Будь здоров
Плакаты, посвященные охране здоровья матери и ребенка. Издательство Мосздравотдела. Период создания: 1921 - 1924 гг.
Плакаты, посвященные охране здоровья матери и ребенка. Издательство Мосздравотдела. Период создания: 1921 - 1924 гг.
Можно на несколько постов, про свою деятельность, интересные факты и сравнение с современным миром
Можно даже просто более подробную расшифровку того, что Вы скинули. Т.к с телефона неудобно приближать, да и в целом не очень понятная сходу информация
— Добро пожаловать в Общество зануд! Возьмите себе стул.
— Вообще-то, у этого, как вы выразились, стула, нет спинки, так что технически это табуретка.
— Похоже, у нас новый председатель!
А куда они столько детских трупов девали? Я просто даже из детства не могу вспомнить, чтобы даже на старых кладбищах было много детских могил.
У моей бабушки, 4 или 5 умерло, сколько то выкидышей, и двое выживших и до сих пор живых детей. Один из них соответственно мой отец. Так вот пока она жива была мы ходили на старое кладбище к ее умершему ребенку Николае, единственный у которого было имя, он прожил около трех месяцев, точно не помню, но не меньше точно. Остальные хз где. Жила она а замужестве в одном месте, не переезжала. Могилка только одного умершего, а где остальные три неговорила, и не вспоминала их.
Некрещеных младенцев не хоронили на кладбище. Раньше к ним особое отношение было.
А вот крещеных, да, скорее всего хоронили в старые могилы.
Мне вот, допустим, умершие мои прабабушки вообще на хрен не впились, чтоб я за могилами их ухаживала. Но мама настаивает.
Наверно, его успели покрестить, поэтому он считался полноценным человеком...
Хм, а интересно, как это переживали, так же как сейчас? Когда смерть ребёнка - это хуже собвенной смерти, такое горе, что непонятно, как жить дальше. Или не привязывались до определённого возраста, заранее зная расклад?
Да уж, наверно, люди просто приспосабливались, психика всё-таки гибкая штука.
Зато какой иммунитет был у тех, кто выжил!
Такой естественный отбор не однозначная штука, выживали не только самые сильные и уж не далеко самые умные. ведь умный ребёнок мог быть физически слабым.
Ещё дети просто гибли от недосмотра. Угорали от печки, от скотины, в поганой яме и просто от простых болячек вроде столбняка.
В семье моей бабушки старшие дети умерли от голода, младшая выжила, но не потому что была сильнее их, нет, напротив, самая слабая в семье и даже не дала потомства, сердце слабое и недоразвитые женские органы. А те старшенькие как раз сильные и потенциально лучше, но голод.
Это уже не совсем тот отбор о котором мы любим говорить.
Отбор в чистом виде - не допускать генетически недоразвитых "особенных" детей, а не кидать в яму и смотреть кто выживет.
А Вы лично готовы заплатить такую цену за этот иммунитет? Родить 10 детей, из которых до совершеннолетия доживут в лучшем случае 2-3, но зато с каким иммунитетом! Как-то это очень цинично звучит, не считаете?
по христианству смерть не считается чем-то ужасным, типа человек переходит в лучшее место, поэтому никто особо не переживал по этому поводу, грустили, что при жизни не пообщаются с ним, но не парились сильно, ведь когда-нибудь вновь его увидят. Не с проста в начале 20 века рожали чуть ли не по 10 детей, заранее знали, что выживет лишь парочка из них
Или не привязывались до определённого возраста, заранее зная расклад?
Да по-любасу не привязывались.. Умер один, так ещё 9 осталось или - ну нового заведём..хотя не, скорее - сам появится
Раньше так считалось. При сложных родах, когда понятно, что ребёнок, скорее всего, не жилец, его даже пытались покрестить в утробе, чтобы его душа попала в рай. В музеях есть такое гинекологическое приспособление - крестильный шприц, с помощью которого туда впрыскивалась святая вода.
Она сама могла просто незнать где похоронили.
Бабушка рассказывала. У ее матери случился выкидыш. Ребенок с ладошку родился. Его сразу в печку отправили. Еще одим мертворожденый был. Его дед забрал и под деревом закопал пока мать в себя приходила.
Даже если речь шла об официальных кладбищах, то "прикапывали" к могилам родственников и зачастую без крестов(тех кого не успели крестить) и без каких-либо табличек (сложно и геморно). А в деревнях младенцев часто просто в огороде в дальнем углу хоронили. Часто в большой старой деревне в огородах на задах натыкался на сгнившие старые кресты небольшие
Особенно если имя ещё не дали, то что они будут указывать на табличке? Это сейчас заранее придумывают, а раньше по календарю церковному смотрели, какие имена в этот день можно дать. И при крещении давали имя
Да кстати, тоже видела старое кладбище в лесу ( раньше принято чтоли было на месте могилки дерево сажать, не знаю. Это мои личные наблюдения). Могилки не огорожены, просто стоят огромные камни и на них выковыряны чтоли надписи 🤷♀️ не знаю, как правильно выразиться, извините если что. Так там язык старославянский скорее всего, не смогла разобрать ни слова. Самый старый камень 1720 какого-то года был. Жаль телефона с собой не было, действительно историческое место.
Я родилась в 1993 году и среди моих знакомых и родственников много детских смертей в период 80-90е годы. У моей учительницы в младенчестве умерло двое детей и только третий вырос, здоров. У моего дяди умер старший сын в младенчестве, был на 2 года старше меня, у соседей тоже умер первый мальчик, родился с водянкой на животе. У лучшей подруги была старшая сестра, прожила около 2х недель. В наше время у моей однокурсницы умерла дочь в младенчестве из-за родовой травмы. Из-за этого я всегда считала, что детская смертность достаточно высокая и сейчас.
Подхоранивали к родственникам (из рассказов бабушки). То есть могила получалась не отдельная, а общая.
Два брата моего деда умерли в детстве. Знаем, на каком кладбище они плхоронены, знаем, что где-то под деревом. На предполагаемом месте растет 4 дерева, под каким именно - не знаем. На Троицу кладем куда попадется. В войну умерли, там уж не до формальностей было, вроде даже без гробов похоронили их
У матери мужа ребенок умер в 80-х годах, Не знаю. как они тогда не выясняли, от чего, потому что было 2 справки, одна от пневмонии, другая черепно мозговая травма. младенец 8 дней. Похоронен на кладбище младенцев,. вся аллея маленьких детей.
Я сделаю в ближайшие дни отдельный пост по теме. Писатель из меня так себе. Но тема интересная, и как я понял интересна не одному мне. Попробую написать, чтобы было познавательно
подтверждаю. мой дядя занимается тем же, изучает историю семьи по архивным документам. судя по данным 10 наших ветвей, в каждой из семей рождалось от 8 до 18 детей, выживала ровно половина. подавляющее большинство смертей приходилось на возраст до 7 лет - кто от оспы, кто от коклюша. Зато кто перешагивал этот рубеж - все долгожители с железным здоровьем.
У них еще и с именами не принято было заморачиваться. Родилась Васса, померла через год, опять родилась девочка, опять назвали Вассой. и таких кочующих имен в каждой семье было не по одному. Другие все-таки были времена...
Бабка у жены тоже интересно рассказывала, 4 вырастила, сколько рожала, сколько "выкорчевывала"(как она выражается) не помнит. Когда рассказывает такое ощущение как про котят. Про одного только жалеет что не уберегла. Пошла коров доить, а его говорит возле печки оставила, пацан выполз в сени и замерз там.
В сегодняшнее время засудили бы, а тогда 30е-50е годы, в деревне норма походу была.
Детей-калек или с психическими отклонениями (например, аутистов) вывозили в лес зимой и оставляли там. Либо вовсе забивали до смерти, особенно если решали, что в них чёрт вселился. Мог выжить только тот "юродивый", кто хоть как-то помогал по хозяйству и слушался, то есть не слишком истеричный высокофункциональный аутист, или человек с небольшой, некритичной олигофренией. И таких могли использовать как наказание: например, женить провинившегося перед барином парня на юродивой девке, или выдать внебрачно забеременевшую девку за юродивого парня.
Это к вопросу, что на Руси якобы не было аутистов. Большинству из них просто не давали дожить до детородного или даже позднего детского возраста.
Если ребенок рождался с физическим уродством - сразу после рождения придушивали, а соседям говорили, что умер.
Про аутиста слышала от знакомой, что в семье ее пра-прадеда в конце 19 века вывезли зимой в лес сына, которому было уже 15. Он складывал камешки в рядочки, боялся громких звуков, не разговаривал и периодически "зверел". Но по хозяйству помогал, потому не убили сразу. Убили, когда поняли, что женить его не получится, сносным мужем быть и сам хозяйство вести не сможет.
Никто покаран не был, соседям сказали, будто юродивый сам в лес убежал, а деревенский священник был в курсе, и одобрял такой поступок отца парня.
Может, оно и к лучшему. Зато никаких послеродовых депрессий себе не придумывали и после абортов не грызли себя, забывали через неделю. сейчас посмотришь - после выкидыша год, два на новую беременность решиться не могут, травма у них, видите ли) мне от этого смешно)
Стоп. Вы пишете у себя в посте про свою болезнь, которую ваши родители считали и считают надуманной ("можно вот просто взять и перестать"), и в то же время вам смешно от того, что у кого-то другого болезнь, которую вы считаете надуманной?
Вытащите бревно из глаза, оно загораживает вам весь вид.
Если вы внимательно читали, я не сижу со своей болезнью и не ною "все, жизнь кончена, травма перечеркнула всю радость, ничего больше не буду делать, жалейте меня все".
и я не про болезнь, а про события, из которых делают вселенскую трагедию и вечный повод для жалости к себе.
Вам самомнение загораживает. и неумение читать.
Ваша болезнь такая же надуманная, как и другие. Если у вас нет какой-то болезни, это не значит, что ее не существует.
Нынче уровень жизни другой, и отношение к жизни другое.
Нынче все больше людей планируют беременность, они ребёнка ждут (кто и лечится от бесплодности), и не удивительно, что потом тяжело человеку психически справиться с потерей ребёнка.
Раньше не планировали. Замужество=рождение как Бог даст. Но умер и умер.
И послеродовая депрессия и раньше была, не сомневайтесь. Ребенка удушить или самой повеситься, что ж, одни человеком больше, одним меньше.
Вы же, когда близкого и любимого человека теряете, все же грустите. Почему от потери ребенка не может стать грустно?
грустно стать может от потери любого человека. но не до такой степени, чтобы сойти со своего жизненного курса (если он вообще был). кто-то живет полной жизнью невзирая на любые потери, а кто-то в своих бедах ищет оправдания своему бездействию. кто по-настоящему хочет детей, будет пытаться, пока позволяет возраст и здоровье, а не сидеть годами и жалеть себя. вот это я и имела в виду.
Вы понимаете, что такое депрессия? Не "Мне грустненько что-то", а депрессия в медицинском понимании, с биохимическими сдвигами в организме? Клинический диагноз это не попытка "оправдать свое бездействие", это именно причина этого бездействия (хотя проявления могут быть самыми разными). Почитайте, послушайте, посмотрите что-нибудь на тему, прежде чем безапелляционно развешивать ярлыки.
вернитесь обратно на одноклассники пожалуйста с таким мнением. и заберите с собой половину нынешних посетителей пикабу. хватит уже.
когда мне захочется чтобы мне позвонил очередной унтерменш, я вам обязательно дам свой номер телефона. а пока хватает всякой шушеры впаривающей кредиты и своих матерей впридачу. так что нет, спасибо.
Может, оно и к лучшему. Зато никаких послеродовых депрессий себе не придумывали и после абортов не грызли себя, забывали через неделю. сейчас посмотришь - после выкидыша год, два на новую беременность решиться не могут, травма у них, видите ли) смех один, других проблем в жизни нет)
других проблем в жизни нет)
а все почему? потому что 100% верующие. чего переживать, когда дитятко в раю? и не потому, что так в какой-то книжке написано, а потому что на небе солнышко (видишь же его? все знают, что солнышко есть, пральна?) и рай вот точно так же реально и несомненно существует. как солнышко светит.
но, сама понимаешь, вокруг духовной жизни такой похуизм не допустим. нарушила пост, или исподнее не на тот праздник поменяла, или не дай бог муж по пьяни не в ту дырочку присунул - все, родная. других проблем в жизни отныне нет, покуда от этого не очистишься. и соседушки будут припоминать, потому что это важно. и этак цокнуть язычком да каблучком пристукнуть и пойти по своим делам, как сегодняшние бабы привыкли, не получится. про всякие "личные жизни" тогда никто не слышал. сейчас смешно, а тогда вся жизнь была этим правилам подчинена и вокруг них крутилась. и загонялись так, что и убить могли.
У них еще и с именами не принято было заморачиваться. Родилась Васса, померла через год, опять родилась девочка, опять назвали Вассой. и таких кочующих имен в каждой семье было не по одному.
Ну так имена не родителями придумывались, а давались по святцам.
Как поп назвал, так и будет.
У дедушки в семье много детей было, врать не буду, что-то около восьми.
От какой-то болезни, дедушка считал что это корь, тогда они не знали, умерла половина. Так что вполне и 50 могли.
Дело в 30-е годы в КазахскойССР происходило.
Ну да, с диагностикой тогда тоже было не очень. Причину смерти записывал священник. Какой из него диагност я представляю. Если не от болезни, то часто писались просто симптомы, например: родовая горячка, понос, кровохарканье и т.д. Были диагнозы: младенческая или детская слабость.Иногда видимо ему было лень, поэтому появлялись причины скажем у 15-летнего подростка: естественный(либо в некоторых приходах писали натуральной). Ну какая может быть естественная смерть у 15-летнего юноши?
Еще бывало, что младшую дочь выдадут замуж, а она за младенцем толком ухаживать не умеет, т.к. младшая в семье, учиться было не на ком. И младенец умирал от недостаточного, неправильного ухода либо нехватки кормления. Молодая мать, если ей отчего-то не могли помогать старшие родственницы (например, свекровь умерла, а мать живёт в другом селе), так могла загубить первых 1-2 детей, и лишь потом набирала какие-то знания, начинало получаться ребенка растить.
Да антипрививочникам хоть 70% будет, я уверен они будут считать либо "авось пронесёт" либо что статистику подделали просто :D
Эти метрические книги было бы неплохо показывать антипрививочникам, будет нагляднее любой агитации.
Антипривовочнизм - это религия. С ней бесполезно бороться логическими выкладками, как и с любой другой религией.
Например, звездюльки всякие поющие ртом, которые выскажутся за прививки, возымеют на этих людей гораздо больший эффект, чем все доктора и факты в мире вместе взятые. Грустно, но проверенный историей факт.
да ездить далеко и не надо, в поколении моих родителей и то: у моей матери была родная сестра, умерла в 4 года от коклюша, а двоюродная сестра, рожденная в 1949 году в 3 года заболела полиомелитом, за пару лет до того как привика от полиомелита стала повсеместной. От этой болячки дети или умирают или становятся инвалидами. тетушка стала инвалидом, ее мать катала на саночках в школу и на руках носила за парту.
Вы же знаете их типичные ответы, что все это подстава, это не правда, все масонскими-рептилоидами фармаколагими с Нибиру написано, чтоб людей убивать.
знакомая одна так и считает. типа бигфарма такие книжки клепает и подкидывает, куда надо. и все за свои деньги может сделать лишь бы прививочку продать, лишить здоровья и обогатиться.
Можно ли с вами связаться по электронной почте? Я защищаю диссертацию по социальной философии на тему ценности жизни. Очень заинтересовала данная тема, особенно наличием у вас систематизированных источников.
Сумская область это Украина. В отличии от России эти книги можно найти в открытом доступе на сайте мормонов либо в официальном архиве. Уточните точное место рождения, я постараюсь Вам помочь с поиском книг
с.Шатрищи Новгород-Северского уезда Черниговской губернии
Не очень много нашлось, самих книг, увы, не сохранилось либо они непосредственно в архиве. Это с сайта мормонов, если Вы из России вдруг, то заходить только через ВПН
https://www.familysearch.org/search/catalog/results?count=20&placeId=1120357&query=+place:"Україна, Суми, Ямпіль, Шатрище"&subjectsOpen=1120356-50,1220750-50
Тут:
Акты гражданского состояния 1925-1927
Исповедные ведомости Михаило-Архангельской церкви 1743-1784 Фонд 679, опись 1, дела 339-340, 343, 479.
Если интересна тема поиска предков, то Вам необходимо обратится с письменным запросом в архив Сумской области
40030, г. Сумы, ул. Садовая, 49
Корпус №2:
40030, г. Сумы, ул. Горького, 21/1
Телефон: (0542) 22-53-52, 27-60-49
Также попробуйте запросить информацию тут:
https://forum.vgd.ru/3522/75565/
Это тема по Новгород-Северскому уезду. Возможно более опытные товарищи, чем я, смогут помочь, мормонский сайт очень хитрый, иногда поиск надо очень хитро формировать. На форуме с этим успешно справляются. Так и пишите: ищу метрические книги по селу Шатрищи
Искала так недавно инфу по родне в киевской обл. Нужно просто обратиться в архив городской с просьбой найти кого Вам нужно. Я писала заявку через сайт. Но это в Киеве точно есть сайт у обласного архива. Про Сумы не знаю, но в общем то могу заморочиться и узнать :-)
Ну я с Вами поспорю. Их продолжали вести. Только там вместо крестьянина появилось слово гражданин:))Это метрика 18 года
Честно говоря не знаю. Вопрос в том, регистрировались ли они в церкви. Если нет, значит и документов никаких в принципе не было
Давай.
Покажи нам, антипрививочникам, книгу медицинские отчеты столпа оспоривания в отсталой РИ - Императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома.
Факторы младенческой и детской смертности в РИ не однократно изучались и сводились.
Почитайте Рейтца или Новосельцев. Голод нищета и родовая антисанитария делали все вместе взятые эпидемии в разы.
Именно о этих факторах плакаты.
Я только за то чтобы такие как ты не делали прививки детям. Идиоты должны умирать от естественного отбора и не оставлять потомство.
Никаких чувств. Я наоборот горячий сторонник того чтобы антипрививочников не убеждать и не заставлять. Чем больше тем меньше как говорится:)
Ну ебанарот
Лейстерский эксперимент начался в 1886 году.
Под дружные крики о невинных детях которые несомненно погибнут, о чудовищной ошибке, о неизбежном запоздалом сожалении.
Фактически закончился в 1948 году (через 62 года) всеобщей отменой обязательной вакцинации как полностью скомпрометированной этим самым экспериментом.
Все 62 года территория эксперимента оставалась наиболее благополучной в Англии.
Прививки от оспы перестали делать по всему миру. И оспа считается официально побеждённой болезнью. И неожиданно случилось это после того как Советский Союз бесплатно стал раздавать вакцину бедным странам. И всегда прослеживаешься закономерность - как только население страны прививали поголовно, люди переставили болеть в ней оспой. Последний случай заболевания в мире зарегистрирован в 70-х. После этого прививки перестали делать постепенно во всем мире. Но такие адепты как ты утверждают что прививки тут не при чем. Ну ну:)
До 10 лет доживало 4 ребенка из 10. 6 умирало. Это в поздней Российской Империи, где-то 1910-е годы.
Оу. Молчу.
Просто сейчас служат год, кормёжка на аутсорсе. Мобилы. Мне племяш друга в 5 (!) часов вечера фоточки шлёт в vk.
Мой брат троюродный служил в ближайшем Подмосковье, ему разрешалось ездить на личном авто, не ходить в форме по городу, свой мобильник, так он ещё и к бабуле заезжал на обед! Охуели все.
Нее. Он был отчислен из вуза, пришла повестка, папа его сказал "ну, чо? Иди, попытка отучиться была")) Он и пошел, без всяких знакомств, взяток и пр. Но он вообще умный парень, смог там устроиться в штабе (так это место называется??)). А уж когда вернулся, то восстановился и отучился.
Знаю. Меня еще сказки впечатляют, заметьте, там довольно часто сюжет, что матери (реже отца), нет. Мачеха. Не всякая женщина выживала еще, от таких развлечений-рожаний.
У меня все двоюродные братья-сестры много младше меня, самая мелкая щас на пару лет всего старше моего сына. Они ему дяди и тетя, но разница в возрасте у них от 8 лет кажись и меньше
У нас круче. У меня есть внучатая племяница на два года младше меня.
Это итог больших семей. Мы идем от самого старшего ребенка а она от младшего.
У меня дядя, из очень дальних родственников, младше меня на пару лет:) Не общались лет 20, что ли.
В те времена никаких пенсий не было. Умирало очень много детей. Ну и землю делили по количеству человек. Рожать много единственный доступный способ не умереть с голоду.
А потом престарелые родители, когда совсем сдавали, имели право выбирать, с каким из взрослых детей будут жить. Это считалось почетным, выбирали лучшего ребенка.
Моя прабабушка так приехала из Кировской области в Сибирь, к бабушке в 60-х годах. У нее на выбор весь Союз был :)
Не всегда лучшего. У меня прабабушка терпеть не могла бабушку, пыталась младенцем извести, когда родила, но ребёнок оказался крепким и выжил. Потом всю жизнь её не любила, но в старости именно у неё жила. У старшего сына невестка свекрови долго задержаться в доме не давала, погостила, мама, спасибо, до свиданья. А бабушка мать выставить не могла и мучилась с ней всю жизнь.
После дня раком в поле или на сенокосе только детей делать)))) айда на палати и спаааааать
так то зимой работы мало, можно и детей поделать всласть. Плюс есть куча ограничений на трах во всякие посты православные и т.п. Поэтому у большинства крестьянского населения РИ была неравномерность в датах рождения - весной и летом больше детей рождалось, чем в другие сезоны.
http://az.lib.ru/s/semenowatjanshanskaja_o_p/text_1914_zhizn...Как относятся отец и мать к первому ребенку, к его появлению на свет. Как ко второму, третьему. Что говорят в семье об ожидаемом ребенке. Как выражают свою радость и неудовольствие мать, отец и семья
Первого еще ждут более или менее радостно. Иногда муж подшутит: "Ты мне, пожалуй, и сына родишь, хозяйка". -- "Кого еще Бог даст, может, и дочерю догадаюсь себе родить" (дочь -- помога матери, нянька детям). "Свекры" сообщают "суседям": "А молодая-то наша затяжелела ведь" (довольным тоном). Рассуждают, кого позвать в кумовья. Отец, понятно, ждет сына. Даже поговорка есть: сын -- батюшкин, дочь -- мамушкина. Для матери более или менее безразлично, кто будет ее первенький. К дочери отец относится совершенно равнодушно. Такое же отношение, впрочем, проявляет и ко второму и третьему сыну. Матери же начинают обыкновенно тяготиться уже третьим ребенком.
Удовольствие отца по поводу рождения сына-первенца выражается иногда сообщением о том соседям: "Анютка-то моя сына принесла". Либо зазывая кого-нибудь в кумовья: "Выручила меня моя хозяйка -- сына принесла". А дома говорят: "Молодуха наша мальчиком распросталась". Если мать целует и ласкает ребенка, то она говорит: "Радуйся, радуйся на первенького-то". Ласковые слова матери: "Сынок мой (или дочка), хороший мой, золотой, касатик, ягодка, дитеночек милый".
Если первый ребенок девочка, отец относится к ней совершенно равнодушно. Дома большей частью говорят об этом с сожалением, разве одна из женщин прибавит: "Ничего, нянька будет", -- и все на следующий же день забывают о девочке. Если же баба начинает часто родить, то в семье к этому, конечно, относятся неодобрительно, не стесняясь иногда делать грубые замечания по этому поводу: "Ишь ты, плодливая, обклалась детьми, как зайчиха. Хоть бы подохли они, твои щенки-то, трясет каждый год, опять щенка ошлепетила", и т.д., и т.д. Замечания эти исходят нередко от свекрови. Молодого отца, у которого родилась первенец-дочь, товарищи его и вообще другие мужики на деревне имеют право побить, как только он выйдет на работу. "Зачем девку родил", -- и нередко здорово отдуют, а он уж молчит, потому так издавна водится.
Зато сейчас говорят- отец хочет сына, но больше любит дочь, мать хочет дочь, но любит сына.
Понятно, но оттого дети не меньше любимые, ещё раз повторюсь. И над каждым умершим матери горевали. Историю все знают как одна мать потеряла всех сыновей в войну. И как у отца разрыв сердца произошёл от горя.
Плакали над всеми детьми.
Угу-ага. Это сейчас можно, что угодно и про кого угодно сказать. Особо и проверить нельзя. История из моей семьи(за что купил, за то и продаю):
В семью прадеда пришли комиссары и записали семью в кулаки (хотя семья была не богата и наемных рабочих не держала, но было 3 коровы что ль), наказав собираться. Все в шоке, думают, че делать и пр. И вот ближе к ночи пришел к ним проведать, как идут сборы, один комиссар. Что-то там они с самим прадедом не поладили, и прадед зарубил этого комиссара топором... Побежал за своей любовью жизни (тож дочкой зажиточного крестьянина, но им не разрешали жениться), и удрали они вдвоем в Нижний (изначально жили в деревне в нижегородского обл.), а потом и в Москву. Так в Москву с этим топором и приехали, больше ничего не было с собой. Прадеду на тот момент было 18-20 лет, что случилось с остальной семьёй - не знаем.