Боевой флот средневекового Китая

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Когда говорят о величии Древнего Китая, обычно сразу находятся фыркающие, «знающие», что стену построили не китайцы для защиты от конных набегов мощнейшей конницы хунну в в 3 в. до н.э., а русские для защиты от диких китайцев. Что стена, разумеется, имеет зубцы в сторону Китая (в то время, как стена имеет бойницы чаще всего на две стороны, плюс столько различных участков, построенных за тысячи лет, что это даже немыслимо) и обычно ещё говорят, что китайцы построили стену буквально пару лет назад, как и Шаолинь. И естественно, китайцы взяли и сожгли все документы, а потом написали себе историю какую хотели, приписав себе порох, компас, бумагу, бумажные деньги, морские корабли, ракеты, пушки и всё-всё-всё.


Истина как обычно рядом: в Китае жило столько народа, что в 13 в. как-то хотели издать свод правил для всех чиновников, но подсчитали, что на его написание только для всех протокольных случаев уйдёт 30 лет. Если посадник в Новгороде мог знать всех жителей хотя бы примерно по домам, если не в лицо, император физически не мог запомнить даже должности высших чиновников, не то, что имена или лица. А записывали они историю о старой императорской династии при новой почему – они не писали на бумаге, которой давно уже пользовались, а печатали с деревянных резных оттисков – их делали тысячами и складывали в горы в типографиях. Если не разобрать миллионы (не шучу) документов старой династии, свои куда складывать? Вот и устраивали форматирование архивов, тогда историков и археологов не было, кому это было нужно кроме двух-трёх придворных летописцев. Ну и всякие новохроноложцы пользуются незнанием большинства населения (что вы помните из курса средней школы про средневековую Русь, не говоря про Китай?), искажая историю этой гигантской страны, павшей первой под монгольскими копытами и первой от них освободившейся. Я как-нибудь подробнее расскажу о Китае, его быте и оружии, но сегодня о поразившем меня – флоте Китая, пусть вас не пугают эти династии, смотрите на годы их существования и не старайтесь запоминать, это всего лишь тамошние Рюриковичи, Романовы и Гогенцоллерны. И если вы думаете, что я снова про флот адмирала Чжэн Хэ – нет, мы посмотрим на флот Китая примерно на 1000 лет пораньше. Это не фоменковские фантазии или выдумки его китайского коллеги – это немые свидетельства подводной археологии в виде каменных якорей весом в тонну, лежащих в музеях.

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Первые китайские военные корабли представляли собой адаптацию к военным нуждам гражданских судов. Некоторые из старых китайских авторов приписывают историю первого корабля императору Фу Си, одному из пяти великих правителей легендарного периода 2852–2205 гг. до н. э. Фу Си был прорицателем и философом, подарившим китайскому народу плот, это уникальная особенность Китая, где прототипом кораблей была не долблённая лодка, а плот. На юге и в центре Китая в изобилии растёт бамбук, из которого удобно делать плоты, буквально до последнего времени для строительства плотов на Хуанхэ использовали овечьи и козьи шкуры, наполненные воздухом. Большие плоты могли достигать в длину 12 метров и покоиться на 200 шкурах. Первое известное нам изображение китайского боевого корабля сделано на бронзовой вазе, датированной IV в. до н. э. Надпись на кувшине гласит, что это корабли эпохи Враждующих государств (463–221 гг. до н. э.). На изображении показан двухэтажный корабль: гребцы занимают нижний этаж, тогда как на верхнем этаже находятся воины, вооружённые топорами и короткими мечами, а также развеваются флаги. Другое похожее изображение относится к раннему периоду Хань (202–209 гг. до н. э.). Здесь заметно больше лучников, на правом корабле один солдат бьёт в барабан.


В 486 г. до н. э. в период Чунь-Цю («Весна и Осень») мы встречаем упоминания о боевых кораблях, по характеристикам похожих на те, что применялись и веком позже, особенно крупной была экспедиция в Корею в 108 г. до н. э. Известны подробности боевого применения кораблей в период Трёх Царств (221–265 г.). Это был период расцвета китайского военного романа, письменные источники сообщают нам о двухкорпусных кораблях, которые атаковали небольшие лодки, на носу которых стоял окованный железом таран. Тремя столетиями позднее, в 584 г. гениальный флотоводец Ян Су сверг династию Чень, а позднее построил однокорпусной корабль с пятиэтажной башней. В годы правления династии Тан в VIII в. трёхэтажные корабли имели «бастион, гербы, флаги и катапульты». В это же время китайцы освоили «греческий огонь» и стали активно применять его в ходе морских сражений.


На этой иллюстрации изображён бой на реке Янцзы у Нандзина в 975 г. между флотами династий Сун и Тан. Башенный корабль (лоу-чуань) династии Тан представляет собой классический китайский боевой корабль многоярусной конструкции. По бортам имеются амбразуры и другие отверстия для арбалетов и пик. На верхнем ярусе башни установлены требюше и переносная жаровня, на которой раскаляются снаряды. Широкий изогнутый нос украшен изображением свирепой тигриной морды. Дверь открывает доступ в носовое отделение.

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост
Боевая джонка конструктивно походит на башенный корабль, но имеет меньшие размеры, состоит только из одного яруса и намного хуже защищена. Как и на башенном корабле, на боевой джонке гребцы сидели по бортам. На корме джонки надстройка, из которой капитан руководит боем. Китайская тактика корабельного боя делала акцент на артиллерийской дуэли, избегая абордажа. Корабли перестреливались из катапульт и арбалетов. Для того, чтобы не допустить ближнего боя применяюсь так называемое «ударное оружие», представлявшее собой длинную 15-метровую жердь с тяжёлым поперечным железным наконечником. Здесь корабль династии Тан несет по три таках устройства на каждом борту. Когда корабль противника приближался на опасное расстояние, ударное оружие высвобождаюсь, и под собственной тяжестью падаю, пробивая наконечником палубу противника. Небольшие лодки можно было даже потопить таким ударом, тогда как более крупные корабли оказывались блокированными. Теперь, когда противник не мог начать абордаж, более крупный корабль спокойно расстреливал его из арбалетов или применял греческий огонь. Впрочем, греческий огонь представлял опасность не только для противника, но и для стороны, его применяющей. Известны случаи, когда неблагоприятный ветер или встречное течение гнало огонь назад. Здесь корабль династии Тан поливает зацепленную джонку противника греческим огнём, а солдаты джонки отстреливаются из арбалетов.
Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Династия Сун правившая с 960 по 1279 г. активно развивала флот, с этой целью была основана крупная верфь в Ханчжоу и ряд других верфей. Первый император династии Сун уделял кораблестроению большое внимание и часто лично посещал верфи, оно и понятно – литература и романы хорошо, но государство состоит из сплошных рек и морского побережья. Поначалу флот строился для борьбы с пиратством, но вскоре флот оказался кстати и в войне с государством Цзинь, всё происходило на фоне ожесточённых морских сражений яванцев, камбоджийцев и цейлонцев (не буду вдаваться в подробности). В 1234 г. царство Цзинь прекратило своё существование, после оккупации монголами, которые тут же вторглись в Сун и воевали уже до победы. С необходимостью действий на море монголы не сталкивались вплоть до 1231 г., когда они вторглись ещё и в Корею.


Первая операция монгольского флота произошла в 1265 году — крупное сражение при Дяою в провинции Сычуань. Монголы не только выиграли сражение, но и захватили 146 кораблей противника, которые и составили ядро монгольского флота. Скорость, с какой рос монгольский флот, достойна удивления. Один китайский историк отмечал: «Готовность, с какой монгольская нация кочевников, понятия не имевшая о море, занялась созданием военно-морского флота, поражает». Чтобы исключить возможность поражений от успешно огрызавшейся Сун в будущем, монголы ввели в строй ещё 500 кораблей. Интересно происхождение этих кораблей: в устье Янцзы находится несколько наносных островов. На самом крупном из них — Чунмине — находилась база пиратов Чжу Циня и Чжан Сюаня. Пираты предложили свои услуги монголам и их предложение было принято. Благодаря помощи пиратов монголам удалось переломить ситуацию в Корее, был заключён мир, по которому корейский флот отходил к монголам. В 1274 г. монголы предприняли первую безуспешную попытку вторгнуться в Японию.

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Покоряя Южный Сун, хан Хубилай основал новую династию китайских императоров — Юань. В дальнейшем он снова обратил свое внимание на Японию. В 1281 г. он предпринял второе вторжение, но и оно оказалось неудачным. В течение следующего года монгольский флот занимался охраной конвоев с зерном, шедших из южного Китая в Пекин. Эту задачу возложили на бывших пиратов Чжу и Чжана. Морские конвои оказались достойной альтернативой речному транспорту. Кроме того, монголы получили опыт, которым воспользовались в ходе своих дальнейших морских экспедиций в Юго-Восточную Азию.

Юго-Восточная Азия встретила монголов густыми джунглями, длинными реками, тучами насекомых и тропическими болезнями. Первой жертвой монголов стал Вьетнам: туда отправился отряд численностью 5000 человек на 100 кораблях. Царь Чампа ушел в горы и развязал партизанскую войну против монголов, вынудив тех отступить. В устье Красной реки у Хайфона, где несколько веков назад вьетнамский полководец разбил китайцев, Тран Хунг Дао повторил победу, на этот раз разбив монголов. Он подождал высокого прилива и заманил монгольский флот туда, где дно было заранее утыкано кольями из железного дерева (их нашли, стоят в музее). Когда прилив сменился отливом, монгольские корабли сели на мель и повредили себе днища. В 1292 году монголы предприняли морскую экспедицию против Явы.


Вскоре династия Юань «утратила мандат небес на правление». Повстанческая армия Чжу Юаиьчжаня заняла Наньчан, превратив город в свою базу. Отсюда Чжу Юаньчжань развернул боевые действия против монголов и других повстанческих командиров, пытавшихся занять место верховного командующего повстанцами. В сражении на озере Поян в 1363 году он одержал победу над монголами, в 1368 году занял Пекин и в том же году провозгласил себя первым императором новой династии Мин. Флот Мин стяжал славу империи. Такие командующие, как евнух Чжен Хэ провел впечатляющие походы на Суматру, Цейлон, Индию и даже Африку, откуда в 1419 году он привёз в Китай львов, леопардов, верблюдов и жирафов.


Как выглядел корабль Колумба по сравнению с китайским флагманом

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Типы китайских кораблей и технологии кораблестроения


Сампан


Первые цельнодеревянные китайские корабли называются словом, вошедшим почти во все языки мира. Это слово сампан. Оно состоит из двух корней: «сан» — три и «пан» — доска. По-видимому, сампаны происходили от плотов с тремя продольными досками рамы. Для улучшения мореходных качеств плота со временем к нему добавилась нос и корма. Первое изображение китайского сампана относится к 147 г. н. э. Сампан показан ведущим морской бой. Лодки на рисунке имеют характерную форму. Солдаты на лодках вооружены мечами и щитами, у одного из них имеется лук со стрелами. На корме лодки сидит гребец, который приводит сампан в движение.

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Вечная китайская джонка


Наиболее распространённый тип китайского корабля — джонка. В европейском письменном источнике первое упоминание о джонке датируется 1555 годом. По-видимому, слово «джонка» происходит от китайского чуань, означающего «лодка». Хотя в современных европейских языках слово «джонка» приобрело пренебрежительные коннотации, в своё время китайские джонки далеко превосходили европейские корабли. Для сравнения можно назвать такие конструктивные особенности китайских джонок как водонепроницаемый корпус, сбалансированное перо руля и лисели появились на джонках задолго до того, как их изобрели в Европе. За столетия конструкция джонки отточена до совершенства и возведена в канон. От канона допустимы минимальные отклонения, но они не должны противоречить основным принципам конструкции. Методы строительства варьировались в зависимости от места строительства, типа и размера джонки, но в целом процесс строительства проходил стереотипно.


На первом этапе строительства поверх киля укладывались доски днища. Доски соединялись с помощью кованных железных скоб, образуя неразъёмный щит. Затем по всей длине днища с необходимыми интервалами устанавливались поперечные ребра, закреплявшиеся на днище. Плотники работали без линеек. Доски днища обрезали по натянутой верёвке. Затем укладывались доски обшивки борта, притягивались верёвками и прибивались гвоздями. Палубные бимсы, обычно из твёрдой древесины, врезались в верхнюю доску борта. Далее устанавливались шпангоуты, состоявшие из двух-трёх деталей, соединённых в замок и закреплённых толстыми гвоздями. Нос и корма сооружались подобным образом, их конструкция несколько различалась в разных районах страны. После того, как корпус был готов, настилали палубу. Зазоры между досками обшивки конопатили. Для этой цели использовали смесь извести и древесного масла. Полученная смесь затвердевала в течение 48 часов, образуя водонепроницаемый слой.


Морские торговые джонки строились в большом количестве на протяжении периодов правления династий Сун и Юань. Китайская джонка изображена на барельефе в Ангкор-Томе в Камбодже, датированном 1185 г. Похожие по конструкции корабли монголы использовали в качестве боевых кораблей в ходе своих заморских кампаний. Изображение монгольских джонок мы находим на Свитке Монгольского вторжения, посвящённому походам монголов в Японию в 1274 и 1281 гг. Джонки имеют одну палубу с небольшими надстройками, большое перо руля и четыре мачты, на китайских джонках имелись водонепроницаемые переборки — вещь совершенно неизвестная в Европе. Надо также упомянуть «песчаные корабли», которые в действительности были вполне мореходными кораблями «с плоским днищем и широким корпусом, благодаря чему они могли свободно двигаться вблизи песчаных отмелей без риска сесть на мель». Фактически, это были джонки без киля.

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Боевые корабли: Лoy чуань


Буквально название этого типа переводится как «башенный корабль». Это были трехэтажные боевые корабли с укрепленными верхними палубами. В отличие от многоэтажных кораблей эпохи Хань, у башенных кораблей имелись сплошные борта поверх одного корпуса. Сохранилось множество свидетельств о ведущей роли башенных кораблей — лоу чуань — в составе китайского флота, начиная с династии Хань и до династии Мин. Поэтому мы хорошо представляем себе то, как выглядели эти корабли. Они были многоэтажными, в их бортах имелись бойницы для стрельбы из арбалетов и действия пиками. Требюше (тяговый и с противовесом) устанавливался на верхней палубе рядом с переносной жаровней, предназначенной для накаливания железных снарядов. Позднее, уже во времена династии Мин, вместо требюше стали использовать пушки и другое огнестрельное оружие. Широкий и выгнутый нос украшался изображением свирепой тигриной морды. Из центральной башни в носовую часть корабля и к борту можно было попасть через двери. Вся конструкция, если верить описаниям, напоминала крепостную стену.

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Колёсные боевые корабли


В 1842 г. во время Опиумных войн в устье Янцзы произошло сражение между китайским и британским флотом. Командующий английский флотом в рапорте отмечал, что в составе китайского флота также имелись колёсные корабли, хотя и работавшие не на энергии пара, а приводившиеся в движение мускульной силой человека. Командующий завершил свой рапорт снисходительным предположением о том, что по-видимому, китайцы пытались скопировать английские технологии, но за неимением паровых машин решили проблему имеющимися средствами. На самом деле, все обстояло прямо противоположным образом.


Ещё до периода Весны и Осени в китайской литературе встречаются упоминания о колёсных кораблях. Иногда это просто сообщение о кораблях, способных преодолеть большие расстояния без помощи ветра и приводимых в движение людьми, полностью скрытыми внутри корабля. Противники, не видя весел и гребцов, часто считали, что корабли движутся духами. В описании сражения, произошедшего в 418 г., упоминаются корабли, отходившие от пристани «сами по себе». Спустят полтора столетия мы читаем о «ножных лодках», благодаря чему мы узнаем о том, на каком принципе работали колесные корабли. В 782 г. появился следующий текст: «Ли Гао всегда интересовался искусными машинами. Он построил корабли, каждый из которых имел по два больших колеса по бортам, приводимые в движение топчаками. Корабли двигались как ветер, поднимая волны, словно на них стояли паруса».


Под топчаками здесь следует понимать небольшие колеса, внутри которых бегали заключённые. Китайские топчаки представляли собой сравнительно компактные устройства, в виде оси, из которой радиально отходили педали. На эти педали и наступали рабочие. Поскольку все китайские тексты отмечают большую скорость колёсных кораблей, можно предположить, что между гончаком и гребным колесом имелся какой-то редуктор.

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Во времена империи Южный Сун колёсные корабли играли большую роль в войне. После того, как династия Сун отступила под натиском династии Цзинь за Янцзы, река превратилась в границу, по которой постоянно курсировали колёсные корабли, предотвращавшие попытки северян прорваться на южный берег. В 1130 году флот Сун сумел отрезать войска Цзинь, прорвавшиеся за Янцзы, а в 1132 г. в рапорте говорилось, что для обороны речной границы протяженностью в тысячи ли требует флота. Автор затем добавляет, что был построен «боевой корабль — летучий тигр» с четырьмя колёсами на борт. Каждое колесо имело восемь лопастей и вращалось четырьмя матросами. Корабль мог проходить в сутки тысячу ли (500 км).


Наиболее известный случай применения китайских колёсных кораблей произошёл в ходе эпической осады Сянъяна (современный Сянфан в провинции Хубей) в 1267–1272 гг. Это было отчаянное сопротивление Южного Сун наступающим с севера монголам. В ходе осады Сянъяна были впервые применены требюше с противовесом. Широкое применение нашли и колёсные корабли. Два героя царства Сун повели конвой из 100 колёсных кораблей, груженных различными припасами, в осаждённые города Сянъян и Фанчен, лежавших друг напротив друга по берегам реки. Конвой подождал наступления темноты, прежде чем пуститься в обратный путь, но монголы подожгли по берегам стога сена, осветив реку. Корабли принят прямоугольный строй, каждый корабль был вооружён требюше с запасом бомб и древесного угля, а также тяжёлыми арбалетами. Корабли шли по реке, держа красные фонари в качестве позиционных огней, монголы начат обстрел флота из требюше. Палуба китайских кораблей была «по лодыжки залита кровью». Конструкция колёсных кораблей позволяла использовать их как в наступлении, так и в обороне, поскольку фальшборт состоял из раздвижных щитов, которые можно было открыть и метать в противника стрелы и гранаты.


Анализируя литературу времён империи Южный Сун, посвящённую колёсным кораблям, можно заметить, что большие корабли часто имели нечётное число колёс. Это означает, что одно колесо находилось на корме. Манёвренность корабля во многом определялась независимой работой колёс правого и левого борта, благодаря чему корабль мог разворачиваться практически на месте, даже без помощи рулевого пера. Таким образом, рулевое перо становилось ненужным, а на освободившееся место можно было поставить дополнительное колесо. Интерес представляет численность колёсных экипажей. Так в 1203 г. четырёхколёсный корабль приводился в движение 28 матросами, тогда как более крупный, но также четырёхколёсный корабль требовал экипажа в 42 человека. Наиболее многочисленный колёсный экипаж, отмеченный в письменных источниках, составляет 200 человек. При этом, вероятно, использовалась та же система, что практиковалась вплоть до XIX века, когда с помощью нескольких соединительных тяг и эксцентриков три топчака соединяли с одним колесом.

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост

Источник периода правления династии Мин (XV в.) даёт нам живое представление о том, что происходило, когда колёсный корабль сближался с противником. Этот опыт можно смело экстраполировать и на более ранние времена, так как он относится к периоду до распространения огнестрельной артиллерии:


«Палуба над трюмом позволяла проходить по кораблю от носа до кормы. Большой бимс поддерживал бортовые проходы, закрытые щитами шириной два фута и длиной пять футов. Щиты можно было раздвигать наподобие оконных рам. При появлении противника в него метали бомбы, зажигательные гранаты и огненные пики. При этом противник не видел что происходит внутри корабля. Когда противник ослабевал, щиты внезапно распахивались, а за ними в готовности стояли солдаты. Кроме того, для защиты экипажа растягивались невыделанные бычьи шкуры. Изнутри корабля солдаты метали зажигательные гранаты и ядовитые дымовые шашки, а также метали дротики с железными наконечниками и забрасывали абордажные крючья. Благодаря всем этим мерам вражеский корабль сгорал».


Китайские колёсные корабли действительно представляли собой грозные боевые единицы. Конечно, в открытом море их возможности были сильно ограничены, но в устьях и на реках они доминировали на протяжении столетий, служа всем правившим в эти века династиям.


Применение колёсного движителя дало возможность китайским кораблестроителем надежно защитить свои корабли и даже оснастить их настоящим бронированием, невозможным на гребных и парусных кораблях. На китайских боевых кораблях использовалось и железное бронирование. Поначалу корабли обшивали тонкими металлическими листами с целью защитить их от разрушения. Основная тактика ведения морского боя у китайцев — стрельба на значительных дистанциях, абордаж применялся значительно реже. Поэтому надводные части корабля также защищали металлическими листами.


Пороховые монгольские бомбы

Боевой флот средневекового Китая Китай, Флот, Корабль, Судостроение, Монголы, Джонка, Колесные корабли, Война, Видео, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо за интересную статью! Много нового узнала.
раскрыть ветку (8)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Прекрасная статья, очень информативно.

Как бы не набежали мамкины-китаеведы, со словами - вы фсе врети! Никогда в Китае такого не было ! - как и в любом посте про Китай. У меня порой складывается ощущение, что у нашего народа, безосновательная агрессия по отношению к Китаю.
раскрыть ветку (7)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Спасибо, уже набежали, коллега. А какая агрессия к Монголии, нашему союзнику в войне с фашистской Германией! Хорошо хоть они про Тюркский каганат и Государство чжурчжэней не знают, а то ещё там бы попузырились. А впрочем, я им как-нибудь расскажу...даже про кобуксоны.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
1
Автор поста оценил этот комментарий
У нашего народа основательная агрессия к выдумщикам нереалестичных исторических подделок. Вот, к примеру, макет того, что сравнивают с "санта Марией". Во первых, почему с ней? Это весьма некрупный даже по тем временам корабль. Почему не сравнить с "грейт гарри" или венецианским галеасом? Во вторых, при таком соотношении площади парусов к площади корпуса это будет двигаться туда, куда дует ветер независимо от положения парусов. Из этого следует, что и площадь руля там должна быть такой, что управлять им будет нереально. Ну и сам габарит корпуса мягко говоря, внушает сомнения в возможности постройки такого судна при тех технологиях и материалах.
раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

То есть я малознаком с историей флота, потому могу быть агрессивен по отношению к знающим? Отличная позиция, то-то сейчас школьники на учителей нападают, видать тоже в чём-то сомневаются. Вот постройка 1869 года, 1765 или 1628 год (в музеях стоят, доподлинно ходили, Ваза конечно недолго) и что смущает в мелких корабликах 1405-7 годов? Начинаются безосновательные разговоры, сомнения, приведите цифры расчётов, я могу привести действующие посудины таких размеров и времён. Вон, даже такое ходит до сих пор.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (4)
2
Автор поста оценил этот комментарий

"Санта" сколько по ватерлинии? Метров 22-25 по разным источникам? А этот макет раз в 5 ее больше, то есть до 110-120 м, и это только длина по ватерлинии. "Виктори" -длина по ватерлинии 60 м, ширина-около 20. "Ваза"-еще меньше.

И вместо "Катти Сарк" можно было бы "Крузенштерна" в пример привести. Тоже ж парусник! Ну, а то что корпус и мачты стальные - так то фигня, внимания не заслуживающая. Зато длина палубы аж 114 метров. Правда, ширина 14. Так что с размерами вы не угадали, все эти "посудины" гораздо меньше того чуда. И времена "слегка" не те, та же "Виктори" - фактически, венец развития боевого деревянного парусного корабля ( крупнее были только 120-ти пушечники, и то не намного).

О, еще заметил. А как бравые китайские мореходы собирались использовать крючки на носу? Или это типа якоря? Так у той же "Марии" на макете они ТАКОГО ЖЕ размера, для судна, на порядок меньшего.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Лень почитать что ли? Всё десятки лет в открытом доступе...


Размер кораблей-сокровищниц



Стационарная полноразмерная модель «корабля-сокровищницы среднего размера» (63,25 м в длину), построенная ок. 2005 г. на месте бывшей судоверфи Лунцзян в Нанкине. Модель имеет железобетонные стены с деревянной обшивкой


Наибольший интерес потомков вызывают чаще всего крупнейшие корабли флота Чжэн Хэ, которые в современных ему источниках был известны, как правило, как «корабли сокровищ» («баочуань»). Согласно источникам о первых двух плаваниях флота, к этому классу причислялось 62 или 63 корабля.


О том, каковы на самом деле были эти «корабли сокровищ», известно мало. Источники, однако, неизменно упоминают о том, что «сокровищницы» — или по крайней мере крупнейшие из них — отличались огромными размерами. Согласно биографии Чжэн Хэ в официальной «Истории Мин» (составленной, впрочем, 300 лет спустя), они были 44 чжана (то есть 440 чи) длиной и 18 чжанов в ширину; романист Ло Маодэн дает более «символическое» число для длины, 44 чжана и 4 чи (то есть 444 чи)[3][9]. Чтобы показать, что столь огромные размеры — не описка переписчика (или резчика по дереву), некоторые источники записывают число 44 «большими цифрами»[10], то есть 肆拾肆 вместо обычного 四十四[9].


Неизвестно, как точно перевести эти данные в метрическую систему, поскольку во времена Чжэн Хэ наряду со «стандартным» чи минской эры (около 31.1 см), существовали и другие варианты этой меры длины. Как-то, корабелы в провинции Цзянсу (где находится Нанкин), строившие плоскодонные суда для торговли с Кореей, обыкновенно использовали хуайхэйский чи (около 33.8 см), тогда как в Фуцзяни (откуда в основном и шла торговля с южными морями), применялся чи длиной 26.7-28 см. Согласно Э. Дрейеру, современные историки склоняются к интерпретации размеров кораблей Чжэн Хэ в терминах более коротких фуцзяньских чи[3]. Но даже полагая чи за 26.7 см, мы получаем для флагманских кораблей Чжэн Хэ размеры не меньше чем 117 м длиной и 48 м шириной — то есть в два раза длиннее крупнейших европейских парусных деревянных судов, трехдечных линейных кораблей XVIII-начала XIX веков[11]. (См. также List of world’s largest wooden ships). Суда таких размеров были бы значительно шире, чем максимальная ширина судна, способного пройти через современный Панамский канал (стандарт размеров Panamax).


Источники не дают никакой информации о размере кораблей Чжэн Хэ в третьем, вертикальном, измерении. Однако поскольку они строились и базировались в Нанкине, и неоднократно выходили оттуда в море по Янцзы (в том числе и зимой, в межень), их осадка не могла превышать 7-7.5 м. Известно также, что флот Чжэн Хэ посещал Палембанг на Суматре, куда надо подниматься по реке Муси (Musi). Мы не знаем, поднимались ли флагманские корабли Чжэн Хэ до самого Палембанга, или они стояли на рейде в проливе Банка (Bangka) пока суда меньшей осадки шли вверх по Муси; но по крайней мере осадка судов, доходивших до Палембанга не могли превышать 6 м[5].


Даже в «минимальных» предположениях, совместимыми с цифрами из «Истории Мин» (то есть 1 чи = 10,5 дюйма, и осадка в 20 футов = 6 метров), Э. Дрейер оценивает водоизмещение флагманов флота Чжэн Хэ в 19 тысяч тонн. Естественно, в предположении большего значения чи и большей осадки судов, получаются ещё большие оценки водоизмещения[12].


Огромный размер «сокровищниц» Чжэн Хэ (по крайней мере, крупнейших из них), о котором сообщают минские источники, вызвал, и продоложает вызывать немало споров среди историков кораблестроения. Для читателя, знакомого с европейскими кораблями, удивление вызывают и пропорции этих судов, то есть необычно широкий корпус в пропорции к его длине или осадке. К примеру, предполагаемые корабли-сокровищницы сравнимы по длине с такими парусными гигантами начала XX в. как «Пруссия» (которые, однако, имели стальные корпуса и вспомогательные паровые машины для контроля (через стальные кабеля) парусов). Осадка «сокровищницы» была видимо лишь ненамного меньше «Пруссии» (8,26 м), однако минский гигант был в три раза шире германского винджаммера (16,3 м)[1].


Однако такого рода пропорции не являются необычными для Китая, где издревле строились широкие и сравнительно плоскодонные суда для судоходства по Жёлтому и Восточно-Китайскому морю. К примеру, в 1973 г близ Цюаньчжоу (пров. Фуцзянь) были обнаружены остатки судна поздней сунской эпохи (не ранее 1272 г.) длиной 34 м и шириной 9,8 м[13] (по другим данным, 24 на 9 м, то есть с пропорцией длина: ширина=2,6[14]) (См. также: Quanzhou ship)


Каркас традиционного европейского судна можно уподобить дереву — с мощным продольным килем, выполняющим роль ствола, к которому, как ветви, прикреплялся как каркас бортов, так и мачты. Структуру же традиционной китайской джонки, с плоским дном и поперечными водонепроницаемыми переборками (которые играли структурную роль, и к которым прикреплялись мачты), скорее можно сравнить со стволом бамбука[9][15].


Упоминается что корабли-сокровищницы имели по 9 мачт, несущих, вместе взятые, 12 парусов. На основе информации о китайской судостроительной традиции, историки полагают что они располагались не в один ряд, по главной оси корабля (как на европейских судах), а в три диагональных ряда[16].


Физические свидетельства



В 1962 г при раскопках на месте судоверфи Лунцзян в Нанкине была обнаружена ось руля длиной в 11 м; перо руля (не дошедшее до нас) прикреплялось к 6-метровому отрезку оси[17]. По мнению китайских археологов, это соответствовала бы размеру пера руля в около 42,5 кв. м[17]. Полагаясь на пропорции известных (меньших по размеру) китайских судов и их рулей, китайский археолог Чжоу Шидэ вычислил, что такой гигантский руль подошёл бы судну с длиной киля в 480—536 чи (то есть 149—166 метров)[17][18] Известный специалист по науке и технике древнего Китай Джозеф Нидхэм принимал поход Чжоу без вопросов[19], но по мнению других специалистов по судостроению старого Китая, Кристофера Уэйка или Синь Юаньоу, арифметика Чжоу не слишком корректна, так как он экстраполирует с судов совсем других пропорций, нежели те, которые Уэйк считает вероятными для кораблей Чжэн Хэ[17].[20]


Кроме того, известны размеры сухих доков нанкинской верфи Лунцзян. Там было 7 доков, 450 метров длиной; большинство из них были от 27 до 37 метров в ширину, но два из них были 64 метров в ширину, что позволяло бы работать над судами 50 м в ширину[21].

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку (2)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Не, не лень. А еще подумать не лень. Например, над простым вопросом - ок, 19 т. тонн водоизмещение (что чудовищно много, это водоизмещение линкора- дредноута почти). А сколько на такой корабль пошло дерева? Как его доставили? Где сушили? В Британии на флот меньшего размера и водоизмещения весь лес извели. А тут, как пишут, 60 кораблей по 19 т. тонн- итого, суммарное водоизмещение больше МИЛЛИОНА тонн!!! И это только "большие корабли-сокровищницы".

Раз это такие великолепные суда, почему не построят парочку для доказательства их реалистичности (как ребята, которые построили "Арго")?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, предложите китайскому правительству, вопрос не дешёвый, а убедить горстку таких как вы, это того не стоит. Вот построили трирему, так все кричат, что вёсла не те, осадка не та и вообще ВЫ ВСЁ ВРЁТЕ. Историкам достаточно находок 7 т. якоря в бухте Хаката (на 300 лет более ранняя операция) и пороховых бомб, которые считались выдумкой, всё лежит в музее. Всё, вопорос для историков закрыт, для верующих в великуютартарию и рептилоидов - на РЕН-ТВ.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку