Серия О художниках и картинах

Бурлак российской живописи

Бурлак российской живописи История, Живопись, Картина, Искусство, Художник, Длиннопост, Илья Репин

"Бурлаки на Волге" (1873)


Известный художник в книге «Далекое близкое» вспоминал: «Нa poждecтвeнcкиe пpaздники к нaм oтпycтили нaшeгo двoюpoднoгo бpaтa, cиpoтy Тpoнькy (Тpoфим). Oн paбoтaл мaльчикoм в мacтepcкoй y Кacьянoвa, мoeгo кpecтнoгo, пopтнoгo для «гocпoд вoенныx». Тpoшa пpинec c coбoю pиcyнки, изoбpaжaющиe Пoлкaнa, [Пoлкaн — пoлyчeлoвeк-пoлyпec, гepoй cтapиннoй cкaзки o Бoвe-кopoлeвичe… Тpoфим из плocкoй кopoбoчки, зaвepнyтoй в нecкoлькo бyмaжeк, дocтaл кpacки и киcтoчки. В гopoдe в иx мacтеpcкyю пpиxoдит мнoгo paзныx людeй; aптeкapь пpинec Тpoфимy кpacки и киcтoчкy. В aптeкe кpacки caми дeлaют. Тpoфим знaл нaзвaния вceм этим кpacкaм: жeлтaя — гyммигyд, cиняя — лaзypь, кpacнaя — бaкaн и чepнaя — тyшь. Кpacoк я eщe никoгдa нe видaл и c нeтepпeниeм ждaл, кoгдa Тpoфим будет pиcoвaть кpacкaми. Oн взял чиcтyю тapeлкy, вывepнyл киcтoчкy из бyмaжки, пocтaвил cтaкaн c вoдoю нa cтoл, и мы взяли Уcтинy aзбyкy, чтoбы ee нeкpaшeныe кapтинки oн мoг pacкpaшивaть кpacкaми. Пepвaя кapтинкa — apбyз — вдpyг нa нaшиx глaзax пpeвpaтилacь в живyю; тo, чтo былo oбoзнaчeнo нa нeй eдвa чepнoй чepтoй, Тpoфим кpыл зeлеными пoлocкaми, и apбyз зapябил нaм в глaзa живым цвeтoм; мы pты paзинyли. Нo вoт былo чyдo, кoгдa cpeзaннyю пoлoвинy втopoгo apбyзикa Тpoфим pacкpacил кpacнoй кpacкoй тaк живo и coчнo, чтo нaм зaxoтeлocь дaжe еcть apбyз; и кoгдa кpacнaя выcoxлa, oн тoнкoй киcтoчкoй cдeлaл пo кpacнoй мякoти кoe-гдe чepныe ceмeчки — чyдo! чyдo! Быcтpo пpoлeтaли эти дни пpaздникoв c Тpoнькoй. Мы никyдa нe выxoдили и ничeгo нo видeли, кpoмe нaшиx pacкpaшeнныx кapтинoк, и я дaжe cтaл плaкaть, кoгдa oбъявили, чтo Тpoнькe пopa дoмoй. Чтoбы мeня yтeшить, Тpoфим ocтaвил мнe cвoи кpacки, и c этиx пop я тaк впилcя в кpacoчки, пpильнyв к cтoлy, чтo мeня eдвa oтpывaли для oбедa и cpaмили, чтo я coвceм cдeлaлcя мoкpый, кaк мышь, oт ycepдия и oдypел co cвoими кpacoчкaми зa эти дни. Я paздocaдoвaлcя и pacплaкaлся дo тoгo, чтo y мeня пoшлa из нocy кpoвь и дoлгo шлa; нe мoгли ocтaновить, и я coвceм пoблeднeл… Oпpaвилcя я кoе-кaк тoлькo дня чepeз тpи». Когда после этого маленький художник серьезно заболел, «сердобольная» соседка предложила сделать ему красивый гробик. На это он лишь спросил: дадут ли ему в раю краски и бумагу. В итоге ребенок выжил и продолжил рисовать и даже получил первые заказы – украшал землячкам сундучки, а перед Пасхой делал с сестрой яйца-писанки. Так начинался творческий путь замечательного художника Ильи Ефимовича Репина.

Бурлак российской живописи История, Живопись, Картина, Искусство, Художник, Длиннопост, Илья Репин

Портрет Ефима Васильевича Репина (1879)


Биография Репина, в отличие от многих других художников, широко известна, потому что, во-первых, он еще при жизни стал классиком, во-вторых, сам оставил подробные воспоминания. Свое детство он описал так: «В yкpaинcкoм вoeннoм пoceлeнии, в гopoдe Чyгyeвe, в пpигopoднoй cлoбoдe Ocинoвкe, нa yлицe Кaлмыцкoй, нaш дoм cчитaлcя бoгaтым. Хлeбoпaшecтвoм Рeпины нe зaнимaлиcь, a cocтoяли нa пoлoжeнии тopгoвцeв и пpoмышлeнникoв. У нac был пocтoялый двop. Дoмoм пpaвилa бaбyшкa. Шиpoкo зaмoтaннaя чepным плaткoм, из-пoд кoтopoгo видeн был тoлькo блeдный кpyпный нос, oнa c paннeгo yтpa yжe вopчaлa и бpaнилacь c paбoтникaми и paбoтницaми, пepeвopaчивaя кaдки и гpoмaдныe чyгyны, пpoвeтpивaвшиecя нa двope… Oтeц мoй, билeтный coлдaт, c дядeй Ивaнeй зaнимaлиcь тopгoвлeй лoшaдьми и в xoзяйcтвo нe мeшaлиcь. Кaждyю вecнy oни oтпpaвлялиcь в "Дoнщинy" и пpивoдили oттyдa тaбyн дикиx лoшaдeй… Некоторые – пишущие o xyдoжникax нaзывaли мeня кaзaкoм -- мнoгo чеcти. Я poдилcя вoeнным пoceлянином yкpaинcкoгo вoeннoгo пoceлeния. Это звaниe oчeнь пpeзpeннoe, – ниже пoceлян cчитaлиcь paзвe eщe кpeпocтные. О чyгyeвcкиx кaзaкax я тoлькo cлыxaл oт дeдoв и бaбoк. И paccкaзы-тo вce были yжe o пocлeдниx дняx нaшoгo кaзaчecтвa. Кaзaкoв пepecтpoили в вoенныx пoceлян». Условия жизни в военных поселениях были тяжелые, что, безусловно, наложило отпечаток на политические взгляды художника и выбираемые им сюжеты.

Бурлак российской живописи История, Живопись, Картина, Искусство, Художник, Длиннопост, Илья Репин

Портрет Татьяны Степановны Репиной (1867)


Репин недолго проучился в школе топографов, затем в иконописной мастерской, потом и сам стал участником передвижной артели иконописцев. В 1863 году его артель работала недалеко от городка Острогожска в Воронежской губернии. Когда от новых знакомых Репин услышал об их земляке Крамском, преподававшем в Академии Художеств, то и сам загорелся идеей поступить в нее учиться. Поступить удалось только со второй попытки, а вести из родного города столичному преподавателю и уже модному художнику оказались не слишком интересны. Тем не менее, Крамской стал для Репина не только наставником, но и другом. Также близкими друзьями Репина стали его однокурсник В. Д. Поленов и учившийся в АХ будущий скульптор М. М. Антокольский. По воспоминаниям современников, оба художника заметно отличались по характеру, активный и эмоциональный Репин был совсем не похож на тихого, спокойного и рассудительного Поленова. А главное, Поленов был сыном ученого и дипломата, племянник сенатора, а параллельно с АХ учился в университете.


В 1871 году Репин участвовал в конкурсе на большую золотую медаль, дававшую право на оплачиваемую поездку в Европу. Тема для всех конкурсантов была общая – «Воскрешение дочери Иаира». Оба художника считались фаворитами. Позже Репин вспоминал, что в этот период испытывал финансовые трудности. Чтобы заработать деньги, он быстро написал и удачно продал жанровую сценку, где ученик во время подготовки к экзаменам в окно наблюдает за девушкой.

Бурлак российской живописи История, Живопись, Картина, Искусство, Художник, Длиннопост, Илья Репин

Подготовка к экзамену (1864) Русский музей

Бурлак российской живописи История, Живопись, Картина, Искусство, Художник, Длиннопост, Илья Репин

Воскрешение дочери Иаира (1871)


Работа шла мучительно, вдохновения не было. Когда времени уже почти не оставалось, художник вспомнил трагический эпизод из детства – смерть старшей сестры Усти. «Мне представилось то настроение, когда умерла моя сестра Устя, как это поразило всю семью и дом и комнаты – все как-то потемнело, сжалось в горе и давило». Для создания нужной атмосферы, Репин попросил младшего брата Василия играть музыку. Василий стараниями брата был перевезен в столицу, где поступил в консерваторию и позже стал успешным музыкантом, выступал в Мариинском театре, но это уже совсем другая история. В итоге живописец отбросил всю ранее проделанную работу и взялся за новый вариант. Хотя завершить полотно он к назначенному сроку не успел, большую золотую медаль он все же получил. Такая же медаль была присуждена и Поленову – редкий случай в истории АХ.

Бурлак российской живописи История, Живопись, Картина, Искусство, Художник, Длиннопост, Илья Репин

Первая картина, сделавшая Репина по-настоящему знаменитым – «Бурлаки на Волге». Картина имеет интересную историю. Идея написать подобный сюжет появилась еще во время учебы в АХ, когда художник впервые увидел бурлаков на Неве. Из воспоминаний художника: «Сосед мой по мастерской программист-вольнослушатель К.А. Савицкий, был особенно общителен и большой затейник по части прогулок и всяких исканий новизны впечатлений.

– А, Репин, я тебя давно ловлю, – кладя руку на мое плечо, торопился он. – Поедем завтра на этюды по Неве, до Усть-Ижоры.


… А утром мы уже бурлили по Неве, и я был в несказанном восхищении от красот берегов и от чистого воздуха; погода была чудесная… Берег высокий. Двумя разветвляющимися широкими лестницами, обставленными терракотовыми вазами с цветами, к средним площадкам спускаются группы неземных созданий; слышен беззаботный говор, остроумный и розовый смех перловых зубов. Тут и мужчины, и молодые люди – студенты, и военные мундиры так энергично оттеняют цветник белых, палевых и красных зонтиков... Ну, право же, все это букет дивных живых цветов; особенно летние яркие широкие дамские шляпы, газовые вуали и цветы, цветы… И это счастье было так близко: ведь не прошло и двух-трех часов, как мы вышли из Академии…


– Однако что это там движется сюда? – спрашиваю я у Савицкого. Вот то темное, сальное какое-то, коричневое пятно, что это ползет на нагне солнце?

– А! Это бурлаки бечевой тянут барку; браво, какие типы! Вот увидишь, сейчас подойдут поближе, стоит взглянуть.

Я никогда еще не был на большой судоходной реке и в Петербурге, на Неве, ни разу не замечал этих чудищ "бурлаков" (у нас в Чугуеве бурлаком называют холостяка бездомного).

Приблизились. О боже, зачем же они такие грязные, оборванные? У одного разорванная штанина по земле волочится и голое колено сверкает, у других локти повылезли, некоторые без шапок; рубахи-то, рубахи! Истлевшие – не узнать розового ситца, висящего на них полосами, и не разобрать даже ни цвета, ни материи, из которой они сделаны. Вот лохмотья! Влегшие в лямку груди обтерлись докрасна, оголились и побурели от загара. Лица угрюмые, иногда только сверкнет тяжелый взгляд из-под пряди сбившихся висячих волос, лица потные блестят, и рубахи насквозь потемнели... Вот контраст с этим чистым ароматным цветником господ! Приблизившись совсем, эта вьючная ватага стала пересекать дорогу спускающимся к пароходу... Невозможно вообразить более живописной и более тенденциозной картины! И что я вижу! Эти промозглые, страшные чудища с какой-то доброй, детской улыбкой смотрят на праздных разряженных бар и любовно оглядывают их самих и их наряды. Вот пересекший лестницу передовой бурлак даже приподнял бечевку своей загорелой черной ручищей, чтобы прелестные сильфиды-барышни могли спорхнуть вниз.

– Вот невероятная картина! – кричу я Савицкому. – Никто не поверит!

Действительно, своим тяжелым эффектом бурлаки, как темная туча, заслонили веселое солнце; я уже тянулся вслед за ними, пока они не скрылись с глаз. Пароход наш тронулся дальше; мы скоро нагнали барку и видели уже с профиля и нагруженную расшиву и всю бечеву, от мачты до лямок. Какая допотопность!...


– Какой, однако, это ужас, – говорю я уже прямо. – Люди вместо скота впряжены! Савицкий, Неужели нельзя как-нибудь более прилично перевозить барки с кладями, например буксирными пароходами?

– Да, такие голоса уже раздавались. – Савицкий был умница и практически знал жизнь. – Но буксиры дороги, а главное, эти самые вьючные бурлаки и нагрузят барку, они же и разгрузят ее на месте, куда везут кладь. Поди-ка там поищи рабочих-крючников! Чего бы это стоило!...

– А ты посмотрел бы, как на верховье Волги и по всей системе канаилов в лямке бечевой тянут, – произнес он. – Вот, действительно, уж диковинно.

Там всякой твари по паре впряжено, и все дружно тянут смеясь: и баба, и лошадь, и мужик, точно нарочно, чтобы мир почудить, и все это по крутому берегу – так эффектно на воздухе рисуются». Тогда же был создан первый эскиз. На нем были изображены бурлаки и рядом прогуливающиеся господа. Но эту задумку раскритиковал друг Репина Васильев. По мнению Васильева, сюжет выглядел искусственным и неправдоподобным.

Бурлак российской живописи История, Живопись, Картина, Искусство, Художник, Длиннопост, Илья Репин

В 1870 году Репин вместе с братом Василием, художниками Фёдором Васильевым, тем самым критиком, и Евгением Макаровым отправился на Волгу. Во время путешествия они писали этюды и общались с местными жителями. Те в свою очередь относились к художникам как минимум с опаской. Некоторые всерьез верили, что художник может украсть душу изображаемого, и поэтому категорически не хотели позировать. Найти моделей было крайне сложно. Самый колоритный, по мнению Репина, герой был встречен совершенно случайно среди других бурлаков, которые художника не заинтересовали. Из воспоминаний Репина: «Несмотря на воскресный свободный день, ширяевцы даже и близко не подходили. В их глазах на берегу у барки бурлаков совершалось нечто роковое, страшное: человек продавал антихристу свою душу... Бабы даже издали отворачивались...


Какое счастье, что Канин не вздумал сходить в баню или подстричься, как бывало с некоторыми моделями, приходившими подстриженными, подбритыми до неузнаваемости. Он был извещен заранее и, как все серьезные люди, позировал серьезно: умело выносил непривычное положение и легко приспособлялся, без помехи мне. Но во время стояния в лямке он поглощал меня и производил на меня глубокое впечатление. И Канин, с тряпицей на голове, с заплатками, шитыми его собственными руками и протертыми снова, был человек, внушающий большое к себе уважение: он был похож на святого на искусе… Четыре года спустя после писания этюда я жил в Париже как пенсионер Академии художеств. Мастерскую мою посетил однажды А. А. Половцов. Этюд бурлака Канина висел на стене, приколотый кнопками. Сановник заинтересовался им, внимательно рассматривал и сказал: "Какая хитрая бестия, этот мужичонка; посмотрите, с какой иронией он смотрит"». На судне можно увидеть перевернутый флаг. Перевернутые флаги иногда использовали в качестве сигнала о помощи, поэтому некоторые зрители видели в этом символическое значение. Вдали можно увидеть буксир, который многим казался символом прогресса, увы, пока до нас не дошедшего. На переднем плане лежит так называемая морда – снасть-ловушка для рыбы. В этом тоже иногда видят символическое значение.

Бурлак российской живописи История, Живопись, Картина, Искусство, Художник, Длиннопост, Илья Репин

Картина была впервые продемонстрирована на художественной выставке произведений живописи и скульптуры, которые планировалось позже отправить на Всемирную выставку в Вену. Мнение публики разделилось. Одни приняли «Бурлаков» с восторгом, некоторые наоборот раскритиковали. Среди высоко оценивших полотно были Крамской, литераторы Достоевский и Короленко. На выставке картина получила бронзовую медаль и сразу же была куплена за 3000 рублей великим князем Владимиром Александровичем. Великий князь был президентом АХ и изъявил желание приобрести данное еще до завершения работы, просто увидев эскиз.


Не утихали споры о картине и после выставки. Из воспоминаний художника: «Странно, что впоследствии в разные времена, когда картиной моей "Бурлаки на Волге" была заинтересована либеральная часть общества, а консервативная ее так хаяла, бывали очень противоречивые столкновения отзывов. С удивлением выслушивал я многих лиц разных взглядов, положений и влияний. Так, например, когда я был уже в Париже в качестве пенсионера Академии художеств, в мастерской А. П. Боголюбова встречал я многих русских, смотревших на меня с нескрываемым любопытством, не без иронии: "Ах да, ведь вы знаменитость, слыхали, слыхали: вы там написали каких-то рыбаков. Как же! Прогремели".


А министр путей сообщения Зеленой сразу начальнически напал на меня в присутствии Боголюбова у него же в мастерской:

- Ну, скажите, ради бога, какая нелегкая вас дернула писать эту нелепую картину? Вы, должно быть, поляк?.. Ну, как не стыдно - русский?.. Да ведь этот допотопный способ транспортов мной уже сведен к нулю, и скоро о нем не будет и помину. А вы пишете картину, везете ее на всемирную выставку в Вену, и, я думаю, мечтаете найти какого-нибудь глупца богача, который приобретет себе этих горилл, наших лапотников!.. Алексей Петрович, - обращается он к Боголюбову, которому как заслуженному профессору поручено было Академией художеств наблюдение за пенсионерами, - хоть бы вы им внушили, этим господам нашим пенсионерам, чтобы, будучи обеспечены своим правительством, они были бы патриотичнее и не выставляли бы отрепанные онучи напоказ Европе на всемирных выставках...

Ну, скажите, мог ли я после этой тирады сказать министру путей сообщения, что картина писалась по заказу великого князя Владимира Александровича и принадлежит ему?!

Или еще позже:


- А скажите, пожалуйста, кому принадлежит ваша великолепная картина "Бурлаки на Волге"? Какие типы! Забыть не могу. Это была самая выдающаяся картина в русском жанре... И в Вене немец Пехт дал о ней блестящий отзыв; особенно о солнце в картине и о наших типах, еще живых скифах. А где она? Разумеется, в Третьяковской галерее? но я не помню... Да где же иначе? Какому же она может частному лицу принадлежать? И как это ее не запретили вам для выставки? Воображаю, как двор и аристократия ненавидят эту картину, как и нашего поэта-гражданина Некрасова! Вот ее проклинают, наверно, в высших сферах! И вы там на плохом счету.

А картина между тем в то время висела уже в биллиардной комнате великого князя, и он мне жаловался, что стена вечно пустует: ее все просят у него на разные европейские выставки. А надо правду сказать, что великому князю картина эта искренне нравилась. Он любил объяснять отдельные характеры на картине: и расстригу попа Канина, и солдата Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишку - умнее всех своих старших товарищей. Всех их знал великий князь, и я слышал собственными ушами, с каким интересом он объяснял все до самых последних намеков даже в пейзаже и фоне картины».


Ранний неожиданный успех, как это часто бывает, вполне мог обернуться проблемой. После столь драматичного сюжета публика ждала и дальше картины на остросоциальные темы, а более жизнеутверждающие сюжеты встречала без прежнего восторга.


Продолжение рассказа о жизни и творчестве Репина будет во второй части, так как в один пост рассказ о такой знаковой фигуре не уместить.