только что, очень быстро устают выслушивать гневные претензии посетителей и быстро вырабатывают поведение, становящееся в итоге причиной новых записей в книге жалоб и предложений.


Но хуже всех была ситуация у Светы. Её долго уговаривают поделиться проблемой. «Скажи ему! Может, на этот раз что-то изменится!» Наконец, она уступает уговорам и рассказывает свою историю. Света – особо ответственный сотрудник, она кассир. Она принимает наличные деньги в самом центре магазина, находясь внутри железной клетки, прутья которой простираются от пола до самого потолка. Касса, на которой работает Света, электрическая, к ней по железным прутьям проведены провода. В непредсказуемые моменты рабочего дня Свету бьёт током. Не сильно, но довольно ощутимо. Отследить причину этого болевого удара ей не удаётся. Формулирует она это своеобразно, иллюстрируя сказанное изменением позы, в которой она сидит передо мной на стуле: «На одной попе сижу, всё нормально. На две попы сажусь – меня током бьёт!»


Конечно, они писали докладные записки и о необходимости ремонта второй ступеньки, и о важности провести свет в тамбур, и об устранении неполадок в прокладке электричества в кассу. Комиссия, созданная на основании жалоб сотрудниц, сочла незначительной изменение угла наклона злосчастной второй ступеньки. Проведение света в тамбур тоже принято нецелесообразным, возможно потому, что комиссия прибыла на место в светлое время дня и увидела тамбур освещённым дневным светом из окна над входной дверью. Электрик внимательно осмотрел место заточения кассира, смело дотрагивался до всех железных деталей и неисправности в проводке, которую сам когда-то прокладывал, не обнаружил. Рассказывая об этом, Света позволила себе нелитературно высказаться и в адрес электрика, и в адрес комиссии, и в адрес тех, кто эту комиссию послал – Света направила их всех в другую сторону. Ей было очень обидно – ей не поверили. Со времён той первой комиссии писались другие служебные записки, написанные уже другим директором магазина, но всерьёз их никто не рассматривал, поскольку существовало письменное заключение, не предписывающее никаких действий. Очередную жалобу от директора магазина списывали на всегда присущие дурной точке сварливость, грубость и мелочность вне зависимости от состава сотрудников. Кого ни возьми туда работать – всё одно и тоже, как будто что-то изменится, если удовлетворить их нелепые претензии.


«Что я здесь делаю?», – думал я, пытаясь дожить до конца этого семинара. Такое развитие событий мои предварительно разработанные скрипты на предусматривали. Я мысленно решил помочь этим женщинам, но, слушая их и немного зная тех, кто поручил мне провести этот семинар, я всё больше и больше понимал, что, скорее всего, помочь им мне не удастся. Я обещал им хорошо высказаться по их работе на семинаре (нам таки удалось выполнить несколько коммуникационных практик) и вынести на обсуждение вопрос о необходимом ремонте в магазине. На том и разошлись.


На следующий день мой рассказ о проведённом тренинге вызвал у руководства компанией реакцию: «Мы так и знали! Может, им ещё и зарплату поднять?!» Мне, однако, хватило настойчивости, чтобы потребовать проведения ещё одной комиссии, указав на явную иррациональность перенесения проблем одного магазина на все коллективы сотрудников, работавших в нём. Новая комиссия, включавшая в себя другого электрика, сочла требования сотрудников обоснованными, а электрик прямо на месте проложил новую проводку. Кроме этого, было внезапно обнаружено, что в магазине продавался неучтённый товар. Это повлекло за собой немедленное увольнение директора и ужесточение контроля. Тренинг мой был признан неэффективным, потому что «даже» с починенной лестницей, со светлым тамбуром и безопасной железной клеткой кассира, новые записи в жалобной книге продолжали появляться. Ситуацию в этом и в других магазинах радикально изменил новый директор розничной сети, пришедший в компанию через полгода после описываемых событий. Эта активная, ответственная, очень добрая и внимательная женщина сумела выслушать сотрудников, сразу же решила множество бытовых проблем и выстроила новую систему премирования, позволившую сотрудникам, наконец, выйти из жёстких выживательных стратегий и начать приветливо встречать каждого покупателя, т.е. того, кто приносил к ним в магазин часть их заработной платы.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
59
Автор поста оценил этот комментарий

Такие вот тренинги, любые призывы к корпоративной солидарности при небольшой зп, или маленькой зарплате выглядят, как особый цинизм. Мне всегда этот рабочий патриотизм был смешон. Любой идиот понимает, что этот патриотизм - это сделать хорошо дяде учредителю за свой счет. Так на кой хрен это делать-то без наличных? За "спасибо? Глупость. Гораздо приятнее работать на честного человека, который открыто говорит, "ребят, я делаю бизнес, я хочу себе много-много бабла, но я готов вам платить, чтобы вы это бабло помогли мне заработать".. а вот эти долбанные рабовладельцы, грустно. Но радовало и тогда, и сейчас, когда они в разборках с конкурентами получали заслуженный ценный приз в виде досрочной путевки туда, куда обычно не торопятся.. Уфф. пригорело. Я просто в те года была девочкой 17 лет, и искала любую работу, так как папа отказывался мне помогать, после провала в универ и обоснования в хамском виде своего жизненного кредо. Что я не наслушалась. Сколько сальных и грязных предложений.. от той первой волны этих бизнесменов хуевых.

раскрыть ветку (19)
6
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Не все тренинги проходят в стиле "мы команда, горы свернем и т.д.", автор же написал всколь, про коммуникационные навыки, проще говоря, нормальное обслуживание. Я считаю это базовый сервис и он не зависит от зарплаты.
Но чего я не понял из статьи, почему в одной точке сетевого магазина зарплаты были ниже, чем остальные. Что в остальных выше, я сделал вывод на основании вывода автора, раз в других точках всё было окей.
раскрыть ветку (18)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Простите, а какова была тема тренинга и цель?

С целеполаганием в посте как-то не очень....

Если цель - просто "провести первый в жизни тренинг" - то он вполне себе успешен.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Если вы мне адресуете вопрос, то я не автор, незнаю.
8
Автор поста оценил этот комментарий

Да здрасти, базовый сервис напрямую завит от зарплаты. То есть мотивации. Если зп гавно, то не стоит прилагать никаких усилий.  Это вот знаете, пример вот сейчас жёсткий строительный кризис, премий нет, но спецов берегут умные. Как? Никто от нас трудовой дисциплины не требует. За сидение в инете слова не говорит. Потому что закрути гайки, слово «нахуй» мы произнесем хором. Лояльность работников вещь оплачиваемая.

раскрыть ветку (15)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Ну если вы готовы сидеть на маленькую зп за возможность плевать в потолок и смотреть ютубчик, это ваш выбор. Если спец действительно хороший, он наверняка найдет работу с соответствующим окладом, кризис понятно, но остановились не все.
Я работал в юности за маленькие зп, не было, опыта, бывало просто нужна работа, но никогда не грубил или даже не позволял себе односложно в стол отвечать, просто потому-что мне мало платят. Для меня такая позиция выглядит странно.
То есть если вам нахамят в магазине, а потом скажут, ну это от зарплаты маленькой, то вы скажете, а ну тогда все окей?
раскрыть ветку (14)
6
Автор поста оценил этот комментарий
Ну хз. Легко рассуждать на тему - если ты специалист просто смени работу. Но там уже кто то работает. И он то же хороший специалист. Собсно, хороших специалистов не так много и они так и циркулируют между компаниями. А кассиров миллион.. и некоторые по пол года не могут работу найти что бы еще успеть ребенка отвести/забрать, а не на другом конце города. Я могу честно сообщить что ситуация в стране не фонтан. А недалёкие управленцы ежедневно усугубляют и без того не сладкую жизнь.
раскрыть ветку (2)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Они не недалекие. Их цель — жить заебись как угодно. Им насрать на людей, которые на них работают, на все.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Я так рассуждаю, потому-что комментатор выше начал разговор именно за специалистов.
Я знаю, что в стране хреново с оплатой на рядовых позициях, если удается найти работу, но не считаю, что маленькая зарплата может быть оправданием неисполнения служебных обязанностей.
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я перестану туда ходить. Но я понимаю почему это происходит. Значит компания не может позволить себе другой персонал. Вот смотрите. Вот у меня есть типа охранник участка, типа. Ну это даже не смешно. Противостоять здоровому мужику он не сможет. Но я не могу себе позволить что—то лучшее. Изначально нужно отдать пол моей зп, и в течение двух лет потратить кучу времени и кучу денег на тренировки. Поэтому я не жду чудес. Спасибо, что хоть иногда высовывается из своего домика. А вот не хуя не платить и требовать хорошего результата — это глупость. Это такая фишка многих горе—бизнесменов — вложить три копейки ждать результата на 300 рублей. Так это не работает. Вообще. И спекулянтов от торговли защищать не надо. Я закупщик уже 20 лет. Я знаю про все накрутки по промышленным группам, а по продуктам они ещё больше. Дядей—бизнесменов уже массово сажать пора.

раскрыть ветку (9)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Всё равно не могу принять вашу позицию. Что значит "не хуя не платить и требовать хорошего результата" ? Когда человек соглашается на работу, от него скрывают зарплату ? Наверняка нет, раз он ее знает, но считает, что она меньше, чем он хотел, то он не соглашается и ищет дальше, а если уж принял предложение, то изволь работать хорошо, с чего бы это вдруг у него есть право делать её херово, потому-что ему денег мало?
Бизнесменов сажать пора ? Ну-ну. Может быть вы поэтому 20 лет закупщик ? Вы считаете, что если купили для своего супермаркета грузовик риса по 50 рублей, то на прилавке он-должен быть 53 ? Зарплаты, хранение, аренда, реклама, коммунальные услуги, логистика и т.д. видно с небы оплачиваются ?
раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий

Я  знаю все накрутки и все накладные расходы. Я в курсе. Только я в отрасли, где цены завышены в разы, в десятки раз. Поверьте, метр стоит гораздо дешевле, чем его продают. И поверьте, нам, логистике, складам и всему персоналу платят не такие большие деньги. Поэтому давайте уже хватит, лапши вешать. Что бедные дядечки капиталисты, так стараются, так стараются, а их так не ценють.. вот это все для детей пожалуйста.. Ладно? Я все понимаю. И знаю этот принцип - заплатить поменьше, получить побольше. Я точно так же торгуюсь до последнего, не тоже нассрать, хочет ли продажник получить премию или не хочет, моя задача, у него отжать эту премию, которую ему заплатят, если он сохранит хорошую маржу, я впрямую заинтересована не дать ему это сделать. Но факт остается фактом. Если бизнесмЭны платят 20-25-30 тысяч продавцам, другим работникам - они охуели, в смысли бизнесмены, они должны быть благодарны, что люди работают у них 8 часов в день, потому что это ниже низшего предела.

раскрыть ветку (7)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Приведите примеры ?
Я занимаюсь металлопрокатом, здесь примерная наценка 5%, хотя стоит он недешево, но за счёт оборота, если допустим вагон швеллера 20-го за тонну мне встает в 65000 рублей (сам я из КЗ), то в прайсе ставлю 69000, даже близко не 10%, где тут сверхприбыли ? И это прайсовая цена, при оптовой продаже отдам по 67500. И потом еще надо вычесть накладные расходы.
Если вы считаете, что капиталисты зажрались и слишком дофига прибыль, то не забывайте, что и вложили денег намного больше.
Условно, если я вложил десять миллионов долларов в свою компанию и по итогам года заработал миллион-два, то вам конечно много, целый лям-два заработал, а платит среднюю зарплату, однако не забывайте, что вы заплату получаете стабильно и делаете свое работу, дальше ваших обязанностей голова не болит, а я рискую своими деньгами. И 10-20% годовых это не сверхприбыль.
раскрыть ветку (6)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вы не производитель. Вы перекупщик. А я говорю, про заводы. Так вот, я на любую крупную партию получу минимум 20% скидки, минимум. Если пойду особыми условиями, то тут уже о 30-40 будем разговаривать. Так вот, вопрос - а какая же себестоимость продукции, если все же дают скидку 30%, не бесплатно же работают, так? Я не говорю, что вопросы про зарплату, понятно вы собственник, у вас риски, это ваши проблемы кстати, работников таки да, риски и проблемы собственника вообще не интересуют. Так вот, я говорю о недобросовестных работодателях. Я понимаю, вы предлагаете некие условия труда, при которых вы сохраните свои позиции, и вам не придется ужиматься, логично, это ваш бизнес, нет вопросов. Вообще нет. Но! Еще раз. Признайте это честно, и вопросов не будет. Они начинаются тогда, когда работодатель начинает за очень скромное вознаграждение унижать коллектив, рассказывать, что они плохие, что они гадкие и т.д. Дак найми хороших. Ах к тебе на твои гроши хорошие не идут? Ой какая жалость.. Тогда какие вопросы-то? Это как я вот знаю, если человек покупает мешок смеси по 50 рублей, я хочу обычно глазами это видеть, ЧТО будет на выходе, ну чисто поржать что ли.. Потому что есть цена хорошего товара, она не может быть ниже какого-то предела. То же самое с людьми. Если ты купил дешевые услуги наемных работников, так какого полового члена ты ждешь результата как от дорого спеца?

раскрыть ветку (5)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Естественно я осуждаю, когда работодатель унижает коллектив, как вы говорите. Обязательства есть с обоих сторон. Логику вашу я понял, тут вы правы, мы немного уклонились от первоначальной темы.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну еще раз, первоначальная тема. Ну вам не смешно? Заштатный магаз, там работают люди, которым реально некуда деваться.. ну вы пойдете на такую работу да за такую зп? И вот туда приваливает тренер? Издевательство чесслово.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Да насчёт почему люди плюют в потолок. Потому что есть достойные зарплаты. Но вот как у меня — есть вакансия, зп в полтора раза больше, только откуда—то в вакансии нарисовыаается функционал другой должности и соответственно двойная ответственность.зп не в два раза больше, а в полтора. То есть бизнесмены хотят не доплатить 30% формально, а по факту со всеми штрафами,  которые неизбежно будут, если не жить на работе 50%. Заебись просто. Рабочий день должен быть фиксированным вообще—то. Ещё раз — если ты специалист среднего звена — есть такая штука — самоуважение. Рабство с этим не сочетается. И да у нас люди курсируют. Все друг друга знают хоть через трёх человек, но знают, поэтому многие и не дергаются.  

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку