БЛудни директора. Классификация клиентов.

Наша фирма оказывает услуги интернет-маркетинга (создание, продвижение сайтов, работа с предложением заказчика и т.п.). Месячный оборот условно 1 000 000 рублей (сумму ровную для простоты расчета пишу). При масштабировании столкнулись с такой проблемой: существенная часть заказчиков платит нам меньше, чем мы затрачиваем на них ресурсов, съедая тем самым всю прибыль.


Для примера: из 1 000 000 дохода мы имеем часть старых, комплексных заказчиков, приносящих нам прибыль около 100 000 рублей (при их общей сумме платежей 350 000 и затратах на них 250 000 соответственно). Зато другая, бОльшая часть заказчиков с общим платежом 650 000 рублей, имеет затраты на работу с собой около 750 000 рублей. Получается мы работаем, чтобы работать, не получая прибыли.


Убрать клиентов нерентабельных резко мы не можем, т.к. сотрудников (квалифицированных, так долго находившихся и дорого обучавшихся) нужно содержать и оборотка нужна. А иногда прощаясь с частью таких клиентов возникает острая потребность в новых и придется брать абы-кого, повторяя этот замкнутый круг.


Придумали следующее решение: классификация заказчиков. Классифицируем их по уровням так, чтобы наиболее ценные заказчики получали первый приоритет в выполнении задач и максимум внимания, а наименее ценные, соответственно, более низкий приоритет. Это нужно и для сотрудников, которые задачи делят только по срокам их постановки и завершения и для менеджеров, которые видя, что неприоритетный заказчик съедает максимум их времени, отказываются от работы с ним.


Этот пост не выглядит (и не является) клиентоориентированным, но мне хочется поделиться полезным опытом с теми, кому будет интересно. Если будет запрос, то через пару месяцев напишу, что из этой системы вышло на примере нашей организации.

БЛудни директора. Классификация клиентов. Бизнес, Классификация, Клиенты, Прибыль, Закон Парето, Малый бизнес, Убытки, Интернет-маркетинг, Длиннопост

Сама формула классификации клиентов:


Все проекты (не путать с клиенты) делятся на 3 группы и 9 подгрупп. А1, А2, А3, В1, В2, В3, С1, С2, где А1 – максимальная, а С2 – минимальная.


При определении класса проекта существует 5 параметров:


1. Сумма текущего платежа по проекту

2. Сумма всех платежей клиента за 6 месяцев

3. Вовлеченность (адекватность руководства, готовность к развитию, умение кооперироваться с нами) – субъективный фактор, оценивает менеджер.

4. Текущее качество сайта (оценивает SEO – низкий, средний, высокий)

5. Кол-во приобретаемых периодических услуг (имеется ввиду варианты: продвижение, продвижение + продвижение (н-р когда 2 проекта), ведение контекстной рекламы, маркетинговое сопровождение и т.д.).


Параметры оценки.


1. Сумма текущего платежа

До 24 000 – 1 балл

От 24 000 до 40000 – 2 балла

От 40000 и выше – 4 балла


2. Сумма всех платежей клиента за 6 месяцев

До 110 000 – 1 балл

От 110 001 до 240 000 – 2 балла

От 240 001 – 4 балла


3. Вовлеченность

Низкий – 1 балл

Средний – 2 балла

Высокий – 4 балла


4. Качество сайта (удобство работы с CMS, где кривая самописка - низкое качество, понятный шаблон или наша cms - высокий)

Низкий – 1 балл

Средний – 2 балла

Высокий – 4 балла


5. Количество приобретаемых периодических услуг (2 проекта по продвижению считаются за 2 услуги)

1 услуга – 1 балл

2 услуги – 2 балла

3 услуги и более – 4 балла


Далее мы оцениваем проект по этим 5 показателям и считаем кол-во баллов, пример:

ООО "ХХХ"


1. Сумма – 24900 (2)

2. Сумма платежей за 6 мес – 484000 (4)

3. Вовлеченность – средняя (2)

4. Качество сайта (4)

5. Кол-во услуг – 3 и более (4)


Если компания набирает:

От 18 до 20 баллов – А1

От 16 до 17 баллов – А2

От 14 до 15 баллов – А3

От 12 до 14 баллов – В1

От 10 до 11 баллов – В2

От 8 до 9 баллов – В3

От 6 до 7 баллов – С1

5 баллов – С2


ООО "ХХХ" получила бы по этой классификации 16 баллов и А2.


Итоги:

В задачах / группах проектам проставляется их класс на видном месте. Исходя из этого определяется приоритетность, где А1 – самый приоритетный, С2 – самый низкоприоритетный.

Обновляется рейтинг проектов каждый квартал.


Наш рейтинг выглядит примерно так и по субъективной оценке сотрудников отражает реальность.

БЛудни директора. Классификация клиентов. Бизнес, Классификация, Клиенты, Прибыль, Закон Парето, Малый бизнес, Убытки, Интернет-маркетинг, Длиннопост

Спасибо за внимание. Надеюсь, будет полезно.

Бизнес

2.4K постов32.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Разрешены только посты с тегом "моё".


Главное - полезность и применимость опыта другими участниками. Запрещены посты вроде "10 советов", всякая чухня про лендинги, мотивацию и стартапы. И особенно - бокс по переписке, то есть диванные размышления, как лучше делать, не обоснованные хотя бы одним примером. Если вы пишете на основе опыта своей компании - указывайте, какой. Лучший пост - это ваш личный опыт дела, даже если вы всего лишь сдавали бутылки.


Не делайте посты-анонсы вроде "я открыл магазин, если хотите дальше расскажу, как" - в материале сразу должны быть ценные факты.


Временно можно размещать посты с запросами на конкретные вещи для производства или поиска контактов вроде "мы умеем делать то-то, кому нужно" или "ищу поставщика такого-то".


Поскольку многие до этого места не осилили, введена премодерация. Если ваш пост подходит по правилам - пройдёт смело. Премодерация занимает от 20 минут до нескольких часов. Посты не удаляются, результат — пост в сообществе или пост переносится в общую ленту.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
7
Автор поста оценил этот комментарий

Старый принцип классификации клиентов - БМВ, чем не устроил?


Большие - большой оборот, высокая доходность, беспроблемность - любим, привлекаем,             удерживаем любой ценой (в пределах разумного).

Маленькие - небольшой оборот, доходность выше, чем у больших, беспроблемность - любим   привлекаем, по мере сил удерживаем, но без фанатизма ,

Вредные - любой объем, любая доходность, огромные трудозатраты на разбирательство с   претензиями - при первой возможности отправляем к конкурентам.

раскрыть ветку (7)
8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
Он работал, когда было 10-20-30 проектов. Сейчас нет.
Наши реалии таковы, что 50-60-70 проектов уже не перевариваются по такой схеме. На практике оказывается, что делаются задачи для ИП Пупкин с платежом 3000, а клиент под 100к стоит в третьей очереди. Приходится выдумывать подобное.
Мы неглупые ребята вроде бы, но что в итоге получится покажет время.
раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Согласен. Чем больше клиентов, тем более тонкую градацию приходится применять.

Автор поста оценил этот комментарий
Проблема в том, что на начальной стадии вы гребли всех подряд без разбора по схеме "абы больше"...без расчета рантабельности отдельного проекта. А теперь, когда персонал набран, договоры с поставщиками и т.д. под это количество клиентов расчитано, вы обнаружили просадочку. И так просто из этого вам не выбраться. Повышайте цены-часть клиентов отсеится, другие могут не прийти...сами себя загнали... Ну а на данный момент - это не бизнес, к сожалению, а хобби.
раскрыть ветку (3)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

Есть такое. Про "хобби" не согласен, учредители получают высокую ЗП, как специалисты, и рост есть постепенный. Все-таки для микропредприятия вырасти с 4 человек до 18-20 это неплохо, притом что и уровень специалистов и условия труда несопоставимые с тем, что было раньше.

Касательно повышения цен. Цены у нас высокие по рынку, раньше "повышайте цены" работало, сейчас нет. Мы пытаемся оптимизировать процессы, чтобы сократить издержки на задачи, которые можно стандартизировать. Но проблем все-равно куча и без "лечения" мы на этом уровне застряли.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Можно посмотреть по направлениям услуг: все ли одинаково важны, все ли близки друг к другу, нет ли тех, которые значительно отличаются по ценнику. Если ответы да-да-да, то возможно стоит подумать о выделении отдельных направлений в рамках одного или немкольких предприятий. Это позволит иметь по направлениям независимую ценовую политику, специалистов да и гибкости управления добавит.

раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

дело говорите, как раз что-то подобное готовим

Автор поста оценил этот комментарий
Ну вообще задачи С лучше делать перед задачами даже класса А (это по Эйзенхауэру). Иначе задачи класса С постоянно подвисают и больше времени тратишь на разборки.
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку