291

Благодаря генетикам европейцы лишились статуса единственных «белых» на планете

Благодаря генетикам европейцы лишились статуса единственных «белых» на планете Пигментация кожи, Меланин, Индейцы, Южная Америка, Эволюция

Жители Южной Америки отличаются поразительным разнообразием цвета кожи: на улицах городов можно увидеть практически всю палитру коричневого, от горького шоколада до кофе латте. Долгое время считалось, что такое многоцветье – результат смешанных браков представителей разных рас (индейцев, европейцев и африканцев) в разных пропорциях. То есть у людей с более светлой кожей в родословной имеется больше европейцев, а с темной – индейцев или африканцев. Однако недавно ученые обнаружили мутацию «белизны», свойственную южноамериканским индейцам


Со времен великого Дарвина считалось, что степень пигментации кожи у людей является следствием естественного отбора в популяциях, живущих на территориях с разной солнечной инсоляцией. Чем дальше от экватора, тем светлее кожа. Темная кожа защищает ее обладателя от избытка ультрафиолетового излучения благодаря пигменту меланину, который синтезируется в специализированных клетках кожи меланоцитах. Ослабление же пигментации интерпретируется как результат адаптации к более низкому уровню ультрафиолетового излучения, благодаря чему клеткам кожи, несмотря на меньшую освещенность, удается эффективно производить необходимый нам витамин D.


Цвет кожи конкретного человека определяется работой многих генов, отвечающих за синтез и распределение меланина, и в зависимости от региона проживания в популяциях закреплялись те или иные оптимальные генные варианты. При этом исследования генов пигментации до недавнего времени проводились в основном среди европеоидных популяций. О генетике же пигментации жителей той же Южной Америки мало что известно, хотя некоторые факты указывают, что в разных регионах планеты формирование вариантов пигментации кожи могло идти независимо.


Недавно европейские и южноамериканские ученые проанализировали геном свыше 6 тыс. человек из Бразилии, Колумбии, Чили, Мексики и Перу, большинство из которых имеют в родословной индейцев. В результате было обнаружено несколько неизвестных ранее генных вариантов, связанных с пигментацией, в первую очередь имеющих отношение к гену MFSD12.


Известно, что функция белка MSFD12 связана с подавлением синтеза меланина, и некоторые мутации, снижающие активность этого гена, обнаружены у африканцев с более темной кожей. Сейчас исследователи обнаружили неизвестную ранее мутацию гена MFSD12, которая есть у коренных жителей Южной Америки, а также населения Восточной Азии. Эта мутация приводит к тому, что кожа ее носителей, напротив, более светлая.


Это свидетельствует, что такие события, как формирование слабой пигментации кожи, в истории человечества случались по крайней мере дважды, причем независимо друг от друга. Возникнув у жителей Восточной Азии, «неевропейские» генетические варианты, определяющие светлый цвет кожи, появились на южноамериканском континенте около 15 тыс. лет назад, когда их носители мигрировали через Берингов пролив. И современные светлокожие жители Южной Америки могут быть потомками как европейцев, так и исключительно американских индейцев.


Фото: https://www.flickr.com

Найдены возможные дубликаты

+23
Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 5
+23

о, толян из автосервиса

раскрыть ветку 2
+1

Это же Колян из миграционной службы. У него ещё страха нет.

раскрыть ветку 1
0

бля, копия моего брата!

0
Это ж Ким из Южнокорейской автономной республики(ЮАР)
+43

Толерасты до сих пор уверены что все дело в цвете кожи?

раскрыть ветку 1
+2
Ты это сейчас цыган спрашиваешь?
+17

Я вообще ни хрена не понял  в логике  Если доказан факт того, что коренные народы америки сплошь произошли от условных «чукчей» , то удивляться надо не белому цвету кожи, а всем остальным оттенкам :)

+30

Если все люди произошли от Адама и Евы, значит вокруг одни жиды)))

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 1
0

Вахахаха Шикльгрубер, не расстраивайтесь, пустим газ всем кто это знает, а сами забудем, никто и не догадается мою фюрер.

+11

"Недавно европейские и южноамериканские ученые..". А заявления как у британских

раскрыть ветку 1
+7

Британские ученые установили, что белые мыши размножаются гораздо лучше, если им не мешают британские ученые

+3

Я всегда верил, что казахи и индейцы один народ!

+3

В смысле единственные белые ? Азиаты тоже ''белые'' и побелели они тоже иначе, чем европиоиды.

раскрыть ветку 1
0

Так в посте об этом и речь. Азиаты побелели и пошли в Америку.

+4
Недавно европейские и южноамериканские ученые проанализировали геном свыше 6 тыс. человек из Бразилии, Колумбии, Чили, Мексики и Перу (с)
представляю как местные желтушники преподносили эту новость. Чипированы 6 тысяч человек! 6 тысяч человек принесены в жертву Сатане! Гены 6 тысяч человек перепрограммированны! ГМО могут оказаться в генах ваших знакомых! Правительство скрывает эпидемии очередной еболы, 6 тысяч человек провакцинированы против воли и больше не смогут иметь детей!
раскрыть ветку 10
+4
А ты хорош!
раскрыть ветку 9
+7

Исходя из того, что получены минусы, так думают немногие. Ну или у них адблок стоит и они не видали этого потрясного треша с проволокой в розетках, гмо-виноградом убийцей и лечением гепатита с помощью чайного гриба)

раскрыть ветку 8
+1
Нихуя не понял, но было интересно.gif
+1

Вот ученая заморочилась - когда у неё родился негрятенок :)

0

Какая- то мутная статья. Наверное, опять дословный перевод от британских учёных. Им надо срочно объяснить своему народу  почему Британия становится всё темнее темнее.

0

Да обьявить всех белыми и все тёмно-белые, светло-белые, желто-белые, и цыгане

0
-5

Так все негры - белые или все белые - негры?

раскрыть ветку 6
+11

Мы все негры.

раскрыть ветку 3
раскрыть ветку 1
-1

Ну да, конечно)))

Иллюстрация к комментарию
+1

Все негры - не былые, никого не слушайте. Не может чернокожий  быть белым. Цвет есть цвет, что бы там не придумывали толерастические учОные. Ну чёрные они, что в этом страшного? Что за расовый комплекс неполноценности?

0
Да
-14
Научно изучать почему негры черные - похоже на расизм. А потом генетики отключат этот ген - и негры же станут белыми! :) А это непорядок! :) Срочно запретить! :)
раскрыть ветку 1
+3
Можно сразу запретить негров)
ещё комментарии
Похожие посты
321

(236/366) 24 июля Хайрем Бингхем совершил открытие древнего города инков Мачу-Пикчу!

(236/366) 24 июля Хайрем Бингхем совершил открытие древнего города инков Мачу-Пикчу! Проекткалендарь2, Рисунок, Иллюстрации, Мачу-Пикчу, Империя Инков, Южная Америка, Перу, Индейцы

Город Мачу-Пикчу (его еще называют «потерянный город инков», «город среди облаков»), предположительно, строился как резиденция императора, ну или как святилище, ну или и то, и другое. Но все это лишь предположения, на самом деле, мы даже названия его настоящего не знаем. Конкистадоры не добрались до условного Мачу-Пикчу когда разносили в пух и прах империю инков. Поэтому про него ничего не известно, но и именно по той же причине он сохранился до наших дней. Кстати, в 2007 году «Город среди облаков» вошел в список «Новых семи чудес света». От старых чудес осталась только Пирамида Хеопса, поэтому решили составить новый список, вот в него и вошел город Мачу-Пикчу.


PS: А вам не кажется несправедливым список «Новых чудес»? Может надо завести просто топ семи чудес, и как только что-нибудь разрушается(-ют), просто на освободившееся место втыкать чудо, которое было на восьмом месте. А то пирамида Хеопса еще не разрушилась, а тут уже новые чудеса выбирают и она туда не входит. Несправедливо.


PS: Ну и всех свидетелей рептилоидов приглашаю в комменты рассказать про то, как в действительности строились пирамиды египтян/инков/майя/Александра Голода/острова Пасхи (ох уж эти знаменитые пирамиды острова Пасхи) и вот такие труднодоступные города с полигональной кладкой.


tele.gg/desvvt

Показать полностью
41

Мигель Анхель Астуриас, «Маисовые люди» (1949)

Мигель Анхель Астуриас, «Маисовые люди» (1949) Книги, Драма, Магический реализм, Южная Америка, Индейцы, Обзор книг, Длиннопост

Сколько раз за последнее время я говорил об одной, другой, третьей книге, рассуждал о сюжете и при этом каждый раз неизменно прохаживался по скупости, с которой автор описывал свой мир и переживания персонажей? Много. Так много, что кто-то мог бы уже посчитать меня обыкновенным брюзгой :) А я всё хотел добраться до такой книги, которая захватила бы меня вниманием к мелочам и тысячью красок во множестве граней, спрятанных буквально везде и во всём. Что ж, мечты сбываются! Я искал роман, повесть, сборник рассказов, которыми мог бы насладиться и раз за разом разочаровывался, а потом пришёл Мигель Анхель и дал мне всё, что я хотел. Нет, не так! Мигель Анхель сделал мою мечту явью и он же жестоко мне отомстил! :D Как это понимать? Сейчас расскажу.


А ведь, если разобраться, ничего такого запутанного и экстраординарного в этой книге не происходит! Гаспар Илом, которого охраняют кролики с ушами из листьев маиса, сговорился с индейцами, чтобы помешать жадным торговцам вырубить и выжечь лес недалеко от деревни Писигуилито. Он должен был пойти против тех, кто сорит золотом, потому что когда-то боги создали людей не из глины, не из древесных ветвей и не из смешанных между собой первоэлементов, а из маиса. Поэтому, когда человек выращивает маис для себя и семьи, это правильно. А вот растить маис на продажу и рубить, да жечь для этого леса — это самое настоящее преступление, равносильное тому, как если бы кто-то растил детей, а потом убивал их, разделывал и продавал, чтобы кто-то съел их на завтрак, обед и ужин. Нельзя так! И раз сама земля взывает о помощи, нужно браться за оружие.

Мигель Анхель Астуриас, «Маисовые люди» (1949) Книги, Драма, Магический реализм, Южная Америка, Индейцы, Обзор книг, Длиннопост
Мигель Анхель Астуриас, «Маисовые люди» (1949) Книги, Драма, Магический реализм, Южная Америка, Индейцы, Обзор книг, Длиннопост
Мигель Анхель Астуриас, «Маисовые люди» (1949) Книги, Драма, Магический реализм, Южная Америка, Индейцы, Обзор книг, Длиннопост

Многие алчные отправились на тот свет от его руки, а затем Мачохан, индеец, которого жена-испанка переделала на свой лад, купил яд и отравил Гаспара. Но нельзя просто так убить человека, если его охраняют жёлтые кролики, для которых нет ни тайн, ни угроз, ни расстояний. Гаспар выпил реку и победил яд, но пока он боролся, солдаты сделали своё дело. Не выдержал вставший на защиту матери-земли такого удара и унесла его река в небытие.

Мигель Анхель Астуриас, «Маисовые люди» (1949) Книги, Драма, Магический реализм, Южная Америка, Индейцы, Обзор книг, Длиннопост

Вскоре колдуны-светляки прокляли Мачохана и забрали жизнь его сына, от чьей шляпы благоухало всякое место, где он был, и всякая вещь, рядом с которой он оставлял снятое со своей головы чудо. Затем в одном доме от сверчка в животе заболела мать семейства и колдун велел её сыновьям отрубить головы всем членам семьи Сакатон, того самого аптекаря, продавшего отраву, погубившую борьбу Гаспара Илома. На этом всё как будто бы и закончилось, но порождённые суетой предательства и убийства не канули в лету, а обрели новую жизнь в слухах и сплетнях. Последние тоже отказались уходить в небытие, превратившись в самые настоящие легенды. Легенды, в которых вовек не отличишь правду от лжи, а реальность о вымысла.


Жестокая история. Да и несколько драм, случившихся в тех же местах спустя десятилетия хоть и не оросили землю кровью, но оказались не менее трагическими. Только и сама книга была бы в два или даже три раза тоньше, и происходящее на её страницах не могло бы захватить читателя в плен, если бы не авторское воображение и уникальный язык, посылающий в читателя дикий вихрь страстей и чудес!


Чтобы вам было с чем сравнивать, скажу, что последний раз я испытывал серьёзный негатив от первых страниц и восхищение от последних, когда читал «Онича» и «Пустыня» Жан Мари Леклезио. Ни о каком знаке равенства между французским прозаиком и скончавшимся в Испании писателем из Гватемалы речи, конечно, не идёт, но и об общей для обоих авторов одержимости во внимании к деталям в связке с колдовской поэзией строк я тоже промолчать не могу.


Давайте представим себя посреди африканской саванны, на вершине бархана в пустыне Сахаре, на проспекте шумного мегаполиса в час пик и в его же трущобах. Неважно посвящена книга психологической или социальной драме, нам всё равно нужно настроить себя так, чтобы медленно и неспешно увидеть, услышать, почувствовать и ощутить максимум из того, что вокруг нас. Дуновение ветерка, влекущие ароматы и отвратительную вонь, каждый солнечный лучик и каждый градус посланного с неба тепла, каждый камушек, песчинку и травинку, звук одного голоса и шум толпы!


Всех ощущений парой абзацев я передать, конечно, не могу. И даже, боюсь, кого-нибудь оттолкну, потому что очень уж моё описание похоже на картину, когда за деревьями леса не видно. Когда на самом деле достаточно поймать волну фирменного тягучего, авторского темпа повествования, чтобы стать свидетелем тому, как человек и вселенная сольются в единое целое. Слишком много слов, когда хочется того же, но в краткой форме? Пожалуйста! Вы ведь и сами уже, наверное, понимаете, что я хочу сравнить свои ощущения с состоянием медитации. И раз я познал такой экзотический дзен через книгу, значит, мне уже надо говорить о литературной медитации.


Вот и Мигель Анхель на страницах своего романа создаёт как будто бы тот же самый, но в тоже время другой, непохожий и совершенно особенный мир. А всё потому, что пока Леклезио медитирует, растворяя себя в своих персонажах и вселенной, ставший в 1967 году лауреатом Нобелевской и Международной Ленинской премии грезит, пребывая одновременно в привычной реальности и в фантастическом, одновременно ужасном и прекрасном мире полном духов из индейских преданий и крестьянских суеверий.

Мигель Анхель Астуриас, «Маисовые люди» (1949) Книги, Драма, Магический реализм, Южная Америка, Индейцы, Обзор книг, Длиннопост

https://www.prensalibre.com/ciudades/guatemala/se-agiliza-no...


И, если, открыв книгу, вы рассчитываете получить немного времени, чтобы освоиться и приспособиться, оставьте надежды, фиг вам и кукиш! Безо всякой жалости, с самого начала, с первых же страниц вас атакуют образы и лица, живущие в дремучих лесах и в заснеженных горах, в бурных реках, солёной горечи слёз и холодных каплях дождя, в свете солнца, луны и звезд, в каждом предмете, доме, аромате, в камне и в дереве, а также во всех членах тела и в каждом движении созданного из маиса смертного человека.

Мигель Анхель Астуриас, «Маисовые люди» (1949) Книги, Драма, Магический реализм, Южная Америка, Индейцы, Обзор книг, Длиннопост

Это прекрасно и это ужасно. Потому что первыми моими эмоциями от знакомства с Леклезио были отчаянная скука и тоска зелёная! И только после волевого усилия и нескольких десятков страниц я заразился и залюбовался тем, чем любовался автор. А вот Мигель Анхель меня сначала оглушил, затем ошеломил, а потом уже восхитил! Искавший прозаиков с богатым воображением, я вдруг стал раджой из мультфильма «Золотая антилопа», а уроженец Гватемалы всё посылал и посылал ко мне смотрящих со всех сторон и из всех щелей жёлтых кроликов, обращавшихся в человека койотов и чудесных, бессмертных оленей Семи Полей. Вот оно желанное, наконец-то! Давай ещё! Ещё больше! Ещё! Стой! Погоди! Не так быстро! Не так много! Дай отдышаться! По-ща-ди!

Мигель Анхель Астуриас, «Маисовые люди» (1949) Книги, Драма, Магический реализм, Южная Америка, Индейцы, Обзор книг, Длиннопост

Думаете, я преувеличиваю? Может быть. Только доложу я вам, что такой густой атмосферы магического реализма я ещё не встречал! Дело доходило до того, что я и впрямь начинал верить в мистику, колдовство и живущих в безвременье духов. Но как только эти мыслишки заявляли о себе, парой скупых строк Мигель Анхель брал меня за шиворот и выкидывал в реальность, где всё так просто, как только может быть вообще.


Вот на этой ноте, сжав всё моё многословие до пары заключительных строк, мне можно было бы и закончить. Книга вышла тяжёлой, мрачной, местами даже жуткой, но в тоже время совершенно потрясающей! Если вы интересуетесь культурой Южной Америки и неравнодушны к жанру магического реализма, не проходите мимо! Всё? К сожалению, нет.


Потому что есть у «Маисовых людей» ещё одна сторона, а именно мощнейшая сатира, которую поначалу можно принять за дичайший авторский шовинизм. А дело всё в том, что мужики в Писигуилито и окрестностях в один день любят своих женщин до безумия, а на завтра проклинают на чём свет стоит и с великим энтузиазмом, в одиночестве и в компании перемывают им косточки. А что ж ещё делать, если денно и нощно весь пыл души распрекрасным девам даришь, заботишься о них, холишь и лелеешь, кормишь и поишь, а они… Жестокие, бессердечные, неблагодарные, коварные, подлые и трусливые!


Вот вчера ещё у хорошего мужика семья была, а на завтра жена возьмёт и сдаст его врагу или просто уйдёт из дома и ищи её свищи! А как начнёшь искать, так и сгинешь, потому что за этим они распроклятые и на свет родились, чтоб мужиков губить! Хотя, конечно, зря это всё, потому что не виноваты они. Просто злые люди порчу навели. Всяк знает, что есть один ритуал мудрёный и хитрый, проведёшь его и потеряет женщина голову, а потом убежит из-под крыши родной, сама не зная куда, споткнётся у обрыва и попрощается с жизнью, а мужик одиноким останется. Что ему, потерянному в боли сердечной, делать и как жить?


Помается один мужик, не выдержит, да и пройдёт ради покинувшей его огонь, воду и медные трубы, набьёт себе шишек по глупости и, в конце концов, встретит свою ненаглядную, поймёт её, как раньше не понимал, а потом и сойдутся двое, чтобы дожить свои деньки в покое и согласии. Другой и вовсе погрозит кулаком по сторонам и в небо, а затем столкнётся уже не с домыслом и сплетней, не с пугающей легендой и не с мифом, а жестокой реальностью, в которой, как писал отечественный классик, человек не просто смертен, а смертен внезапно и ничегошеньки с этим не поделаешь, потому что никаких чудес, волшебства и колдовства не существует.


И вот это уже значит, что мне самому пора переходить от причудливой оболочке романа к его сути. Потому что дикая, пугающая и прекрасная фантасмагория вместе со злоключениями персонажей обоих полов и всех возрастов создавались для того, чтобы рассказать об алчности осевших в чужой земле европейских колонистов и о примитивных, но мудрых племенах, до последнего живших в гармонии с природой, а ещё о богатой, недооценённой европейцами культуре континента и о скорости, с которой из семян больших и малых раздоров на благодатной почве невежства могут рождаться стремительно теряющие связь с реальностью предания.


Догадываюсь, что и от моего отзыва, и от самой книги у вас ум за разум может зайти, но может случиться и так, что «Маисовые люди» пополнят собой ряд ваших любимых книг, а Мигель Анхель станет эталонным автором в жанре магического реализма и прозы о забытых и исчезнувших культурах.

Показать полностью 7
296

Историческая география: Караль

Всем привет! Если вы ждали продолжения рубрики, то извиняюсь, времени не было.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

1. Город Караль, находящийся в современном Перу, считается самым древним в Америке. Он был заселён в промежутке 2600-2000 годов до н.э.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

2. Местные жители, обитавшие в районе реки Супе, относились к культуре Норте-Чико. Они были там ещё до основания Караля а их первые поселения, предположительно, появлялись ещё в до-керамическую эру.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

3. Караль был самым крупным и развитым городом региона с момента своего появления и до упадка. Но не единственным. Кроме него в долине Супе сохранилось ещё 17 остатков крупных поселений.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

4. Этот город-государство был развит и технически и административно. Народом правили вожди и жрецы. Древние индейцы поклонялись религиозным идолам. Развитая дорговля позволяла им не только получать нужные ресурсы, но и контролировать территорию.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

5. Древний город состоял из множества каменных сооружений и в нём могло проживать несколько тысяч человек. Тому способствовала развитая (по тем временам) инфраструктура.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

6. Каральцы сооружали оросительные каналы для выращивания съедобных растений. И вообще, были искусны в области земледелия по мировым меркам. Правда, злаковые культуры они не культивировали.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

7. Археологи полагают, что культуре Норте-Чико было известно кипу - узелковое письмо. В пользу этого говорят некоторые находки, которые, впрочем, могут оказаться и простыми украшениями. Так или иначе, коренные жители Перу всё равно станут главными носителями узелкового письма.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

8. Известно, что до своего упадка Караль жил в мире и покое, на что указывает отсутствие следов боевых действий, милитаризации и вообще, воинского искусства.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

9. Как и все доколумбовы цивилизации Америки, каральцы не знали лошадей и колеса. Для переноски грузов они использовали волокуши и плетёные сумки. Что не мешало им обрабатывать камень и строить из него грандиозные сооружения.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

10. Руины города хранили в себе останки древних музыкальных инструментов, в том числе и духовых. Также сохранились следы хранения и использования красителей. Большая их часть приобреталась у соседей.

Историческая география: Караль История, Южная Америка, Индейцы, Древность, Длиннопост, Арт

11. Точные причины падения Караля народа, населявшего его, неизвестны. Вероятно, тому послужила наступившая губительная засуха. Или же расцвет других цивилизаций. И то и то в истории доколумбовой Америки случалось.

Показать полностью 9
53

Майянские «врата в царство мёртвых»

Майянские «врата в царство мёртвых» Путешествия, Мексика, Озеро, Пещеры, Красивое, Южная Америка, Индейцы, Майя, Длиннопост

Кто бы мог подумать, что глубокие пещеры с озерами настолько космические! Уже ищу пути обратно в Мексику, дабы исследовать различные сеноты вновь. Прохладная вода на глубине 18 метров бодрит и освежает после дня брождения по останкам цивилизации Майя в теплый день.

Майянские «врата в царство мёртвых» Путешествия, Мексика, Озеро, Пещеры, Красивое, Южная Америка, Индейцы, Майя, Длиннопост

Обычно сенот это естественный провал, заполненный водой, но я был в закрытом "колодце", индейцы Майя считали их воды священными и называли сеноты «вратами в царство мёртвых». В Мексике насчитывается больше всего крупных сенотов, аж 12, и большинство из них расположено на Юкатане, поэтому у меня есть огромное желание снять машину и отправиться в большое путешествие по этому загадочному полуострову! Кто со мной?

Майянские «врата в царство мёртвых» Путешествия, Мексика, Озеро, Пещеры, Красивое, Южная Америка, Индейцы, Майя, Длиннопост
Майянские «врата в царство мёртвых» Путешествия, Мексика, Озеро, Пещеры, Красивое, Южная Америка, Индейцы, Майя, Длиннопост
Майянские «врата в царство мёртвых» Путешествия, Мексика, Озеро, Пещеры, Красивое, Южная Америка, Индейцы, Майя, Длиннопост
Показать полностью 3
125

Секрет счастья индейцев пираха.

В сельве Амазонки на северо-западе Бразилии обитает небольшое (около 400 человек) племя пираха. Бывший миссионер Дэниел Эверетт, проживший среди индейцев около 30 лет, считает их самыми счастливыми людьми на Земле. Сами пираха разделяют убеждение Эверетта. Для них мир делится только на соплеменников и всех остальных, которых называют словом, в переводе означающим «мозги набекрень» или «недочеловеки».



А ты видел Бога?


Первыми с пираха познакомились христианские миссионеры, которые вели в этих краях меновую торговлю с местными индейцами. Однажды в фактории появился миниатюрный смуглый человечек (вес мужчин пираха в среднем составляет 40 килограммов, а рост — 140 сантиметров). Посмотрев на то, как происходит обмен, он удалился в сельву и через некоторое время вернулся, неся в руках пару перьев попугая. В фактории на тот момент находилась делегация индейцев тупи, ожесточенно торговавшихся с миссионерами. Взяв одного из тупи в качестве переводчика, человечек кое-как объяснил, что в обмен на перья он хочет забрать все товары со склада. Индейца, конечно, подняли на смех. В другой раз дикарь принёс золотой самородок и предложил обменять его на… глоток «огненной воды», которая, как он видел, очень нравится тупи.


Но вообще пираха — редкие гости в факториях. Они предпочитают замкнутый образ жизни и стараются свести к минимуму даже общение с другими индейцами. Они не агрессивны, не испытывают к другим людям ненависти. Пираха просто неинтересно общаться с теми, у кого «мозги набекрень». Они абсолютно самодостаточны.


Именно благодаря тому, что у пираха совершенно непостижимая система ценностей и представлений о жизни, белому человеку трудно найти с ними точки соприкосновения. Как можно общаться с индейцем, который не знает счёта, письменности, отрицает само понятие истории, не ведает чувства стыда? Например, все тот же Дэниел Эверетт через несколько лет жизни в деревне, кое-как освоив язык пираха, пытался говорить с ними о Христе. Индейцы задумчиво кивали, а потом задавали вопрос:



— А ты видел этого человека, которого прибили гвоздями?



Услышав отрицательный ответ, пираха спрашивали:



— Может, ты знаешь кого-то, кто видел, как мучили этого человека?



Эверетт вынужден был признаться, что это было слишком давно. Пираха лишь посмеялись над ним:



— Как человек может рассуждать о том, чего не видел?



Вся история племени — это воспоминания самого старого человека в деревне. Всё, что было до него, по понятиям индейцев, не существовало.


При этом Эверетт вспоминает, как однажды вся деревня сбежалась на берег реки и оживлённо с кем-то общалась. Когда миссионер подошёл, он увидел, что индейцы обступили небольшой участок песчаного пляжа и разговаривают с пустотой.



— Что вы делаете? — удивился Дэниел.


— Общаемся с духом леса, который заглянул к нам в гости, — ответила одна из женщин.


— Но я никого не вижу! Вы говорите с пустотой! — воскликнул миссионер.


Индейцы переглянулись.



— Что взять с «мозги набекрень», — вздохнул какой-то старик и терпеливо, как младенцу, пояснил: — Это дух леса, который пришёл именно к пираха. Ты не дитя леса и поэтому его не видишь. Если духам что-то понадобится, они явятся и тебе.



Без времени и стыда



Пираха живут сегодняшним днём. Они не знают, что такое заготовление пищи впрок. Лишь женщины сажают на крошечных участках возле хижин немного зелени. А так — проголодался, взял лук и пошёл в сельву. Подстрелил кого-то — вот и пища. А не повезло — ничего страшного. Даже если охота прошла удачно, пираха запросто может отдать дичь соседу, а сам устроить себе разгрузочный день.На границе Перу и Бразилии в тропических лесах Амазонки в полной изоляции от современной цивилизации живут около пятидесяти различных племён, сохранивших самобытный жизненный уклад предков.Индейцы искренне считают, что много есть — это плохо. Эверетт вспоминает, что когда пираха видели, что миссионер принимает пищу три раза вдень, они пытались остановить его:


— Что ты делаешь? Ты же умрёшь!



Весьма необычны и семейные ценности пираха. Иногда пары сходятся и живут вместе. Но в любую секунду, если супругов что-то не устраивает, они расходятся. Более того, не видят ничего страшного пираха и в измене. Если мужчине или женщине захотелось предаться любовной страсти с другим членом племени — никаких проблем. У пираха отсутствует чувство ревности.


Всё происходящее воспринимается как должное. Один ребёнок сломал ногу другому — нехорошо, но раз так случилось, значит, так должно быть. Никто его ругать не будет. Не может женщина разрешиться от бремени и три дня оглашает окрестности ужасными воплями — значит, не хочет рожать. Умрёт — просто одним духом леса станет больше. Кстати, пираха очень боятся сельвы — именно из-за духов предков, которые, по их мнению, иногда могут быть агрессивными. Даже на охоту они собираются со словами: «Пойду немного побоюсь и добуду пищу». Но при том — удивительное дело! — считают страх отчасти приятным: это тоже естественная эмоция, а всё, что естественно, то не безобразно.


Чувство стыда индейцам неведомо. Они считают совершенно нормальным справить нужду на глазах у соплеменников. Одежду пираха не носят, хотя когда миссионеры подарили им шорты, некоторое время таскали их — понравилась расцветка. Но потом решили, что это неудобно, и выбросили их в реку.


Любой, даже самый примитивный народ умеет считать хотя бы до двух. Любой, кроме пираха. Эти индейцы вообще не знают счёта! Покажи им один палец и два — пираха не увидят разницы. Это постоянно ставило в тупик миссионеров, пытающихся рассказать индейцам о внешнем мире. Попробуй объясни, что на Земле живут миллиарды людей. Для пираха один член племени — это «мало». Все племя — «много». И семь миллиардов — тоже «много». Разницы они не видят. Кроме того, в отличие от большинства дикарей, пираха абсолютно чужды даже самого примитивного искусства — никаких узоров на теле или колец в носу и ушах. В своё время миссионеры пытались всучить им дешёвые стеклянные бусы — этот трюк хорошо работал с другими племенами. Но пираха так и не поняли «красоты» побрякушек.


Наверное, именно благодаря полному примитивизму мировоззрения пираха сумели сохранить свою самобытность. Другие племена, обитающие в этих местах (в том числе и ближайшие соседи — тупи), по большей части «цивилизовались», приняли ценности белых людей и окрестились.



Сон — это смерть


Про пираха никто никогда не скажет: «Враги застали спящую деревню врасплох». И не только потому, что племя ни с кем не враждует и находится под защитой правительства Бразилии. Дело в том, что у пираха нет привычного большинству людей ритма жизни: днём — работа, ночью — сон. Индейцы просто боятся долго спать! Они считают, что сон — это маленькая смерть, и каждый раз человек пробуждается немного другим. Некоторые исследователи считают, что пираха никогда не спят. Это не так: периодически они позволяют себе подремать — минут 15 или полчаса. Причём делают это там, где их застал приступ сонливости, — на берегу реки, прислонившись к стенке хижины. Немного отдохнув, пираха вновь принимаются за повседневные дела: могут сходить поохотиться, предаться любовной страсти, подразнить собак, поиграть с детьми — все это для них вещи одного порядка. Кстати, у детей пираха вообще нет игрушек. Когда Дэниел Эверетт мастерил им кукол или машинки, пираха отказывались брать подарки, не понимая, зачем нужны игрушки.


Даже небольшие перерывы на сон всё-таки постепенно убивают сущность человека, считают пираха. Поэтому каждые 6-8 лет необходимо «обновляться», то есть брать новое имя. Многие годы спустя такой чести удостоился и Эверетт, которого пираха постепенно перестали считать человеком с «мозгами набекрень». Вернувшись в лоно цивилизации, Ксооигаи (так звали Дэниела индейцы) написал в своей книге, рассказывая о странных обычаях племени: «Пираха — самый счастливый народ на Земле. Только многие годы спустя я понял, что не они должны учиться у нас, а мы — у них». К слову, Эверетт, отправлявшийся в Бразилию нести слово Божье, через несколько лет стал заядлым атеистом. Перевоспитался…

Секрет счастья индейцев пираха. Индейцы, Пираха, Южная Америка, Быт, Длиннопост
Секрет счастья индейцев пираха. Индейцы, Пираха, Южная Америка, Быт, Длиннопост
Секрет счастья индейцев пираха. Индейцы, Пираха, Южная Америка, Быт, Длиннопост
Секрет счастья индейцев пираха. Индейцы, Пираха, Южная Америка, Быт, Длиннопост
Показать полностью 4
129

Тлачтли: от девочек до смертников

В истории народов Месоамерики есть один занятный момент: игра в мяч. До нас дошло немного информации по этому действу. Но на основе сохранившейся истории можно не без оснований утверждать, что "тлачтли" была не просто игрой в мячик, а ритуалом, важность которого варьировалась в зависимости от повода.
Итак, в мяч индейцы начали играть задолго до нашей эры. Например, самый древний стадион для тлачтли датирован примерно 1400 годом до н.э. Археологические находки указывают на то, что игра с наибольшей вероятностью возникла в регионах, где индейцы заготавливали каучук и могли делать из него мячи.
Данные о специфических правилах игры, дошедшие до наших дней (главным образом, благодаря потомкам коренных жителей и их играм) указывают на то, что суть игры заключалась в удержании меча по аналогии с волейболом. Только принято считать, что индейцы гоняли мячик бёдрами и локтями. Были в употреблении и ракетки. Игры проводились на стадионах с высокими покатыми стенами. На поздних версиях сооружений встречались каменные кольца, прикрепленные к стенам.
Игра проводилась между двумя людьми или командами. Характер игры мог отличаться в зависимости от правил. Исследователи установили, что каучуковый мяч мог весить от 4 кг и больше. Догадываетесь, какая это была занятная игра? Испанские исследователи, повидавшие тлачтли утверждают (допустим, они не сгущали краски), что во время игры участники часто получали травмы, иногда серьёзные, а бывало и смертельные. Даже сейчас, когда жителями Южной Америки практикуется упрощённая версия тлачтли - улама, игроки регулярно получают многочисленные синяки. А в стародавние временя игра в мяч у индейцев была приурочена к человеческим жертвоприношениям. "Под нож" пускали и самих игроков (шутка про мотивацию сборной по футболу).
В защиту здравого смысла индейцев стоит отметить, что у игроков была и защитная экипировка. Фигурки и иозбражения тех лет демонстрируют маски и пёстрые костюмы.
И я ни в коем случае не хочу демонизировать тлачтли. Коренные американцы иногда играли и с щадящими правилами. То есть, тлачтли - не исключительно для брутальных костоломов в татуировках и "пирсинге". В играх принимали участие дети, подростки, женщины.
Вот так "варвары", курившие шоколад, культивирующие кукурузу и имевшие развитую фитотерапию играли в мячик.

Тлачтли: от девочек до смертников Ретро-Игры, Спорт, Мяч, Месоамерика, Индейцы, Южная Америка, Длиннопост
269

Гигантские еноты Южной Америки

Еноты в интернете почти готовы отбить первенство по умильности у котиков, но не всегда они были мелкими воришками. В Южной Америке они достигали очень крупных размеров. И сегодня я расскажу вам о чапалмалании.

Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост

Чапалмалания обитала в плиоцене Южной Америки 5,3 – 1,8 миллионов лет назад. Несмотря на то, что все ее родственники – некрупные животные, этот енот вымахал до полутора метров в длину и метра в высоту. Очень неплохо, если учитывать, что хвост у чапалмалании был коротким, проще говоря — «пупочкой».

Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост
Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост
По внешнему виду чапалмалания напоминала большую панду. Это и немудрено – панд раньше относили к семейству енотовых. Сейчас панды, как им и положено, находятся в семействе медвежьих, но их сходство с енотами неслучайно. Медведи и еноты когда-то имели одного предка. Панды рано отделились от общего ствола медвежьх и унаследовали много предковых черт, которые роднят их с енотами. К слову, малые панды еще боьше похожи на енотов, но их выделяют в отдельное семейство малопандовых.
Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост
Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост

Предки чапалмалании проникли в Южную Америку из Северной, мигрируя по островам. Напомню, что тогда материки были разделены. Почитать про это можно здесь. Предок чапалмалании носил гордое имя Cyonasua, что означает буквально «собаконосуха». Эти животные напоминали что-то среднее между собакой и енотом коати.

Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост
Cyonasua
Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост

Коати или носуха


Из-за отсутствия серьезных конкурентов еноты быстро вымахали в размерах и заняли высокое место в пищевой цепочке. Они охотились даже на закованных в «латы» гигантских броненосцев глиптодонтов – следы их зубов обнаружены на окаменелых костях.

Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост
Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост

Конец этим удивительным зверям пришел 5 миллионов лет назад. Из глубин моря поднялся Панамский перешеек и соединил обе Америки, положив начало великому межамериканскому обмену. В Южную Америку проникли более приспособленные хищники, в том числе и медведи. Чапалмалания не выдержала конкурентов с пришельцами и вымерла.

Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост

Читайте также: Южная Америка — история одной изоляции

Найдены останки доисторической выдры размером с волка

Гигантские древние ежи не имели иголок и были хищниками

Гигантские еноты Южной Америки Енот, Южная Америка, Палеонтология, Кайнозой, Наука, Эволюция, Животные, Длиннопост
Показать полностью 10
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: