6

Будни камнеобработки, vol. 141

Вчера в комментариях к разным постам мне довелось аж два раза сцепиться с оппонентами на тему пользы договоров, их актуальности и влияния на выполнение работ. Что же, обсудим?


Люди любят договоры (или договорА?), молятся на них и считают, что договор защитит их от любого произвола, что в сторону заказчика, что в сторону исполнителя. Изо всей щелей нам долбят - заключайте договор! Без бумажки ты букашка и не имеешь никаких прав! Так ли это?


Возможно, в общестрое, во внутренней отделке и при монтаже сантехники дело может идти как-то иначе, но у нас в камнеобработке вот так.


Итак, гипотетическая ситуация. Договор, все красиво, прописаны сроки и стоимость, и речи не идет об обмане заказчика и попытке накрутить ему лишний монтаж или лишние 10 кв.м. камня. Заказчик выбирает гранит Дымовский (очень показательный в данном случае). Делаем мы, допустим, крыльцо или какой-нибудь цоколь.


Приезжаем с заказчиком на склад, смотрим плиты.

Будни камнеобработки, vol. 141 Строительство, Бкvol, Камень, Гранит, Мрамор, Договор, Длиннопост
Будни камнеобработки, vol. 141 Строительство, Бкvol, Камень, Гранит, Мрамор, Договор, Длиннопост

Камень неоднородный, имеет красные полосы и черные пятна. Иногда маленькие и совсем незаметные, а иногда и крупные, как на фотографиях. Заказчик на эти пятна смотрит и печально вздыхает. Хочу, говорит, чистые изделия, без всяких там пятен.


Берем рулетку, показываем заказчику, что детали будут с красными полосами. Потому что по-другому не раскроить. Заказчик вздыхает еще раз, и говорит:


- А какие есть варианты?


Например, выбрать другой камень, или докупить дополнительный слэб этого же камня. Тогда распиловщик на станке стесняться не будет и будет пилить из чистых мест.


Но это же дорого. Это же лишнюю плиту надо докупать. Заказчик машет рукой - черт с вами, пилите из этого, другой камень не хочу. Подписываем договор (где прописываем пункт, что эти самые полосы и пятна не влияют на техническое состояние камня и не увеличивают возможность возникновения трещин, не являются браком, а являются исключительно природным рисунком), берем аванс и отправляемся работать.


С авансом интересно. Чтобы не сработать в минус, мы должны взять у заказчика примерно 70% предоплаты. Эти деньги уйдут на материал, изготовление, монтаж и логистику. Кстати, вот некоторые люди считают абсолютно нормальным заключить договор на несколько миллионов по полной постоплате. Вы готовы вложить свои миллионы на условиях 100% возврата денег после окончания строительства?


А клиенты пошли немного.. Не буду говорить, что охреневшие, но рынок строительства точно уже не будет таким, как был лет 15 назад. Сейчас абсолютно нормально прийти в фирму и сказать - у меня есть 100 тысяч, возьметесь сделать объект? И клиента не чешет, что это стоит 150 или 200 тысяч. Либо он дает тебе 100, либо уходит искать дальше.


Здесь вопрос не в том, что на стройке сплошные барыги охреневшие. Вопрос в том, что клиент приходит и ставит свои условия покупки - начиная от графика оплаты и заканчивая указанием стоимости договора. Насчитал ему 400 тысяч? Ок, а за 300 сделаешь? А мне пох, что там работы на 400, вот у меня есть 300 прямо сейчас, или делай, или пойду другому заплачу.


Я не могу себе представить, что прихожу в магазин и говорю - я куплю хлеб за 15 рублей, и пофиг что он стоит 35 рублей. Тогда почему люди считают нормальным прийти с такой фразой в стройку?


Ладно, отвлеклись немного. Возвращаемся к нашему гипотетическому крыльцу. Берем у клиента согласованный аванс (пусть даже 70%), и работаем. В обозначенные сроки привозим детали на объект, начинаем монтаж. Приезжает заказчик, видит те же самые полосы на деталях, кривится и мы слышим это волшебное:


- Заменить! Некрасиво.


Ну и собственно, примерно на этом месте вы можете подтереться вашим договором как исполнитель. Потому что ни прописанные в договоре пятна и полосы, ни внесенный аванс, ни то, что заказчик лично осматривал материал перед покупкой, вам не помогут. Заменить - и все тут, хоть об стенку бейся. Некрасиво ему. А пока не заменишь, оставшиеся деньги не отдаст. Заменить, ясное дело, нужно за свой счет. Да, люди неадекваты, и осматривая слэбы лично на складе, считают, что ты волшебник и вырежешь все эти полосы с сохранением чистовой квадратуры.


Ну и примерно здесь же любители правды начинают мне доказывать, что платить за косяк заказчика нельзя. Предлагают потратить один рабочий день, сбить камень и уехать. Вариант, возможно, неплохой, если бы не тот самый договор, в котором мы обязаны это все смонтировать и предоставить заказчику готовый объект. Если заказчик не пойдет в суд, то он пойдет к узбекам и смонтирует этот камень за 500 рублей, при этом ощутимо сэкономив и не доплатив нам 30% сметы. Мы в нулях (если не в минусе), он в выигрыше и с полосками, про которые через неделю эксплуатации забудет.


Предлагают даже камень демонтировать и увезти с собой. Тут еще лучше - мы, получается, обманули заказчика, недопоставив ему определенное количество камня. Опять либо суд, либо сидим без денег, да еще и облитые грязью.


Так что как ни крути, а в любом случае получается, что деталь меняется за счет исполнителя. Да, даже если заказчик осматривал камень лично. Да, клиенты попадаются кретины. И нет, договор в такой ситуации вам не поможет. Можно еще пойти в суд (как любят в комментариях кричать сторонники правового решения вопросов), и возможно даже суд скажет, что вы правы, и обяжет заказчика заплатить - но это будет не завтра и не послезавтра, а через пару месяцев, которые вы сидите без денег и зарплаты. Так себе перспектива.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

Ну так берите 100% предоплату, сразу поток неадекватов уменьшится...

раскрыть ветку (4)
0
Автор поста оценил этот комментарий

нет у нас в сфере 100% предоплаты, никто на таких условиях с нами работать не будет.

раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Значит разбаловала ваша сфера своих клиентов, раз столько ушлых пошло этой методой пользоваться...

раскрыть ветку (2)
0
Автор поста оценил этот комментарий

я вам больше скажу. лично я, на месте клиента, тоже не соглашусь платить 100% за то, что появится у меня через месяц. обои, керамика, кирпич - вот он, лежит, плати и забирай. а заплатить 100% денег, и немаленьких, за то, что будут пилить, обрабатывать, монтировать, без гарантий что исполнитель не свалит с моими деньгами в закат.. везде должна быть разумная логика.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Ну куда вы можете свалить то, если вы десятилетиями работаете с кучей выполненных работ, + сарафанное радио никто не отменял, не объявите же вы себя банкротом и распустите завод после одного-единственного клиента. А со 100% предоплатой сейчас почти всё в интернете продается....

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку