Будни начинающего Сисадмина (начало "карьеры")
Сисадмин в душе и хороший мальчик снаружи.
Еще с хрен знает какого года с удовольствием копался в технике, параллельно выполняя "сисадминские" задачки.
Отучился на программиста, нашел работу (всего лишь полгода искал - фигня).
Собеседование прошло на высоте:
- Опыт?
- Официального - нет, неофициального - до**я.
- На кого учился?
- На программиста.
- Че делать умеешь?
- Много чего. В основном руками. С программированием тяжело. Немного в 1с шарю, немного в сайтах. Но лучше с техникой.
- Замечательно. Задачи следующие: Обслуживать бухгалтеров, шоб все работало и ничего не ломалось. Вот тебе 4 сайта на битриксе сляпанные - их тебе под ответственность. Будешь там информацию добавлять, там данные какие-то, форум поддерживать.
- Дык я ж вродь сказал что я 1с я профан, как и с сайтами.
- Да там не сложно (наверное), научишься. Ах да. Офисов у нас несколько. Один здесь, второй в 40 минутах езды отсюда, третий за 100км. Согласен так работать? ЗП - "четвертак".
Думал я не долго. Без работы сидеть ну никак не хотелось, а на последнем собеседовании условия были в разы хуже и за меньшую плату.
- Согласен, но я как бы с псевдоиспытательным сроком на пару недель.
- В смысле?
- Ну пока похожу, познакомлюсь, по-разбираюсь. От меня первую неделю ничего толкового не ждите, но потом - хоть на Марс.
- Хорошо, ждем в понедельник с документами [на дворе среда]
- А можно я завтра приду?
- Зачем?
- Ну начну так сказать знакомиться.
- Да приходи.
В общем на след день я уже и заявление написал и с людьми чутка познакомился.
Первые дни бегал из отдела в отдел (4 отдела в 4 соседних зданиях, по паре кабинетов). Переписывал себе на бумажку характеристики ПеКа, программы предустановленные, кратенько представлялся и знакомился с юзверами.
Успел в первую неделю смотаться в другой офис. Там так же процедура, с параллельным вопросом "Чаво сломалось?".
С понедельника меня отправили в компьютерный магазин - выбирать себе ноутбук (до сих пор не особо понимаю почему именно ноут, а не стационарник, но не суть...). Назвали сумму в которую должен вместиться с техникой и системой. Поехал, заказал, привез счет. В магазине доебался до консультанта с просьбой помочь. Он втирал мне какую то хрень про "очень пиздатые ноуты" за 50к рубликов с Пнем внутри и 6 гигами оперативы (про видеокарту даже не заикался). Понял что хуево видимо там живется. Попросил доступ к сайту (прям в магазине, под честное слово - я программист). Посмотрели как на долбаеба, предложили пароль от вай фая, чтобы с телефона зайти. Специально достал с кармана Нокию (кирпич) и положил на стойку со словами "Поймаете вай фай - плачу половину стоимости от ноутбука". Вновь удивленный взгляд "на долбаеба" и приглашение сесть за ПеКа. Сел - залез на их сайт и нашел более менее приличный ноут с каким то не совсем уж "красивым" Райзеном (2 ядра и 3,0 Герца) внутри и 8 гигами оперативы (видюхи опять же нет, но мне и не надо - офисник будет. Всего ли за полцены от стоимости ноута предложенного консультантами.
С дуру спизданул, что я буду покупать как юр.лицо. Послали... к юрикам. Пришел, оформил. [С какого перепуга я должен переплачивать лишние 4к если я как юр лицо?] Но пофигу, плачу не я. Кинул систему в список покупок и, прикинувшись отсталым, попросил поставить систему перед выдачей товара, а то "я не умею руки кривые" [Ой бля, лучше бы сам поставил. Ебаные животные со своими "фантазиями". Поставить поставили, при создании пользователя забили "1". Все нахуй, будешь пользователь 1]. Через пару дней пришел и забрал, параллельно оформив себе пакет MS Office ("А то работать ты как будешь без офиса" {(с) Начальник}. Хотя я в принципе весьма мобильный, могу и в блокнотике настругать текст, а потом с флешкой перейти за соседний комп и перекинуть все в ворд - делов то). Но ладно, ноут забрал. Поставил около стула, на котором сидел, пока оформлял покупку офиса, пока ходил оплачивать - ноут проебал. Пиздец. Просто 50к остались стоять около стула (благо магазин не очень популярный и людей не было). Прихожу, юристка:
- Ой а я думаю, кто это коробку оставил?
- Да есть такое, проверял вашу бдительность. Ну ладно, спасибо за помощь - пошел я.
Проходя мимо каких то строителей, попросил у них скотч, примотал ручку от коробки с ноутом к руке (да ну нахер, забуду еще где то в автобусе, а потерять 50+ к не хочется в первые же ни).
Привез в офис. А там мне:
- Стол тебе еще не поставили - посиди пока здесь.
Та не вопрос. Сел, включил комп, открыл какие то "суперполезные" ссылки, которые должны были помочь мне избавиться от пользователя "1" на ноуте и стал читать. Либо лыжи не едут либо я ебанутый. Для того чтобы сменить пользователя надо лезть в реестр, предварительно зайдя с "главного" админа системы, что то там поменять, потом залезть... в общем дел (незнающему человеку) на полчаса. Понял что заниматься этим сейчас не хочу.
Мысленно пожелал, чтобы сейчас кто-нибудь пришел с проблемой, ну или хотя бы чтоб начальство не проходило тут рядом. Бац - юристы:
- У нас принтер сломался. Придешь?
Вышел из кабинета под сопроводительное "Это юристы - твой основной генератор проблем" от коллеги по работе (нет, не сисадмина).
Прихожу - ну вот он что то ругается. Стоит принтер HP LaserJet MFP132fw кажется. Весьма неплохой МФУ с сенсорным экраном (ебать, я раньше только с кнопочными работал).
- Че делали?
- Ну мы отправляем на печать, а он вон в ошибку.
Читаю - ошибка 0.000XXXX. В общем картридж не видит. Открываем крышку, глядим внутрь. А там - как в жопе у ****. Картридж исплевал тонером всю внутрянку. Ладно, вытаскиваю картридж, запасаюсь туалетной бумагой - сделаю усердные попытки убрать хотя бы часть тонера. Ну как убрать, хотя бы датчик освободить.
Параллельно слушая возгласы "А может вам салфеток влажных?". После очередного такого предложения буркнул:
- Лучше спирт, а еще лучше сразу внутрь.
Предложения прекратились, а я все же задумался о покупке банки спирта.
Кое как убрав часть тонера, решил таки глянуть на картридж. Ля, термопленка начала отрываться и в месте отрыва начал сочиться тонер. Указал на проблему, предложил им написать служебку на замену картриджа. Одобрительных жестов не увидел. Ну и хрен с вами. Заткнул картридж назад, увидел ошибку, выдернул с розетки. Рявкнул, что на него печатать сегодня нельзя - сломался, ушел на свое рабочее место.
Ладно, пусть посидят без МФУ, у них еще рядовой принтер P2035 есть - пусть пользуются.
Дойти до места я не успел - пришли инжерены.
- А ты можешь программу поставить - Пикаса.
Хуикаса. Чем им блять обычный просмотрщик фото не понравился.
- Ну пойдем посмотрим.
Прихожу - на комп поставлен блок на установку программ. Только от лица админа. А "реквизиты" админа мне не предоставили. Объясняю что решу проблему в ближайшие дни, а сейчас мне некогда - дела зовут.
Пришел к начальнику объяснил ситуацию, что надо мне пароли, надо реквизиты от личных кабинетов, где работал прошлый сисадмин.
- Вот телефон - звони.
Сук, я двое суток звонил. Ноль реакции. За эти два дня мне приписали ответственность за заправку картриджей (отдать, подписать, получить - все через стороннюю организацию, самому заправлять не надо), указали что я так же ответственный за какой то хостинг (что это такое и с чем это жрать я узнал спустя пару дней), а так же пару раз вызвали к моему уже горячо любимому МФУ 132fw.
Через двое суток относительного спокойствия, я все же пошел к начальнику сдаваться. Описав ситуацию с предыдушим админом (а вернее отсутствие этой самой ситуации по причине недозвона), получил два набора из 9 цифр и фразу "Это логин и пароль от кабинета на хостинге, Мне *** передал", а так же в довесок задание "надо почту почистить" и пароль от Админа на сервере. Ух, потихоньку двигаюсь вперед.
Весь рабочий день сидел и думал в какую дырку мне воткнуть полученные цифры. Какой из тысяч хостингов они используют?
Решая эту головоломку сходил к инженерам, чтобы поставить "художника".
- Ну что, я все узнал, ставим.
С этими словами я ворвался в инжеренку и сел за комп. Выполнив боевую задачу, услышал:
- А ты можешь пароль оставить?
- /НАХУЯ?/ Зачем?
- Ну...
- Ладно, вот /пишу пароль с тремя ошибками/, но если поставите что то не уведомив меня - снесу к чертям все что имеется и хрен что найдете.
Кивок согласия и мой молчаливый уход.
Продолжал усердной думать над "призрачным" хостингом. Бывший сисадмин отмалчивался. Хорошо сидим.
Параллельно узнал у коллеги по кабинету о возможных частых поломках, а так же в какую сторону мне чаще ходить придется. Так же по-узнавал где здесь пообедать можно, а то тащиться за 20 минут на автобусе домой ну не комильфо.
До конца недели сидел спокойно, разгребаясь в ноуте с пользователем, бегло осматривая сервер (ля, я думал меня рядом посадят, такой кабинет здоровский - куча хлама технического, будка гудящая 24/7. Все что нужно есть, а главное - один могу сидеть), подключался к домену.
ДА, некоторые задачи меня действительно впервые приходилось решать. Например та же смена пользователя и подключение к домену. Вот не было у меня раньше необходимости в этих моментах.
В понедельник мне таки дали еще парочку символов от логина для хостинга. Почему сразу не дали - черт знает, они бы очень сильно облегчили жизнь. Хостинг я с их помощью нашел за 5 минут. Залез туда, а там... нихуя не понятно.
Мы в универе использовали бесплатный хостинг, когда сайты заливали для сдачи курсовой. А здесь - и ftp обменник, и почта висит, и 4 сайта к ряду. Ну и много чего еще замечательного, но неизвестного.
С почтой я вроде разобрался. Создал себе ящик, настроил клиент (thunderbird) и радовался что у меня все так быстро получилось. Правда ящик я удалил через сутки. Видите ли все привыкли к ящику it@***.ru, а я себе Sysadmin@***.ru сделал. Все были недовольны и упрямо кидали почту на Айтишника. Ладно, перенастроил себе клиент - теперь я айтишник.
Подключившись к домену создал себе папочку в обменнике и скинул туда набор нужных программ, чтобы не бегать с флешками. Хотя пиздеж все это, с флешками так и бегаю, потому что так быстрее и проще. Особенно после случая когда надо было пароли посстанавливать на ПК. Поэтому теперь у меня есть дежурная система на флешке с полезными программами.
На самом хостинге узнал, что почта забита на 90% и надо бы чистить. Посчитал что сейчас этим заниматься не хочу, все потом.
Залез в сайты. А вернее сразу в код сайтов - яжпрограммист. Выбрал методом тыка первого подопытного и начал лазить по коду различных файлов. Надо было какую то новость добавить, а я ни в зуб ногой, куда там что добавлять.
Больше ничего интересного я не нашел на хостинге. Хотя очень усердно искал логины и пароли от панели управления сайтами от битрикса (о существовании паролей и самой панели управления я узнал спустя неделю от однокурсника бывшего).
Параллельно бегал безустанно к моему горячо любимому МФУ. В итоге я сдался и выкинул картридж в ближайший ящик запросив новый. Мне дали новый картридж, я его благополучно поставил - вуаля - работает.
На радостях забыл про существование "сломанного" картриджа.
Настал "День печати". Бухгалтерия печатает много квитанций в этот день. А к вечеру приносят ящик (коробку картонную) с использованными картриджами на заправку. Задача простая - оповестить народ, чтобы мне картриджи собрали. Точку сбора установил, всех оповестил. Время пришло - картриджей нет. Вернее они есть. Те что мне в ящике принесли. Лять. Пошел пешком за картриджами, параллельно объясняя что я не буду больше так ходить. Собрал картриджи, скинул в короб. Отзвонился курьеру, чтобы забрали. По ходу дела получил еще картриджи с другого офиса. Курьер от меня получил полную коробку с этими черными расходными материалами + две коробки с картриджами от больших МФУшников (не скрою - даже помогал донести до машины).
Договорились что через пару дней вернут заправленными.
Во вторник меня успели пересадить за мое постоянное рабочее место. Правда в кабинете сидел я не один. Но не беда. Сотрудница очень милая дама возраста моей матери. Сидеть с ней в компании весьма комфортно. Пока путался в проводах (да я успел запутаться в зарядке от ноута и витой паре), пришла бухгалтерша - у меня монитор погас.
Хм, похоже начинается веселье. Прихожу - монитор дейтсвительно не горит. Двинул мышкой - ноль реакции. Ну я под стол - слушать. Тишина (ну как тишина, 3 работающих рядом компа говорили что тишины ты не дождешься, но именно этот системник молчал). Тыкаю кнопку запуска - молчит. Лезу рукой на заднюю панель - вон оно что. Переключатель на блоке питания выключен. Включил, запустил, услышал какой я хороший программист. Вылез из под стола, обошел кругом. Переключатель аккурат на уровне задней стенки. Т.е. двинешь системник - кнопка нажмется. Объяснил в двух словах, что коробку двигать не надо, а то все ваши записи пропадут из 1С.
Получив одобрительное кивание, пошел на рабочее место, где меня уже заждался Пикабу.
Но нет - ошибочное суждение. Дойти я таки не успел. Звонок из другой бухгалтерии:
- У нас тут горит что то.
- Что у вас горит?
- Ну там горит.
Прихожу. Тыкают пальцем в системник. Лезу под стол нюхать. Вылезаю и говорю, что пиздят. А сам думаю, много ли я унюхаю горелого, если у меня слизистая сожжена и я запахи тяжело распознаю. Ухожу, сказав чтобы в случае чего звали не меня, а электрика.
Через пару часов опять звонок из бухгалтерии.
- Электрик сказал из компьютера горелым пахнет.
Прихожу, напрягаю все нюхательные мышцы - что то все таки есть. Но ведь разгар рабочего дня, нельзя забирать комп. Объясняю, чтобы сильно не грузили, а завтра я что нибудь придумаю.
До конца дня листал Пикабу и думал о горящем системнике.
Среда.
С самого утра забрал системник у бухгалтера, сказав, что почищу. Вооружившись кисточкой с хозмага и двумя отвертками - полез чистить. Епта, я столько пыли не видел со времен... да вообще никогда не видел, даже когда старые системники соседей по дому чистил.
Чистил на улице, чтобы не мусорить в кабинете. Чиста закончилась аккуратной кучкой пыли на лужайке. Но мне сказали - места для мастерской нет - где хочешь там и работай. Закинул системник на стол, чтобы четче рассмотреть причину поломки.
Поломка оказалась в кулере на процессоре - не крутится. Вот никак вообще. Ну что ж, нет кулера - нет проблемы. Кулер отлетел в мусорку, оставив после себя радиатор для пассивного охлаждения. Проц там Целерон был, я посчитал что денек дургой он выдержит, а так и кулер куплю. Собрав все в кучу, не прикручивая боковую крышку, поставил на место.
До конца рабочего дня даже никуда не выходил из кабинета, читая интересные статьи во всемирной паутине.
Далее по дням не буду писать, так как в основном я занят был пару часов в день, тратя остальные свободное время на пролистывания познавательно-развлекательного контента, но несколько забавных случаев расскажу. А занят в основном или ремонтом какой либо программы, либо принтера, либо редактированием документов.
Про кулер.
Системник с вырваным кулером опять начал подгорать, но уже сильнее. Бухгалтера жалуются, а я не могу вкурить че этой железке надо вообще. Опять забрал к себе в кабинет. Запускал, смотрел - все вроде нормально. Но чего-то не хватает. Ах да, звука взлетающего самолета не хватает. Кулера сук не крутятся. Их было всего два. Один на проце, второй - в БП. Так как кулер с проца был демонтирован лично моими профессиональными руками, то остается лишь БПшный. Снимаю блок питания, разбираю и понимаю, что он содержит еще 30%, от ранее имеющейся во всем системнике, пыли. Часть которой благополучно осела на моих штанах. Мать всех плат, ну на кой мне такие приколы? Вышел на улицу, аккуратно бросил БП в траву и отряхнул штаны. Вытряхнув (а так же вытащив) из корпуса БП всю пыль, подключил его к питанию. Дал нагрузку - молчит собака. Иду к начальнику:
- Там комп сгорел.
- Как так? Совсем что ли?
- Нет, пока что только БП и кулер на проце.
- А, хорошо, ну иди покупай - оплатим.
Собрал системник с дефектным БПшником, отнес его в бухгалтерию.
- Чинить буду позже. А сейчас, пользуйтесь так.
С этими словами я приставил к открытому системник маленький вентилятор, взятый в инженерке.
Поехал за запчастями я через пару дней. Купил и поставил их без проблем - комп починен, а дефектные детали уложены в ящик тумбочки (фиг знает на кой они мне).
Принтер завис.
Юристы:
- У нас принтер не печатает
- Почему?
- Ну мы на него отправили на печать и все
Подошел к принтеру - выключен.
- А зачем выключили?
- А он печатал без остановки.
Он печатал, мы его выключили, он теперь не печатает. Логично.
Включаю принтер - пошла печать. После 10го листа я понял, что печать не закончится, так как документы на выдаче были разные. Выдернул лоток с бумагой из принтера и сел за ближайший комп. Открыл очередь печати на принтер - ничего. Сел за другой - ничего. Сел за третий - 201 документ с одним и тем же названием в очереди печати.
- На кой вы 200 документов одинаковых на печать отправили?
- Это наверное когда у меня компьютер тормозил.
- Это причина отправить 200 документов?
- Ну он завис, а я нажимал на кнопку печать.
На будущее, если компьютер висит - надо щелкать на кнопку "печать".
Отменяю печать - комп наглухо зависает. Проведя некоторые манипуляции - отвисает, но из очереди печати ничего не удаляет. Ладно, пусть значит дальше виснет - опять удаляю и "ухожу в закат" (к себе в кабинет), указав, чтобы к компу никто не подходил и на печать не отправляли. Через часа два вернулся - 200 документов из очереди было удалено (лять, каждый по 25 страниц). Остальные были запущены на печать - все рады все довольны. Я гордый проделанной работой уновь "ухожу в закат".
Про отчеты
Экономист делает отчеты. По причине проблем в обновлениями 1С (ее или месяцами не обновляют или обновляют с килотонной ошибок) отчеты либо создаются кривые, либо не выгружаются в конечную точку пребывания.
Отчет в виде Excel таблицы. Просьба помочь.
Открываю таблицу и расспрашиваю, что здесь и куда и главное зачем. Самому разбираться в этих дебрях вообще не охота, да и не мое это все.
Получив краткий экскурс, предлагаю свои варианты, одним из которых - начать удалять столбцы с инфой, чтобы узнать на какую же информацию ругается конечный "пользователь".
Два дня боролся с шаблонами. То Поля недозаполнены, то лишние какие то. То шаблон уже сменился. Забодался. В итоге - удалив почти целый лист с информацией - удалось загрузить без ошибок со стороный конечной точки пребывания, сославшись на то что там была ненужная информация.
Далее отчеты так и загружались - экономист доволен, а мне - 1 минута чтобы DEL нажать.
Следаки
Пришел как то к бухгалтерам, чтобы время скрасить в компании милых дам.
А там два человека сидят. Какие то докуменыт требуют. Ну я не долго думая сел за ближайший свободный комп и принялся усердно выполнять ИБД (иммитация бурной деятельности), залезая по удаленке на сервер и открыв самую большую таблицу для наглядности.
- А ты кто такой?
- Сисадмин местный, тутошний.
- А Компьтерщик?
- /Экскаваторщик/ Ага, компьютерный гений.
- А нам починишь компьютер?
- А вы кто, чтобы я вам компы чинил?
- Капитан Капитанов К.К. следственный отдел.
- О, хорошо
- Так что, пойдешь комп чинить?
- А заплатите?
- В смысле? Бесплатно
- Не, так не пойдет. Я бесплатно даже друзьям компы не чиню. Могу встречное предложение. Я вам комп починю, а вы мне дело какое-нибудь замнете.
- А на тебе дело висит?
- Нет. Если бы висело - я бы не работал.
- А зачем тебе тогда?
- На будущее - вдруг где провинюсь. А вам комп сремонтированный.
Следаки посмотрели на меня, потом на экран, где была огромная таблица. Потом переглянулись и молча вышли. Затем один заглунул:
- Мы если что - зайдем.
- Заходите.
Контактной инфы о себе на давал, не представлялся. Теперь хожу и думаю - что будет дальше. Пока что два месяца - тишина.
Ненужные действия.
Приходит сотрудник. Приносит пачку (листов 30) бумаги.
- Можно в этом документе закрасить ФИО, ато нам туда-то выкладывать надо, а там в соответствии с законом ФЗ "Мамой клянусь не дам никому личную инфу" от какого то дня с Рождества Христова, нельзя чтобы контактная инфа была.
- Можно говорю. А документ зачем распечатали? Замазывать будете и потом сканировать?
Вопрос поставил его в некоторый ступор.
Объясняю что нужно кинуть мне документ в общую папку, а таам я сам разберусь.
Проигравшись с этим документом битых 3 с копейками часа, замазывая ластиком в онлайн сервисах ПДФ файл, прихожу:
- Там же в обменнике, с подписью "Исправлено"
В ответ - ага.
Еще раз объясняю что не нужно лишний раз печатать документы, дабы не переводить казенную бумагу и тонер в принтере. В ответ - согласие.
Проходит день, приходит вновь.
- А можно как вчера?
- Ну можно, только это последний раз. Я не хочу играться по 3+ часа с вашими документами.
- Сейчас скину.
Слышу - принтер гудит. Ебаните меня материнкой по голове, но он же опять печатает этот блядский документ. Прихожу - уже сканирует.
- Я так понимаю это ТОТ самый документ, который мне надо будет редачить?
- ДА. Я сейчас скину.
- Ладно, я потом зайду.
Ухожу с мыслями, что же я делаю не так? Или может это так принято...
Вновь 2 часа "фотожопа" и исправленный документ отправляется к заказчику.
- Скинул. У меня тут разговор наметился. Есть минутка?
- Да
- У вас есть документ. В электронном виде.
- Есть
- Вы его печатаете...
- Да
- Чтобы потом отсканировать...
- Так
- Чтобы потом получить ДОКУМЕНТ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ!
Ступор.
Сломал человека, всего лишь объяснив что он совершает два бессмысленных и затратных действия.
Минуты 2 паузы и контрольная фраза:
- А он в другом формате был.
- Что значит в другом? /здесь у меня уже закрались сомнения/
- Вот, - показывает мне на файлик с разрешением .xls (табличка Эксель, в которой можно одним кликом все удалить)
Да, по идее я должен был догадаться, что так и будет, но отсканированно было так, будто документ уже несколько раз ксерили, что дало мне шанс усомниться в столь абсурдном исходе событий.
Бухгалтерия
У них в основном проблемы с доступом в 1С (лицух на хватает), но порой зовут по более сложным вопросам. В основном звонки именно от них идут.
-Дмитрий. Это бухгалтерия. Вас *** беспокоит. Вы не могли бы зайти к нам.
- Что сломалось? /Всегда задаю этот вопрос, чтобы заранее взять с собой рюкзак с инструментами, но никогда не получаю ответа в самом первом предложении. Вот чтобы "Дмитрий. Принтер. Бухгалтерия". Такого еще не было ни разу/
- У нас принтер не печатает
- Щас буду.
И чаем меня все хотят везде угостить.
А я не могу чай пить. Во первых он горячий (а у нас извините меня температура на улице +37), а во вторых - меня могут дернуть в другое место и придется прервать чаепитие.
У них учусь с принтерами обращаться (в организации стоит 3 здоровых МФУшника, которые стоят чертову уйму денег. Я с ним лишний раз даже стараюсь не подходить. А в бухгалтерии меня хотя бы экскурс проводят, что куда и почему)
В целом все адекватные и в меру грамотные (касаемо компьютерной грамотности). Иногда бывают выходящие за рамки приличия ситуации, но в целом - самостоятельно все решается. Меня зовут лишь в случаях когда "Лицензий на 1С не хватает", я тогда как император прихожу, открываю список пользователей и предлагаю выбрать "слабое звено", которое будет отключено от базы дабы новый работник мог зайти. А так же если принтера ломаются или отказываются что либо печатать. Внутрь техники (равно как и дерганьем всяких проводов) никто не лезет и не занимается - для этого зовут меня. В остальном - же самостоятельно решают.
Я же стараюсь сильно не язвить (может потому что еще только встал на путь тернистый системного администратора), а объяснять спокойно, стараясь больше не ругать или указывать на ошибки, а монотонно учить выполнять те или иные действия.
Думаю впереди меня ждут еще более интересные ситуации, а пока, что вспомнил за прошедшие несколько месяцев - написал.
P.S. Если зайдет - буду отписываться иногда. Интересные случаи выкладывать.