138

Бронепоезд № 13 в Туле.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

«Тульский рабочий» или Отдельный бронепоезд № 13 (прозванный «Туляк») — бронепоезд , построенный на заводе «Желдормаш» и Мичуринский паровозоремонтный завод (достройка) во время Великой Отечественной войны.

Макет бронепоезда Тульский рабочий расположен на станции Тула-1-Курская.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

БП №13 изначально создавался не военными.

Это была чистая самодеятельность железнодорожников.

Отсюда и задачи бронепоезда, да и вооружение тоже.

Инициатива постройки бронепоезда исходила от железнодорожников Тульского паровозного депо.

Броневагоны должны были держать удар снаряда 37-мм пушки.

Понятно, какая броня была в распоряжении железнодорожного депо?

Правильный ответ – никакая.

Брони не было вообще.


Пошли по тульским заводам.

На заводах нашлись стальные листы толщиной 18 и 12 мм, но они легко пробивались даже сложенные вместе.

Тогда инженерами было принято беспрецедентное решение — между листами залили слой бетона толщиной 150 мм.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

Изготовленная броня на полигоне подверглась испытанием 45-мм орудием.

Снаряд пробил наружный лист, раздробил бетон, но внутренний лист остался невредим.


Вот такое решение, когда нет ничего, но очень надо.

И так были забронированы все вагоны «Тульского рабочего».


Кстати, таким образом был защищен только бронепоезд «Туляк», больше такого технического решения нигде не применялось.

Точно так же и вооружали поезд.

Что смогли добыть на оружейных заводах.


27 октября 1941 года бронепоезд №13 «Тульский рабочий»  вышел из депо и фактически сразу встал в строй, поступив в распоряжение командования 26-й дивизии войск НКВД по охране железнодорожных сооружений.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

Серьезной артиллерии в первой версии «Туляка» не было по причине отсутствия пушек на заводах.

Фактически из депо вышел бронепоезд ПВО с дополнительной противодесантной опцией.


На вооружении «Туляка» были пулеметы, зенитные пушки 61-К калибром 37-мм и из закромов ТОЗа были приспособлены 20-мм авиационные ШВАКи.


В общем, ни о какой реальной возможности бороться с танками противника или наносить артиллерийские удары с закрытых позиций речь даже не заходит.

Но оказалось, что «Туляк» вполне нормально может отражать налеты авиации, что также было весьма актуальной задачей.

«Тульский рабочий» действовал на всех железнодорожных путях, ведущих из Тулы кроме западной ветки, идущей к Суворову и Козельску.


В боях под Тулой он участвовал всего около десяти дней, однако его боевая деятельность бронепоезда пришлась на тот период, который оказался наиболее опасным и напряженным как для Тулы, так и для страны в целом.


Дальше первый ремонт-довооружение на Мичуринском паровозоремонтном заводе.

По воспоминаниям членов команды бронепоезда, довооружение было тоже "из подручных материалов".

Разнородное, разнокалиберное...


В документах того времени "Тульский рабочий" именуется "Тринадцатый отдельный бронепоезд войск НКВД".

Изменилось и место дислокации, из Тулы БП был переброшен в Волчанск.


2 марта 1942 г. бронепоезд был направлен для нового довооружения и устранения конструктивных недостатков в Воронеж на ремонтную базу бронепоездов Юго-Западного фронта.


Вооружение при этом усиливалось и из исключительно зенитного становилось универсальным артиллерийским, что позволяло бронепоезду наносить артиллерийские удары и бороться уже и с танками противника.

Именно тогда «Туляк» принял ту конфигурацию, которую мы видим на фотографиях, в том числе и военного времени.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

31 мая уже сам бронепоезд подвергся мощному налету вражеской авиации.

Броня не выдержала попаданий авиабомб.

Повреждения бронеплощадок были настолько существенными, что оказались выведены из строя все орудия и повреждена ходовая часть.


Бронесостав удалось вывести в Воронеж, где, вероятно, планировалось отремонтировать, но вскоре был уничтожен первый бронепоезд дивизиона, а к Воронежу прорвались немецкие войска.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

4 июля 1942 г. бронепоезд № 13, с которого уже сняли поврежденное вооружение, и базу дивизиона было решено вывести сначала в Романовку, а затем в г. Балашов Тамбовской области.

Ремонт затягивался, и 2 августа личный состав дивизиона был отправлен для пополнения и получения новой материальной части в г. Москву.


Поврежденный тульский бронепоезд был отправлен на рембазу № 6.

Каких-либо сведений о его восстановлении и дальнейшем использовании не сохранилось.

«Тульского рабочего» возрождали и строили, как и в 1941-м, всем миром.

Только спустя 74 года.


Над ремонтом и восстановлением вагонов для памятника работали специалисты эксплуатационного вагонного депо Тула (ВЧДЭ-18), вагоноремонтных депо Узловая (ВЧДР-25) и Тула (ВЧДР-17), Тульской дистанции гражданских сооружений (НГЧ-11), моторвагонного депо Новомосковск (ТЧ-22).

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

Макеты орудийных башен изготовлены ОАО «АК Туламашзавод».

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

Одну из двухосных платформ подарило ЗАО «Тулажелдормаш», вторую — ООО «Ревякинский металлопрокатный завод».

Макетами оружия, естественно, помог Тульский оружейный завод.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

И через 74 года объединенными усилиями всей области «Тульский рабочий» оказался на том же вокзале, с которого он начал свой боевой путь.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

Облик бронепоезда восстановлен не только снаружи, но и внутри.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

Рядом с макетом бронепоезда №13 "Тульский рабочий", установленном в Туле на Московском вокзале, находятся три служебных вагона(штабной,пекарня и даже клуб).

Похожие вагоны обеспечивали работу бронепоезда, но не принимали непосредственного участия в боях.

Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео
Бронепоезд № 13 в Туле. Железная Дорога, Длиннопост, Тула, Бронепоезд, Музей, Видео

Источник.

Найдены дубликаты

+6

с такими метросексуалами войну мы бы не выиграли.

раскрыть ветку 1
+3
Какие манекены были, такие и приспособили. Скажи спасибо, что не негров.)))
+4
Молодцы туляки . Вечная слава героям
+3
Отличный аппарат. Вот у людей руки прямые!!
раскрыть ветку 1
0
Реально, из говна и палок сделали вещь, какая там сталь была. Много сказано и за, и против бп, но они внесли свой вклад.
+2
кондуктор???там че за проезд еще и билет покупали!?
раскрыть ветку 3
+1

До момента полного распространения тормоза Матросова (а к 1941-му это ещё не завершилось) ряд вагонов были без автоматических тормозов. Люди, приводившие в действие ручные тормоза, назывались тормозными кондукторами.

Также была должность старшего кондуктора - этот человек отвечал за увязку по железнодорожной части (должная сигнализация движения и аварийных ситуаций, взаимодействие с работниками станций и все тому подобное).

раскрыть ветку 1
0

Последний вагон поезда с тормозной площадкой, соответственно, там должен стоять тормозной кондуктор. Иначе последние вагоны просто вожмутся в передний состав. И буфера не помогут.

Тормоз Вестингауза, на тормозные колодки вагона.

0
Кондуктор ,что средние между осмоторчиком вагонов и составителем .и слесарем по ремонту вагонов.
+1

Делать из Л бронепаровоз не совсем исторично - Л начал выпускаться в 1945-м

+1

37 мм зенитка не могла бороться с танками в 41 году? Я не знаю точно, но мне кажется вполне могла

+1

Манекены метросексуальные. Могли бы и загримировать.

0

Есть одна проблема для немцев в 2019-м году. Они до Москвы не доедут с Тульского вокзала. Заебутся ждать электричку))) Наверное, и сейчас проще маршруткой, чем в 41-м поездом или на танке.)

0

Интересно, под него лопатят Лебедянку, а в исходнике был Э или из этой серии 30=х годов. Чучело этого бронепоезда я видел. Это не больше, чем чучело. ШВАКов там нет от слова вообще. Это авиационные пушки для истребителей, с пневмоприводом, и их нет на макете. Они очень своеобразные, можно посмотреть в сети, если надо. Ребята в том далёком году могли додуматься использовать их от одной лишь тормозной системы поезда, с пневматическими тормозами. Больше никак ШВАК не получилось бы заставить работать.

раскрыть ветку 3
0

спасибо за информацию,

насколько я знаю, для бронепаровозов из-за размеров, почти всегда использовали паровоз серии Ов , Э использовали как дополнительный, например  Бронепоезд «Железняков».

раскрыть ветку 2
0

Овцу использовали не из-за размера, а из-за всеядности. Ов мог запросто слопать дрова вместо угля, и на этом топливе уехать. Можно было набросать снега в водяные баки через лючки, и он там плавился в воду, и плавленого снега хватало на какой-то участок. У Овцы был контур подогрева подаваемой воды, господа-граждане-товарищи готовили эти паровозы к условиям работы по всей России.

Паровозы Э были все-таки рассчитаны для более цивилизованных условий. Хотя и могли ходить на дровах и торфобрикетах, но не так эффективно. Для военных условий это уже было критично. Поэтому бронепоезда были наиболее удачно рассчитаны под Ов,  а Э можно было одеть бронелистами, но у него уязвимый профиль, и не такая всеядность. Когда паровоз торчит кучей над всем остальным бронепоездом, согласись, это не айс)))

раскрыть ветку 1
0
И как на карте Воронеж оказался между Тамбовом и Мичуринском?
0

Круто. Техники я такой не видал, но вооружение распознаю в секунды. Мало кто так умеет......

0

Но Балашов городом Тамбовской области никогда не был

0
а ещё там рядом поезд Брежнева стоит
раскрыть ветку 5
0

да,спасибо, он там относительно недавно

раскрыть ветку 4
0

Что, с 82-го )))

0

Что, с 82-го )))

раскрыть ветку 2
0

Даже на бронепоезде в штате был кондуктор

0
Балашов не когда не входил в состав Тамбовской облости, на мамент ВОВ, с 36 года город Саратовской области.
-7

Война 75 лет как кончилась. Всё бронепоезда строят... Больницу постройте,  или отремонтируйте.

ещё комментарий
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: