Боевые корабли Второй мировой. Часть 6. Акаги и Кага: из гадких утят в прекрасных лебедей.
И снова привет всем флотозадротам, любителям морей-океанов, больших пушек, толстой брони и фаллических торпед. С вами снова ваш покорный слуга - на этот раз с рассказом о японских визави Лексингтона и Саратоги - авианосцах Объединенного флота Акаги и Кага. Но сперва поблагодарю коллегу @MOHAPXNCT за упоминание в своем посте и профессиональные материалы про битву за Атлантику. Немцефилам можно и нужно смотреть туда.
К 20-м годам прошлого века японский флот на всех парах шел к осуществлению своей розовой мечты: назначению тощих школьниц пубертатного периода на пост командиров боевых кораблей осуществлению программы хати-хати кантай, что в переводе с лунного - "флот 8-8". Под таким пафосным названием скрывалась постройка армады из 16 кораблей: 8 линкоров и 8 линейных крейсеров. Идея состояла в том, что более шустрые крейсеры сначала связывают противника боем и вытягивают его на ядро линкоров, которые разбивают его в пух и прах. Тотальный хентай над вероятным противником уже рисовался адмиралам в сладких снах, но Вашингтонское соглашение кастрировало эти мечты. Из всей армады джапам разрешили оставить Нагато и Муцу, все остальное должно было быть порезано. Два крейсера, Амаги и Акаги, разрешалось перестроить в авианосцы.
Фото: Амаги в представлении художника. На момент принятия решения о переделке процент готовности первых двух крейсеров серии составлял 30-40%.
Не успев даже приуныть, японцы испытали на себе гнев богов: в сентябре 1923 года страну сотрясло Великое землетрясение Канто. Жертвой встряски стали не только сотни тысяч мирных жителей, но и головной корабль серии Амаги: корпус был поврежден настолько, что проще было пустить его на иголки. Акаги, строившийся на верфи в Куре, что в семи сотнях километров от Токио, этой участи избежал. После этого японцам ничего не оставалось, как заменить Амаги на Кага - второй линкор серии Тоса. Это определило отличие от американских эскадренных авианосцев: Лекс и Сара были похожи как две капли воды, а вот Акаги и Кага отличить довольно легко.
Фото: Акаги на верфях в Куре, после спуска на воду. 6 апреля 1925 года. Оба корабля сохранили свои родные названия, несмотря на правило называть авианосцы в честь летающих тварей. Акаги - это вулкан в префектуре Гумма, а Кага - историческая провинция в составе префектуры Исикава.
К тому времени у японцев был успешный опыт постройки первого опытного авианосца, Хосё. Совершенно внезапно именно этот корабль - первый авианосец специальной постройки, а вовсе не британский Гермес. Тем удивительнее, что сделав шаг в правильном направлении, японцев понесло и при постройке Акаги и Кага они занялись знатными извращениями. Видимо, проектирование доверили ОЯШ, который решил, что палуб много не бывает. В итоге оба корабля обзавелись аж 3 (тремя, КАРЛ!) палубами, каждая из которых имела свое предназначение. На этом список корабельной порнографии не заканчивался: решив впихнуть максимально разрешенное для авианосцев артиллерийское вооружение, на второй полетной палубе поставили две башни с 200-мм орудиями. Еще шесть таких стволов размещались в казематах кормовой части.
Фото: Акаги в гавани ВМБ Йокоска. Хорошо видны как три полетные палубы, так и башни 200-мм орудий. Предполагалось, что самая нижняя палуба будет использоваться бомбардировщиками, торпедоносцами и прочими тяжелыми самолетами, средняя - истребителями, а на третью, самую длинную, самолеты будут садиться. Красивая на бумаге идея встретила белого полярного зверька, едва только летальные аппараты стали тяжелеть и расти в размерах.
Но и этих сложностей японцам показалось мало, и конструкторы с упоением занялись яоем принялись конструировать эпически сложную схему отвода дыма. В то время как янки не мудрствуя лукаво свели все восемь дымоходов Лекса в один блок и вывели наверх огромную трубу, джапы захотели чего-то более изящного. Акаги еще повезло - на ней была опробована схема из двух труб, вспомогательной (применялась только для розжига топок и чадила как старый советский автобус) и основной, загнутой вниз. К сожалению, сам по себе дым как-то не очень хотел идти против законов термодинамики, так что приходилось нагнетать его вентиляторами, а заодно и охлаждать водой - чтобы горячий поток воздуха не мешал самолетам на палубе. Но вы не поверите - Акаги в этом плане еще повезло...
Фото: Кага в Йокоске, 20 ноября 1928. Если кто оскорбляется видом флага Rising Sun - терпите. Прекрасную схему отвода дыма на Кага здесь видно в полной красе: автомобилисты могут только мечтать о глушителе такого размера. Две монструозные трубы шли от котлов вдоль всего корабля к корме, даря обитателям ангара незабываемые акустические садо-мазо ощущения и превращая жителей кормы в чумазых негров.
Слава богу, к 1930-м японцы догадались, что как-то не торт. Первой на перестройку отправилась Кага, которую признали совсем унылой. В итоге корабли лишились всех своих "странных" черт, кроме загнутых вниз труб. Вместо трех палуб сделали одну большую, башни с крейсерскими орудиями убрали. Увеличение полетной палубы позволило расширить и ангар, а с ним - и количество самолетов.
Фото: Кага после модернизации, 1936 год. От некоторых вещей японцы так и не смогли избавиться - снятые с башен 200-мм орудия перенесли в казематы в корме, доведя общее число до 5 на каждый борт. Боевая ценность таких пушек была сомнительна - разве что рыбу глушить. Также полностью заменили силовую установку - вместо старых "линкорных" турбин на 91 000 лошадок поставили новые, аж в 127 килоконей. Правда, скорость при этом возросла всего лишь на 1 узел, так как в целом корабль разжирел почти на 9 тысяч тонн. В итоге Кага так и остался самым слоупочным эскадренным авианосцем. Не то чтобы 3 узла разницы с Акаги играли большую роль, но все же...
Акаги отправилась в сухой док после завершения работ над Кага, в 1935. Но если бывший линкор переделали всего за два года, то работа над Акаги затянулась на все четыре - сказалась Великая Депрессия. Обработка корабля напильником свелась к тем же действиям, что и на Кага. Полетные палубы объединились в одну 249 метровую - длиннее будет только палуба Тайхо, который не проживет и нескольких месяцев. Убрали и вспомогательную трубу - вместо этого расширили основную.
Фото: вид Акаги из кабины взлетевшего самолета. Хорошо виден уклон палубы к корме, сделанный ради торможения при посадке. В отличие от Кага, надстройка-остров у Акаги располагается по левому борту, в противовес массивной дымовой трубе на правом борту. Некоторые диванные эксперты полагают, что это сделано это для удобства пилотов. Мол, авианосцы действуют в паре и летчики могут при подлете определить, кто перед ними - Акаги или Кага. Не верьте, все это ерунда. Перенос надстройки на правый борт был сделан ради компенсации веса массивной трубы и с целью эксперимента - узнать, будет ли как-то влиять положение трубы и острова на турбулентные потоки над палубой. Опыт показал, что это совершенно монопенисуально, но джапы успели построить по такому же "зеркальному" принципу Хирю и Сорю.
Уже с 1937 (Кага) и 1938 (Акаги) оба авианосца начали свой боевой путь, приняв участие во второй японо-китайской войне. Весной 1941 года корабли стали частью Первого воздушного флота, стального кулака японской агрессии на Тихом океане. Акаги суждено было стать кузницей кадров для авианосного флота - именно на этом корабле служили Ямамото, Генда и Фучида.
Фото: Акаги (на заднем плане) и Кага (по центру) выдвигаются к острову Итуруп к месту сбора ударной группы для атаки Перл-Харбора, ноябрь 1941 года. Боевой путь кораблей был недолгим, но ярким и по-настоящему эпическим. Тщательно натерев американские яйца перчиком халапеньо, Акаги и Кага приняли участие почти по всех операциях японцев, обеспечив блицкриг на Тихом океане и хорошенько пнув британцев в Индийском. Справедливости ради стоит признать, что адмирал Соммервил сумел спасти ядро Азиатского флота Британии и избежал тяжелого разгрома, а Нагумо проворонил английские авианосцы, хотя они были у него под носом. Вскоре эта незначительная недоработка обернется трагедией - при Мидуэе японцы окажутся в похожей ситуации, судорожно пытаясь отыскать американский флот и потеряв на это драгоценное время. В 10:26 4 июня 1942 года на палубе Акаги разорвалась первая бомба из трех, отправивших корабль на дно океана.
Фото: палуба Йорктауна после попадания бомбы. На борту Акаги творилось еще более красочное гуро: повсюду взрывались бомбы и торпеды, самолеты вспыхивали как спички, а горящее разлившееся топливо определенно добавляло оптимизма. К сожалению, с фотографиями у самураев дело обстояло неважно, так что снимков с борта Акаги или Кага в момент гибели вы не найдете. Столь же отвратна была и ситуация с ПВО кораблей - и хотя на бумаге она состояла из солидных 12 120-мм универсалок и 14 25-мм скорострельных установок (на Кага была чуть иная конфигурация), не самая лучшая система управления огнем и отсутствие "среднего зенитного калибра" (у янки эту роль выполняли легендарные Бофорсы) аукнулись тотальным бессилием ПВО в критический момент. Впрочем, битва за Мидуэй будет освещена в отдельном посте.
Подводя итог можно сказать, что обе пары "эскадренных авианосцев" в американском и японском флоте были достойными представителями своего класса и заслужили эпитет "легендарные". Родившись линейными кораблями, они прошли операцию по смену пола - и надо сказать, весьма удачную. Так и не встретившись между собой, они сполна хлебнули и горя, и познали вкус победы. Впрочем, не только Япония и США перестроили свои броневанны после Вашингтонского соглашения - и в следующем посте мы обратим взор на Англию и Францию, чтобы потом вернуться к Тихому океану.
Лига историков
13.1K постов49.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения