Боевые действия подводных лодок после Второй Мировой войны. Часть 2. Индо-Пакистанские войны.

Читайте ранее:

Часть 1. Шестидневная война.

Индия и Пакистан получили независимость от Британской Империи в 1947 году, однако отношения новообразованных государств сразу же стали враждебными. Помимо различных национальных, этнических, культурных и прочих различий между народами Индии и Пакистана, важнейшими факторами напряжённости между этими странами стали:


- Отсутствие проведения Британской Империей при предоставлении независимости своим бывшим территориям чёткой демаркации границы. В результате под контролем Индии оказался ряд территорий, населённых преимущественно мусульманами – наиболее известным таким регионом является индийский штат Джамму и Кашмир. Спор вокруг этого штата привёл к первой Индо-Пакистанской войне уже через несколько месяцев обретения ими независимости. В результате Первой Индо-Пакистанской войны штат Кашмир был разделён между Индией и Пакистаном, причём за Индией осталось 60% площади. Эта же причина привела к Индо-Пакистанской войне 1965 года, закончившейся сохранением статуса-кво, который не изменился и по сей день.


- Изначально, после обретения независимости, Пакистан состоял из двух частей – Западного Пакистана (современная пакистанская территория) и Восточного Пакистана (современный Бангладеш). Фактическая изоляция двух частей государства друг от друга создавала множество трудностей и стала ещё одним камнем преткновения в отношениях Индии и Пакистана. При этом, Западный Пакистан практически во всех отношениях доминировал над Восточным, а его жители с точки зрения “метрополии” быстро стали людьми “второго сорта”. В дополнение к имевшимся этническим проблемам, к началу 1971 года это привело к политическому кризису в Восточном Пакистане, росту освободительного движения и гражданской войне, в которую вмешалась Индия, что и стало причиной Третьей Индо-Пакистанской войны в декабре 1971 года.


Военно-морские силы Индии и Пакистана.


С момента обретения независимости, Индия и Пакистан начали интенсивное наращивание вооружённых сил, в том числе и военно-морских, и к началу 1960-х годов обзавелись достаточно мощными флотами, естественно, по меркам региона, да и “третьих стран” того времени в целом. Флота этих противоборствующих стран имели практически все классы надводных кораблей, включая крейсеры и даже авианосец (у Индии). И Индия, и Пакистан, вплоть до середины 1960-х годов приобретали выводимые в резерв корабли бывшей метрополии, по достаточно низким ценам. Уже в 1948 году Индия получила у Британии лёгкий крейсер “Ахиллесс” класса “Линдер” (к слову, данный крейсер участвовал в первом морском сражении Второй Мировой – битве с немецким “карманным линкором” “Адмирал граф Шпее”), получивший название “Дели”, а в 1954 году приобрела крейсер “Нигерия” класса “Фиджи”, получивший название “Майсур”. Пакистан в 1957 году приобрёл у Британии крейсер “Диадем” (класса “улучшенный Дидо”) – в пакистанском флоте он стал называться “Бабур”.


В 1957 году Индия выкупает у бывшей метрополии недостроенный авианосец “Геркулес” и в 1961 году вводит его в состав флота под названием “Викрант”.

Боевые действия подводных лодок после Второй Мировой войны. Часть 2. Индо-Пакистанские войны. Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Холодная война, Подводная лодка, Флот

Авианосец «Викрант». Флагман ВМС Индии в 1960-70 годах. Полное водоизмещение — 19500 тонн. Состав авиагруппы в 1971 году — 10 истребителей «Си Хоук», 4 противолодочных самолёта «Ализе», 2 противолодочных вертолёта «Си Кинг».


По количеству эсминцев флоты Индии и Пакистана были сопоставимы – 5 у Пакистана и 6 у Индии. Тем не менее, Индия располагала значительно большим количеством фрегатов, сторожевых кораблей и т.д. и в целом индийский флот был значительно более боеспособным. Огромным преимуществом индийского флота была крайне развитая сеть военно-морских и операционных баз на обоих побережьях страны. В то время как Пакистан столь развитой системы базирования не имел, и не мог проводить каких-либо крупных операций вдали от своего берега. А в условиях огромного морского расстояния между Западным и Восточным Пакистаном – порядка 3 тысяч миль, обеспечить защиту своих коммуникаций и как-либо прикрывать Восточный Пакистан попросту не мог.


Осознавая преимущества индийского флота, пакистанские адмиралы обратили свой взор на подлодки, как на оружие, способное обеспечить изменение в их пользу “баланса сил”. В 1964 году Пакистан получил свою первую субмарину – “Гази”. Это была бывшая американская подлодка “Диабло” класса “Тэнч”, 1944 года постройки. После окончания Второй Мировой лодка прошла модернизацию и, не смотря на весьма почтенный возраст, была полностью боеспособна. Командование пакистанских ВМС возлагало на данную лодку очень большие надежды и рассматривало как основное ударное средство в борьбе с индийским флотом, т.к. её огромная дальность плавания в 11 тысяч миль позволяла ей свободно действовать у Восточного побережья Индии.

Боевые действия подводных лодок после Второй Мировой войны. Часть 2. Индо-Пакистанские войны. Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Холодная война, Подводная лодка, Флот

«Гази». Первая подводная лодка ВМС Пакистана

Действия подводной лодки “Гази” во Второй Индо-Пакистанской войне 1965 года


Вторая Индо-Пакистанская война началась 1 сентября 1965 года и на первом этапе была скорее пограничным конфликтом. Пакистанское командование уже на следующий день отправило в боевой поход свою единственную подлодку “Гази”. Лодка отправилась на позицию к Бомбею, куда прибыла к 5 сентября. При этом, Пакистан желал сохранить конфликт в рамках пограничного и не был заинтересован в дальнейшей эскалации, поэтому командиру “Гази” разрешалось вести только “ограниченные” действия. В задачу боевого похода лодки входила разведка, а атаковать разрешалось только 3 наиболее крупных индийских корабля – авианосец “Викрант”, крейсеры “Майсур” и “Дэли”.


Индийская разведка узнала о выходе в море пакистанской субмарины и получила разрешение атаковать её в случае обнаружения, в любом месте.


В ночь с 7 на 8 сентября, “Гази” обнаружила индийское соединение, вышедшее из Бомбея, но командир лодки не смог их правильно идентифицировать индийские корабли. По его оценке это была группа из “4 или 5 эскортных кораблей”, хотя на самом деле индийское соединение состояло из крейсера “Майсур” и 3 эсминцев, т.е. имело “разрешённую” для атаки цель. Однако из-за неправильного определения состава индийских сил, капитан “Гази” не стал проводить атаку. На следующий день, 9 сентября, подошедшие индийские фрегаты обнаружили лодку гидроакустическими средствами на большом удалении, но контакт был быстро утерян и не возобновлялся. “Профилактические” сбросы глубинных бомб, проведённые индийскими кораблями, имели нулевой эффект. 11 сентября индийцы вели интенсивный противолодочный поиск в районе Бомбея, но совершенно безрезультатно. Тем более, что пакистанская субмарина покинула район боевых действий из-за неисправности станции радиотехнической разведки и взяла курс на базу. На переходе в базу Карачу, торчащий над водой шноркель лодки был обнаружен индийским противолодочным самолётом “Ализе”, но вскоре контакт также был утерян, и найти лодку не удалось.

Боевые действия подводных лодок после Второй Мировой войны. Часть 2. Индо-Пакистанские войны. Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Холодная война, Подводная лодка, Флот

Индийский крейсер «Майсур»

12 сентября “Гази” прибыла в Карачи и, после кратковременного ремонта, через 2 дня снова вышла в поход к Бомбею. К тому моменту война перешла в более крупномасштабную “фазу” и лодка получила приказ атаковать любые индийские боевые корабли. Индийская разведка снова получила сведения о выходе лодки в море и с 17 сентября начало интенсивную поисковую операцию силами эскадры из 3 фрегатов. Фрегаты в течении 5 дней обследовали огромную площадь, удалось установить два “подозрительных” контакта, по которым производились атаки глубинными бомбами. Однако “Гази” находилась в совсем другом районе и противолодочных поисков индийцев даже не заметила.


22 сентября состоялась единственная атака “Гази” – она обнаружила недалеко от Бомбея индийский фрегат “Брахмапутра” и после многочасового сближения с ним дала четырёхторпедный залп. На лодке “слышали” 3 взрыва и решили, что потопили цель. Более того, командир лодки впоследствии был награждён высшим пакистанским орденом, а пакистанские СМИ широко “раструбили” о своей победе. На самом же деле на индийском фрегате даже не заметили ни лодку, ни выпущенные ей торпеды, которые прошли мимо. И уже после войны ВМС Индии специально приглашали журналистов на фрегат “Брахмапутра”, что бы показать, что с ним всё в порядке.


Использование своей единственной лодки, не принесло пакистанцам никакого реального успеха, в тоже время она значительно сковала силы индийского флота, который был вынужден отвлекать свои корабли для ведения противолодочных поисков. Кроме того, на начальном этапе конфликта, пакистанская субмарина была ограничена в своих действиях.


Развитие ВМС Индии и Пакистана в 1965-1971 годах.


Начиная с 1965 года Индия и Пакистан предпринимают серьёзные усилия по наращиванию своих подводных сил. Индия обзавестись подводным флотом пыталась ещё с 1950-х годов, но долгое время ей этого не удавалось. В начале 1960-х индийцы пытались купить у Британии современные на тот момент дизельные подлодки класса “Порпойс’, причём англичанам предлагалось продать их из состава своего флота, на что британцы ответили отказом. Неудачными оказались и попытки заказать в Британии постройку подлодок класса “Оберон” – пришедшее к власти в 1965 году правительство Лейбористов было поглощено внутренними экономическими проблемами и стало проводить масштабную политику сокращения оборонных расходов и в этих условиях отказало индийцам в предоставлении кредита для строительства субмарин. Стоит заметить, что в середине 1960-х индийские моряки целиком и полностью ориентировались на бывшую метрополию и до последнего смотрели только на британские корабли и подлодки. В условиях отказа Британии в постройке современных подлодок, Индия в итоге обратилась к Советскому Союзу, который уже давно предлагал Индии своё вооружение и технику. В результате уже 1 сентября 1965 года Индия заказывает у Советского Союза постройку 4 дизельных подводных лодок проекта 641 (“Фокстрот” по классификации НАТО). Что характерно, практически одновременно заказать такие же лодки у СССР пытались и Пакистанцы, однако переговоры быстро “заглохли”.

Боевые действия подводных лодок после Второй Мировой войны. Часть 2. Индо-Пакистанские войны. Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Холодная война, Подводная лодка, Флот

Индийская подводная лодка проекта 614 (»Фокстрот» по классификации НАТО)

В 1968 году Индия получила свою первую подводную лодку – “Кальвари”. Несколькими месяцами спустя, Индия получила ещё 3 подлодки. Помимо подлодок, Советский Союз поставил и множество других кораблей и судов для индийского флота, в частности ракетные катера, благодаря которым индийцы в войне 1971 года провели две крайне успешных операции против пакистанского флота, различные сторожевые, десантные корабли, корабли обеспечения и т.д.


Пакистан бросил все усилия на наращивание мощи подводного флота. Ещё в 1965 году у Италии были закуплены мини-субмарины и “человекоуправляемые торпеды” (судя по всему представлявшие улучшенные версии тех, на которых действовали итальянские подводные диверсанты легендарной 10-й дивизии МАС) для осуществления диверсионных действий против индийского флота. После долгих переговоров, в начале 1966 года Пакистан заказал во Франции строительство трёх подводных лодок класса “Дафне”. Построенные для Пакистана субмарины получили названия “Хангор”, “Шушук” и “Мангро”. Первые две были получены в 1970 году, однако “Мангро” пришла в Пакистан спустя несколько месяцев – многие её офицеры были бенгальцами, и, узнав о резне мирного населения, творимой пакистанскими войсками на их родине, дезертировали.

Боевые действия подводных лодок после Второй Мировой войны. Часть 2. Индо-Пакистанские войны. Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Холодная война, Подводная лодка, Флот

Подводная лодка класса «Дафне»


Действия подводных лодок в Третьей Индо-Пакистанской войне 1971 года.


Индо-Пакистанская война 1971 года – наиболее крупномасштабная из Индо-Пакистанских войн, и одна из крупнейших локальных войн второй половины 20 века. Причиной войны стал политический кризис в Восточном Пакистане – победившая на выборах там партия “Лига Свободы” требовала сначала автономии, а потом и полной независимости Восточного Пакистана. Пакистанские власти ответили вводом войск и террором против восточно-пакистанского населения (хотя в данном случае, пожалуй, более подходит определение “геноцид” – “нижние” оценки потерь мирного населения от действий пакистанских войск составляют полмиллиона человек). В результате в Восточном Пакистане началась масштабная партизанская война, справится с которой у Пакистана практически не было возможностей. Индия сразу же начала масштабную поддержку партизан, щедро снабжая их припасами и вооружением, а также организовав базы на своей территории. Напряжённость между странами возрастала.


21 ноября 1971 Индия фактически открыто вмешалась в гражданскую войну в Восточном Пакистане и регулярные индийские войска начали действовать в приграничных регионах. Хотя пакистанские войска уже фактически открыто воевали с индийскими, Пакистан и Индия не ещё не находились официально в состоянии войны.


Пакистан, осознавая, что партизанское движение в Индии подавить не удастся, пока оно “подпитывается” Индией, а также критическое положение своих войск в Восточном Пакистане после открытого вмешательства индийской армии, решил нанести мощный удар на западной границе с Индией, навязав ей войну на два фронта, и захватить приграничные территории, что бы использовать их в качестве инструмента для “торга” на мирных переговорах и вынудить индийцев уйти из Восточного Пакистана и отказаться от его поддержки.


Начало войны планировалось с нанесения сокрушительного удара по индийским аэродромам и завоевания, таким образом, полного превосходства в воздухе. Пакистанское командование рассчитывало повторить операцию “Мокед” ВВС Израиля, проведённую в первые часы Шестидневной войны 1967 года и уничтожившей большую часть арабской авиации на земле.


Война началась 3 декабря 1971 года с массированного удара пакистанских ВВС по индийским авиабазам, но ожидаемый результат был и близко не достигнут – самолёты индийских ВВС на приграничных аэродромах были заранее рассредоточены и удары лишь незначительно повредили взлётные полосы индийских аэродромов, которые были восстановлены через несколько часов. ВВС Пакистана до ВВС Израиля, на успехи которых они ориентировались, было всё же очень далеко, мягко говоря. После этого Индия официально вступила в войну и начались полномасштабные боевые действия.


Однако и индийские, и пакистанские военно-морские силы начали приготовление к боевым действиям заранее. Пакистанские подлодки ещё летом 1971 года проводили интенсивную разведку подходов к главным индийским военно-морским базам. В середине ноября 1971 года, пакистанский флот начал развёртывание своих подлодок, направив их к крупнейшим базам на побережье Индии.


Стратегия ВМС Индии в случае начала войны сводилась к блокаде побережья Восточного и Западного Пакистана с целью препятствия сообщения между ними и даже теоретической возможности подвоза вооружения и военной техники из каких-либо третьих стран. Серьёзным преимуществом индийского флота была крайне развитая система базирования и наличие обширной сети военно-морских и операционных баз на обоих побережьях Индийского океана.


Противопоставить этому Пакистан мало что мог – военно-морские силы, базирующиеся в Восточном Пакистане были совершенно ничтожны и состояли из речной флотилии и нескольких малых кораблей. А огромная удалённость между Западным и Восточным Пакистаном и отсутствие системы базирования и общее превосходство индийского флота не позволяли пакистанскому флоту противостоять индийцам в “открытом бою”.


Надводным силам пакистанского флота ставились исключительно оборонительные задачи – защита своих морских баз и препятствование индийскому флоту в нарушении морских коммуникаций. Задачи противодействия индийским ВМС ставились главным образом на подлодки. Своей главной целью командование пакистанского флота поставило потопление индийского авианосца “Викрант” – гибель такого корабля стала бы для Индии национальной катастрофой и в таком случае индийский флот как минимум уменьшил бы масштаб своих действий, если не полностью их прекратил.


Перед войной развёртывание 3 новейших лодок класса “Дафне” в районе Бомбея, а старая подлодка “Гази” (перед самой войной она завершила капитальный ремонт) отправлялась в Бенгальский залив. Целью её похода была база Вишакхапатнам на Восточном побережье Индии, где базировался индийский Восточный флот и флагман индийских ВМС авианосец “Викрант”. Резонный вопрос – почему пакистанцы послали для столь важной миссии самую старую подлодку? Ответ весьма прост – она единственная обладала дальностью хода, позволяющей действовать в Бенгальском заливе и у Восточного побережья Индии. Новые пакистанские лодки класса “Дафне” обладали, естественно, на порядок более высокими техническими характеристиками, но дальность плавания у них была весьма ограничена.


Согласно приказу командования подлодка “Гази” должна была отправиться к Восточному побережью Индии, и после того, как будет установлено, в какой из баз находится “Викрант” – в Мадрасе или Вишакхапатнаме, подойти к входу в бухту и ожидать дальнейших указаний. После получения сообщения о начале боевых действий, лодка должна была произвести минирование бухты, войти в неё, найти и потопить “Викрант”. Первоначально, к 23 ноября “Гази” подошла к Мадрасу, однако когда пакистанцам стало известно, что “Викрант” находится в Вишакхапатнаме, субмарина перешла туда.


Индийцы тоже не сидели “сложа руки”. В т.н. “угрожаемых период”, командующий Восточным флотом Индии, адмирал Кришнан, увёл свои корабли, во главе с “Викрантом” на секретную базу на Андаманских островах. Индийцы крайне опасались атак подлодок и самое главное – атак диверсионных сил пакистанского флота против своих кораблей. В реальности, угроза от диверсионных подразделений пакистанского флота для них не было. Отряд боевых пловцов Пакистана активно использовался для борьбы с партизанами в Восточном Пакистане и в результате серьёзных потерь и дезертирства бойцов бенгальского происхождения оказался попросту небоеспособным. Но индийцы об этом не знали. Кроме того, незадолго до войны индийская разведка перехватила радиограмму в Читтагонг, крупнейший порт Восточного Пакистана о наличии специальных масел, которые применялись только на подлодках. Как справедливо предположили индийцы – это свидетельствовало только об одном – пакистанские подлодки отправлены или уже развёрнуты в Бенгальском заливе.

Боевые действия подводных лодок после Второй Мировой войны. Часть 2. Индо-Пакистанские войны. Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Холодная война, Подводная лодка, Флот

Карта боевых действий на море в ходе Индо-Пакистанской войны 1971 года


Несмотря на уход Восточного флота на секретную базу, адмиралу индийскому Кришнану удалось ввести в заблуждение пакистанцев. Он специально оставил в Вишакхапатнаме эсминец “Раджпут”, который старательно ведя интенсивной радиообмен, в том числе посылая радиограммы от имени “Викранта”. И пакистанцы клюнули на эту уловку, решив что “Викрант” по-прежнему находится в своей базе.


Вместе с кораблями Восточного флота, вышла в поход 1 из 2 базировавшихся в Вишакхаптнаме индийских подлодок и направлена к берегам Восточного Пакистана. Две субмарины Западного флота также вышли в море с целью атаковать пакистанские суда.


К концу дня 3 декабря, пакистанские подводные лодки получили приказ о начале боевых действий. Подлодка “Гази” приступила к минированию гавани. Однако ещё днём она была обнаружена – командир поднял перископ что бы осмотреться, однако в этот момент лодка находилась в гуще рыбацких лодок. Увидев перископ, рыбаки бросили свои сети и в панике стали на полном ходу уходить к берегу. И уже вскоре из гавани вышел на “охоту” эсминец “Раджпут”. Он несколько часов безрезультатно искал лодку, пока уже после 21 вечера не установил гидроакустический контакт и сбросил две глубинные бомбы, после чего вернулся к гавани, решив что атака была безуспешной.


Но в 0.15 4 декабря, в бухте Вишакхапатнам раздался ужасающей силы взрыв – эсминец “Раджпут” даже подбросило из воды, а жители города в панике выбегали из своих домов, решив, что началось землетрясение. Утром рыбаки выловили из воды куски спательных жилетов с американской маркировкой, а срочно прибывшая команда водолазов нашла в районе места взрыва быстро нашла остов лодки. Взрывом полностью уничтожило корпус субмарины, вплоть до рубки. На следующий день водолазы опознали “Гази” и внутри подлодки нашли приказы пакистанского командования.


В последствие, уже после войны, и СССР, и США предлагали индийцам поднять лодку, но индийцы отказались, решив не тревожить прах погибших подводников, и остов лодки до сих пор покоится в месте своей гибели как братская могила пакистанских моряков. Точные причины гибели так и не были установлены. Имеется несколько наиболее вероятных версий гибели “Гази” – детонация мин и боекомплекта торпед вследствие удара о грунт, в свою очередь полученного в результате уклонения от атаки “Раджпута”; Детонация мин из-за повреждений, нанесённых глубинными бомбами; детонация уже выставленных мин и последовавший за этим взрыв лодки, взрыв мин при подготовке их к сбросу из-за неправильных действий команды. Существует версия о взрыве водорода из одной из аккумуляторных батарей в носовой части, и последовавшая за этим “цепная реакция” в виде взрыва боекомплекта. Есть даже версия о том, что “Гази” была потоплена индийской подлодкой. Впрочем, эта версия наиболее “фантастическая” и едва ли может быть правдоподобной, т.к. основана лишь на устных рассказах (как это обычно бывает – сильно извращающих реальность).


После “официального” начала боевых действий, Восточный Индийский флот незамедлительно приступил к реализации давно готовящейся блокады Восточного Пакистана. Тем не менее, ещё не зная о гибели “Гази”, индийские корабли в Бенгальском заливе вели себя крайне осторожно, ведя интенсивный противолодочный поиск. Несмотря на то, что пакистанских подлодок в данном районе не было, 4 декабря на индийском фрегате “Брахмапутра” установили гидроакустический “контакт”, который приняли за подлодку, а морякам на вахте почудился перископ. Другой фрегат сообщил, что и вовсе видит подлодку в надводном положении и начал обстреливать “призрак” из 114-мм орудия. На других кораблях уже “увидели” и “следы торпед”. Как видим, сама угроза подводных лодок держала индийских моряков в невероятном напряжении и в значительной степени сковывала их действия.


Индийские подводные лодки получили задачу атаковать пакистанские транспортные суда, но как только начались боевые действия, все корабли пакистанского торгового флота по кодовому сигналу сменили пакистанские флаги на флаги других стран и даже “подправили” названия. В результате, по политическим причинам атаковать пакистанские суда стало невозможным, и индийские лодки лишились главных целей для атак. В Бенгальском заливе, после того, как индийский надводный флот блокировал Восточно-Пакистанское побережье, судоходство было полностью прервано, и действовавшая там индийская субмарина не имела вообще никаких целей для атаки.


Теперь перенесёмся на “Западный” театр военных действий. Как говорилось выше, у Западного побережья Индии заблаговременно было развёрнуто 3 подлодки. Однако 1 декабря 1971 года пакистанская подлодка “Шушук” была вынуждена прервать поход из-за технических неисправностей и вернуться на базу. Это вынудило внести коррективы в имеющиеся планы, и две оставшиеся лодки получили приказы о передислокации на новые позиции, что было совсем некстати, в условиях, когда начало боевых действий ожидалось едва ли не с минуты на минуту.


Ночью 2 декабря, подводная лодка “Хангор” обнаружила крупное индийское соединение, идущее из Бомбея, в составе крейсера “Майсур”, шести фрегатов, двух танкеров и двух ракетных катеров. Однако приказа о начале боевых действий не было, поэтому командир “Хангора” ограничился отправкой радиограммы в штаб об обнаружении индийского соединения. До утра 3 декабря “Хангор” преследовала индийские корабли, пока те, из-за существенно большей скорости хода не “разорвали контакт”.

Боевые действия подводных лодок после Второй Мировой войны. Часть 2. Индо-Пакистанские войны. Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Холодная война, Подводная лодка, Флот

Подводная лодка «Хангор» в море

О начале боевых действий “Хангор” была извещена только в 8 утра 4 декабря, когда уже вовсю шла война, что вызвало крайнее огорчение у команды лодки, всего сутки назад преследовавших главные силы Западного флота Индии. После гибели “Гази”, “Хангор” была фактически единственной подводной лодкой, действовавшей против ВМС Индии. “Шушук” так и не вышла в море за всю войну из-за неисправностей, а “Мангро” была отправлена прикрывать непосредственные подступы к Карачи. Вскоре после начала боевых действий, на “Хангоре” сломался воздушный компрессор, что потребовало двухдневного ремонта в море, после чего субмарина вновь смогла вернуться к выполнению задания. “Хангор” подошла к Бомбею, и находилась на позиции до 8 декабря, но не нашла достойных целей для атаки – там оставались только различные мелкие корабли и суда. После безрезультатного патрулирования командир “Хангор” решил переместиться на север, на позицию в районе порта Диу, попытав удачу там.


К тому моменту инициатива в боевых действиях была полностью в руках индийского флота. В ночь с 4 на 5 декабря индийцы провели знаменитую операцию “Трайдент” – набег на главную базу пакистанских ВМС, Карачи, силами ракетных катеров. Крылатыми ракетами П-15 советского производства были потоплены эсминец “Хайбер”, тральщик “Мухафиз” и транспорт “Венус Челленджер”. Сопровождавший транспорт эсминец “Шах Джахан” получил критические повреждения, такие что в дальнейшем не подлежал ремонту и был списан. Ударами крылатых ракет с тепловыми головками самонаведения была сожжена большая часть нефтехранилищ порта. После этого поток грузов в Карачи снизился до минимума, и фактически таким способом индийский флот смог добиться транспортной блокады и Западного Пакистана.


5 декабря единственную атаку пакистанских кораблей предприняла индийская подлодка. Она обнаружила недалеко от Карачи пакистанское соединение из крейсера “Бабур” и 2 эсминцев и стала готовиться к атаке. Однако на эсминцах заметили поднятый перископ и на полном ходу рванули к месту нахождения лодки и обстреляли её глубинными бомбами из бомбёмётов. Применив экстренное погружение, индийская подлодка сумела уйти, впрочем пакистанцы утверждают, что нанесли ей повреждения. По некоторой версии, лодка даже успела выпустить торпеды, но если это и правда, то ни одна из них в цель не попала.


Несмотря на то, что инициатива в боевых действиях на море полностью была в руках индийских моряков, само нахождение в море пакистанских субмарин заставляло их изрядно нервничать. Тем более, что индийское командование считало, что в море действуют все три пакистанские подлодки класса “Дафне”. В результате индийцы постоянно выделяли крупные силы для ведения противолодочных операций, однако индийские корабли в течение нескольких дней бесцельно гонялись за “призраками”.


К 8 декабря, индийская разведка перехватила несколько радиограмм с подлодки “Хангор”, благодаря чему удалось идентифицировать лодку и установить район её предполагаемого местонахождения. В предполагаемый район нахождения лодки немедленно были отправлены 2 противолодочных фрегата – “Кукри” и “Кирпан” (названы в честь древнеиндийских клинков) из 14-й эскадры ВМС Индии. Дополнительно индийское командование перебазировало на авиабазы в данном районе 3 противолодочных самолёта “Ализе” и 4 противолодочных вертолёта “Си Кинг”, которые также приступили к поискам пакистанской лодки.


Однако “охотники” и “дичь” весьма быстро поменялись местами – гидролокаторы индийских кораблей несколько раз “попадали” в “Хангор”своими “лучами”, но контакт был быстро потерян и не возобновлялся, и скорее всего даже не был идентифицирован. Это в общем то “классическая” ситуация в ведении противолодочного поиска – эффективность гидроакустических средств, как активных, так и пассивных во многом зависит от гидрологических условий акватории, которые, зачастую, очень динамично меняются. Все флоты мира, располагающие подлодками, в ходе противолодочных учений или слежением за подлодками “вероятного противника” сталкиваются с ситуацией, когда сначала обнаруживают подлодку практически на максимальной дальности действия своих гидролокаторов, а потом быстро теряют контакт и уже спустя пару часов не могут обнаружить эту же лодку уже в сотнях метров рядом, а то и прямо под килем. Видимо, такое произошло и в ходе попыток поисков “Хангора”, тем более что гидрологические условия в Аравийском море, мягко говоря, далеки от идеальных.


И если индийские фрегаты так и не смогли обнаружить “Хангор”, то она легко “услышала” их шумы своей гидроакустической станцией, работающей в пассивном режиме – шумы корабля в десятки, а то и в сотни раз превосходят шум, создаваемый винтам подлодки. Много часов “Хангор” “висела на хвосте” индийских фрегатов, но из-за превосходства их в скорости, не могла выйти на дистанцию пуска торпед. Наконец, командир “Хангора” проанализировал движение индийских кораблей, и, учитывая что они двигались по огромному прямоугольнику, решил “подловить” их и выдвинулся к предполагаемой точке встречи. Задумка командира “Хангора” удалась – лодка в расчётном месте снова “услышала” индийские фрегаты и около 19 часов 9 декабря, оказавшись на выгодном курсе, начала сближение с индийскими фрегатами. После часового маневрирования, по данным гидроакустических средств “Хангор” выпустила торпеду с акустическим самонаведением во фрегат “Кирпан”, но торпеда в цель не попала. Вероятно, не сработал магнитный взрыватель и торпеда попросту прошла под килем. На “Кирпане” услышали торпеду в самый последний момент, и до этого на индийских кораблях, даже не подозревали о наличии подлодки. “Кукри” увеличил ход и попытался найти стрелявшую лодку, но спустя ещё 15 минут лодка выпустила вторую торпеду - уже в него. Эта атака была удачной – торпеда поразила “Кукри”, нанеся ему смертельные повреждения. Данные о том, сколько длилась “агония” фрегата разнятся – по одним данным он ушёл на дно более чем через полчаса после попадания торпеды.

Боевые действия подводных лодок после Второй Мировой войны. Часть 2. Индо-Пакистанские войны. Cat_cat, Длиннопост, История, История (наука), Холодная война, Подводная лодка, Флот

Индийский противолодочный фрегат «Кукри»

Продолжение в комментариях...

Источник: Cat_Cat Автор: Павел Румянцев

Личный тег автора в ВК — #Румянцев@catx2


Читайте также:

Военная тревога 83-го года. Мир на грани ядерного апокалипсиса.

Холодная война
Тяжёлые танки для блицкрига
История разработки M1 Abrams

Лига историков

13.1K постов49.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения