Буддизм: Путь в неизвестность или чему улыбается Будда?

Основателем учения, впоследствии ставшего мировым религиозным направлением — буддизмом, был Сиддхартха Гаутама. Он родился примерно в 624 г. до Р. Х. в Капилавасту, столице племени Илакья, где его отец был правителем. Мать Гаутамы скончалась спустя всего неделю после его появления на свет, и заботу о нем взяла на себя старшая сестра. Жизнеописания юных лет будущего Будды разнятся в южной и северной традициях, но здесь мы придержимся более распространенной северной версии. Согласно ей, мальчик рос в полном уединении от внешнего мира, в окружении постоянной заботы и празднеств.

Однако однажды он столкнулся с реальностью — увидел больного и старика, что потрясло его до глубины души и породило размышления о неизбежной смерти. Этот опыт побудил его тайно покинуть дом, стремясь найти путь к освобождению человечества от страданий. Он учился у многих мыслителей, таких как Алара-Калаи и Удрака Рамапутра, и практиковал различные формы аскезы, доведя себя почти до смерти. Вскоре он осознал бесплодность крайностей и избрал путь «золотой середины». Через шесть лет духовных исканий он достиг «просветления» и стал Буддой, то есть «просветлённым». Обладая теперь полным знанием, он отправился проповедовать свою доктрину.

Буддизм: Путь в неизвестность или чему улыбается Будда?

Его проповедь обрела широкую известность и приобрела множество последователей, включая правителей. Он основал религиозную общину — сангху, и путешествовал по Индии, наставляя людей. Сиддхартха Гаутама умер около 544 г. до Р. Х., оставив своим ученикам напутствие: «Будьте сами себе светильниками». Он никогда не называл себя ни богом, ни святым, считая себя учителем.

Буддизм отличается от других религий тем, что в нём не предполагается вера в божество как в христианстве или исламе. Более того, Гаутама лишь один из многих будд — среди прочих почитаются Амитабха, Вайроган и Майтрея. Центральным в буддизме является не вера, а практика — медитация и путь к нирване, особому духовному состоянию, свободному от страстей и желаний. Спасение достигается либо собственными усилиями, либо с помощью бодхисатв — тех, кто, достигнув нирваны, отказался от нее, чтобы помочь другим.

В буддизме отсутствует институт церкви в привычном понимании — её функцию исполняет община, строго организованная и дисциплинированная. Буддизм делится на направления, основное различие которых — путь достижения нирваны. Хинаяна (или «малая колесница») учит, что нирваны достигнуть может только монах, отрекшийся от мира. Махаяна (или «великая колесница») признаёт возможность спасения для мирян при помощи бодхисатв. В махаяне Будда становится объектом почитания, подобным божеству. Ваджраяна (или «алмазная колесница»), которой посвящена статья «Тантрический буддизм», является особым направлением со своими особенностями.

Смерть, с точки зрения буддизма, не является концом: человек перерождается, принимая новую форму — будь то животное, насекомое или снова человек. Целью буддиста является прерывание этого круга перевоплощений (сансары) и разрыв кармических уз. В этом помогает жизнь без страстей и желаний. Стремление к нирване предполагает полное самоотречение: отсутствие чувств, эмоций, стремлений. Даже любовь и дружба считаются препятствиями. Нирвана, по сути, схожа с состоянием мертвого — полное отсутствие чувств и желаний.

Буддизм признаёт существование множества богов, духов и демонов, но ни одно из этих существ не может выйти из сансары. Эта привилегия принадлежит лишь человеку, обладающему волей и сознанием. В системе буддийской космологии участвуют десятки тысяч сверхъестественных сущностей. Путь к нирване, разработанный Гаутамой, опирается на Четыре Благородные Истины: о страдании, его причине, прекращении причины и пути к избавлению. Эти истины включают множество предписаний, направленных на самосовершенствование. В каждой стране буддизм принимает свои национальные формы.

Далее мы рассмотрим, какое влияние оказывает буддизм на личность человека, а также раскроем скрытые механизмы этого учения.

Чему улыбается Будда?

Многие из нас не раз видели изображения Будды — на фресках, скульптурах, картинах — с характерной полуулыбкой на лице. Эта загадочная улыбка веками привлекала паломников и туристов, заставляя задуматься: что она выражает? Согласие? Иронию? Пренебрежение? Безмятежность? Сострадание? Знание?

Поняв смысл этой улыбки, можно приблизиться к пониманию сути буддийского мировоззрения и осознать те внутренние механизмы, благодаря которым буддизм стал одной из ведущих религий мира. Мы уже рассмотрели истоки его возникновения, теперь же — обратим внимание на его влияние на мышление и образ жизни человека. Подписывайтесь.