"Борьба с ветряными мельницами" или как снимать кино в России (длиннопост)
Для того что бы верно описать всю глубину этого поста, мне придется начать издалека.
Да простят меня кинематографические боги...
Я не буду здесь писать что я с самого детства хотел стать режиссёром, "снимал фильмы" на отцовский Зенит и представлял как ору на актеров пока красивые девушки (внезапно) вьются вокруг меня на съемочной площадке.
Просто примем как данность, что в определенное место/время я решил избрать своей основной деятельностью именно это ремесло.
Не нужно большого ума, для того что бы понять что мой первый фильм был порождением зла.
Как будто сам дьявол вложил мне камеру в руки, что бы я стал его посланником в мире живых и принес людям дар в виде кровоточащих органов чувств.
На деле, мы с товарищем набросали несколько кривых слов на бумаге, допустим это были: "Конь", "стул", "28". Из чего в спешном порядке, за 20 минут, мы извлекли идею, что конь должен перепрыгивать через 28 стульев 28 раз сидя на стуле который стоит на коне.
Схватили камеру и гордо убежали в лес, снимать самый крутой в мире фильм.
Разумеется, съемочный процесс был вершиной наслаждения. Казалось что в этот момент именно мы творим историю отечественного кинематографа.
Ну, я думаю ни для кого не будет неожиданностью, что принесенная нами в конце дня из леса цифровая масса... ну... как бы это сказать?
Когда я выложил весь материал на монтажный стол, я к своему удивлению обнаружил там совершенно никчемный набор из разнообразных планов, которые не то что не клеились между собой и тем более в цельный фильм, они настолько отличались друг от друга, будто бы я заказал у 10 фрилансеров с синдромом дауна отснять восход солнца, а они прислали мне встающий х*й.
Не печальтесь, если вы не понимаете что это.. Тогда мы тоже не понимали)
Шли годы, наступил момент окончания школы и вставал вопрос получения профильной вышки. Т.к. в нашей семье на тот момент не водилось лишних 200К деревянных, про режиссерское образование пришлось забыть, чему я сейчас искренне рад.
Было принято решение учиться по "методу" Джеки Чана:)
Программа включала в себя бессрочный курс под названием "Смотри и учись, гавнюк!"
Ну, конечно, плюс всевозможная литература по теме.
Всё это разумеется вскоре вылилось в новую короткометражку.
Конечно, она была уже на порядок качественнее.
Все связки четкие, сюжетная линия, повествование выстроено как надо.
Почти арт-хаус, немного графики и вуаля!
На деле же, у нас получился затянутый рассказ о творческом человеке, с элементами самокопания и борьбы с внутренним "Я". Хотя некоторые личности - музыканты, актеры и режиссеры отмечали что мы попали в точку. Но меня результат тем не менее не устраивал.
Вскоре я организовал собственную студию, да бы привлечь людей заинтересованных и облегчить творческий процесс, да и производство в целом.
Задумались о съемках новой короткометражки.
Сценарий готов, актеры найдены, денег конечно же нет.
За не имением выбора, т.к. никто тебе просто так денег не даст, решил снимать на свои средства. Запросы, казалось бы, скромные. Локация и небольшой реквизит.
Итог - 20.000 рублей улетели за 3 часа.
Все функции съемочной группы выполнял я, ребята играли свои роли, репетировали.
Готово! Короткометражка, 20 минут. Привлеченный питерский панк музыкант в саундтреке.
И вот тут, начинается самое интересное.
Фильм вышел достаточно крутым, для того что бы дать ему фестивальную жизнь.
Но, как оказалось попасть на российские фестивали рядовому киношнику не так то и просто.
Давайте представим, что вы сняли свой фильм совершенно не вкладывая в него денег. Ну вот совсем. У какого то другана камеру взяли, у бати с гаража плафон скрутили - поставили свет.
У кореша рокера микрофон утянули. А кормила тебя и ораву из 10 туниядцев твоя мама.
И допустим, что фильм вышел настолько крутым, что Тарантино сложил свои полномочия, да еще и самолично отсосал каждому члену съемочной бригады.
И вот вы такие крутые заявляетесь на Кинотавр или на ММКФ например.
И тут вам, внезапно, говорят. А есть ли у вас собственно прокатное удостоверение, для того что бы показывать ваш фильм на большом экране? А что у вас там еще кто то матом ругается? А оплатили ли вы все взносы?
В этот момент у вас отвисает всё что могло отвиснуть и вы едете со своим внутренним тарантиной в родной Подзалупинск заливать кинч на ютюб.
А ведь вы не тратили на свой фильм денег не от хорошей жизни, а потому что их у вас нет.
А взносы фестивалей и тем более прокатное удостоверение в лучшем случае встанет вам от 25 до 50К и не факт что после всех этих махинаций ваш фильм примут. Ну про среднюю зарплату в Подзалупинске я говорить не буду...
С забугорными фестивалями всё намного проще. Есть взнос - от 15 - 100 евро.
В зависимости от феста. Плати, если есть чем и отправляй фильм.
Та же песня кстати с Фондом Кино. Если вы не юр.лицо, можете про него забыть.
А половину их нормативной документации выложенной в открытый доступ обычный человек даже прочесть не сможет, если конечно он не из еврейской касты юристов в седьмом поколении.
И так во всем. Если вы не Михалков или не работаете на мосфильме всего приходиться добиваться с кулаками и пылающей жопой.
В итоге короткометражку мы прокатали, по маленьким фестивалям.
Взялись за новый фильм, заслали его на один из крупнейших краундфандинговых сайтов РФ.
Потому что бабки на производство нужны, и на все эти чертовы взносы тоже.
И тут снова проблема! Что бы запустить кампанию народного финансирования, нужно что то людям показать. Значит нужно что то снять достаточно крутое что бы они заинтересовались.
На это тоже нужны определенные вливания. Порешали, влили, реквизит - сняли эпизод.
И снова добрый вечер! В нашем эпизоде действие происходит четко между банком и городской администрацией. Значит нам нужно получать разрешение на съемки, что бы случайно проезжающий мимо наряд ППС заприметивший у администрашки вооруженных людей в брониках и маски-шоу не перестрелял всех к х*ям.
Поскольку студию я уже раскачегарил и у нас в штате появился продюсер, она же администратор, я отправил её получать разрешения.
Звонки, обивание порогов и мы приходим к тому что, у нас обед/совещание/мы пьем чай и т.д.
Вам нужно согласовывать с главой, а у него прием, как не трудно догадаться, один раз в неделю в течении часа. Конечно же этот приемный день был вчера и никто не успел.
И спустя еще несколько дней, нас тупо послали сказав что им не до нас.
А учитывая что в сцене люди по сути просто крутятся на улице и администрацию даже не видно, решение довольно странное.
В итоге мы решили, что раз официально нам никто ничего не запрещал, мы всетаки выйдем на смену и отснимем материал, ибо сроки горят.
Мы вышли, начали съемки. собрали вокруг себя достаточное количество зевак, все наблюдали за процессом и снимали на телефоны.
Но тут, в момент съемки последнего кадра, на площадь подлетело две машины с гордыми надписями "Служба собственной безопасности" из которой выскочило четыре широких молодца при стволах. Они быстренько нас окружили, и перекрыв камеры держась за свои пекали стали настойчиво выяснять что мы тут делаем и где наше разрешение.
При этом никто из рядом стоящих людей не усомнился в том что мы киношники и в терроризме не подозревал.
Пытаясь спасти недоснятый кадр, я попытался объяснить ребятам, что по сути, мы находимся в общественном месте в котором снимать не запрещено, а если верить закону о информации и прикинуться журналистами, то нам никто ничего сказать не может.
Ребята судя по всему об этом тоже знали и на мои изречения тупо заявили, что мы экстремисты, у нас митинг, да и еще мы угрожаем им оружием.
В результате пришлось экстренно свернуть съемку, что бы нас не закрыли в обезьяну.
Но эпизод мы все же досняли...
Вот такой год российского кино...
Всем кто хочет снимать совет - не опускайте руки, запаситесь вазелином и действуйте!
Тогда всё получиться.
Всем добра!