Будьте бдительны или храните сбережения под матрацем, друзья!
Настало мое время засветиться на пикабу с не очень приятной, но поучительной историей о мошенничестве с банковской картой. Я счастливый и, как поняла, наивный человек не думала, что это может произойти со мной, опытным остроумным айтишником, который вместе с друзьями читал посты о том, как люди попадаются на мошенников и не понимала, ну кааак? И ну никак таааакое со мной произойти не может! А если мне и позвонят, то я найду остроумный ответ. Думала я... И вот моя история..
Звонит мне оператор сбербанка представляется и дальше по тексту:
- Здравствуйте <Имя Отчество>! Вас беспокоит контактный центр Сбербанк, оператор Владимир Зотов, 1724 мой табельный номер. Службой безопасности Сбербанк была зафиксировала попытка несанкционированного доступа к Вашему счету через Сбербанк онлайн из Владивостока на сумму 1236 рублей. Дальше ряд вопросов, не вызывающих подозрений, производила ли я такую операцию, нахожусь ли я в регионе Москва, какая операция по счету была последней - пополнение или списание. Попросили проверить наличие карты, не потеряла ли я её. Проводят инструктаж о том, как будет произведен перевыпуск карты.На вопросе о сумме на счёте я почуяла неладное. Не бросайтесь тапками, понимаю, поздновато... Но тут уже эмоции начали играть не в мою пользу, много информации, четкий уверенной голос на том проводе хочет мне помочь, мои накопления под угрозой!!! А потом у меня попросили номер карты и срок её действия, здравый смысл еще сильнее напрягся. Но эта информация необходима для подтверждения моей личности. На вопрос, а как понять, что я не с мошенниками разговариваю, мне предлагают услугу прозвона с официального номера контактного центра (а чего ж реально по нему не звоните-то?). От услуги я отказываюсь, хочу пойти и решить вопрос в отделении банка, на что оператор мне сообщает, что при фиксировании угроз у отдела безопасности есть всего 20 минут на решение проблемы, иначе средства могут быть утеряны.(Отлично подействовало психологическое давление!) В этот момент в голове проносятся мысли - номер карты инфа публичная, без подтверждений они ничего не сделают, просят же только с лицевой стороны.. А в банк идти- паспорт вчера выложила из сумки! Я на работе. Ехать домой за паспортом, потом в банк - часа два! Ситуация накаляется.
Сначала со мной разговаривал типа рядовой сотрудник, уточнив первоначальную информацию, он перевел меня на руководителя отдела (во как серьезно все)
Руководитель повторяет вопрос о последних операциях, спрашивает текущую сумму на счете. Включаю кнопочку записи разговора... Далее цитирую прямо из записи, как все было, что самое интересное, на косяки в разговоре я обратила внимание только при прослушивании записи!
О- Оператор, Я- я:)
Я - Хмм... Примерно 400 тысяч.
О - Зафиксирована данная информация! - радостно так, еще бы.. такая идиотка попалась, такой куш, уверенна, у него и ладошки вспотели, потому что дальше дело пошло менее уверенно..
О - Смотрите, сейчас Вам поступит смс-уведомление из воботизированной системы 900 с вашим эм временмнмным точкой доступа, то есть с вашим временным паролем. Мы сейчас пройдем структуру идентификации, затем изменим Вам работу Вашего личного кабинета и обезопасим Ваши денежные средствА. Проверьте, Вам поступило смс-уведомление? - блин ну точно из банка, только банк может слать мне такие смс, с номера 900. Всё четко.
Ну а по факту, парень вошел на сайт сбербанка и пошел проходить процедуру регистрации, номер карты я ему рассказала и сайт Сбера прислал мне код подтверждения регистрации.
Я - смс поступило.
О - Хорошо! В связи с компрометацией Ваших персональных данных на Ваше имя оформляется резервная ячейка в отделении банковской структуры. Резервная ячейка - это временное хранилище денежных средств на момент перевыпуска Вашей пластиковой карты. Это Ваша резервная ячейка. За ней закрепляется Ваш финансовый менеджер, который будет нести финансовую и уголовную ответственность на момент перевыпуска Вашей пластиковой карты. На данный момент по договору статья 14 п.3 вашего финансового менеджера помните? - Какие слова!! Уголовная и финансовая ответственность, статьи и пункты... Как продумано, а? И целый личный менеджер, который будет нести ответственность!
Я - Нет
О - Есть куда записать? Я Вам назову финансового менеджера, Вы скажете мне адрес ближайшего к Вам отделения, куда отправим менеджера, который будет проводить с Вами работу. Вы должны будете подойти с паспортом и написать два заявления: первое - по факту скомпрометации ваших персональных данных, второе - по факту мошеннических действий по вашему личному кабинету. В этот же день вы получите новый банковский продукт, которым будете пользоваться в ваших личных целях. На данный момент у вас есть доступ к Вашему личному кабинету СберБанк онлайн?
Я - Есть доступ, со смартфона.
О - Какая у вас операционная система?
Я - Андроид
О - Запишите "Валуева Оксана Николаевна, номер подразделения её банковской структуры 86113"
О - Теперь нам необходимо записать Ваш голос, чтобы в дальнейшем при входе в банк, система могла распознать Ваш голос. Чтобы Вы могли подтверждать и отклонять операции с помощью команд. Сейчас я переключу Вас на роботизированную систему, Вы должны будете членораздельно назвать свои ФИО.
Робот - После звукового сигнала членораздельно продиктуйте данные- Такого робота и школьник может склепать. Почему? Потому что текст вопроизведен компом. Ну знаете, вносишь текст и комп его вопроизводит без пауз, интонаций и прочего. Но я в шоке. Я этого не понимаю, лапша свисает с ушей, но я все еще на крючке. И да, теперь у них есть мои полные ФИО.
О - Система разпознала тональность Вашего голоса - не знала, но распознала))) - теперь необходимо перевести средства в вашу резервную ячейку. Для этого откройте Сбербанк онлайн, перейдите в раздел "Платежи", а даааальше выбрать "На карту в другой банк" и "По номеру счета". - (WTF??) Резервная ячейка несет за собой функции и коммерческих банков тоже, то страховые валютные резервы есть только у Сбербанка Российской Федерации. ВТБ, Альфабанк и все остальные банки пользуются нашей страховой поддержкой, так как сбербанк-онлайн, сбербанк является *тут чет запнулся..* государственным банком эмммм...мда.. вот так" - какая речь! Как зубы-то заговаривает! Но под конец чего-то сдал, видимо мое переживание передалось, волнуется человек за клиента. Точнее за лапуха, с которым все шло гладко, но вдруг он (я) начал задавать вопросы. Потом мне рассказали, что банк компенсирует комиссию за перевод, объяснили, что я должна назвать точную сумму перевода и комиссии до копеечки и сделать скриншоты результатов операций. Посмотрите, какой подход к деталям! Только вдумайтесь - Сбер обслуживает ВСЕ банки в части страхования, но деньги надо перевести на счет в ДРУГОЙ банк! Что же делать? Они меня теряют!! Но есть услуга звонка с контактного центра! Мне сейчас позвонят с номера, который указан на главной странице сайта банка, подтвердят, что это официальный представитель и я соглашусь отдать им свои деньги, заработанные честным трудом. Мне перезванивают и продолжают рассказывать, куда перевести деньги. Но номер на экране не тот) далее анекдот: О-оператор, Я- я:)
Я - Номер с сайтом не совпадает.
О - Как?? Можете продиктовать номер, который высвечивается у вас на телефоне?
Я - +7 499 936 95 16
О - Очень странно. Не понимаю. Я сообщу нашим техническим специалистам. Мы с вами свяжемся.
...Перезванивает...
О - Оператор такой-то, подтвердите, что входящий номер номер контактного центра.
Я - Ээээ, нет..+7 499 936 98 08
О - Этого не может быть! Я же с него звоню! Вы ошибаетесь!
Я - Ну я же вижу, что высвечивается на моем экране.
О - Видимо какой-то сбой. У вас стоит переадресация, поэтому отображается не тот номер.
Я - У МЕНЯ стоит переадресация из-за которой неверно отображается ВАШ номер???
О - Откуда мне знать, что у вас за переадресация, я всего лишь оператор!
...отключается и перезванивает...
О - Техники отключили переадресацию, номер должен отображаться верно.
Я - Нет.
О - Не может быть. Ну там ведь есть пятерки!
Я *смотрю на входящий звонок с номера +7495 369 60 96* - нет.. ---- не попал)))
...без предупреждений сбрасывает и перезванивает...
Я - Спасибо, что проинформировали, я обращусь в банк лично.
О - Вы однозначно обратитесь в банк для перезапуска карты, однако мы должны завершить операцию. Входящий номер оканчивается на ноль?
Я - нет..
...отключается, перезванивает...
О - Проверьте пожалуйста номер
Я - да нет!
О - зафиксировал информацию - надрывающимся голосом, будто со слезами.
И я пошла звонить в контактный центр. Эти еще несколько раз звонили с разных номеров.
Знаете, что самое интересное, я не обращала внимание на то, как оператор волновался и на все косяки в его речи и формулировках, потому что сама волновалась. А схема-то какая! Зачем вся эта история с смсками? Никто не попросил кода подтверждения, это нужно было, чтобы убедить меня, что это реально банк! И схема не так проста! Основная цель - чтобы я собственноручно перевела деньги на счет. А сколько текста...
В контактном центре мне карту заблокировали. Отлегло.
И финал этой истории - захожу в приложение Сбербанк, а там в моих финансах 0 р. Я потею, я бледнею, прокручиваю в голове, что списание нереально, так как никаких операций не произвела, никаких паролей-кодов не называла. Судорожно набираю опять контактный центр, Он почему-то не приветствует меня по имени-отчеству. Нервы на пределе, кирпичный завод работает на всю, сердце остановилось.. А это глюк в приложении плюс я набрала номер не с той симки, к которой банк привязан. Оператор называет мне сумму на счету, на сайте в личном кабинете эта информация подтверждается. Утрачены только нервные клетки.
Номера телефонов реальные, всего было 10 звонков, все с разных номеров.
Друзья, дурак учится на своих ошибках, будьте бдительны, учитесь на ошибках лопухов.