Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я)

Автор: Виталий Илинич.

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Машина огневой поддержки с 75-мм пушкой Sd.Kfz 251/9 с ранним вариантом установки орудия


Это вторая часть статьи. Ссылка на первую часть статьи — первая часть.


В первой части этой статьи мы рассмотрели в общих чертах устройство немецких средних БТР, темпы их выпуска и оснащения танковых дивизий, а также реальные цифры наличия БТР в дивизиях в разные периоды времени и срез по модификациям. Во второй части статьи мы рассмотрим некоторые из моделей более пристально, а затем перейдем к недостаткам, которые немцам хотелось исправить, и проектам машин, создававшихся на замену, а также подведем итог.


Давайте остановимся поподробнее на трех моделях БТР: 251/9 (машина поддержки пехоты с 75-мм пушкой), 251/16 (самоходный огнемет) и отсутствующей в штате танковой дивизии 44, но появившейся ближе к концу 44-го года в некоторых дивизиях 251/21 (машина поддержки пехоты со строенными 15-мм или 20-мм пулеметами/пушками).


Sd.Kfz 251/9 представляла из себя самоходное полковое 75-мм орудие для поддержки пехоты настильной стрельбой (угол возвышения орудия в пределах +16-20*, в зависимости от модификации САУ). Перевозимый боекомплект составлял 32 выстрела и состоял в основном из осколочно-фугасных снарядов, однако также мог включать кумулятивные (пробивающие 75 – 90 мм брони) и дымовые. Имелся у САУ и стандартный пулемет в укладке. В изначальном варианте, поставлявшемся с начала 1943-го (в феврале-марте 43-го некоторые части уже отчитались о наличии таких машин, а по некоторым данным 9-я тд получила такие машины аж осенью 42-го), установленное прямо в лобовом листе надстройки орудие имело довольно узкий сектор горизонтального наведения: 12* вправо и 10* влево, но с декабря 43-го в производство пошла измененная модель, где орудие было расположено выше, с характерным броневым щитом, что привело к увеличению горизонтального сектора обстрела до 20* в каждую сторону. Стоит отметить, что в измененной орудийной установке нашлось место и для спаренного с орудием пулемета (боекомплект 2000 патронов). Для обороны в ближнем бою имелся пистолет-пулемет MP-40 (1024 патрона).

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Эта машина поддержки немного подбита, зато хорошо видно описанный выше броневой щит позднего варианта установки орудия


Задачей машины была поддержка мотопехоты и разведки в бою путем поражения узлов сопротивления и тяжелого вооружения противника осколочно-фугасными снарядами, ослепления бункеров, наблюдательных пунктов и укрепленных точек дымовыми снарядами, и поражения танков кумулятивными (но только в случае острой необходимости, например для самозащиты, - это не истребитель танков, что отдельно отмечается в наставлениях). Отличительными особенностями машины были высокая скорострельность, подвижность на местности и поле боя, и способность очень быстро открывать огонь (в сравнении с буксируемыми орудиями). Отмечалась точность орудия и высокое моральное воздействие на поддерживаемую пехоту, а также возможность ведения стрельбы «на рикошет» с подрывом осколочно-фугасного снаряда в воздухе для поражения укрытой в окопах пехоты. Особое внимание уделялось внезапности и концентрации огня, для чего предписывалось использовать машины в составе не менее чем взвода (две машины) и не разделять их. Настоятельно не рекомендовалось применять эту САУ как штурмовое орудие в первой линии ввиду слабой брони и отсутствия крыши, однако допускалось использовать 251/9 для поддержки пехоты при боях в населенных пунктах. В обороне САУ использовалась для поддержки контратак.


Среди недостатков машины стоит назвать большой вес (на 300 кг превышающий боевой вес стандартного БТР), что приводило к неспособности машины совершать марши вместе со остальными полугусеничными машинами мотопехотного батальона на повышенных скоростях (40 – 45 км/ч, машина могла ехать с этой скоростью, но увеличивалась вероятность поломок и перегревался двигатель) или перевозить дополнительный груз. Марши со стандартной для полугусеничных машин скоростью в 25 км/ч САУ выдерживала. Способность к преодолению бездорожья оценивалась как высокая, но требовалось иметь в виду большее удельное давление на грунт (в сравнении со стандартным Sd.Kfz 251/1). В целом машина получилась довольно удачной и производилась до декабря 1944-го года, когда было довольно внезапно решено заменить ее на машину с длинноствольной 75-мм пушкой (Sd.Kfz 251/22), что скорее всего еще хуже сказалось на подвижности, надежности и проходимости.

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Огнеметная машина Sd.Kfz 251/16


Вторая машина, о которой я бы хотел рассказать – это довольно малоизвестная огнеметная машина, которая, тем не менее, заслужила много положительных отзывов от, так сказать, пользователей. Самоходная огнеметная машина Sd.Kfz 251/16 была вооружена двумя станковыми огнеметами с дальностью метания до 50 – 60 метров и пулеметом на стандартной для БТР установке с броневым щитком. Помимо этого, имелся также ручной огнемет и пистолет пулемет МП-40 (или два таких ПП). Такие машины с начала 43-го должны были состоять при штабе мотопехотного полка на БТР в количестве шести штук, а позже, весной 44-го, их постепенно начали переводить из штаба в саперную роту мотопехотного полка. Летом 43-го лишь небольшая часть дивизий имела такие машины, а через год о наличии могла отчитаться уже примерно половина танковых дивизий.

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Огнеметная машина в действии. Фото из БТР пулеметного отделения


Задачей этой машины была поддержка в наступлении мотопехотного батальона на БТР, ведущего бой без спешивания. Машина предназначалась для ведения ближнего боя (хотя могла поддержать огнем пулемета на средней дистанции), поражения укрывшегося противника, которого нельзя быстро уничтожить иными средствами без спешивания. Помимо этого, машина применялась для уничтожения деревянных укреплений, домов, заграждений, деревьев. В отчетах с фронта отмечалось, что внезапные и быстрые атаки, грамотно проведенные с участием таких машин, сильно деморализуют обороняющихся и приводят к оставлению ими позиций или сдаче в плен. Если мотопехота спешивается, огнеметные машины отводятся назад (кроме отдельных случаев).

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Красноармейцы на трофейном «Дриллинге» (о нем ниже)


Третья машина, о которой, наверное, известно меньше всего, это так называемый Drilling (Sd.Kfz 251/21) – строенная (три орудия вместе) установка авиационных пулеметов/пушек MG 151/15 или MG 151/20. По понятным причинам (автоматические скорострельные пушки, угол возвышения +49*, возможность круговой стрельбы по горизонту), эту машину многие относят к зенитным самоходным установкам, но, по имеющимся у меня данным, немцы были несколько иного мнения. Разумеется, они не отрицали возможность использовать эту боевую машину против самолетов, в первую очередь на марше, однако в бою это была машина огневой поддержки. За счет постоянной готовности к стрельбе, высокой плотности огня и наличия осколочных и фугасных 20-мм снарядов (осколочно-зажигательных пуль у 15-мм варианта) она обеспечивала быстрое и эффективное подавление огневых точек и тяжелого вооружения. Эффективна также была в поражении небронированных и легкобронированных транспортных средств. Машины применялись взводами по шесть машин в составе мотопехотных рот на БТР особого штата, в некоторых случаях также применялись роты из нескольких взводов таких машин в составе мотопехотного батальона на БТР (штат роты K.St.N 1114d от 01.08.1944 – 18 Дриллингов, три взвода по шесть машин), а всего в батальоне по штату должно было быть 42 Дриллинга. Первоначально батальоны такой организации планировалось использовать в танковых бригадах, формировавшихся летом 1944-го, но в итоге машины попали в некоторые дивизии, в частности в 9-ю, 13-ю, 25-ю, Фельдхеррнхалле, 25-ю мотопехотную, а также в 1-ю, 2-ю, 9-ю и 12-ю танковые дивизии СС.


Применение машин в какой-то мере было близким к роли тяжелых (станковых) пулеметов – поддержка атаки путем концентрации огня на наиболее опасных узлах сопротивления, а также, например, защита флангов или имитация атаки путем плотного обстрела с фронта для обеспечения флангового маневра основных сил роты.

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Вид сверху на строенную установку Дриллинга


Все перечисленные машины отличают мощные огневые средства и ориентация на применение только в составе атакующих подразделений. Мощная поддержка, оказываемая 75-мм орудиями, огнеметами и 20-мм автопушками могла оказать решающее воздействие на противника, и резко ускорить атаку. В случае ведения оборонительных действий эти машины отводились назад в готовности в любой момент поддержать контратаку.


Средние БТР Sd.Kfz 251 выпускались и использовались всю войну с первых дней польской кампании (пусть тогда и в очень малых количествах) до самых последних дней агонии Рейха. Однако не стоит думать, что немцы были полностью довольны этими машинами и не планировали выпускать модели на смену. Что немцев устраивало в этой машине мы уже в какой-то мере рассмотрели: это серьезное повышение подвижности и проходимости транспортных средств пехоты и ее тяжелого вооружения в сравнении с грузовыми, даже полноприводными, автомобилями, противопульная и противоосколочная защита, способность передвигаться по полю боя. Давайте же рассмотрим, что немцев не устраивало в их машинах, и что они хотели улучшить при разработке новых.

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Некоторые вещи, разумеется, немцы исправляли в ходе войны. Например стандартный щит 37-мм орудия машины командира взвода мешал командиру взвода наблюдать вперед, и не защищал наводчика с борта. Новый щит, который мы видим на фото, был ниже, находился только с одной стороны, зато имел небольшую бортовую секцию. Машина на фото сочетает 37-мм пушку и саперное оборудование (мост)


Новая модель полугусеничного БТР начала разрабатываться буквально одновременно с началом производства 251-го. Еще до начала Второй Мировой войны было принято решение о разработке нового полугусеничного тягача, а следом за этим и нового БТР на его базе. Какие же были главные претензии к «Ганомагу» на этом этапе? В первую очередь немцев не устраивала подвижность и проходимость машины, а также поломки передней подвески. Пусть подвижность и проходимость БТР резко шагнула вперед в сравнении с обычным или даже полноприводным грузовиком, он все равно отставал от танков по этому показателю. Даже в 1944-м году, когда удельная мощность танка Pz.IV с ростом массы упала до 12 л.с./т, это все равно было чуть выше, чем 11,8 у БТР-а (а у машин, имеющих тяжелое вооружение, этот параметр был еще ниже, ведь они были чуть тяжелее). Что уж говорить о Пантерах, имевших даже с двигателем с ограничениями более 13 л.с./т. В начале же войны основные танки имели меньший вес. Если на дороге БТР был достаточно подвижен, то вот на местности и поле боя отставание от танков по подвижности и проходимости давало о себе знать. Невысокой была и способность к преодолению бродов.


Что же немцы хотели изменить, не отказываясь от полугусеничной схемы? Для начала планировалось поставить более мощный двигатель (120 л.с.), что давало новой машине массой в 9 тонн удельную мощность порядка 13 – 13,3 л.с./т. Проходимость машины и прочность передней подвески предлагалось увеличить за счет изменения конструкции. Если раньше рессора располагалась над рычагами подвески, то теперь ее решили сместить вперед. За счет этого удалось увеличить как клиренс (с 320 мм до 360 мм под передней осью и днищем), так и ход передней подвески, что должно было привести к повышению проходимости и меньшему количеству поломок этого узла. Изменилась и конструкция корпуса. У «Ганомага» бронекорпус устанавливался на раму, а у новой машины нижняя часть бронекорпуса стала несущей и представляла из себя водонепроницаемую «ванну» в которой механизмы (в частности тормоза) были защищены от грязи и воды, что, вместе с переносом вентиляционных отверстий на верхнюю часть моторного отсека, должно было резко повысить способность к преодолению брода и общую выносливость узлов (а по некоторым данным новая конструкция корпуса увеличивала также противоминную стойкость). К сожалению, конкретных данных о глубине преодолеваемого новой машиной брода мне найти не удалось. У «Ганомага» этот параметр оставался на уровне 0,5 м.

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Здесь новый щит 37-мм пушки видно с левой стороны


К характеристикам подвижности можно отнести и еще одно улучшение. В целях упрощения управления машиной немцы собирались заменить ручную четырехскоростную коробку передач восьмискоростной полуавтоматической (Variorex). Этот шаг должен был сработать на упрощение работы водителя, а заодно и на улучшение подвижности на местности за счет меньших задержек в переключении передач. Ручные КПП тех времен были не так просты в управлении, как на современных легковушках, там требовалась перегазовка, двойной выжим сцепления, просто так переводом рычага передачу можно было и не включить, а немцы справедливо сомневались в уровне подготовки молодых призывников-водителей военного времени.


Не последнюю роль играло и увеличение бронезащиты. Если бортовая броня оставалась примерно на том же уровне, то вот толщину лобового листа предлагалось нарастить вдвое – с 14,5 до 30 мм. Однако к моменту, когда машина уже была изготовлена в металле, немцы решили, что изменения должны быть более кардинальны.


В конце ноября 1941-го года было принято решение о разработке нового БТР. Основными характеристиками, которые требовалось улучшить, были подвижность на местности, проходимость, прочность и выносливость ходовой части, объем боевого отделения, запас хода, лобовая бронезащита и способность к преодолению глубоких бродов. Немаловажно было увеличить способность БТР к транспортировке грузов. Имеющаяся модель на базе тягача была больше приспособлена к их буксировке, чем к перевозке на себе. Так появился проект гусеничного БТР «Кэцхен» (котенок).

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Один из изготовленных в металле прототипов БТР Кэцхен выглядел примерно так


Анализ обширного опыта применения БТР, накопившегося к концу 41-го года, показал, что для обеспечения необходимой подвижности на поле боя, на местности и на шоссе, эффективнее применять гусеничный движитель, чем полу-гусеничный, при этом планировалось отказаться от гусеницы с резиновыми подушками и смазываемыми шарнирами, как не оправдавшей себя (к концу 41-го года уже было известно о проблемах этого узла при маршевой скорости более 30 км/ч). Для машины была разработана новая подвеска с шахматным расположением катков большого диаметра. Предложенная как альтернатива подвеска чешских производителей, сходная с Pz.38(t), в результате испытаний была признана не подходящей. Для БТР была очень важна плавность хода по местности и полю боя на большой скорости, так как в нем в бой едет пехота, которая мало того, что должна доехать в приемлемом состоянии, так еще и ведет с БТР бой. Чешский вариант подвески обеспечивал плавность только в пределах 15 км/ч, выбранный же вариант торсионной подвески с шахматным расположением катков обеспечивал плавность и на скоростях 20 – 40 км/ч.


Гусеничный движитель обеспечивал машине проходимость и подвижность, сравнимую с танком, но только при условии достаточно мощного двигателя. Так как обеспечить БТР-у защиту, сравнимую с танками, было затруднительно, немцы осознавали, что защитой БТР будет его скорость (в том числе скорость маневра и темп атаки), а для этого требовался мощный двигатель. В требованиях немцы писали удельную мощность порядка 20 л.с./т, но писать-то можно все, что угодно, а реальность наложит свои ограничения. Очень непросто понять, какой же реально двигатель мог быть установлен на эту машину, и какую боевую массу она бы имела. Требования к бронированию плясали туда-сюда, да и конструкция менялась. Но поскольку я не могу оставить вас без каких-то конкретных чисел, буду отталкиваться от прототипа, который реально построили. Эта машина имела бортовое бронирование, сравнимое с обычным немецким БТР (8 мм, но углы наклона у новой машины были чуть больше, а в отвесной части борта толщина достигала 14,5 мм), лобовая же броня новой машины достигала 30 мм, да еще и с солидным углом наклона (порядка 55*, как у Пантеры). Такая лобовая броня, на мой взгляд, защищала бы от попаданий противотанковых ружей и 45-мм пушек. Боевая масса изготовленной машины составила 10,65 т. Планировалось установить двигатель Хорьх, но, как я понял, реально машина испытывалась с 180-сильным Майбахом 66 (серийный мотор, ставился, например, на разведывательный танк Лухс). В таком сочетании обеспечивалась удельная мощность почти 17 л.с./т. Я думаю, подвижность этой машины была не хуже, если не лучше, чем у немецких танков.

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

В самом конце войны на БТР размещали приборы ночного виденья, но нельзя сказать, что это стало широкой практикой


Большое внимание уделялось также внутреннему объему машины. Опыт боев показал, что когда панцергренадерам нужно вести бой на БТР, то они очень стеснены в движениях в маленьком корпусе БТР. Имеющаяся машина («Ганомаг») предоставляла для 12 человек всего лишь 6,8 кубических метров объема. Бойцы буквально мешали друг другу. Новая гусеничная машина была создана с учетом этого недостатка, и ее внутренний объем достигал уже 10,2 кубических метра на те же 12 человек. Вместе с увеличением грузоподъемности это давало более широкие возможности не только для ведения боя мотопехотного отделения, но и для установки различного вооружения.


В целом нельзя однозначно сказать, какой получился бы этот гусеничный БТР. Требования и возможности многократно менялись в той или иной степени в процессе работы над проектом, но итог один – до конца войны немцы использовали средний БТР Sd.Kfz 251 и не смогли сделать ему серийную замену.

Боевые машины немецкой мотопехоты и их развитие (часть 2-я) Cat_cat, История, Война, Вторая мировая война, Германия, Немцы, Техника, Длиннопост

Саперный бронетранспортер Sd.Kfz 251/7 без моста, зато в Венгрии


В лице среднего БТР-а на шасси полугусеничного тягача немцы получили средство, резко повысившее подвижность мотопехоты, саперов, связи и огневых средств на местности и в бою, а также давшее возможность, наверное, впервые в истории вести бой пехоты без спешивания, что превратило БТР из транспортера пехоты в ее боевую машину (Gefechtswagen, как это называли сами немцы). Недостатки машины, такие как проблемы с прочностью передней подвески, недостаточная (в сравнении с танками) подвижность на местности, малый объем боевого отделения и грузоподъемность, уязвимость к легким ПТО, несколько снижали его ценность и ограничивали возможности применения, тем не менее он стал по настоящему массовой и хорошо освоенной промышленностью боевой машиной, способной действовать в одном строю с танками, и позволившей выстроить новую тактику мотопехотных батальонов немецких танковых дивизий и создавать полностью бронированные боевые группы повышенной проходимости. Это третья статья из цикла «Бронированные боевые группы и их составные части». С первой статьей: «Мотопехота на БТР и бой без спешивания» - вы можете ознакомиться по ссылке. Со второй статьей: «Мотопехота как основа немецкой танковой дивизии и боевой группы» - вы можете ознакомиться по ссылке. В статьях этого цикла мы подробно рассмотрим немецкую мотопехоту и ее боевые машины, моторизованную дивизионную артиллерию и бронеартиллерию, а также разведывательные батальоны танковых дивизий, составлявшие вместе с танками во второй половине войны полностью бронированные боевые группы. Некоторые следы этих объединений и описанной в статье тактики боя можно проследить в военном деле вплоть до настоящего времени.


Для подготовки материала я использовал источники:

1. Wolfgang Fleischer, Richard Eiermann – Die Motorisierten Schuetzen und Panzergrenadiere des deutschen Heeres 1935 - 1945;

2. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle – Leichter Schuetzenpanzerwagen (sd.kfz 250) Ausf. A & B History of Production, Variants, Organization, and Employment in Action from 1941 to 1945 (Panzer Tracts No.15-1)

3. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle – Mittlere Schuetzenpanzerwagen (sd.kfz 251) History of Variants, Production, Organization, Issue, Tactics, and Employment in Action from 1939 to 1942 (Panzer Tracts No.15-2)

4. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle – Mittlerer Schuetzenpanzerwagen (sd.kfz 251) Ausf.C & D History of Production, Variants, Organization, and Employment in Action from 1943 to 1945 (Panzer Tracts No.15-3)

5. Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle – Vollketten M.S.P Kaetzchen and Final Developments of the Schuetzenpanzerwagen (Sd.Kfz.251) (Panzer Tracts No.15-4)

6. Leo W.G. Niehorster. «German WWII organizational series. Vol. 3/I. Mechanized Army Divisions (22 June 1941)

7. Leo W.G. Niehorster. «German WWII organizational series. Vol. 4/I. Mechanized Army Divisions (28 June 1942)

8. Leo W.G. Niehorster. «German WWII organizational series. Vol. 5/I. Mechanized Army Divisions (4th July 1943)

9. Leo W.G. Niehorster. «German WWII organizational series. Vol. 5/III. Waffen SS Higher Headquarters and Mechanized Formations (4 July 1943)

10. Снитко К. К., Костенко К. М. «Боеприпасы артиллерии бывшей германской армии». Военное издательство Министерства Вооруженных Сил СССР. 1946 г.

11. Материалы сайта WWIIdaybyday

12. Материалы сайта Память народа

13. Youtube канал Military History not Visualized

14. Книги и видео-лекции военного историка, к.и.н. Алексея Исаева


Оригинал: https://vk.com/wall-162479647_184685

Автор: Виталий Илинич. Альбом автора: https://vk.com/album-162479647_269606747

Наш Архив публикаций за май 2020


А вот тут вы можете покормить Кота, за что мы будем вам благодарны)

Лига историков

13.4K постов49.8K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий
Отличный пост и великолепное продолжение серии!
Как грамотно была продумана служба войск, какое богатое было техническое оснащение, наряду с этим революционные тактические разработки боя были у носителей культуры...
А наши деды и прадеды сломали лучшую военную машину того времени. Варвары, чоужтам )))
PS Понятно, что помощь союзников была бесценна, сейчас всё доступнее документы по Ленд-Лизу, по африканской и европейской компаниям союзников. Но только идиот может отрицать, что основная тяжесть сухопутных боёв ВМВ пришлась на нашу армию и наши предки смогли перемолоть армаду ЕС v.2 (первый Евросоюз к нам приходил с Наполеоном).
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку