Буддистский колокол в Первопрестольном Эчмиадзине. Многие годы над Первопрестольным Эчмиадзином раздавались звуки священной мантры

Известный армянский поэт, филолог и историк Гевонд Алишан в своем научном труде «Айрарат» (Венеция, 1890г.) описал один из колоколов Эчмиадзина, упомянув о выгравированной на нем тибетской надписи. Много лет спустя тайну тибетской надписи «раскрыли» этнолог Левон Абрамян и эксперт по санскриту Ашот Амбарцумян.

«Я обратился к моему другу, знатоку санскрита. Надпись оказалась очень интересной – это буддистская мантра», – рассказал заведующий отделом этнологии современности Института этнографии и археологии Национальной академии наук Армении, член – корреспондент НАН  Левон Абрамян в беседе с ARMENIA Today.

«О происхождении колокола было упомянуто в работе Гевонда Алишана «Айрарат». Так называется область Великой Армении, в которую входит также Эчмиадзин. Алишан опубликовал интересные истории и описания, при этом, Алишан вообще не бывал в Армении.

Алишан был членом католической конгрегации мхитаристов (Венеция). Он оставил большой след в культуре этнографии Армении, а также написал фантастические труды по корреспонденции, литературе и т.д. И все это было сделано в то время, когда не было Интернета. Алишан, фактически, был моделью Интернета в «доинтернетное время»! Он был удивительным человеком, причем его католичество  не мешало ему быть исследователем армянской культуры. Наоборот, наверное, это и помогало ему. Алишан также описал этот колокол, в том числе и надпись на ней.

Ознакомившись с этой надписью, я обратился к моему другу. Он знаток санскрита, и смог прочитать надпись на тибетском языке. Мы посмотрели вместе, и надпись оказалась очень интересной –  это буддистская мантра «ОМ АХ ХУМ».

История колокола по Алишану следующая: один набожный армянин – купец из Индии решил совершить богоугодный поступок,  и заказал колокол для Эчмиадзина. Очевидно, он заказал его в Тибете или области, покрываемой Тибетом, в каком-то ламаистском колоколопроизводительном месте. А там есть обычай: колокола и колокольчики отливают с буддистскими мантрами. Это свойственно особенно тибетскому ламаизму, молитвы произносятся, но вместе с тем они механически воспроизводятся. В отличие от других культур, они выработали очень действенную и удобную систему. Наверное, вы видели в фильмах или на фотографиях, большие крутящиеся барабаны, внутри которых завернута формула или молитва. Люди проходят рядом с ними и крутят барабан, и, тем самым, молитва произносится, так как любое движение слова равно его воспроизведению. Весь Тибет усеян флажками, на которых написаны ритуальные формулы и молитвы, и при дуновении ветра они колышутся и формулы воспроизводятся. То же самое можно увидеть на колоколах, колокольчиках, цимбалах и т.д. На всех этих предметах написаны какие-либо формулы, и, главным образом, это мантры.

И вот, наш колокол, сам того не зная,  тоже  оказался с мантрой. То есть, этот купец сделав христианский богоугодный поступок, заказал буддистский колокол. Об этом, естественно, не знали и наши церковники. Алишан, просто, будучи очень любопытным человеком, собирал различную информацию, и, не зная, что означает эта тибетская надпись, описал ее.

Священнослужители получили этот колокол в подарок, и были рады. Алишан же понял, что это тибетская вещь. Но никто не догадывался о гравированной мантре, иначе в то время нашелся бы какой-нибудь фундаменталист и колокол бы сняли.  А сняли его не из религиозных соображений, а из соображений престижа. Его просто заменили на более современную электронную систему, которую подарили западные армяне.  Что является еще одним доказательством духовности Востока, и бездуховности и «механистичности» Запада.

Я пытался найти этот колокол,  но мне не удалось. Однако это не означает, что колокола нет, он где-то лежит. Насколько я помню, колокол установили в конце 19 века, так как тогда, в Индии были армянские купцы, а потом их всех оттуда перевели. Я подозреваю, что его заменили в 60-ых или 70-ых гг., так как до этого отношения с диаспорой не были такими тесными.

Таким образом довольно долгое время, в ходе каждой литургии утром и вечером над Арменией проносилась буддистская мантра. Я вообще-то рад этому. Может быть, у нас сейчас не все хорошо, поскольку звуки мантры уже не разносятся…

Сама мантра, выгравированная на эчмиадзинском колоколе, непереводима. Существует множество толкований и необъяснимых смыслов. К примеру, ОМ – самая распространенная и самая святейшая мантра. ОМ  – начало практически всех священных восклицаний. Следующие мантры – АХ и ХУМ. Последняя тоже довольно распространенная мантра. Самая популярная тибетская формула «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ». Ее очень по-разному переводят, но можно увидеть, что ОМ и ХУМ сопровождают друг друга, одна начинает, другая заканчивает»,  – заключил Абрамян.

«ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ» (тибетский: OM MANI PEME HUNG) – древнейшая из мистических формул буддийского тантризма. Далай-лама XIV (Тензин Гьяцо) поясняет, что мантра олицетворяет собой чистоту тела, речей и разума Будды. МАНИ (жемчужина) соотносится с альтруистическим стремлением к просветлению, состраданием и любовью. ПАДМЕ (цветок лотоса) соотносится с мудростью. ХУМ олицетворяет неделимость практики (метода) и мудрости.

Источник

Духовные практики Востока

1.9K постов1.6K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Говорим обо всем, что ведет к Просветлению.