Будни дефектолога (2)

Очень спорный момент получился с первым постом :) пожалуй, стоит прояснить несколько пунктов.

О диагностике.

Приходя к ребёнку,  я должна провести педагогическую диагностику. Иногда её результаты указывают на глубокое повреждение мозга, и тогда работу следует вести так, чтобы научить пользоваться ресурсами, имеющимися в наличии в данный момент. Иногда тестирование даёт другой результат, когда есть непроработанные когнитивные функции, и в этом случае их нужно "включить" и прокачать. Иногда из-за нарушения работы мозга некоторые функции опаздывают в развитии, как у Анны, и тогда, благодаря пластичности человеческого мозга, другие отделы компенсируют функции пораженных. Это теория. На практике дефектолог задаёт задания, и по характеру и результату их выполнения определяет, как у ребёнка идут дела с обучением, не отстаёт ли он. Бывает, нужно отправить ученика на дообследование к доктору, и после этого диагностировать ещё раз.


Кто не в курсе, на всякий случай отмечу отдельно: дефектолог не говорит: "поздравляю, у вас аутизм!". Дефектолог ПЕДАГОГИЧЕСКИ обследует психику и сообщает, например, такое: "у вашего ребёнка есть признаки аутизма, обратитесь к психиатру". А психиатр после обследования заключает, есть ли у ребёнка такой диагноз.

Педагогическая характеристика может содержать такие термины, как "аутичное поведение", "общее недоразвитие речи", "дислалия", "задержка психического развития", "дефицит внимания". Это учебные характеристики. Постановкой диагноза ВСЕГДА занимается врач.

О прививках.

Спасибо за обстоятельные ответы в комментариях. Мне следовало сразу прояснить: я не являюсь противником прививок, наоборот, массовая вакцинация нужна и полезна. НО! Приходя на диагностику, я собираю анамнез со слов родителей, данных прошлых педагогических обследований, заключений врачей ребёнка. В случае Анны вывод об усугублении несвоевременной прививкой нарушения мозга вследствие гипоксии сделан не мной, а её невропатологом, и прописан в заключении медицинского обследования. Я с ним согласна: это огромная редкость, но в ряде случаев такое происходит и относится к редким нетипичным реакциям.

Медицина и педагогика развиваются стремительно, и в каждой сфере есть точки зрения разных специалистов. Прошу не разжигать конфликты на фоне различий во мнениях :)

О таблетках и овощах.

Совсем не указывать возможные причины нарушений будет неверно. Касательно прошлых негативных воздействий и причин я передаю информацию, предоставленную родителями и документами ребёнка, НЕ оцениваю правильность действий злого/доброго врача и НЕ кошу препараты под одну гребенку "для овощей". Коню понятно, что, если есть заболевание, его нужно лечить назначенными медикаментами, и выбирать лечение или его отсутствие все равно родителю. Мама Анны решила не давать препараты, побоявшись побочек, описанных врачом, это УЖЕ давно произошло, мы никак не прыгнем на пару лет обратно и ничего не изменим. Читатели, если вы полагаете, что информация из анамнеза лишняя, отметьте в комментариях, я учту на будущие посты. Либо буду передавать как цитату от родителей. Названия конкретных синдромов и препаратов указывать не стану, это неправильно по отношению к ребёнку.

Итак, вернёмся к основной теме.


Хорошо сделанные лучевые таблички для составления слов (начало слов в столбик и стрелки к общему окончанию) Анна отказалась читать. Ей это было неудобно, и мы обвели на бумаге её ладошки, отметили кусочки слов над пальцами и стали отрабатывать практические навыки, простукивая пальчиком на листе нужные слоги. Так освоили чтение открытых слогов [ма-, ко- и подобные]. Было сложно убрать запинку между двумя звуками в таких слогах. Закрытые [-ал, -ик и т.п.] почему-то пошли легче. Таким же способом составляли слова: на одинаковые пальчики слева начало слова, справа окончание. Я собирала ей такие списки слогов на каждое занятие и просила читать в разном порядке.


За полгода мы освоили буквы и слоги, медленно, но уверенно составляли и понимали слова из них, а тем временем школа не ждала, пока мы её догоним, и выдавала новые и новые правила написания, классификацию частей речи, падежей, рода и числа. К этому моменту подкрался 4 класс, а с ним и повторение материала. Вспомнили звуковой разбор слов, это удалось Анне очень хорошо. А дальше пошли части речи...)

Части речи.

Чтобы убить сразу двух зайцев - выучить части речи и научиться быстро ловить порядок букв в слове на слух, мы с Анной чертили большие таблицы: она слушала список из 2-3 слов, определяла по вопросу к слову (кто? какой? где? что делает?), куда писать каждое и старалась себе надиктовать по буквам. Сначала я проговаривала ей слово мееедленно, очень чётко, потом она делила его на слоги, и слоги по очереди разбирала на буквы сама. Позже получилось научиться делать это быстрее, а ещё позже - быстрее и самостоятельно.


Здесь так легко об этом писать, будто разочек попробовали и все, сразу есть результат. На самом деле были долгие периоды тяжёлого труда Анны, которые, казалось, не приносили никакого улучшения по полтора-два месяца, а потом внезапно начинало получаться то, над чем так долго работали. В частности, алфавит долго не желал запоминаться, пока мы не придумали простукивать его, как "ладушки", выдумывая новые и новые движения.

Род и число.

Понять единственное и множественное число получилось довольно быстро, а вот с родами прилагательных нашлись подводные камни. Анна спрашивала, зачем так усложнять, ведь в английском green - это и яблоко, и штаны, и парта, и даже лист. А тут зачем-то надо каждый раз менять конец слова. Нам пришлось основательно проработать понимание среднего рода. Помогли примеры детенышей животных: в украинском языке слоненя - оно, кошеня - оно, цуценя - тоже оно. Анна обожает животных, дома есть кошки и котята, поэтому тема ей близка :) позже перешли на прилагательные, рисовали кастрюли с едой: компот вишнёвЫЙ/яблочнЫЙ, пирожок ванильнЫЙ, а начинка ореховАЯ. Все шло своим чередом, потихоньку учили правильное употребление знаков препинания, падежи, и тут в дверь постучали.

К нам пришёл диктант.

Близился конец 4 класса, впереди итоговый диктант и контрольная по математике. Хорошо помню вечер, когда нам удалось написать несколько предложений подряд, не запинаясь на словах, вызывающих сомнения. До этого, чтобы избежать искушения подсказывать, для словарных диктантов я использовала ряды картинок.

В течение года учились писать на скорость: сначала слоги, потом слова из трех букв, потом подлиннее, потом словосочетания и, наконец, предложения. Представьте, как трудно удержать в голове целое предложение до конца, если каждое слово приходится диктовать себе по буковке, ведь учителю в классе невозможно всегда ждать самых медленных учеников. Диктант в школе получился с ошибками, но зато почти весь!

Первая книга.

Надо было срочно начинать читать. Я боялась, что Анна не захочет читать, если это получается медленно, и предложила ей самой выбрать книгу. Выбор пал на чудесную книгу с иллюстрациями из мультика "ВАЛЛ-И". Читали каждый раз по нескольку абзацев. После окончания книги был настоящий праздник, Анна существенно расслабилась и потихоньку пробовала читать вслух в классе. Позже пригодились любимые сказки Анны, сказки Шарля Перро в хорошем переводе для детей. Они здорово расширили словарный запас и подготовили к пересказам в школе.

Задачи.

Оказывается, чтобы одолеть обычную задачу, нужно проделать кучу операций: прочитать условие, понять его, понять вопрос и только затем решать. Нам было необходимо ускорить обработку информации, в этом здорово помогли логопедические тетради с заданиями и упражнения для рисования/письма/координации движений двумя руками одновременно (межполушарные тренажёры - то же самое). Чтобы натренировать разницу понятий "на сколько" и "во сколько раз больше/меньше", читали и решали в скоростном режиме задачки для 1 класса. Было важно, чтобы Анна могла обработать условие и вопрос задачи без посторонней помощи. И да - "скоростной режим" не означает бешеную скорость прочтения, перед Анной стояло задание прочитать про себя и понять много однотипных условий подряд, не теряя концентрации внимания.

Лучшее время.

Пока мы с Анной занимались, я убрала из речи частицу "не". Вначале нашего знакомства она тяжело переживала ошибки, и я в попытках не задавить потенциал её уверенности в себе, прекратила говорить "неправильно", "не то", "нет". Заменила их на фразы "подумай/попробуй еще", "кажется, прискакала ошибка", "это слово хочет в другую колонку" и подобными. Это произошло не совсем сознательно, я заметила сильную перемену в собственной речи на занятиях спустя года полтора. И вот в один из вечеров Анна перечитывала длинные слова, и случайно оговорилась: получилось такое рычащее слово, будто оно икает :) она так его описала, а потом повторила с оговоркой и так заразительно засмеялась, потребовала диктофон, и мы нарочно исковеркали полстраницы таких же длинных слов) это самая дорогая наша победа. Поздно тем вечером Анна прислала мне микромультик, на котором в забавный момент прозвучала наша запись, запись самых ценных ошибок чтения :)


Наша работа длилась два с половиной года. Наступил момент, когда я поняла - помощь стала ненужной, Анна справлялась со школьными заданиями сама, не всегда быстро и не всегда на 100% правильно, но вполне самостоятельно. Насколько мне известно, отличницей она не является, но для её родителей и для неё самой есть вещи поважнее оценок. С этого момента она учится без меня :)

Лига Педагогов

1.7K пост5.6K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
84
Автор поста оценил этот комментарий

Все верно! Я бы еще добавила: родители, не бойтесь врачей и коррекционных педагогов. Они могут помочь ребенку и это никакой не крест!

раскрыть ветку (3)
68
Автор поста оценил этот комментарий

Найти толкового педагога или логопеда - крайне непростая задача. Вот такого, не боящегося трудностей, не ставящего кошелек превыше ребенка. Очень большая удача для "пациентов! А ТС - спасибо Вам от всех деток, которым изменили жизнь к лучшему!

раскрыть ветку (2)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Согласна. Сама видела логопедов, который выпроваживают сложных и им проще картавым звук исправить(

6
Автор поста оценил этот комментарий
Вы бы знали, какая проблема найти работу, где не выносят мозг планом по количеству детей. Ушла с одного, с другого уволили "за маленькую проходимость". Дефектологу сложно найти работу в средине года...
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку