Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I

Да, это я. Вы наверное хотите знать, как я оказался в этой ситуации?
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6


Гибрид орлана и лошади

В 2010 году, пока военные энтузиасты и эксперты устраивали панихиду по российскому беспилотникостроению, специалисты "Специального технологического центра" (Санкт-Петербург) купили на aliexpress ворох комплектующих для сборки радиоуправляемого самолётика и... собрали радиоуправляемый самолётик. Получился он довольно симпатичным, его назвали "Орлан-10" и стали предлагать различным организациям.
Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

На него сразу же обратили внимание военные, игравшиеся с свежекупленным израильским I-View MK150, а обратили они внимание потому что "Орлан", будучи лёгким, простым и дешёвым, крыл этот самый "Ай-Вью" как бык овцу по большинству характеристик: максимальная взлётная масса – 18 кг, дальность – 120 км (а при использовании других "Орланов" в качестве ретрансляторов канала управления – до 600 (!) км), продолжительность полёта – 10-18 часов, скорость – 70 км/ч крейсерская, 150 км/ч максимальная, взлёт с простенькой катапульты, посадка на парашюте с надувной подушкой (что позволяет увеличить ресурс до 100 вылетов), сменная полезная нагрузка – 5-6 кг, в частности – комплекс фотокамер, гиростабилизированная ОЭС (оптико-электронная система наблюдения) с дневным или тепловизионным каналом, оборудование для ретрансляции связи, системы РТР (радиотехнической разведки) и РЭБ (радиоэлектронной борьбы)... Принятый на вооружение каких-то три года назад "Типчак" с  и рядом не валялся с "Орланом", так что когда последний прошёл госиспытания в 2012, военные сказали: "Берём!" Довольно скоро простой, надёжный и весьма эффективный для своего класса "Орлан" стал настоящей рабочей лошадкой и самым массовым БПЛА в ВС РФ.

Запуск и посадка "Орланов" на полигоне Капустин Яр. Можно увидеть кусочек интерфейса управления

Особенно полюбили его в артиллерии, где этот БПЛА стал глазами "бога войны". Учения показали, что применение "Орланов" позволяет значительно повысить тактическую гибкость (больше не нужно через десять инстанций взаимодействовать с летунами ВКС и ждать пока самолёт-разведчик прилетит, или рисковать наземной группой разведки, которая тоже не быстрая), точность артиллерийского огня и уменьшить расход боеприпасов.

Оператор за работой. Виден интерфейс дневного ТВ-канала.

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Боевое крещение "Орлан" получил в ходе конфликта на Донбассе. По понятным причинам о том кто, где и как их использовал можно только гадать, однако факт их присутствия там подтверждается как минимум фотографиями.

Упавший "Орлан" на фоне военнослужащих ВСУ

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Там же произошёл интересный эпизод – по словам ВСУ, ПВО обнаружило одиночный БПЛА, но вместо того чтобы сбить например "Буком", отправили на перехват... Ми-24П, который гонялся за ним более часа и якобы сбил. Если всё было действительно так, не говорит ли это о том, что СОЦ (станции обнаружения и целеуказания) систем ПВО обнаружили, но просто не смогли взять на сопровождение "Орлан"? Запомните этот момент, пригодится когда мы наконец доберёмся до того, с чем эти ваши БПЛА всё-таки едят.

Якобы сбитый Ми-24П "Орлан". Смущает отсутствие видимых повреждений - попадание из пушки ГШ-2-30 разнесло бы БПЛА в клочья

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Зато в Сирии "Орланы" (и "Форпосты" с "Элеронами") использовались на всю катушку без какого-либо стеснения, выявляя бабахские позиции, корректируя огонь артиллерии и фиксируя информацию результаты авиаударов.

Компиляция видео с различных БПЛА

Совсем недавний случай (октябрь 2020) – одним авиаударом были выпилены более 80 боевиков протурецкой группировки "Фейлак аш-Шам". Очевидно, что этот монстр-килл был обеспечен не в последнюю очередь наблюдением с БПЛА.

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Также именно "Орлан-10" нашёл штурмана сбитого турками бомбардировщика Су-24 Константина Мурахтина, за что сам беспилотник операторы были представлены к государственным наградам. Жаль только что вместо самого Су-24 не использовался ударный БПЛА... Но об этом чуть позже.

В целом, несмотря на кажущуюся примитивность, "Орлан" проявил себя как отличный БПЛА в своей нише, некоторые западные эксперты считают, что за счёт плотного взаимодействия с артиллерией его даже можно считать ударным, однако лично по моему мнению – ему не хватает лазерного целеуказателя для наведения корректируемых бомб, ракет и снарядов, и, видимо, не один я так думаю, поскольку в этом году на вооружение должен будет поступить (или уже поступил) усовершенствованный БПЛА "Орлан-30", основным отличием которого от предшественника является новая ОЭС с лазерным целеуказателем. Он уже успел полетать в Сирии и пройти госиспытания, но сожалению информации о нём мало, так что пока просто фоточка:

Орлан-30

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост


Альтаир

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

К 2011 году облик перспективных БПЛА MALE (мужицкий Medium Altitude Long Endurance – средневысотный, большой продолжительности полёта) и HALE (High Altitude Long Endurance– большой высоты и продолжительности полёта) классов был сформирован (понятно что "облик" не в смысле как они должны будут выглядеть, а каким характеристикам должны удовлетворять). В тендере на разработку HALE БПЛА участвовали известное по проекту ударного БПЛА "Дань-Барук" ОКБ "Сокол" (ныне ОКБ Симонова) и сдувшие пыль со своего БПЛА "Скат" РСК "МиГ", победили первые. ОКР (опытно-конструкторская работа) получила название "Альтаир", и уже в 2012 году на фото засветилась масштабная моделька, позволившая узнать как будет выглядеть перспективный беспилотник:

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

На авиасалоне МАКС-2013 показали официальное изображение...

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

А в 2014 по телеку показали сборочный цех, где собирался первый лётный прототип.

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Первый полёт "Альтиус" (такое называние получил сам БПЛА комплекса "Альтаир") совершил в 2016 году, а в 2018 взлетел третий прототип с измененной формой носового обтекателя, под которым теперь скрывается спутниковая система связи.

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Судя по регулярным новостям, с разработкой всё шло хорошо, однако ещё в 2017 году ОКБ Симонова пожаловалось на нехватку средств и запросило помимо уже выделенных 3 млрд руб. ещё 2 млрд, а в 2018 году разразился скандал – гендиректор ОКБ Александр Гомзин был арестован по обвинению в мошенничестве и нецелевом расходовании средств на сумму 1 млрд рублей.

Никогда такого не было, и вот опять.

– Виктор Черномырдин, русский Цицерон.

Разработку "Альтаира" передали Уральскому заводу гражданской авиации, который в то время собирал по лицензии БПЛА "Форпост" (IAI Searcher II), а также занимался процессом его полной локализации (об этом чуть позже), что сразу дало повод для слухов о том, что обвинения в мошенничестве было лишь поводом для того чтобы отобрать у ОКБ Симонова перспективную разработку, на что намекал и сам Гомзин в своих интервью, мол "я не я, корова не моя, и вообще это всё рейдерский захват". Ну, как грится, следствие покажет (или нет).
В результате всей этой свистопляски, разработка "Альтаира" отстала – если по плану приёмка должна была быть в 2018 году, то в реальности контракт на ОКР по созданию финального облика БПЛА "Альтиус-РУ" (РУ – разведывательно-ударный) был подписан лишь в декабре 2019 года. Скорее всего, "Альтиус-РУ" будет принят на вооружение не раньше чем через 2-3 года.

Бомба со спутниковым наведением УПАБ-500 на пилоне "Альтиуса-РУ"

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост


Иноходец


За право создать БПЛА MALE-класса боролись питерский "Транзас" (впоследствии подразделение беспилотников было выделено в отдельную "Группу Кронштадт") и ОКБ Туполева. Ну, как боролись... Туполевцы снова предложили Ту-300 и моментально были посланы в лес.
"Транзас" – одна из немногих российских компаний, которыми можно без шуток гордиться. Основанная ещё в СССР в 1990 году, она довольно скоро стала одним из мировых лидеров в области решений для морской навигации, связи и тренажёров. На МАКС-2009 они представили БПЛА "Дозор-600", быстро ставший объектом восхищения и пристального внимания, не в последнюю очередь из-за того что сильно смахивал на MQ-1 Predator ("Хищник").

Дозор-600

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Победив в тендере на ОКР, получившей название "Иноходец", транзасовцы принялись не сопли жевать, а работать работу, да так усердно, что забили на все остальные свои БПЛА.
Несколько лет стояла звенящая тишина. О MALE БПЛА отечественного производства никто уже даже не мечтал, пока однажды в интернете не появился спутниковый снимок российского аэродрома со странным беспилотником...

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

... а потом и мутная фоточка с мобильника...

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

А в 2017 году на авиасалоне МАКС теперь уже "Группа Кронштадт" подробно рассказали и показали всё (что им позволило рассказать и показать МинОбороны) об их новом БПЛА "Орион".

Орион

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Взлётная масса – 1200 кг
Полезная нагрузка – 200 кг
Продолжительность полёта – до 24 часов
Максимальная высота – 7000-7500 м
Скорость – 200 км/ч
Дальность полёта – до 300 км

Забавно, но генеральным конструктором "Ориона" был Н.Н. Долженков, главный конструктор учебно-боевого самолёта Як-130 и... БПЛА "Пчела"! Да, именно под его руководством в 1983 всего за год был создан какой-никакой, но всё же аналог израильских "Скаутов" и "Мастиффов".

Николай Николаевич (слева) рядом с какой-то летающей штукой, мезозойская эра

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Николай Николаевич (теперь уже справа) грозно смотрит на монитор, 2016 год

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Основной проблемой при разработке этого БПЛА было то, что для машины такого класса на алиэкспрессе основные узлы и агрегаты уже не купить, а приобретать у серьёзных зарубежных поставщиков чревато тем, что из-за геополитики их просто могут однажды перестать поставлять (как произошло недавно с "Байрактарами"). Кронштадтцы не стали ждать и надеяться, и просто спиздили провели реверс-инжиниринг ранее купленных элементов конструкции, например: изначально предполагалось устанавливать такой же, как и у "Хищника" первых версий, австрийский двигатель Rotax-912, но потом решили заменить его на отечественную копию под названием АПД-115. Мощности получившегося двигателя было в принципе достаточно, но всегда же хочется большего? На двигатель было решено установить турбонаддув, так что был куплен тридцать пятый гарретт была проведена конструкторская работа, разработана отечественная турбина и блок управления двигателем, и тут начались какие-то юридические проволочки с субподрядчиком. Чем всё это закончилось/кончится, я пока не берусь сказать, однако даже на существующем двигателе "Орион" вполне неплохо летает.

ОЭС – как в лучших домах Европы. Телевизионный канал с широким углом обзора, телевизионный канал высокого разрешения переменной кратности, тепловизионный канал, лазерный дальномер/целеуказатель (безопасный для глаз!) Называется она МОЭС (очень оригинально), основана на южноафриканской платформе Argos и, вероятнее всего, уже полностью локализована.

Жизнерадостно выглядящая ОЭС МОЭС

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

На борту также имеется РЛС (радиолокационная станция) МФ2 с АФАР (активной фазированной антенной решёткой.
Даже АРМ (автоматизированное рабочее место) операторов построено на основе приснопамятного Эльбрус-8С и Astra Linux в качестве ОС.
Но самое главное – "Орион" не просто разведчик, это полноценный разведывательно-ударный БПЛА.

Две бомбы (вероятнее всего варианты КАБ-100) на пилонах "Ориона"

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Ведущая российская компания по разработке и производству АСП (авиационных средств поражения) с потрясающим названием "Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение" на недавно прошедшей выставке "Армия-2020" показала целую кучу боеприпасов, разработанных специально для БПЛА. От обычных бомб и ракет, применяющихся с самолётов, они отличаются в первую очередь массой и размерами, а также тем, что большинство из них управляемые (промах стокилограммовой авиабомбы на 15 метров – это совсем не то же самое, что и такой же промах полутонной чугунки, так что беспилотник должен бить точно в цель). Забавно, что БЧ (боевые части) малокалиберных бомб сделаны на основе БЧ РСЗО "Град" и "Ураган".

КАБ-100 с различными ГСН (головками самонаведения)

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

"Орион" уже успел полетать в Сирии, любимом полигоне ВС РФ, но насчёт применения АСП информация неоднозначная, я склоняюсь к тому что задачи выполнялись исключительно разведывательные. Наконец, совсем недавно в октябре первые три "Ориона" поступили на вооружение ВС РФ.

Боевые беспилотные летательные аппараты и с чем их едят, часть 7: Через тернии в воздух, глава I Беспилотник, Война, Авиация, Россия, Мат, Видео, Длиннопост

Таким образом, с огромным отставанием от США (без малого 20 лет), РФ вступила в клуб обладателей  ударных беспилотников, получив свой аналог "Хищника" (MQ-1 Predator), хотя и кое в чём ему уступающий – в частности у "Ориона" отсутствует спутниковый канал управления; также спешу напомнить что ВВС США обладают гораздо более мощным "Жнецом" (MQ-9 Reaper), а про сравнение до сих пор не готового "Альтиуса" и RQ-4 даже говорить не хочется. Есть ли какие-нибудь подвижки в этой области? А что у других стран? Узнаем в следующей части!

Авиация и Техника

9.5K постов17.6K подписчиков

Правила сообщества

Правила Пикабу