Бурлак российской живописи
"Бурлаки на Волге" (1873)
Известный художник в книге «Далекое близкое» вспоминал: «Нa poждecтвeнcкиe пpaздники к нaм oтпycтили нaшeгo двoюpoднoгo бpaтa, cиpoтy Тpoнькy (Тpoфим). Oн paбoтaл мaльчикoм в мacтepcкoй y Кacьянoвa, мoeгo кpecтнoгo, пopтнoгo для «гocпoд вoенныx». Тpoшa пpинec c coбoю pиcyнки, изoбpaжaющиe Пoлкaнa, [Пoлкaн — пoлyчeлoвeк-пoлyпec, гepoй cтapиннoй cкaзки o Бoвe-кopoлeвичe… Тpoфим из плocкoй кopoбoчки, зaвepнyтoй в нecкoлькo бyмaжeк, дocтaл кpacки и киcтoчки. В гopoдe в иx мacтеpcкyю пpиxoдит мнoгo paзныx людeй; aптeкapь пpинec Тpoфимy кpacки и киcтoчкy. В aптeкe кpacки caми дeлaют. Тpoфим знaл нaзвaния вceм этим кpacкaм: жeлтaя — гyммигyд, cиняя — лaзypь, кpacнaя — бaкaн и чepнaя — тyшь. Кpacoк я eщe никoгдa нe видaл и c нeтepпeниeм ждaл, кoгдa Тpoфим будет pиcoвaть кpacкaми. Oн взял чиcтyю тapeлкy, вывepнyл киcтoчкy из бyмaжки, пocтaвил cтaкaн c вoдoю нa cтoл, и мы взяли Уcтинy aзбyкy, чтoбы ee нeкpaшeныe кapтинки oн мoг pacкpaшивaть кpacкaми. Пepвaя кapтинкa — apбyз — вдpyг нa нaшиx глaзax пpeвpaтилacь в живyю; тo, чтo былo oбoзнaчeнo нa нeй eдвa чepнoй чepтoй, Тpoфим кpыл зeлеными пoлocкaми, и apбyз зapябил нaм в глaзa живым цвeтoм; мы pты paзинyли. Нo вoт былo чyдo, кoгдa cpeзaннyю пoлoвинy втopoгo apбyзикa Тpoфим pacкpacил кpacнoй кpacкoй тaк живo и coчнo, чтo нaм зaxoтeлocь дaжe еcть apбyз; и кoгдa кpacнaя выcoxлa, oн тoнкoй киcтoчкoй cдeлaл пo кpacнoй мякoти кoe-гдe чepныe ceмeчки — чyдo! чyдo! Быcтpo пpoлeтaли эти дни пpaздникoв c Тpoнькoй. Мы никyдa нe выxoдили и ничeгo нo видeли, кpoмe нaшиx pacкpaшeнныx кapтинoк, и я дaжe cтaл плaкaть, кoгдa oбъявили, чтo Тpoнькe пopa дoмoй. Чтoбы мeня yтeшить, Тpoфим ocтaвил мнe cвoи кpacки, и c этиx пop я тaк впилcя в кpacoчки, пpильнyв к cтoлy, чтo мeня eдвa oтpывaли для oбедa и cpaмили, чтo я coвceм cдeлaлcя мoкpый, кaк мышь, oт ycepдия и oдypел co cвoими кpacoчкaми зa эти дни. Я paздocaдoвaлcя и pacплaкaлся дo тoгo, чтo y мeня пoшлa из нocy кpoвь и дoлгo шлa; нe мoгли ocтaновить, и я coвceм пoблeднeл… Oпpaвилcя я кoе-кaк тoлькo дня чepeз тpи». Когда после этого маленький художник серьезно заболел, «сердобольная» соседка предложила сделать ему красивый гробик. На это он лишь спросил: дадут ли ему в раю краски и бумагу. В итоге ребенок выжил и продолжил рисовать и даже получил первые заказы – украшал землячкам сундучки, а перед Пасхой делал с сестрой яйца-писанки. Так начинался творческий путь замечательного художника Ильи Ефимовича Репина.
Портрет Ефима Васильевича Репина (1879)
Биография Репина, в отличие от многих других художников, широко известна, потому что, во-первых, он еще при жизни стал классиком, во-вторых, сам оставил подробные воспоминания. Свое детство он описал так: «В yкpaинcкoм вoeннoм пoceлeнии, в гopoдe Чyгyeвe, в пpигopoднoй cлoбoдe Ocинoвкe, нa yлицe Кaлмыцкoй, нaш дoм cчитaлcя бoгaтым. Хлeбoпaшecтвoм Рeпины нe зaнимaлиcь, a cocтoяли нa пoлoжeнии тopгoвцeв и пpoмышлeнникoв. У нac был пocтoялый двop. Дoмoм пpaвилa бaбyшкa. Шиpoкo зaмoтaннaя чepным плaткoм, из-пoд кoтopoгo видeн был тoлькo блeдный кpyпный нос, oнa c paннeгo yтpa yжe вopчaлa и бpaнилacь c paбoтникaми и paбoтницaми, пepeвopaчивaя кaдки и гpoмaдныe чyгyны, пpoвeтpивaвшиecя нa двope… Oтeц мoй, билeтный coлдaт, c дядeй Ивaнeй зaнимaлиcь тopгoвлeй лoшaдьми и в xoзяйcтвo нe мeшaлиcь. Кaждyю вecнy oни oтпpaвлялиcь в "Дoнщинy" и пpивoдили oттyдa тaбyн дикиx лoшaдeй… Некоторые – пишущие o xyдoжникax нaзывaли мeня кaзaкoм -- мнoгo чеcти. Я poдилcя вoeнным пoceлянином yкpaинcкoгo вoeннoгo пoceлeния. Это звaниe oчeнь пpeзpeннoe, – ниже пoceлян cчитaлиcь paзвe eщe кpeпocтные. О чyгyeвcкиx кaзaкax я тoлькo cлыxaл oт дeдoв и бaбoк. И paccкaзы-тo вce были yжe o пocлeдниx дняx нaшoгo кaзaчecтвa. Кaзaкoв пepecтpoили в вoенныx пoceлян». Условия жизни в военных поселениях были тяжелые, что, безусловно, наложило отпечаток на политические взгляды художника и выбираемые им сюжеты.
Портрет Татьяны Степановны Репиной (1867)
Репин недолго проучился в школе топографов, затем в иконописной мастерской, потом и сам стал участником передвижной артели иконописцев. В 1863 году его артель работала недалеко от городка Острогожска в Воронежской губернии. Когда от новых знакомых Репин услышал об их земляке Крамском, преподававшем в Академии Художеств, то и сам загорелся идеей поступить в нее учиться. Поступить удалось только со второй попытки, а вести из родного города столичному преподавателю и уже модному художнику оказались не слишком интересны. Тем не менее, Крамской стал для Репина не только наставником, но и другом. Также близкими друзьями Репина стали его однокурсник В. Д. Поленов и учившийся в АХ будущий скульптор М. М. Антокольский. По воспоминаниям современников, оба художника заметно отличались по характеру, активный и эмоциональный Репин был совсем не похож на тихого, спокойного и рассудительного Поленова. А главное, Поленов был сыном ученого и дипломата, племянник сенатора, а параллельно с АХ учился в университете.
В 1871 году Репин участвовал в конкурсе на большую золотую медаль, дававшую право на оплачиваемую поездку в Европу. Тема для всех конкурсантов была общая – «Воскрешение дочери Иаира». Оба художника считались фаворитами. Позже Репин вспоминал, что в этот период испытывал финансовые трудности. Чтобы заработать деньги, он быстро написал и удачно продал жанровую сценку, где ученик во время подготовки к экзаменам в окно наблюдает за девушкой.
Подготовка к экзамену (1864) Русский музей
Воскрешение дочери Иаира (1871)
Работа шла мучительно, вдохновения не было. Когда времени уже почти не оставалось, художник вспомнил трагический эпизод из детства – смерть старшей сестры Усти. «Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью и дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило». Для создания нужной атмосферы, Репин попросил младшего брата Василия играть музыку. Василий стараниями брата был перевезен в столицу, где поступил в консерваторию и позже стал успешным музыкантом, выступал в Мариинском театре, но это уже совсем другая история. В итоге живописец отбросил всю ранее проделанную работу и взялся за новый вариант. Хотя завершить полотно он к назначенному сроку не успел, большую золотую медаль он все же получил. Такая же медаль была присуждена и Поленову – редкий случай в истории АХ.
Первая картина, сделавшая Репина по-настоящему знаменитым – «Бурлаки на Волге». Картина имеет интересную историю. Идея написать подобный сюжет появилась еще во время учебы в АХ, когда художник впервые увидел бурлаков на Неве. Из воспоминаний художника: «Сосед мой по мастерской программист-вольнослушатель К.А. Савицкий, был особенно общителен и большой затейник по части прогулок и всяких исканий новизны впечатлений.
– А, Репин, я тебя давно ловлю, – кладя руку на мое плечо, торопился он. – Поедем завтра на этюды по Неве, до Усть-Ижоры.
… А утром мы уже бурлили по Неве, и я был в несказанном восхищении от красот берегов и от чистого воздуха; погода была чудесная… Берег высокий. Двумя разветвляющимися широкими лестницами, обставленными терракотовыми вазами с цветами, к средним площадкам спускаются группы неземных созданий; слышен беззаботный говор, остроумный и розовый смех перловых зубов. Тут и мужчины, и молодые люди – студенты, и военные мундиры так энергично оттеняют цветник белых, палевых и красных зонтиков... Ну, право же, все это букет дивных живых цветов; особенно летние яркие широкие дамские шляпы, газовые вуали и цветы, цветы… И это счастье было так близко: ведь не прошло и двух-трех часов, как мы вышли из Академии…
– Однако что это там движется сюда? – спрашиваю я у Савицкого. Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на нагне солнце?
– А! Это бурлаки бечевой тянут барку; браво, какие типы! Вот увидишь, сейчас подойдут поближе, стоит взглянуть.
Я никогда еще не был на большой судоходной реке и в Петербурге, на Неве, ни разу не замечал этих чудищ "бурлаков" (у нас в Чугуеве бурлаком называют холостяка бездомного).
Приблизились. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели... Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ! Приблизившись совсем, эта вьючная ватага стала пересекать дорогу спускающимся к пароходу... Невозможно вообразить более живописной и более тенденциозной картины! И что я вижу! Эти промозглые, страшные чудища с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды. Вот пересекший лестницу передовой бурлак даже приподнял бечевку своей загорелой черной ручищей, чтобы прелестные сильфиды-барышни могли спорхнуть вниз.
– Вот невероятная картина! – кричу я Савицкому. – Никто не поверит!
Действительно, своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз. Пароход наш тронулся дальше; мы скоро нагнали барку и видели уже с профиля и нагруженную расшиву и всю бечеву, от мачты до лямок. Какая допотопность!...
– Какой, однако, это ужас, – говорю я уже прямо. – Люди вместо скота впряжены! Савицкий, Неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?
– Да, такие голоса уже раздавались. – Савицкий был умница и практически знал жизнь. – Но буксиры дороги, а главное, эти самые вьючные бурлаки и нагрузят барку, они же и разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там поищи рабочих-крючников! Чего бы это стоило!...
– А ты посмотрел бы, как на верховье Волги и по всей системе канаилов в лямке бечевой тянут, – произнес он. – Вот, действительно, уж диковинно.
Там всякой твари по паре впряжено, и все дружно тянут смеясь: и баба, и лошадь, и мужик, точно нарочно, чтобы мир почудить, и все это по крутому берегу – так эффектно на воздухе рисуются». Тогда же был создан первый эскиз. На нем были изображены бурлаки и рядом прогуливающиеся господа. Но эту задумку раскритиковал друг Репина Васильев. По мнению Васильева, сюжет выглядел искусственным и неправдоподобным.
В 1870 году Репин вместе с братом Василием, художниками Фёдором Васильевым, тем самым критиком, и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Во время путешествия они писали этюды и общались с местными жителями. Те в свою очередь относились к художникам как минимум с опаской. Некоторые всерьез верили, что художник может украсть душу изображаемого, и поэтому категорически не хотели позировать. Найти моделей было крайне сложно. Самый колоритный, по мнению Репина, герой был встречен совершенно случайно среди других бурлаков, которые художника не заинтересовали. Из воспоминаний Репина: «Несмотря на воскресный свободный день, ширяевцы даже и близко не подходили. В их глазах на берегу у барки бурлаков совершалось нечто роковое, страшное: человек продавал антихристу свою душу... Бабы даже издали отворачивались...
Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, подбритыми до неузнаваемости. Он был извещен заранее и, как все серьезные люди, позировал серьезно: умело выносил непривычное положение и легко приспособлялся, без помехи мне. Но во время стояния в лямке он поглощал меня и производил на меня глубокое впечатление. И Канин, с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протертыми снова, был человек, внушающий большое к себе уважение: он был похож на святого на искусе… Четыре года спустя после писания этюда я жил в Париже как пенсионер Академии художеств. Мастерскую мою посетил однажды А. А. Половцов. Этюд бурлака Канина висел на стене, приколотый кнопками. Сановник заинтересовался им, внимательно рассматривал и сказал: "Какая хитрая бестия, этот мужичонка; посмотрите, с какой иронией он смотрит"». На судне можно увидеть перевернутый флаг. Перевернутые флаги иногда использовали в качестве сигнала о помощи, поэтому некоторые зрители видели в этом символическое значение. Вдали можно увидеть буксир, который многим казался символом прогресса, увы, пока до нас не дошедшего. На переднем плане лежит так называемая морда – снасть-ловушка для рыбы. В этом тоже иногда видят символическое значение.
Картина была впервые продемонстрирована на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, которые планировалось позже отправить на Всемирную выставку в Вену. Мнение публики разделилось. Одни приняли «Бурлаков» с восторгом, некоторые наоборот раскритиковали. Среди высоко оценивших полотно были Крамской, литераторы Достоевский и Короленко. На выставке картина получила бронзовую медаль и сразу же была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем. Великий князь был президентом АХ и изъявил желание приобрести данное еще до завершения работы, просто увидев эскиз.
Не утихали споры о картине и после выставки. Из воспоминаний художника: «Странно, что впоследствии в разные времена, когда картиной моей "Бурлаки на Волге" была заинтересована либеральная часть общества, а консервативная ее так хаяла, бывали очень противоречивые столкновения отзывов. С удивлением выслушивал я многих лиц разных взглядов, положений и влияний. Так, например, когда я был уже в Париже в качестве пенсионера Академии художеств, в мастерской А. П. Боголюбова встречал я многих русских, смотревших на меня с нескрываемым любопытством, не без иронии: "Ах да, ведь вы знаменитость, слыхали, слыхали: вы там написали каких-то рыбаков. Как же! Прогремели".
А министр путей сообщения Зеленой сразу начальнически напал на меня в присутствии Боголюбова у него же в мастерской:
- Ну, скажите, ради бога, какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский?.. Да ведь этот допотопный способ транспортов мной уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на всемирную выставку в Вену, и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников!.. Алексей Петрович, - обращается он к Боголюбову, которому как заслуженному профессору поручено было Академией художеств наблюдение за пенсионерами, - хоть бы вы им внушили, этим господам нашим пенсионерам, чтобы, будучи обеспечены своим правительством, они были бы патриотичнее и не выставляли бы отрепанные онучи напоказ Европе на всемирных выставках...
Ну, скажите, мог ли я после этой тирады сказать министру путей сообщения, что картина писалась по заказу великого князя Владимира Александровича и принадлежит ему?!
Или еще позже:
- А скажите, пожалуйста, кому принадлежит ваша великолепная картина "Бурлаки на Волге"? Какие типы! Забыть не могу. Это была самая выдающаяся картина в русском жанре... И в Вене немец Пехт дал о ней блестящий отзыв; особенно о солнце в картине и о наших типах, еще живых скифах. А где она? Разумеется, в Третьяковской галерее? но я не помню... Да где же иначе? Какому же она может частному лицу принадлежать? И как это ее не запретили вам для выставки? Воображаю, как двор и аристократия ненавидят эту картину, как и нашего поэта-гражданина Некрасова! Вот ее проклинают, наверно, в высших сферах! И вы там на плохом счету.
А картина между тем в то время висела уже в биллиардной комнате великого князя, и он мне жаловался, что стена вечно пустует: ее все просят у него на разные европейские выставки. А надо правду сказать, что великому князю картина эта искренне нравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригу попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишку - умнее всех своих старших товарищей. Всех их знал великий князь, и я слышал собственными ушами, с каким интересом он объяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже и фоне картины».
Ранний неожиданный успех, как это часто бывает, вполне мог обернуться проблемой. После столь драматичного сюжета публика ждала и дальше картины на остросоциальные темы, а более жизнеутверждающие сюжеты встречала без прежнего восторга.
Продолжение рассказа о жизни и творчестве Репина будет во второй части, так как в один пост рассказ о такой знаковой фигуре не уместить.