Будни логиста

Итак, думаю, пришло время рассказать о моей работе и о том, как я оказался в грузоперевозках.

Первым местом моей работы стала компания федерального уровня, входящая по размеру собственного автопарка в топ-10 перевозчиков в России. Самое удивительное, что меня взяли туда без опыта и без знакомств, после абсолютно обычного собеседования. Размер парка порядка 1000 единиц 20-тонных фур и около 200 малотоннажек(Газели с термобудками, 5 и 10-тонники). Клиентов огромное количество как небольших ИП, занимающихся производством картона, стеклянных бутылок, кирпича и т.д., так и огромные заводы по производству бытовой техники, полимерной крошки и прочего. Моя задача состояла в том, чтобы формировать наиболее выгодные логистические плечи, основываясь на наборе определенных критериев (о них позже). В моем подчинении было некоторое количество автомобилей(от 15 до 30), на каждую из которых формировался план прибыльности. От выполнения этого плана и зависело мое вознаграждение. Этот бизнес отличает сильная сезонность-летом я могу получить в 2-2,5 раза больше, чем средняя зарплата по региону. С ноября по февраль работы становилось мало, соответственно зп проседала.

Особенно сильно мне нравилось, что у меня практически не было общения и взаимодействия с клиентами, моей задачей было обеспечение прибытия транспорта, контроль сроков доставки, полноты и правильности заполнения товарно-сопроводительной документации, выбор наиболее выгодных АЗС. Также я выступал связующим звеном между водителем и всеми службами-механиками, отделом безопасности дорожного движения, службой безопасности, отделом кадров и т.д.

Мой день выглядел примерно так:

Утром я проверял прибытие машин на погрузки и выгрузки, при необходимости давал пинка водителям. Исходя из информации о том, какая машина освобождается в течение дня, я забирал заявки у отдела взаимодействия с клиентами. При выборе рейса я опирался на следующие критерии:

1. Время погрузки-если клиент крупный, загрузка производится в определенные тайм-слоты, бронируемые заранее; считается он очень просто-примерное время, в которое освободится машина+время на переезд к месту погрузки+небольшой задел на непредвиденные обстоятельства.

2. Расстояние от выгрузки до следующей погрузки – холостой пробег должен быть минимален.

3. Дата выгрузки-в среднем, если водитель работает согласно законодательству, в день он проезжает примерно 400-500 км; если нет, то около 800 км. Исходя из этого нужно примерно планировать время прибытия на выгрузку. Опоздания чреваты штрафами, прибытие раньше выгрузки влечет за собой простой. На крупных сетях выгрузка происходит в тайм-слоты, опаздывать в которые очень нежелательно.

4. Стоимость (ставка) перевозки-ее расчету стоит посвятить отдельный пост, в два слова тут не уложишься. Если коротко - круг должен выходить не меньше 38 рублей на километр пути.

5. Время на погрузке\выгрузке - тут все просто: быстро грузят\выгружают - хорошо; медленно - плохо.

6. Тип погрузки и выгрузки – например, рефрижераторы и термосы нельзя ставить на боковые и верхние погрузки, так же часто бывают поломки мешающие грузиться определенным образом (часто водители врут о них).

7. Способ оплаты рейса – он может быть наличным и безналичным, по скану или оригиналам документов, сроки могут колебаться от 3 до 60 банковских дней.

8. Надежность контрагента – если грузовладелец систематически задерживает оплату или не платит вовсе, надо быть круглым дураком, чтобы поставить ему машину.

И множество мелких особенностей-объем груза, высота, масса, температурный режим(для рефов и мультирефов) и т.д.

Стоит понимать, что на бумаге это выглядит очень муторно и долго, но на практике это занимает максимум 5-10 минут.

После того, как рейс выбран и подобран, клиенту предоставляются данные водителя и машины – паспорт, права, номера телефонов, при необходимости сканы (фото) этих документов. Потом формируется заявка, содержащая все вышеперечисленные условия – адреса, ставка перевозки, срок и тип оплаты, штрафные санкции за опоздания, сверхнормативные простои и т.д.

После совершения перевозки товарно-сопроводительные документы (скан или оригинал) предоставляются контрагенту, который по ним оплачивает рейс.

Как я говорил выше, логист всегда получает пропорционально прибыли, полученной его машинами; водитель получает чаще всего за пробег – цены разнятся, но примерно 3,5-5 рублей за километр пути. Зачастую это приводит к рабочим спорам – водителю надо ехать далеко и не важно, насколько это выгодно. Логисту важна выгода с каждого конкретного рейса и порой это перевозки в 30-50 км.

После планирования машин на сегодняшний день, начинается контроль. Контроль прибытия, контроль полноты и правильности заполнения документов, контроль заправок, контроль всего. Зачастую возникает ощущение, что водитель – ребенок, на дорогущей машине с грузом, стоимость которого может доходить до нескольких десятков миллионов рублей. Хотя, справедливости ради стоит заметить, что не все такие.

Самое главное, что я уяснил за время работы - у логиста нет выходных!

Нет, я серьезно - даже если физически ты не на рабочем месте, ты постоянно на телефоне. Необходимо в круглосуточном режиме решать все возникшие проблемы – простои, поломки и т.д. Даже ночью я на связи. Если 2 выходных в месяц пройдут в спокойном режиме – это можно считать удачей. Единственное время отдыха - отпуск (и то не всегда). На первых порах это очень тяжело, зато о скуке тоже можно позабыть)


Буквально месяц назад я поменял работу и ушел в транспортный отдел другой компании и функционал у меня немного поменялся.

Будни логиста Транспорт, Логистика, Грузоперевозки, Длиннопост

Баянометр ругался на Леонида Каневского.