Будни дефектолога (1)

Всём знакомо ощущение, будто мозг переполнен информацией, и ею необходимо поделиться. Попробую описать случаи из практики. Все имена сейчас и в дальнейшем будут изменены.

В конце 2015 фейсбук принёс сообщение от девушки, сообщившей, что её дочь-третьеклассница не умеет читать, перепугана строгой бабушкой-логопедом из поликлиники и очень боится новых учителей.
На пороге меня встретила мама с выглядывающими из-за её спины огромными голубыми глазами. Анне 9 лет, и у неё стоит такой неврологический диагноз, при котором часто дети получают умственную отсталость и тотальную неспособность самостоятельно жить. Анна перенесла длительный недостаток кислорода во время родов, а также по неосторожности врача почти сразу прививку. Детям с гипоксией стандартные прививки назначаются после обследований, если нет серьёзных нарушений; некоторые получают рекомендацию отложить вакцинацию до определённого возраста. В ином случае вакцина может сработать как спусковой механизм для нарушения работы травмированного мозга. Тут уж как повезёт - может выстрелить и сейчас, и позже. В итоге в возрасте 2 лет девочка утратила начальные навыки речи, перестала понимать, где находится, ходить на горшок, много кричала от головной боли и переносила большие эпилептические припадки. Невролог назначил сильные препараты, но предупредил, что она, вероятнее всего, станет [овощем под слюнями по-психиатрически] (цитата отсюда https://www.adme.ru/svoboda-avtorskie-kolonki/mozhno-ya-vysk...). И мама на свой страх и риск давать их Анне не стала, дождалась, когда стало чуть лучше, и отдала девочку в садик.
К поступлению в школу припадки почти исчезли, появилось понимание происходящего и обращенной речи, более того - проявились хорошие способности к математике и рисованию. В 1 класс Анна пришла в памперсе.

Итак, за почти три года в школе Анна научилась мастерски срисовывать буквы и слова из учебника, совершенно не понимая смысла текста и не различая многие буквы на вид и на слух. Несмотря на наличие тяжёлого диагноза, её интеллект совершенно не пострадал, вот только разговаривала она, как иностранка: ломаный язык с маленьким словарным запасом и горой ошибок, например, "я и мама ели пицца", "я вчера делал домашняя работа". Самоё сложное для меня- её реакция на ошибки: как только не получалось назвать букву правильно, следом лилось море горьких слез и слова "я глупая, я очень глупая!"
Перед нами стояли чёткие задачи:
1. Выучить буквы, связать звучание с написанием и запомнить их вместе - в ушах и на бумаге.
2. Научиться соединять их в слоги.
3. Научиться соединять слоги в слова.
4. Захотеть читать и практиковаться.
На деле оказалось не так просто: чтобы добиться слухового различия речевых звуков, пришлось вернуться к обычным шумам, распознавание которых она в период острой невро-болезни пропустила: мы пели под гитару, определяли, грустно или весело это звучит, тоненько, как птички, или грубо, как голос у папы. Этого было мало: после песенок я просила Анну закрывать глаза и угадывать, чем я шумела (шуршала бумагой, пакетами и фольгой, стучала по столу ручкой и пальцами, скрипела дверью, щелкала по дереву и металлу - в ход шло все, что было под рукой). Мы придумали сказку о злых буквах, которые обманывают учеников и никак не хотят лезть к ним в головы: это не Анна глупая, это буквы вредничают. Позже я догадалась сделать упор на рисование, ведь у неё это получалось прекрасно: чтобы не путать И и Н, Анна их разделила по половому признаку :) и нарисовала букву Н девочкой в платье, а букву И - мальчиком, потому что эта буква в штанах :))
Постепенно буквы поддались, и мы попытались складывать их вместе. Это получилось легче, но тут Анна нашла для меня новую головоломку: прочитанное слово не слышалось ей цельным, она читала знакомые названия предметов и спрашивала - а что это? Удалось понять, когда записывали на диктофон её чтение и прослушивали. Так было удобнее узнавать слова.

Анна не влезала в рамки ни одного подходящего педагогического диагноза: она не была педагогически запущена, у неё не было многих признаков дислексии, общее недоразвитие речи компенсировалось прекрасными результатами на английском в школе.

Не могу забыть комментарий Анны в конце первой встречи: "я думал, ты страшный, а оказалось - нет".

Потихоньку мы догоняли школьную программу. Тут нам преградила путь грамматика :) об этом сражении в следующем посте.

Пожалуйста, критикуйте, я больше читатель, но буду стараться расти.

Лига Педагогов

1.7K поста5.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Можно:

Писать все, что можно отнести к педагогам и педагогике.

...

Нельзя.

1. Попрошайничать;

2. Рекламировать;

3. Оскорблять участников сообщества;

4. Писать не по теме;


Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1335
Автор поста оценил этот комментарий
Тебя на руках носить надо, а не критиковать.
раскрыть ветку (88)
116
Автор поста оценил этот комментарий
Я вот на балконе перед работой листаю пикабу в 6 утра под кофе и после таких постов становится ясно одно - герои среди нас - за окном, в соседней маршрутке, в школе, на улице, на работе - да где угодно! Не в Тв и газетах, о настоящих героях фильмы редко снимают, можно пройти мимо и не узнать, что конкретный человек делает реально героические поступки каждый день (и при этом ещё и не считает их таковыми) - во это настоящие герои. Спасибо автору поста! Кто-то много говорит, а кто-то просто берёт и делает, меняя жизнь и окружающих людей в лучшую сторону! Очень мотивируют такие посты! Спасибо, ЧЕЛОВЕК!
613
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Что Вы меня смущаете)
раскрыть ветку (86)
720
Автор поста оценил этот комментарий
Ну вообще. Вы ЧЕЛОВЕЧИЩЕ. Мало спасти жизнь человека, научить его жить - вот это проблема, с которой обычные родители справиться не в состоянии. А у Вас такой сложный случай. Вы можете гордиться собой.
P.S. Вот про кого нужно в новостях рассказывать и кому медали вручать.
раскрыть ветку (43)
85
Автор поста оценил этот комментарий

И кино снимать)

раскрыть ветку (5)
118
Автор поста оценил этот комментарий
Только не называйте его Временные трудности и не давайте сценарий в фонд кино.
раскрыть ветку (4)
77
Автор поста оценил этот комментарий
О да, Охлобыстин известный дефектолог
раскрыть ветку (3)
7
Автор поста оценил этот комментарий

Это пиздец, а не фильм.

17
Автор поста оценил этот комментарий
"я думал ты страшный, а оказалось - нет" =)
про себя такое часто слышу )))
раскрыть ветку (1)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Ясен пень, ты же баба анимешная
53
Автор поста оценил этот комментарий

Обычные родители вообще не в состоянии воспитать достойного члена общества, поскольку они уверены, что умнее их самих никого и быть не может. Проблема также в том, что у нас совершенно нет культуры воспитания детей и потому каждый воспитывает так, как видит. И хотя школа вносит коррективы, но если основа подорвана, без вмешательства специалистов такой ребёнок останется неполноценным, даже если очень умным.

раскрыть ветку (36)
20
Автор поста оценил этот комментарий

Я вот по поводу школьного воспитания детей тоже испытываю большие сомнения в способности воспитать нормального человека.

40
Автор поста оценил этот комментарий
Очень смелое заявление, полагаю оно основано на многолетнем успешном педагогическом опыте.
раскрыть ветку (24)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Многолетнее наблюдение и последующая попытка создать новую программу обучения начиная с малых лет.

раскрыть ветку (23)
4
Автор поста оценил этот комментарий

А какое у вас образование? Где можно увидеть ваши работы?

раскрыть ветку (20)
4
Автор поста оценил этот комментарий

Средне-специальное
https://aidev.io/projects/edu_mw/#ru

раскрыть ветку (19)
4
Автор поста оценил этот комментарий
Вопросов больше не имею
2
Автор поста оценил этот комментарий
Дети есть?
раскрыть ветку (17)
8
Автор поста оценил этот комментарий
Нет, я не особо семейный человек, и не вижу лично для себя смысла жизни в потомстве, учитывая неидеальную ДНК. Тараканы) Если доживу до редактирования генов, может тогда.
раскрыть ветку (16)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Тогда вот та бредятина что выше, это писанина разряда "чукча не читатель, чукча писатель".
раскрыть ветку (15)
Автор поста оценил этот комментарий

Зачем обязательно новую, может использовать то, что есть. Вполне нормальные люди воспитаны во вполне нормальной стране.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну, просто текущие программы в общем целом начинают воспитание не с младенчества, отдельны
друг от друга и нацелены на большинство, практически исключая индивидуальный подход. Идея в полноценном и воспитании и подготовке достойных членов общества, кадров, подготовленных для жизни в развивающемся мире и способных внести свой вклад в его развитие. Вот черновик программы - https://aidev.io/projects/edu_mw/#ru
16
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Только не надо родителей-то опускать. Конкретно в этом случае мама тоже большая молодец: приняла рискованное, но верное решение отказаться от травмирующих таблеток, купирующих приступы. Отдала дочь в нормальную школу, хотя наверняка ей уши прожужжали о том, что надо пойти в специальную. Ищет специалистов. Не пошла по пути наименьшего сопротивления, короче.

Я иногда не знаю, как со своим ребёнком не начать психовать, когда он что-то с третьего раза не может запомнить, хотя мой вполне здоровый. А тут просто колоссальное терпение и веру в своего ребёнка надо иметь. Всё это, конечно, должно быть по-умолчанию и легко на словах, но на деле весьма непросто.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Я не опускаю родителей и не осуждаю их, я говорю о том, как это бывает обычно и исключения естественно имеют место быть. А для всех родителей я бы советовал иметь на связи детского психолога, который и ребёнку поможет адаптироваться и родителям расскажет, как лучше себя вести и обходить острые углы. Я бы лично был бы благодарен своим родителям, если бы мои родители понимали мои потребности в детстве и у меня было полноценное детство, но увы.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Толку от этой нормальной школы? Если ребёнок там до 9 лет читать так и не научился, да и говорить толком не может. За подгузники наверняка дразнят.
В сспец школе хоть педагоги есть.
1
Автор поста оценил этот комментарий
Давайте расставим все точки на Е... У кого у нас? Какое время берётся в качестве изучения что родители не в состоянии воспитать свое чадо?
раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

А кто сказал что родители не в состоянии воспитать своё чадо?
И скажите мне в какой стране есть культура воспитания детей? Ограничивающее слово - страна.

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Хорошо, как на счёт СССР?
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий

Хороший вопрос, не вдавался в историю и институты ссср, да и не особо хочется брать за основу что-то оттуда. Вообще, из стран в настоящем можно тогда в пример взять северную Корею. Не знаю, схожие ли там институты с СССР, но мне кажется там во имя идеологии есть институты, занимающиеся воспитанием детей на гос уровне.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну ведь это хорошо я бы сказал даже отлично! Государство должно быть заинтересовано в том, что - дети это и есть будущее! А нынешнее государство российское просто болт 🔩 положило! Такие вот дела!
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Минус там только один - инакомыслие запрещено и вся жизнь подчинена одной идеологии. Нет, я не говорю что идеология это плохо, и она на примере Китая и Сингапура показала, что позволяет стране добиться очень многого за короткий период.

DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

А ещё в одной семье разные методы и формы воспитания от разных членов семьи. До кучи ещё к детям может быть разное отношение

96
Автор поста оценил этот комментарий
У моего сына очень похожие проблемы, вы в каком городе практикуете ?
раскрыть ветку (24)
44
Автор поста оценил этот комментарий
И у нас. Именно в возрасте 2х лет пропала речь. Сейчас сыну 6. Речи нет. Возбудим. С обучением плохо. Хотя мозги то на месте. Сдвг. Поставили аутизм, эхолалию.
раскрыть ветку (10)
15
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже около 2х лет пропала речь. Хотя до этого было развитие. Сейчас 2.5 года. Практически не откликается на своё имя. Знает только одно слово - команду "А-я-яй!!". Много своих звуков "Бзь-Бзь-Бзь", "Бк-Бк- к". Но даже пытается установил ваять связь между звуком и действием. Уже целенаправленно дрессировал на "пить" в течении месяца - никак. Когда хочет пить - просто ноет и истерит, минут 15-30. Но не выходит на попытку повторить звуки "П-ть". В остальном все отлично. Во всем кроме речи, сортирует по цвету, орнаменту. Очень любит переворачивать правильной стороной рассыпанные пуговки...
раскрыть ветку (3)
12
Автор поста оценил этот комментарий
Лечитесь. Это очень тяжёлый труд. Мы 3 года в борьбе. Динамика положительная.
11
Автор поста оценил этот комментарий
Вам бы к детскому психиатру, это классическая картина детского аутизма.
5
Автор поста оценил этот комментарий
Ищите хорошего дефектолога и логопеда, чем раньше попытаться это компенсировать, тем больше шансов, что к школе ребенок будет почти как все. я думаю, во многих городах есть центры, которые занимаются именно со сложными детьми.
у моего сына на момент 2,5 лет было всего 5 слов, не повторял за нами ничего, под вопросом диагноз моторная алаллия. но через 8 месяцев занятий у нас такоооой прогресс)))
Автор поста оценил этот комментарий
И у Вас непосредственно и у Вашего сына одинаковые проблемы? Как так получилось, наследственное?😮
раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий
У меня проблем нет. Просто у родителей зачастую есть такая черта, говоря о ребенке говорит "у нас". Говоря это я говорю о том, что у нас, как у семьи существует проблема, а не у нас как конкретно у меня и у сына.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Агааа, понял теперь. Это, как:"Мы покакали!"?
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий
Ну типа того :D
ещё комментарии
30
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Украина)
раскрыть ветку (10)
20
Автор поста оценил этот комментарий
Напишите мне на почту ник@gmail.com! Пожалуйста!
Здоровья вам и вашим родным!
Автор поста оценил этот комментарий

