"Блаженны нищие…"

Без лишних заумных слов, витиеватых фраз и христианской морали, я постараюсь коротко, КАК Я ПОНИМАЮ, объяснить суть этой фразы Христа.

Так что же сказал Иисус в Нагорной проповеди о "блаженных нищих"?

"Блаженны нищие…", "Блаженны нищие духом…" или "Блаженны нищие, по велению Духа…", - ибо их есть Царствие Hебесное." Какой перевод близок к истине и что же сказал Христос, в своей Нагорной проповеди?

На сегодняшний день можно встретить все три варианта перевода из различных первоисточников, как с иврита, так и с древнегреческого языка, арамейского, камранских свитков и других. Не вижу смысла спорить с авторитетными переводчиками, которые положили чуть ли не всю жизнь, на перевод библии. Поэтому разберем все три варианта текста.

Итак, "Блаженны нищие, ибо их есть Царствие Небесное". Почему он мог так сказать или нет? Попробуем разобраться – быть блаженным и испытывать состояние блаженства – одно ли это и то же понятие? Не буду приводить множество примеров из различных энциклопедий, но сразу скажу, что нет. Это разные состояния, хотя по написанию и схожи друг с другом. Быть блаженным - это не обязательно быть нищим, как и быть нищим не значит в обязательном порядке быть блаженным.

По общепринятому определению, состояние блаженства это – ощущение полного счастья, эйфория.

Согласитесь, любой человек может испытывать состояние блаженства. Это может быть в результате утоления чувства голода, употребления алкоголя, наркотиков, занятия сексом, глубокой медитации, и не важно, нищий достиг этого состояния, богатый, буддист или христианин – любой может этого достичь. Так что я не думаю, что Иисус имел ввиду обыкновенных нищих просящих милостыню.

Следующий вариант перевода - "Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное". Кого мы можем назвать нищих духом? По всей вероятности – людей бездуховных, пустых, не имеющих внутреннего стержня. Не стремящихся к высоким идеалам. И так же, как и в первом варианте перевода, они с превеликим удовольствием могут испытывать состояние блаженства. И это хорошее, прекрасное состояние, со слов Иисуса доступно нищим, но в данном случае, не нищим в понимании - бедным, а нищим в высочайшем смысле – бездуховным. Тем, кто реально живёт бездуховной жизнью, так как им неведомы и безразличны высокие духовные переживания и состояния. Поэтому они "блаженны" и кайфуют от всего простого, мирского. И вполне вероятно, что Иисус мог иметь ввиду нищих духом (в чем я лично сомневаюсь), так как они "блаженны", потому что живут и радуются жизни, не испытывая той высокой духовной боли, которую возможно испытать, будучи высокодуховным человеком.

И третий вариант перевода говорит о том, что "Блаженны нищие по велению Духа, ибо их есть царствие Небесное".

И сейчас хорошо вспомнить о том, что подразумевается под определением блаженного состояния.

Блаженное состояние – отрешённость от жизни, свобода от житейских забот, стремлений и переживаний.

На мой взгляд, это определение не достаточно полное, так как здесь не прослеживается связь блаженного с высшим, но это состояние ближе всего подходит к словам Иисуса, так как человек, сознательно перешедший в статус нищего, по высочайшему внутреннему велению, по воле своего Духа, действительно не имеющий материальных и иных притязаний к жизни и к другим людям, не испытывающий житейских забот, усмиривший свои человеческие стремления и гордыню, действительно может быть или стать блаженным, юродивым, имеющим смелость говорить правду всем и вся не взирая на статус, положение или заслуги человека или по отношению к любой ситуации о которой говорит такой нищий - блаженный. К примеру, царь Иван IV Васильевич Грозный(I-й), по одной из версий, по окончании "1-го срока" своего правления "переформатировался" в Блаженного Василия Московского, в честь которого построен известный храм на Красной площади в Москве. И хотя, он играл роль юродивого нищего, милостыню просящего, но профессиональным нищим он не был. А стал им, именно – "по велению Духа", так как он совершенно сознательно принял статус нищего-блаженного, перейдя в него из статуса Царя. Хотите верьте, хотите – нет, дело ваше…

На этом хочу закончить свой разбор и сделать вывод. По моему разумению, немного больше тысячелетия прошло с рождения Христа и еще меньше с момента, когда религиозное течение, несущее его идеи, официально оформилось в Христианскую религию. И ветхий и новый заветы никогда не были догмами, и их постоянно толкуют и перетолковывают. Существует огромное количество переводов Библии, и каждый переводчик считает себя правым. Так и я, высказывая своё мнение по данному вопросу считаю себя правым, пока кто-то не переубедит меня в обратном. Путь открыт для всех. И в завершение хочу привести маленький отрывок, повествующий об Иисусе, из рассказа Джека Лондона, который заставляет задуматься…

Джек Лондон - "Звездный скиталец"

"…Потом мне пришлось поехать в Идумею. Я ездил и в Сирию по приказу Сульпиция Квириния, который в качестве императорского легата хотел через меня получить из первых рук доклад о положении дел в Иерусалиме. Так, постоянно путешествуя, я имел случай наблюдать многие странности евреев, помешанных на Боге.

Это была их особенность. Они не довольствовались тем, чтобы оставлять эти дела своим священникам, но сами становились священниками и проповедовали, если находили слушателей. А слушатели всегда находились в изобилии!

Они бросали свои дела, чтобы шататься по стране нищими, ссориться и спорить с раввинами и талмудистами в синагогах и на папертях храмов. В Галилее, мало известном краю, жители которого слыли глупыми, я впервые пересек след человека, называемого Иисусом. По-видимому, он был плотником, а после рыбаком, и его товарищи по рыбацкому ремеслу побросали свои невода и последовали за ним в его бродячей жизни. Некоторые видели в нем пророка, но большинство утверждало, что он помешанный. Мой жалкий конюх, претендовавший на обширные знания в Талмуде, посмеивался над Иисусом, величал его царем нищих, называя его учение эбионизмом — по его словам, оно сводилось к тому, что только бедные наследуют царство небесное, богачи же и сильные мира сего будут вечно гореть в каком-то огненном озере.

Я заметил, что в этой стране каждый называл своего ближнего сумасшедшим. И в самом деле, на мой взгляд, все они смахивали на помешанных. Они изгоняли дьявола заклинаниями, исцеляли болезни наложением рук, без вреда для себя пили смертельные яды и играли с ядовитыми змеями или утверждали, что могут это делать. Они уходили голодать в пустыню. Но оттуда появлялись вновь, провозглашая новые учения, собирая вокруг себя толпы, образуя новые секты, которые в свою очередь раскалывались по вопросам учения еще на новые секты.

— Клянусь Одином, — сказал я раз Пилату, — немного наших северных морозов и снега охладило бы им головы! Тут слишком мягкий климат! Вместо того чтобы строить кровли и охотиться за мясом, они вечно строят учения…"