Богемская рапсодия

Чехия — родина балагура Ярослава Гашека и его бравого солдата Швейка. Здесь же появилось первое славянское государство и первая славянская церковь. Чехи нередко напоминали о себе в истории, например, во время Гуситских войн или прославившимся Чехословацким корпусом на фронтах Гражданской войны в России, но при всем этом мы не найдем независимую Чехию на карте Европы вплоть до 1918 года. Почти тысячелетие она оставалась в составе сначала Священной Римской империи, а позже Австрии. Встает закономерный вопрос: а когда же появилась Чехия и когда она пропала?


Первые жители


Древнейшими обитателями территории современной Чехии, появившиеся здесь примерно в IV в. до н.э., были кельтские племена боев (Богемия – земля боев), которых истребили или просто вытеснили германские племена маркоманнов и квадов в I веке. Вплоть до II века маркоманны и квады нередко воевали с Римской империей, особенно в правление Марка Аврелия, котрому практически удалось подчинить задунайские земли, но ему помешала смерть. Его сын, наследник престола, Коммод пытался завершить начатое отцом дело, но смог только добиться взаимовыгодного мира с германцами. Та же история повторилась в IV веке, во времена правления Валентиниана I (365-375), когда германцы стали чересчур часто набегать на дунайские поселения римлян, но в конечном, был заключен мир в тех же условиях, что и во II веке. Во времена Великого переселения квады ушли из Богемии в начале V века вместе с вандалами в Испанию, маркоманны же ушли к середине V века вместе с Атиллой на запад. Германцев заменили славянские племена, которым достались практически опустевшие земли.


По преданию славяне пришли с верхнего течения Вислы под предводительством воеводы по имени Чех.


Как и многие другие народы и племена, западные славяне жили родовым строем. Главой племени был старейшина (воевода, жупан). В центре племён находились «грады» – города, которые были своего рода столицей, куда стекалось все окружное и не только население для торговали, а в случае нападения, чтобы спастись от смерти.


Но спокойная жизнь длилась недолго. На волне переселений в Европе оказались авары, кочевники, прибывшие из восточных степей и осевшие в VI веке на территории Паннонии (бывшая римская провинция на севере современных Сербии, Хорватии и Словении), основав здесь своё государство. Быстро определившись со своей деятельностью, авары начали терроризировать всех своих соседей в лице Византии, Франкского королевства и славянских племен. Последним помимо дани, достались приглашение от аваров участвовать в набегах на добровольно-принудительной основе.


Государство Само (623-658)


В 623 году славяне во главе с франком по имени Само подняли восстание против аваров. Само был франкским торговцем, родившимся в Суаньи (современная Бельгия). На самом деле о нем известно очень мало, даже его происхождение, в некоторых источниках его называют и славянином и галльским римлянином. В общем, однажды став вождем, он не только отбил атаки аваров, но и принял титул короля, основав первое славянское государство. За 35 лет своего правления Само не только отбился от набегов авар, а чуть позже лангобардов (германцы из северной Италии), но и смог сохранить свои владения от нападок королевства франков, которое на тот момент было одной из сильнейших стран Европы. При этом Само не просто громил франков на своей земле, он отвечал им той же монетой, нападая на германцев в ответ.

Богемская рапсодия Cat_cat, История, Длиннопост, Чехия, Европа, Римская империя, Австрия, Чехословакия

Казалось бы, жить и процветать славянам, но полярный пушистый лис подкрался с неожиданной стороны: по сути то, что создал Само было конфедерацией племен, причем временной. Границы менялись не из-за внешней угрозы, а скорее по прихоти отдельных племенных князей, которые могли как войти, так и выйти из союза. Возможно, ситуацию могло спасти создание правящей династии, но это как раз и не удалось первому славянскому королю, и после его смерти в 658 году союз распался.


Святой Эмерам, проповедовавший в Бавapии около 680 г., писал о южных областях, входивших в державу Само, что населенные и богатые города обращены в развалины, вся страна представляет пустыню, и путешественнику страшно пускаться по ней в дорогу из-за обилия диких зверей.


Великая Моравия


Спустя столетие ситуация не изменилась, франки и авары всё так же рамсили между собой, а Богемия нередко была полем боя. Все изменилось 768 году, с воцарением у германцев Карла Великого. В 796 году его сын Пипин разбил авар и захватил их столицу, присоединив их земли к Франкскому королевству, а вместе с тем и земли славян. Что примечательно, франкам достались громадные аварские богатства, которые позволили Карлу долго жить припеваючи и не скупиться на постройке дворцов и, конечно, храмов.


После этого похода, по словам Эйнхарда (ученый и историк во времена Карла), в Паннонии не осталось в живых ни одного её обитателя, а место, на котором находилась резиденция кагана, не сохранило и следов человеческой деятельности. Народ аваров, в течение нескольких столетий мешавший многим в Восточной Европе, перестал существовать, а земля их спустя столетие была заселена кочевниками-мадьярами. Полоса земли, идущая от Эна до Винервальда, была постепенно захвачена франками и превратилась в Восточную марку (будущая Австрия).

Богемская рапсодия Cat_cat, История, Длиннопост, Чехия, Европа, Римская империя, Австрия, Чехословакия

Чехия в составе Великой Моравии (Чехия отмечена № 19).


Как часто бывает, после великого правителя наступает смутное время. Не обошло это и франков. Уже при Людовике Благочестивом (814-840), сыне и наследнике Карла, власть франков постепенно ослабевала, а франкская традиция разделять свои земли после смерти короля между его сыновьями явно не способствовала возвращению былого величия. Уже через 16 лет после смерти Карла, его внуки начали гражданскую войну за единоличную власть, не стесняясь предавать не только друг друга, но и своего отца [Людовика] которого в итоге посадили в монастырь в 833 году. Несмотря на то, что Людовику все-таки удалось вернуть себе власть 834 году, после его смерти история повторилась, сыновья снова начали поножовщину, закончившуюся Верденским договором в 843 году, согласно которому каждому участнику доставалось свое королевство. Всего их было три: Западное королевство (будущая Франция), Срединное (почти сразу распалось) и Восточное (будущая Германия).


Для славян это стало манной небесной, благодаря всей этой шумихи они смогли вернуть себе независимость еще в 830/833 году. Наиболее влиятельным племенем среди них были моравы во главе с князем Моймиром, который приняв христианство, смог обеспечить себе и своим подданным безопасность от нападок восточных франков. Это развязало ему руки, ведь теперь можно было расширить свои владения под предлогом распространения истинной веры. Одной из жертв стало соседнее Нитранского княжество (современная Словакия), чей князь по имени Прибина нашёл убежище при дворе восточнофранкского короля Людовика II, который, опасаясь аппетитов моравов, создал для него и его сына, так называемое, Блатенское княжество. Желая избавиться от моравской угрозы, Людовик вторгся в Моравию в 846 году и сверг Моймира, поставив вместо него его же племянника Ростислава, надеясь, что тот станет его верным вассалом. Но Ростислав решил продолжить дело своего дяди и объединять славянские племена дальше, став вскоре куда опаснее, чем Моймир. Пока Людовик разбирался с бардаком в своем королевстве, Ростислав расширял свои владения за счет восставших против немцев славян, строил укрепления, заключал союзы с Византией и Болгарией и не стеснялся предоставлять у себя убежище врагам Людовика. Им же был воздвигнут Велеград, ставший столицей Моравии.


Ответ Людовика не заставил себя долго ждать и 855 году он двинулся войной на Ростислава, которая кончилась победой славян, сбросивших с этого момента с себя влияние немцев. Практически все славянские племена к этому моменту, так или иначе, были на стороне Ростислава, только Прибина оставался верен немцам, с чем моравский князь мириться не собирался и вторгся в 861 году во владения Прибины и убил его. Власть перешла в руки сына убитого – Коцелу (861-874).


Славянская церковь


Несмотря на то, что христианство в Чехии и Моравии начало распространятся еще при Моймире, Ростислав стремился освободить Моравию от влияния немецко-католической церкви и в целом от влияния немцев. Он обратился к Византийскому императору Михаилу III с просьбой отправить в Моравию христианских проповедников, знающих славянские языки. Ростислав хотел создать свою церковь, чтобы укрепить независимость Моравии от немецкого духовенства. Михаил III и патриарх Фотий дали добро и отправили в 863 году братьев Константина и Мефодия, славянских уроженцев Македонии. В течение 40 месяцев они проповедовали в богемских городах и селах, переводили церковные книги и за это время создали азбуку, заложив, таким образом, фундамент славянской церкви.

Богемская рапсодия Cat_cat, История, Длиннопост, Чехия, Европа, Римская империя, Австрия, Чехословакия

Кирилл и Мефодий


Немецкое духовенство, видя, что теряет своё влияние, а значит и свой доход, очень не одобряло деятельность братьев и стало запрещать богослужения на славянских языках, допуская его только на латинском, греческом и еврейском. Константин и Мефодий, решив, что одним воспитанием учеников ограничиться не получится, отправились за поддержкой католического духовенства, чтобы получить одобрение для богослужения на славянском. И отправились они в Венецию, посетив по пути Коцела, который радушно их принял (здесь, в столице Блатнограде, по поручению князя, братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке). Но по прибытии их ожидала плохая новость – Венецианский собор так же не обрадовался идее богослужения на славянском языке. Тогда они решили попытать счастья в Риме у папы Николая I. Прибыли они в Рим в начале 868 года. В декабре Константин тяжело заболел и слёг. Понимая, что ему осталось недолго, он принял обет и новое монашеское имя Кирилл. Перед своей смертью 14 февраля 869, Кирилл, боясь, что его брат отчается и бросит их общее дело, сказал ему:

«Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

Преемник умершего в декабре 867 года Николая I, папа Адриан II, утвердил богослужение на славянском языке и приказал положить переведённые книги в римских церквях. Мефодий не подвел своего брата и продолжил с энтузиазмом начатое ими дело.


Конечно, это не могло пройти бесследно для чехов, особенно для Мефодия, нажившего себе врагов в лице Людовика и немецкого духовенства.


Падение Моравии


Но не только Мефодий нашел себе недругов. Ростислав, весьма успешно строивший славянское королевство, тоже не сыскал одобрения у своих соседей. Людовик не стал долго терпеть и в 864 году начал войну. Успешную. Но это не сломило славян и в 869 году они подняли восстание. Успешное. Поняв, что войной дело не решить, немцы решили провернуть уже проверенный способ – свергнуть Ростислава, как до этого они вместе свергли Моймира. Причем до мельчайших подробностей: на этот раз выбор пал снова на племянника короля – Святополка (нитранский князь). Все прошло по маслу, и в 870 году Святополк взял Ростислава в плен и отправил его сыну Людовика – Карломану. Здесь его суд приговорил к смертной казне, но Карломан «смягчил» приговор, ослепив пленника и отправив его в монастырь.


Но немцы не остановились на этом. Им была нужна Моравия без посредников. Святослава в срочном порядке в следующем [871] году обвинили в измене и отправили в Германию, а саму Моравию оккупировали, отдав на попечение двум графам. Но и на этот раз история повторилась. Уже в следующем 872 году славяне вновь подняли восстание, и на его подавление Людовик НЕОЖИДАННО отправил плененного Святополка. Дойдя до Велеграда, Святополк вместо того, чтобы праздновать победу со своими новыми «друзьями» так же НЕОЖИДАННО перешел на сторону своих соплеменников и, объединив восставших в организованное войско, дал просраться немцем бой и одержал победу, вернув себе корону.


Людовику ничего не оставалось как пойти на переговоры. В 874 году был заключен мир в Форхейме, где немцы таки признали независимость Моравии и Чехии. Чуть позже умер и Коцел, чьё княжество перешло в руки Святополка. Но, есть одно большое но. Несмотря на всю эту Санта Барбару с немцами, Святополк поддерживал на своих землях не славянскую церковь, а германское духовенство. Вновь вступив в игру, немецкое преосвященство сразу воспользовались шансом избавиться от Мефодия. Заключив его в тюрьму, немцам показалось, что вся эта история со славянской церковью закончилась, но не тут-то было. Иоанну VIII (папе римскому) очень не понравилась эта идея, когда он о ней узнал, и посчитав, что кто-то взял на себя слишком многое без его ведома, распорядился освободить Мефодия. После 2,5 лет отсидки, Мефодий, скатавшись в Рим, еще с большим рвением взялся за продвижение славянской церкви, чем прежде и не только на богемских землях, но и далеко за их пределами.


Только после смерти Мефодия в 885 году, немцы смогли начать борьбу с народной церковью. Некий Вихинг, один из приближенных Святополка, сначала они добился от папы Стефана V не назначать преемником Мефодия его ученика Горазда, а чуть позже сфабриковал письмо от имени Папы, где он якобы запрещает славянский язык. Святополк, который относился к Вихингу не без симпатии, поверил в этот цирк и изгнал из страны не только Горазда, но и всех его учеников. Так у западных славян постепенно латиница заменила кириллицу, а верой стал католицизм.


Но не только богемская церковь стала сдавать свои позиции. После смерти Святополка в 894 году, моравский союз начал терять не только свое влияние, но и территории. Сыновья Святополка (Моймир II унаследовавший корону и Святополк II, перебежавший на сторону немцев) начали войну между собой, окончательно ослабив Моравию и потеряв одну из самых важных провинций – Богемию. Помирились они только в 901 году, когда уже было поздно. В Европу нахлынули венгры, опустошавшие всё вокруг, как и их предшественники авары. Разгромив Моравию, венгры двинулись дальше на германские племена.


Время чехов


Интермеццо: Великой Моравии больше нет, входившие в ее состав племена стали независимыми и продолжали бороться с набегами мадьяр (венгров). Одним из них было племя чехом, вокруг которого будут постепенно собираться оставшиеся племена славян. Столицей чехов был «град» Прага, где правил род Пржемысловичей. Их восточным соседом и конкурентом был род Славников с центром в Либице. Обе стороны имели отличное географическое положение, в столицах пересекались торговые пути: через Прагу путь шел с севера и запада Европы на юг, в Причерноморье и Приазовье; через Либице торговля шла на север и Восток Европы, в том числе в Польшу и Русь. И Славники и Пржемысловичи стремились захватить друг друга и стать главными среди западных славян.


Итак, после падения моравов чешский князь Спытигнев I (894-915) объявляет свое княжество независимым. Князь крестился после смерти своего отца (после 894 года), основал Прагу, заключил союз с баварцами и продолжил отбиваться от венгерских орд. И хоть остановить лавины мадьяр было еще невозможно, но Спытигневу удалось отстоять независимость чехов.


Брат Спытигнева Вратислав (915-921) продолжил укреплять власть рода Пржемысловичей, но кардинально изменил стратегию: вместо союза с немцами для борьбы с мадьярами Вратислав открыл дорогу венграм на немцев, тем самым убивая одним выстрелом двух зайцев. Ко всему этому он отказался платить немцем дань, что окончательно утвердило главенство чехов среди других славянских племен. Что примечательно, Вратислав погиб по время битвы с мадьярами в 921 году.


Несколько лет после него не было единого правителя и только в 924 году корону надел Вацлав, сын Вратислава. Вацлав, в отличие от многих своих предшественников, был ярым христианином, за что получит прозвище Святой. Снова повернув вектор развития в сторону немцев, Вацлав близко сдружился с германским королем Генрихом Птицеловом, его же чешский князь признал своим сюзереном. Но его младшему брату Болеславу, который в отличие от Вацлава, воспитанного бабушкой-христианкой, был под крылом матери и предпочитал язычество, очень не нравилась новая политика чешского княжества. По итогу Болеслав, сговорившись со знатью, исповедовавшей язычество, убил своего брата во время пира в 935 году (есть версия, что при входе в церковь).

Богемская рапсодия Cat_cat, История, Длиннопост, Чехия, Европа, Римская империя, Австрия, Чехословакия

Статуя князя Вацлава на Вацлавской площади в Праге.


Вацлав был любимцем народа и дата его смерти отмечается в Чехии как День чешской государственности.


Убив брата, Болеслав начал войну с немцами, которая вскоре закончилась – помешал очередной набег венгров. Действуя по плану «враг моего врага – мой друг», они объединили войско и разбили венгров 955 году на реке Лехе. Чехи от этого выиграли вдвойне: мало того, что они избавились надолго от венгров, к ним ещё и присоединились Моравия, Краков и Силезия. Этим Болеслав не ограничился. Решив укрепить своё государство не толь изнутри, но и снаружи, он выдал замуж свою дочь Дубравку за польского короля Мешко (960-992).


Позже Болеслав, получивший прозвище Грозный, раскаивался в убийстве брата. В тот день у него родился сын, которого он назвал Страхквасом, что означало «страшный пир» и вскоре дал обет посвятить сына служению Богу.


В целом, к концу правления Болеслава чешские племена постепенно объединялись, только в Либице во главе с родом Славников сопротивлялись политике пражских князей.

«Город Прага <…> есть богатейший из городов торговлей. Приходят к нему из Кракова Русь и славяне с товарами и приходят к нему из стран тюрков мусульмане и евреи, и тюрки, а также с товарами и с миткалями (деньги) византийскими и вывозят от них муку, олово и разные мелочи. Страна их лучшая из стран севера и богатейшая жизненными припасами. И в городе Праге делаются седла и узды и щиты, применяемые к употреблению в их странах».


― Ибрагим ибн Якуб, арабский путешественник, побывавший в Чехии в правление Болеслава I Грозного.

Объединение


Отношения Праги и Либице окончательно испортились в правление Болеслава II Благочестивого (967-999). Первым делом он учредил пражское епископство, благодаря чему он смог освободить свои владения от влияния немецкого духовенство, тем самым укрепив свое положение среди чехов. Это сильно ударило по престижу либицких князей, но правящий в это время Радислав, нашел выход из ситуации, добившись назначения пражским епископом своего сына Войтеха, который, получив свой пост, начал подрывать авторитет Пржемысловичей. Естественно, Болеслав не стал это терпеть, высказав сначала свое недовольство Славнику, а затем лишив работы его сына. Войтех отправился распространять христианство в Пруссии, в чем ему помогал польский князь. Но толи князь плохо помогал, толи пруссаки были излишне жестоки, но так или иначе, он был убит пруссаками в 997 году. В итоге, Радислав стал сдавать позиции, несмотря на поддержку немцев, и в итоге потерял свою столицу в 995 году, где после сдачи был устроен геноцид, не спасся и род Славников. Так завершилось объединение чешских земель вокруг Праги.

«Князь этот [Болеслав II] был муж христианский, отец сирот, защитник вдов, утешитель плачущих, покровитель клириков и странников, основатель церквей божьих. Никто при нем не получил за деньги ни духовной, ни светской должности. И в битвах был он храбрейшим, к побежденным относился милостиво (см. выше про Либице), но всего более ценил спокойствие и мир».


― Козьма Пражский, первый чешский летописец, живший в 1045-1125 гг.

Закат


Но вот сыну Болеслава II повезло меньше. Против Болеслава III, получившего прозвище Рыжий, восстала племенная знать, которая не желала быть на побегушках у князя. Всего через 3 года после начала своего правления в 1002 году ему пришлось бежать в Германию. Кстати, во многом в своем успехе знать обязана польскому князю (внимание!) Болеславу Храброму, который в свою очередь прибрал к себе сначала Прагу, затем Моравию, а на десерт взял Краков и Силезию. На место Рыжего избрали польского князя Владивоя, якобы из-за связей и «благочестия». В действительности он «и часу не мог провести без выпивки» и в течение года умер. Тут начинается самое интересное: Рыжий из Германии отправляется к Храброму и просит его помочь вернуть себе корону и земли, поляк соглашается. В 1003 году Рыжий получает всё обратно, устраивает пир для своих заговорщиков, которых якобы простил, и когда все собираются за стол учиняет геноцид. Те, кто смог сбежать и выжить тут же пошли к польскому князю просить о спасении от Рыжего дьявола. И что вы думаете? Он и на этот раз не отказал. Позже Храбрый, пригласив на свидание своего чешского тезку, ослепляет его и изгнал, после чего о нем ничего больше неизвестно, кроме того, что Болеслав III умер в 1037 году в Польше.


Немецкий император Генрих II не забыл, что Чехия была его вассалом и потребовал того же Болеслава Храброго, который решил отказаться от оказанной ему чести. Генрих в ответ пошел войной и оказавшись в чешских землях его ждал приятный сюрприз: не он один был недоволен поляками – в Чехии вспыхнули восстания. Полякам пришлось уйти и на чешском престоле снова был князь из Пржемысловичей – Яромир, брат Болеслава III. Он восстановил прежние отношения с немцами, хоть и не смог вернуть себе Моравию. Его брату Ольджриху (1012-1034) повезло больше. Он смог вернуть Моравию в 1021 году и отдал ее своему сыну Бржетиславу (1034-1055). Но после того, как германцы вернули чехам их земли в 1004 году, отвоевав их у поляков, Богемия постепенно входит в состав Священной Римской империи, формально оставаясь независимой, но исчезая с карты Европы.


Источник: Cat_Cat. Автор: Алексей Фридман.

Личный хештег автора в ВК - #Фридман@catx2

____________________

НАШЕ ОГЛАВЛЕНИЕ

Лига историков

13.5K поста50.1K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
ещё комментарии
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку