«Быть учителем— это святой труд!»- говорили они

В самой первой школе, в Санкт-Петербурге, была у меня коллега, Екатерина, вроде бы… Михайловна.

Мое первое впечатление о ней сложилось из валявшейся в директорском предбаннике анкеты – «школьные журналисты» прошлись по учителям со стандартными вопросами о хобби, любимых книгах, фильмах и все в таком духе. Так вот, на вопрос о любимой книге Екатерина Михайловна, учитель, между прочим, русского языка и литературы, ответила: детективы Донцовой.

O la la, подумала я, какая подкупающая честность!

При личном знакомстве Е.М. оказалась громкоголосой и юморной дамой 40+. Среди всех опытных педагогов «с вековым стажем» в той школе мне, неожиданно ставшей учителем, еще и в чужом городе, вдали от родных, было легче всего общаться именно с ней. Меня, правда, разок смутило сказанное мимоходом: «было время, я и ОБЖ, и экономику преподавала», и еще там какие-то предметы были, за давностью уже и не помню.

Все дети (точнее девочки, то была девчачья школа-интернат), у которых она что-нибудь вела, ее НЕНАВИДЕЛИ. Не слишком стесняясь в выражениях, они делились со мной впечатлениями. Иногда я, как могла, «выгораживала» Е.М., иногда просто выслушивала девчонок, без комментариев.

Их можно понять – по отношению к детям Екатерина Михайловна была тем самым настоящим школьным учителем: цеплялась к внешнему виду, порядку на партах, незаполненному дневнику, пробежал мимо на перемене, не поздоровался, что-то не то и не так сказал – в общем классика жанра.

Как-то на перемене заскакивает ко мне восьмиклассница, Сашка Порошина, и видно, что прям лопается.

- Ну, колись! – говорю - а то взорвешься.

И Сашка раскололась…

Как оказалось, любимая моя Катерина Михайловна ведя урок русского языка постоянно сверялась с ГДЗ (книжка с готовым домашним заданием, помните такие?)

Естественно, девчонки не могли этого не заметить. Начиная занятие, Е.М. вкладывала ГДЗ в журнал и тут же отоваривала учениц оценками. Но в тот день, едва прозвенел звонок, завуч вызвала Михайловну в коридор, пошушукаться. Воспользовавшись моментом, девочки сперли ценный манускрипт из журнала, сделав дальнейшее проведение урока невозможным.

Заметив подвох, Екатерина Михайловна не стала требовать вернуть пропажу, а, придравшись к очередной фигне (шумите, не так сидите- в этом духе) посвятила остаток урока громогласному крику и стенаниям «о нелегком учительском труде, а вы неблагодарные...» Но, девчонкам не привыкать, ведь Е.М. часто делала такие лирические отступления.

Однако Сашка пришла ко мне не похвастаться. Она пришла посоветоваться, что делать дальше.

- Надо вернуть! Не вернете, она вообще лютовать начнет.

-Пфф, это мы переживем. Да и как-вернуть-то? Она кабинет запирает на перемену. Может вы это сделаете?

-Угу, принесу и скажу: вот Катерина Михайловна, в мусорке нашла. Давай я ее на вашем следующем уроке выманю по какому-нибудь поводу, а ты ей на стол подложишь. Только не в журнал.С краюшку подбросишь, в стопочку книг.

Этот нехитрый план мы и реализовали, и дальше все пошло своим чередом: Екатерина Михайловна делала вид, что учит, девочки делали вид, что учатся. Об этом инциденте она, понятное дело, никому из коллег по цеху не рассказывала, и я о том, что знаю, предпочла помалкивать.

***

Ой, а можно я еще немного о Сашке пографоманствую))) вдруг она прочитает и вспомнит.

В конце года я объявила им, что тому, кто напишет финальный тест лучше всех, я поставлю пятерку за четверть, независимо от оценок. И самая отъявленная оторва и лентяйка (прости дружище, но это так) – Саша Порошина – сорвала джек-пот. Притом, что за прошлые четверти я, закрыв глаза, рисовала ей тройки. Тест она написала явно методом тыка, но пацан сказал –пацан сделал, и за четвертую четверть она получила феноменальную пятерку, что, кстати, позволило ей на законных основаниях требовать четверки за год. А мне вот, ей богу, и не жалко!