Бронепоезд № 13 в Туле.
«Тульский рабочий» или Отдельный бронепоезд № 13 (прозванный «Туляк») — бронепоезд , построенный на заводе «Желдормаш» и Мичуринский паровозоремонтный завод (достройка) во время Великой Отечественной войны.
Макет бронепоезда Тульский рабочий расположен на станции Тула-1-Курская.
БП №13 изначально создавался не военными.
Это была чистая самодеятельность железнодорожников.
Отсюда и задачи бронепоезда, да и вооружение тоже.
Инициатива постройки бронепоезда исходила от железнодорожников Тульского паровозного депо.
Броневагоны должны были держать удар снаряда 37-мм пушки.
Понятно, какая броня была в распоряжении железнодорожного депо?
Правильный ответ – никакая.
Брони не было вообще.
Пошли по тульским заводам.
На заводах нашлись стальные листы толщиной 18 и 12 мм, но они легко пробивались даже сложенные вместе.
Тогда инженерами было принято беспрецедентное решение — между листами залили слой бетона толщиной 150 мм.
Изготовленная броня на полигоне подверглась испытанием 45-мм орудием.
Снаряд пробил наружный лист, раздробил бетон, но внутренний лист остался невредим.
Вот такое решение, когда нет ничего, но очень надо.
И так были забронированы все вагоны «Тульского рабочего».
Кстати, таким образом был защищен только бронепоезд «Туляк», больше такого технического решения нигде не применялось.
Точно так же и вооружали поезд.
Что смогли добыть на оружейных заводах.
27 октября 1941 года бронепоезд №13 «Тульский рабочий» вышел из депо и фактически сразу встал в строй, поступив в распоряжение командования 26-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.
Серьезной артиллерии в первой версии «Туляка» не было по причине отсутствия пушек на заводах.
Фактически из депо вышел бронепоезд ПВО с дополнительной противодесантной опцией.
На вооружении «Туляка» были пулеметы, зенитные пушки 61-К калибром 37-мм и из закромов ТОЗа были приспособлены 20-мм авиационные ШВАКи.
В общем, ни о какой реальной возможности бороться с танками противника или наносить артиллерийские удары с закрытых позиций речь даже не заходит.
Но оказалось, что «Туляк» вполне нормально может отражать налеты авиации, что также было весьма актуальной задачей.
«Тульский рабочий» действовал на всех железнодорожных путях, ведущих из Тулы кроме западной ветки, идущей к Суворову и Козельску.
В боях под Тулой он участвовал всего около десяти дней, однако его боевая деятельность бронепоезда пришлась на тот период, который оказался наиболее опасным и напряженным как для Тулы, так и для страны в целом.
Дальше первый ремонт-довооружение на Мичуринском паровозоремонтном заводе.
По воспоминаниям членов команды бронепоезда, довооружение было тоже "из подручных материалов".
Разнородное, разнокалиберное...
В документах того времени "Тульский рабочий" именуется "Тринадцатый отдельный бронепоезд войск НКВД".
Изменилось и место дислокации, из Тулы БП был переброшен в Волчанск.
2 марта 1942 г. бронепоезд был направлен для нового довооружения и устранения конструктивных недостатков в Воронеж на ремонтную базу бронепоездов Юго-Западного фронта.
Вооружение при этом усиливалось и из исключительно зенитного становилось универсальным артиллерийским, что позволяло бронепоезду наносить артиллерийские удары и бороться уже и с танками противника.
Именно тогда «Туляк» принял ту конфигурацию, которую мы видим на фотографиях, в том числе и военного времени.
31 мая уже сам бронепоезд подвергся мощному налету вражеской авиации.
Броня не выдержала попаданий авиабомб.
Повреждения бронеплощадок были настолько существенными, что оказались выведены из строя все орудия и повреждена ходовая часть.
Бронесостав удалось вывести в Воронеж, где, вероятно, планировалось отремонтировать, но вскоре был уничтожен первый бронепоезд дивизиона, а к Воронежу прорвались немецкие войска.
4 июля 1942 г. бронепоезд № 13, с которого уже сняли поврежденное вооружение, и базу дивизиона было решено вывести сначала в Романовку, а затем в г. Балашов Тамбовской области.
Ремонт затягивался, и 2 августа личный состав дивизиона был отправлен для пополнения и получения новой материальной части в г. Москву.
Поврежденный тульский бронепоезд был отправлен на рембазу № 6.
Каких-либо сведений о его восстановлении и дальнейшем использовании не сохранилось.
«Тульского рабочего» возрождали и строили, как и в 1941-м, всем миром.
Только спустя 74 года.
Над ремонтом и восстановлением вагонов для памятника работали специалисты эксплуатационного вагонного депо Тула (ВЧДЭ-18), вагоноремонтных депо Узловая (ВЧДР-25) и Тула (ВЧДР-17), Тульской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-11), моторвагонного депо Новомосковск (ТЧ-22).
Макеты орудийных башен изготовлены ОАО «АК Туламашзавод».
Одну из двухосных платформ подарило ЗАО «Тулажелдормаш», вторую — ООО «Ревякинский металлопрокатный завод».
Макетами оружия, естественно, помог Тульский оружейный завод.
И через 74 года объединенными усилиями всей области «Тульский рабочий» оказался на том же вокзале, с которого он начал свой боевой путь.
Облик бронепоезда восстановлен не только снаружи, но и внутри.
Рядом с макетом бронепоезда №13 "Тульский рабочий", установленном в Туле на Московском вокзале, находятся три служебных вагона(штабной,пекарня и даже клуб).
Похожие вагоны обеспечивали работу бронепоезда, но не принимали непосредственного участия в боях.
Железная дорога
3.7K постов6.4K подписчиков