Британские военно-морские смотры

“If the British taxpayer does not feel more than a thrill of satisfaction at a sight so splendid and so inspiring, he is no patriot and no true citizen.”

("Если британский налогоплательщик не испытывает ничего, кроме трепета удовлетворения при виде столь великолепного и вдохновляющего зрелища, он не патриот и не истинный гражданин", британская пресса, 1953 год)

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

Военно-морской смотр британского флота - это традиционное мероприятие, в ходе которого правящий монарх или его представитель, производят осмотр военно-морских сил. Начало данной традиции предположительно относят к XIV веку. Такие смотры не проводились через регулярные промежутки времени и первоначально происходили только тогда, когда флот был мобилизован для войны или для демонстрации силы. Однако, начиная с 19-го века, они часто проводились во время коронации или в дни монарших юбилеев.


Местом проведения таких смотров стал Спитхед (англ. Spithead) — якорная стоянка в проливе Те-Солент, между островом Уайт и берегом Хэмпшира. Получил название от песчаной банки Спит, выступающей на 3 мили в море от берега. Является внешним рейдом Портсмута, который с XII века был местом сбора и отправки морских походов. Ещё в 1194 году Ричард I приказал вырыть здесь док.

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

Июнь 1346 - Эдуард III, перед отплытием на войну с Францией


В 1415 году - по общему признанию, состоялся первый отчетный смотр флота, произведенный Генрихом V в Саутгемптоне, перед отплытием в свою первую французскую кампанию, закончившуюся битвой при Азенкуре.

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

В 17 веке масштабные военно-морские смотры проводились трижды: в мае 1662 года, его устроил Карл II по случаю приезда своей супруги Екатерины Браганской, в феврале 1693 года, флот осмотрел Вильгельм III и Мария II, после сражений при Барфлере и Ла-Хоге, в марте 1700 года, во время визита Петра Великого в Англию, в качестве демонстрации морской силы юному российскому царю.

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

23-27 июня 1773 года король Георг III выехал из Кью в королевской карете с алыми всадниками для того, что  называется королевским смотром. По прибытии он был встречен "тройным залпом пушек" и отправился на верфь, где собрались адмиралы и капитаны, каждый со своей баржей, чтобы сопровождать короля в Спитхед. Они одевали свои экипажи в причудливые цвета, каждый по своему вкусу (в то время экипажам не выдавали мундиров), в то время как сами они блистали в полной одежде, разработанной для них Георгом II в 1748 году. На смотре были представлены корабли , которые сражались с французами в Семилетней войне и вскоре должны были присоединиться к войне за независимость Америки.

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

25 июня 1814 года последний смотр британского флота, когда тот состоял исключительно из парусных судов. Смотр был произведен для того , чтобы отпраздновать победу над наполеоновской Францией,заключение  Парижского договора (1814 г.) и показать союзным государям, включая русского царя и короля Пруссии, "громадное морское вооружение, которое вымело из океана флоты Франции и Испании и обеспечило Британии владение морем." Присутствовали 15 линейных кораблей и 31 фрегат, все ветераны Наполеоновских войн . Смотр принимал не Георг III, а принц-регент.

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

17 смотров британского флота произошло во время правления королевы Виктории. Это самое большое количество, по сравнению с правлениями других монархов.


Например, 19 июня 1845 года, королева произвела инспекцию экспериментальной паровой эскадры. Так же, как смотр 1814 стал последним, в котором участвовали только парусные суда, в смотре 1845 года английский монарх (королева Виктория) возможно в последний раз,  наблюдала, как матросы Ее Величества бегут вверх и ставят паруса "с кошачьей ловкостью и поразительной быстротой".

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

26 июня 1897 года, состоялся смотр флота в ознаменование шестидесятилетнего (бриллиантового) юбилея королевы. Он был примечателен тем, что его принимал принц Уэльский (будущий Эдуард VII) поскольку королева Виктория была слишком слаба, чтобы присутствовать лично. Корабли выстроились в две шеренги по семь миль длиной; 170 британских кораблей, включая 50 линкоров. 

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост
Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

16 августа 1902 года, проведен, так называемый, Коронационный смотр. Впервые в современную эпоху поводом послужила коронация Эдуард VII. 

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

В 1909 военно-морские смотры и парады проводились трижды. В 1912 году впервые в истории во время смотра с морского корабля, идущего полным ходом, взлетел самолет. Биплан Short S.27 поднял в воздух сommander Charles Samson, в то время как HMS Hibernia развил скорость 10,5 узлов (19 км/ч).

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост
Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

18-20 июля 1914 года произошел военно-морской смотр Британского флота, который ознаменовал предвоенный апофеоз морской силы Британской империи. Вид сотен бронированных исполинов,закрывающих собой водную гладь до самого горизонта, представлял собой захватывающее зрелище.

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост
Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

20 мая 1937 года - Коронационный смотр флота. Самая большая ассамблея военных кораблей со времени Коронационного смотра 1911 года, она была описана военным историком Хедли Полом Уиллмоттом, как "последний парад Королевского флота, как самого большого и самого удивительного флота в мире". Здесь присутствовали десять британских линкоров и линейных крейсеров, а также впервые на коронационном смотре - четыре авианосца. Всего было 101 надводный военный корабль, 22 подводные лодки и 11 вспомогательных кораблей, привлеченных из внутреннего , Средиземноморского и Резервного флотов.


В обзорную процессию вошли королевская яхта "Виктория и Альберт", два тральщика и разведывательный корабль . Содружество и Империя были представлены двумя военными кораблями из Канады и по одному из Новой Зеландии и Индии. Здесь также присутствовал большой состав британских торговых судов-от океанских лайнеров до гребных пароходов.

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост
Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост
Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

Среди гостей смотра было 17 иностранных судов морских держав, которым уже через два года придется сражаться на фронтах 2 Мировой войны. Самым заметным был американский линкор "Нью-Йорк". Так же присутствовали: новый французский линкор "Дюнкерк", советский "Марат", немецкий "карманный линкор" -  "Адмирал граф Шпее", греческий крейсер "Георгиос Авероф" и японский тяжелый крейсер "Асигара".


Послевоенные смотры флота Великобритании происходили по традиции в дни коронации и после значимых событий. Вот фотографии Коронационного смотра 1953 года. 

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост
Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

Серебрянного юбилейного смотра в 1977

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

В 2005 году в смотре, посвященном 200-летию победы при Трафальгаре, было собрано более 100 кораблей, но почти половина из них были из зарубежных флотов, самым большим из которых был французский авианосец Charles de Gaulle.

Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост
Британские военно-морские смотры История (наука), ВМФ, Длиннопост

Королева и герцог Эдинбургский, должны были бы с сожалением оглянуться назад, когда 15 июня 1953 года они поднялись на борт фрегата "Сюрприз", чтобы посмотреть армаду, собранную у Спитхеда, и отметить коронацию. Тогда в смотре приняли участие около 300 кораблей, крейсеров, эсминцев, фрегатов и тральщиков, над которыми пролетело около 300 самолетов

использованы материалы:

https://en.wikipedia.org/wiki/Fleet_Review

https://ru.wikipedia.org/wiki/Портсмут_(военно-морская_база)

https://ru.wikipedia.org/wiki/Спитхед

https://www.etoretro.ru/pic218667.htm

https://zen.yandex.ru/media/id/5cf01f060d8ac524e68e4579/gran...

http://indiandefence.com/threads/her-majestys-navy-no-longer...

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
4
Автор поста оценил этот комментарий
К слову, смотр в 1897-гом году отличился появлением Парсонса и его Турбинии, первого паротурбинного корабля в мире. Шоу еще то было.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий
И линкоры на смотре вряд ли были в тот год. Броненосцы. Основа флота HMS. Классические линкоры (русская терминология) ушли в прошлое, а Дредноута, давшего старт строительству нового класса кораблей, ещё нет.
раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий
Чисто технически, Дредноут и линкор-один класс корабля. Дредноут не только стал нарицательным названием кораблей нового поколения, но способом отличить современные линкоры от старых.
раскрыть ветку (3)
Автор поста оценил этот комментарий
Всё так. Но в 1897 линкоров быть не могло. Парусные списаны. Дредноуты ещё даже не спроектированы.
раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий
Англоязычное название battleship (дословно: боевой корабль) — приблизительный аналог русского «линкор» — произошло подобным образом от английского термина line-of-battle ship (корабль боевой линии), обозначавшего парусный линейный корабль. В 1794 году термин line-of-battle ship сокращённо записали как battle ship. В дальнейшем термин употреблялся по отношению к любому боевому кораблю. С конца 1880-х годов в Королевском Британском флоте его чаще всего стали неофициально применять к эскадренным броненосцам. В 1892 году переклассификация британского флота назвала словом «battleship» класс сверхтяжёлых кораблей, в который попало несколько особо тяжёлых эскадренных броненосцев.
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
Хе, я ждал вас! Потому то вначале и указал на "Русскую терминологию" :) Ни одному русскоговорящему эксперту не пришло бы в голову называть броненосец линкором. В русской историографии флота и кораблестроения сложились свои традиции. И довольно странно наблюдать бездумное подражание переводным статьям.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку