23

«Быть учителем— это святой труд!»- говорили они

В самой первой школе, в Санкт-Петербурге, была у меня коллега, Екатерина, вроде бы… Михайловна.

Мое первое впечатление о ней сложилось из валявшейся в директорском предбаннике анкеты – «школьные журналисты» прошлись по учителям со стандартными вопросами о хобби, любимых книгах, фильмах и все в таком духе. Так вот, на вопрос о любимой книге Екатерина Михайловна, учитель, между прочим, русского языка и литературы, ответила: детективы Донцовой.

O la la, подумала я, какая подкупающая честность!

При личном знакомстве Е.М. оказалась громкоголосой и юморной дамой 40+. Среди всех опытных педагогов «с вековым стажем» в той школе мне, неожиданно ставшей учителем, еще и в чужом городе, вдали от родных, было легче всего общаться именно с ней. Меня, правда, разок смутило сказанное мимоходом: «было время, я и ОБЖ, и экономику преподавала», и еще там какие-то предметы были, за давностью уже и не помню.

Все дети (точнее девочки, то была девчачья школа-интернат), у которых она что-нибудь вела, ее НЕНАВИДЕЛИ. Не слишком стесняясь в выражениях, они делились со мной впечатлениями. Иногда я, как могла, «выгораживала» Е.М., иногда просто выслушивала девчонок, без комментариев.

Их можно понять – по отношению к детям Екатерина Михайловна была тем самым настоящим школьным учителем: цеплялась к внешнему виду, порядку на партах, незаполненному дневнику, пробежал мимо на перемене, не поздоровался, что-то не то и не так сказал – в общем классика жанра.

Как-то на перемене заскакивает ко мне восьмиклассница, Сашка Порошина, и видно, что прям лопается.

- Ну, колись! – говорю - а то взорвешься.

И Сашка раскололась…

Как оказалось, любимая моя Катерина Михайловна ведя урок русского языка постоянно сверялась с ГДЗ (книжка с готовым домашним заданием, помните такие?)

Естественно, девчонки не могли этого не заметить. Начиная занятие, Е.М. вкладывала ГДЗ в журнал и тут же отоваривала учениц оценками. Но в тот день, едва прозвенел звонок, завуч вызвала Михайловну в коридор, пошушукаться. Воспользовавшись моментом, девочки сперли ценный манускрипт из журнала, сделав дальнейшее проведение урока невозможным.

Заметив подвох, Екатерина Михайловна не стала требовать вернуть пропажу, а, придравшись к очередной фигне (шумите, не так сидите- в этом духе) посвятила остаток урока громогласному крику и стенаниям «о нелегком учительском труде, а вы неблагодарные...» Но, девчонкам не привыкать, ведь Е.М. часто делала такие лирические отступления.

Однако Сашка пришла ко мне не похвастаться. Она пришла посоветоваться, что делать дальше.

- Надо вернуть! Не вернете, она вообще лютовать начнет.

-Пфф, это мы переживем. Да и как-вернуть-то? Она кабинет запирает на перемену. Может вы это сделаете?

-Угу, принесу и скажу: вот Катерина Михайловна, в мусорке нашла. Давай я ее на вашем следующем уроке выманю по какому-нибудь поводу, а ты ей на стол подложишь. Только не в журнал.С краюшку подбросишь, в стопочку книг.

Этот нехитрый план мы и реализовали, и дальше все пошло своим чередом: Екатерина Михайловна делала вид, что учит, девочки делали вид, что учатся. Об этом инциденте она, понятное дело, никому из коллег по цеху не рассказывала, и я о том, что знаю, предпочла помалкивать.

***

Ой, а можно я еще немного о Сашке пографоманствую))) вдруг она прочитает и вспомнит.

В конце года я объявила им, что тому, кто напишет финальный тест лучше всех, я поставлю пятерку за четверть, независимо от оценок. И самая отъявленная оторва и лентяйка (прости дружище, но это так) – Саша Порошина – сорвала джек-пот. Притом, что за прошлые четверти я, закрыв глаза, рисовала ей тройки. Тест она написала явно методом тыка, но пацан сказал –пацан сделал, и за четвертую четверть она получила феноменальную пятерку, что, кстати, позволило ей на законных основаниях требовать четверки за год. А мне вот, ей богу, и не жалко!

Дубликаты не найдены

+3

Конкурсами вроде "кто-то лучше всех (...) - тому пять за четверть и четыре годовая!" вы просто приучаете детей к тому, что можно пинать хуи весь процесс и потом один раз напрячься и всё будет.

Проблема в том, что в жизни это не так: тех, кто пинает хуи, выпинывают из процесса ещё до середины этого процесса, и в итоге у них не будет даже шанса напрячься и показать себя.

Я бы на вашем месте изменил этот момент в обучении.

раскрыть ветку 2
0

я вот с одной стороны с вами согласна, а с другой - если ученик всю четверть баклуши бивший в один прекрасный момент может рассказать и  показать то же, что и хорошисты, то не вижу оснований не ставить ему хорошие оценки. да и вообще:я ратую за то, что язык не для оценок учат, а для себя.

а что касается " тех, кто пинает хуи, выпинывают из процесса ещё до середины этого процесса" - то жизнь сложнее наших стереотипов о ней:)

бывает, что "выстрелить неожиданно" - самая лучшая поведенческая стратегия.

а если честно, я просто не настоящий учитель и на оценках для меня свет клином не сошёлся.¯\_(ツ)_/¯

раскрыть ветку 1
+4
язык не для оценок учат, а для себя

"Оценка" - это не цифра в журнале, это именно оценка того, насколько хорошо ученик усвоил материал. В журнал вы всем можете хоть пятерки ставить, но знать материал ваши ученики от этого лучше не станут и ОЦЕНЯТ их потом уже в другом месте и с совсем другими последствиями ("Свободная касса!", ага).

Если ваш ученик смог один раз написать какой-то текст - это не говорит НИЧЕГО о его знании предмета: он мог его списать или купить и выдать за свой. Но даже если он писал его сам - это оценка за ОДНО его конкретное усилие, не больше. Никаких четвертей или годов.

Хотите поставить хорошую оценку за четверть - прогоните учащегося по ВСЕМУ материалу за четверть. И тогда ОЦЕНИВАЙТЕ - как хорошо он знает ваш предмет.

За год - то же самое.

-1

так то-ж был итоговый тест за год - вот я и прогнала  по ВСЕМУ материалу ее. я и тогда и сейчас понимала, что с точки зрения педагогики и вселенской справедливости мое обещание, конечно, так себе - но я пообещала и заднюю давать это не есть гут. если бы то была какая-нибудь отличница-хорошистка, то это и осталось бы не замеченным.

а еще я по себе помню, иногда, пусть и завышенная оценка по трудному предмету - это хорошая мотивация.а я как учитель, заинтересована в замотивированных учениках.

а что до того, что оценка это не цифра в журнале а " именно оценка того, насколько хорошо ученик усвоил материал", то я сравниваю учеников с самими собой и оцениваю их личный прогресс. не так конечно, что сказал "А" и лови пятерку, но если я вижу, что человек старался, обязательно это оценю положительно. а она, факт, что готовилась. я это видела.

ну и плюс немного волшебства :)