Город??

раскрыть ветку (2)
1
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Могу написать на почту.
раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Напишите пожалуйста) feofani4@gmail.com

Автор поста оценил этот комментарий
Как можно с вами связаться, если возможно? Вдруг вы с моего города)
Автор поста оценил этот комментарий
Оуу, землячка!😉 Приятно удивлён! Какой город, если не секрет? Ты - умничка! Столько работы проделала и не отступилась перед трудностями, не сдалась... Спасибо за твой труд! Ты делаешь людей счастливыми. Успехов тебе!!!
раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за тёплый отзыв)) город - секрет)
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Почемууу?😥 Я, например, родом из Донецка, но четыре года живу в Германии. Поколесил по стране и наконец-то осел в Bruchsal, так как жена на девятом месяце уже.
Автор поста оценил этот комментарий
Напишите и мне свои контакты, пожалуйста, iamcrang@gmail.com
2
Автор поста оценил этот комментарий
Почему не только в России не
могут правильно назначить прививку?! Из за прививки у меня повреждение слуха
3
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже интересно
1
Автор поста оценил этот комментарий
Тоже интересуюсь
63
Автор поста оценил этот комментарий
Чтоб жила ты долго, счастливо и справлялась со всеми трудностями! И можешь даже посты тут не писать, если не захочешь больше. Главное, пожалуйста, твори чудеса дальше!
12
Автор поста оценил этот комментарий

Смущайся-не смущайся! А он прав.

11
Автор поста оценил этот комментарий

Поддерживаю, ваш чтец подписался и будет ждать продолжения и других рассказов!

8
Автор поста оценил этот комментарий

Все правильно) ЧЕЛОВЕЧИЩЕ) Сам работаю в частном ребилитационном центре (педагогическая реабилитация), случаев разных очень много, так что пожимаю руку, коллега!

5
Автор поста оценил этот комментарий
Не нужно смущаться) это правда)
доводилось общаться с логопедом - мы встали и ушли, потому что человек отсиживал своё рабочее время, а вы деток лечите и это здорово)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Ещё пишите-интересно очень.

4
Автор поста оценил этот комментарий
Подскажите пожалуйста какие нибудь занятия для ребенка 5 лет, чтобы избавиться от повторения окончания слов в разговоре. И чтобы научить рассказывать по картинке связанные фразы, а не просто перечислением предметов?
3
Автор поста оценил этот комментарий
Автор, спасибо Вам за то, что стараетесь помочь ребенку. Удачи в работе и жизни.
2
Автор поста оценил этот комментарий
Ну реально, красота ж
1
Автор поста оценил этот комментарий
Вы чертовски молодец
А если не секрет, а что мне делать?
Совершеннолетний, начинаю забывать слова, начинаю заикаться, шипилявлю, или же произношение не очень.
На письме начинаю сьедать некоторые буквы в словах
Живу вв РФ, логопедов каких-то не знаю
раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Сходите лучше к нормальному неврологу
1
Автор поста оценил этот комментарий
пишите ещё. подписался
1
Автор поста оценил этот комментарий
Ты молоток! Давай не отступай!)
Автор поста оценил этот комментарий
Очень жду следующих постов!!!
Автор поста оценил этот комментарий
Здраствуйте, а есть возможность с вами связаться для консультации? У меня у сына теже проблемы. Думаем к кому обратиться.
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку