1725

Битва за баллы

Каждый год после сдачи ЕГЭ в соцсетях появляются сердитые комментарии выпускников, их родителей и учителей по поводу апелляций. Как правило, злость вызывают оценки за гуманитарные предметы. Лето за летом одно и то же: родители пишут заявления в конфликтную комиссию, жалуются в прокуратуру и Рособрнадзор. Проходит год — и все начинается сначала.

Со всей строгостью

В начале июля разгорелся скандал в Свердловской области, где около 80% выпускников, сдававших ЕГЭ по английскому языку, получили 0 (ноль) баллов за эссе. Как сообщает Znak.com, речь идет примерно о 240 детях.


Тема эссе в одном из вариантов была такой: «Digital literacy is the key to success in any occupation» («Цифровая грамотность — ключ к успеху в любой профессии»). Часть выпускников просто не знали слова literacy (грамотность), другие поняли слово occupation как «занятие». А по мнению предметной комиссии, это слово в сочетании с «успехом» может трактоваться только как «профессия», поэтому все, кто писал про успех в жизни, а не в карьере, тоже получили нули.


На апелляции оспорить выставленные баллы выпускникам не удалось. Возмущенные родители пожаловались в Рособрнадзор, который переправил их письмо в Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) — именно он разрабатывает контрольно-измерительные материалы (КИМы) к ЕГЭ. Родители потребовали признать тему некорректно сформулированной. Руководитель федеральной комиссии разработчиков КИМ по иностранным языкам Мария Вербицкая ответила родителям, обосновав приемлемость слова literacy в экзаменационных материалах, и напомнила, что эссе — это задание для продвинутого уровня, так что выпускникам с более низким уровнем знания языка лучше «не выполнять задание 40, а посвятить освободившееся время другим».

Комментарии от учеников:

Иван:

«У меня написано: «Причиной перелома в войне стало повышение боеспособности русской армии, вследствие проведенной рекрутской реформы и развития промышленности. Другой причиной может послужить то, что Карл XII изменил первоначальный план ведения боевых действий…» И я слышу: «Это не причины, по крайней мере не основные».— «Какие же тогда?» — спрашиваю я.— «Мощь русского оружия!!!»


Мария:

«У меня стоит ноль по критерию «фактические ошибки». Например, я сказала, что Николай подавлял восстание в Европе, а надо было сказать, что в Венгрии, хотя в критериях ничего подобного нет».


Виктория:

«Я написала в 22-м задании: «Следствием сельскохозяйственной кампании по поднятию целины и внедрению кукурузы стал сельскохозяйственный кризис». Эксперт спрашивает: «Как кризис?» — «Вот возрос импорт зерна в 1963–1964 гг.».— «Но люди же не голодали? Значит, не было кризиса».


Эльмира:

«Я сказала, что раскрыла роль личности Нахимова, написав, что он «обнаружил турецкий флот и разбил его в Синопском сражении в 1853 году». Они мне на полном серьезе сказали, что это процесс, а не действие: я не могу знать, стоял ли Нахимов на палубе с биноклем. Эксперт сказала: «Я думаю, этим занимались специально обученные матросы».

Самым спорным оказалось задание 25, требующее раскрыть роль личности в истории.


Александр Морозов, преподаватель Лицея ВШЭ и подготовительных курсов ИСАА МГУ, поясняет:

«Это не вина эксперта, проверяющего работу или принимающего апелляцию. Это критерии оценивания, введенные автором КИМ ЕГЭ по истории Игорем Артасовым. Артасов, заместитель руководителя Федеральной комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по истории и автор этого задания, поясняет в видеоролике Рособрнадзора: «Не следует писать так: «Ленин руководил переходом к новой экономической политике». — В этой формулировке отсутствуют указания на конкретные исторические действия. Следует писать так: «В.И. Ленин выступил на Х съезде РКП(б) и предложил заменить продразверстку продналогом».


Но ведь в формулировке задания этих указаний нет. И если выпускник не знает о существовании видео Рособрнадзора и не слушал вебинаров для экспертов, проверяющих ЕГЭ, он вполне может и не узнать, какой уровень детализации эксперты сочтут соответствующим критериям. А главное — это не имеет отношения к тому, как он знает историю.


Эксперты ошибаться не могут


Из года в год выпускники жалуются на то, что больше чем на два балла оценку на апелляции не поднимают, что эксперты на них давят и угрожают снизить оценку: мол, апелляция — это пересмотр всей работы, не слушают, обрывают, грубят. Общение усложнилось в этом году, когда апелляции стали проводиться по скайпу.


Эльмира:

«Мне сказали: «Хватит вытягивать баллы из экспертов, это неприлично. Апелляция проводится не для того, чтоб вам повысили баллы. Наши эксперты — специалисты, и они не могут ошибиться».


Валентин:

«Это была не апелляция, а бои без правил. Он не давал мне сказать ни слова».


Виктория:

«Меня называли внученькой и голубушкой. Спрашивали, откуда я такая несобранная взялась. Говорили: «Мы бы вам поставили еще меньше, радуйтесь, что у вас так много баллов за это задание» и «поймите по-человечески, если мы поднимем вам балл, нас накажут».


Мария:

«Меня просто вообще не слушали. Я хотела еще задать пару вопросов, вернуться к предыдущим, а эксперт просто отключилась — и все».


Ситуацию комментирует историк Илья Запольский, директор школы «Интеллектуал»:

«Очевидно, что в Москве КИМы по истории в этом году оказались сложными для экспертов — очень неоднозначные возможности трактовки. При проверке работ и апелляции становится понятно, что в некоторых заданиях возможны разночтения. И тогда остается две стратегии: или никому не поднимать баллы, или поднимать всем. Но тогда поднимется проходной балл. Это универсальная проблема — не вина конкретного ребенка и не вина школы. Так что эксперты стараются любой ценой показать, что работу проверили правильно».


В попытке бороться за справедливость была создана петиция:
Уважаемый Владимир Владимирович,
Мы, преподаватели, выпускники и родители, просим Вас обеспечить профессиональную работу ФИПИ и Рособрнадзора. Уже который год эти гос.учреждения работают не в интересах выпускников, а в своих собственных интересах, открыто нарушая не только права выпускников, но и положения Конституции РФ.
Источник: https://www.novayagazeta.ru/articles/2018/07/22/77252-nuleva...

P.S. Мне было бы очень интересно почитать мнения учителей (особенно экспертов), выпускников и их родителей.

Дубликаты не найдены

Отредактировал hastom 18 дней назад
+271
«Но люди же не голодали? Значит, не было кризиса» - оп, лови депутата
раскрыть ветку 19
+5

Нука, не глядя в вики, годы кризиса в России назови

раскрыть ветку 18
+231

Эм. Всегда?

раскрыть ветку 5
+68

Примерно с 862 по 2019, но с последней датой это не точно

раскрыть ветку 4
+4

всмысле годы? тут можно столетиями бить - не промахнешься.

раскрыть ветку 1
+4
25.12.1991-Н.В.
раскрыть ветку 2
+2

2015-2017

2008-2011

1994-1999

раскрыть ветку 1
+252

"У меня стоит ноль по критерию «фактические ошибки». Например, я сказала, что Николай подавлял восстание в Европе, а надо было сказать, что в Венгрии, хотя в критериях ничего подобного нет"


Эм, ну тут как бы девочка неправа. Восстание в Европе - это сильно

раскрыть ветку 205
+37

Так и до галактического восстания недалеко)

раскрыть ветку 1
+45

Когда свергли империю и строите светлое социалистическое будущее

Иллюстрация к комментарию
+73

Да и важна именно Венгрия. Прямым следствием подавления восстания Россией стала мощь единой Австро-Венгерской империи, враждебное отношение который к России не позволило последней выиграть Крымскую войну

раскрыть ветку 95
+73

Но мы все равно будем критиковать необъективность экспертов и плакаться о временах, когда бюджетное место можно было купить (хоть ты сто раз дуб)

раскрыть ветку 93
-3

Крымскую войну? А зачем ее выигрывать? Крым-то все равно наш)

+30

"Один из русских императоров подавлял восстание где-то в северном полушарии планеты Земля" - вообще беспроигрышный вариант.

раскрыть ветку 2
+1

Один из русских императоров подавлял восстание на планете Земля

раскрыть ветку 1
+128
Восстание в Европе - это сильно
Эм... Весна народов шла по всей Европе. Это единый процесс. Веселая европейская революция с местными вариациями. Даже лозунги одни и те же. Николашка отметился в нем не только подавлением восстания в Венгрии, но еще и в Польше. А еще Дунайские княжества. На самом деле, доебаться тут сложнее, чем кажется. Как до фразы "В Европе бушевала Тридцатилетняя война". "Че, во всей, что ли?" "Да, епт, практически да". 
раскрыть ветку 31
+10

Да, только девочка в вопросе про Николая (заметьте, вопрос не о весне народов, не о тридцатилетней войне) пишет не о Венгрии и Польше, а обо всей Европе. Видимо, батюшка так же подавлял восстания в Англии, Ирландии, Франции, Ватикане и Сан-Марино. Это считается фактической ошибкой, увы.

раскрыть ветку 28
-6

По Вашей логике она так же могла написать, что Николай подавлял восстание на планете Земля/в галактике Млечный Путь.
Если серьёзно, то прямо и явно подавляли именно в Венгрии, даже Польша формально, подчёркиваю, формально была в составе Российской Империи. То бишь по такой же логике можно было сказать, что Николай в Европе налоги собирал. Я не отрицаю дикого количества маразмов в тестах и как репетитор, уже четвёртый год готовящий учеников осознаю, что нереально на 100% предсказать, до чего докопается проверяющий. Но конкретно в этом случае девочка была реально неправа.

раскрыть ветку 1
ещё комментарии
+9

Ну, как бэ... Венгрия в Европе, Европа на планете Земля, земля в солнечной системе, солнечная система в галактике Млечный путь. Следовательно, Николай подавлять восстание в галактике Млечный путь.

раскрыть ветку 2
-3
Если это вопрос эссе по английскому языку, то можно и так писать.
раскрыть ветку 1
+8

Но в этом нет фактической ошибки. Снизить балл за отсутствие конкретики было бы справедливо, но на ноль точно не тянет.

раскрыть ветку 1
+1

Так ей и снизили на 1 балл.


По критериям 3 (или сколько там) баллов складываются из нескольких тезисных пунктов ответа. 1 тезис - 1 балл, 1 ошибка в тезисе - минус 1 балл. Если там 0, то скорее всего кроме одного тезиса с ошибкой в ответе ничего и не было.

+4
"где-то в Европе". Поехал в Европу, чтобы подавить восстание в Венгрии.
раскрыть ветку 7
+17

Прямо как конунг Олаф Моржовый Хер из задорной песни группы Infornal Fuck))

Он плыл в Англию, но его рулевой оказался недостаточно квалифицирован, и команда прибыла на Северный Кавказ. В принципе, конечно, один хер - Европа

раскрыть ветку 6
+2

В галактике, а что нет? Венгрия находится в галактике. ;)

раскрыть ветку 1
+5

В одной далёкой-далёкой галактике император направил свои войска на подавление восстания

Иллюстрация к комментарию
+2
Следуя ее логикой могла написать, что на планете земля восстание подавлял
+1

на планете земля еще бы написала

0

вообще норм же
теоретически могли б в китае давить
и раз уж европа - то не в РИ

-2
Да и увеличение экспорта зерна явно не кризис
раскрыть ветку 5
+3
Импорта.
0
Импорта же.
Люди голодали, пришлось импортировать чтобы перестали голодать.
раскрыть ветку 3
-6

Даже если бы девочка сказала "подавил восстание в галактики" - права. Хочешь получить ответ "в страной Венгрии", уточняй,

- где именно в Европе?

- Венгрии

-  почему именно там, а не в Британии например?

-10

А Венгрия не в Европе? А Польша? Девочка всё верно ответила.

раскрыть ветку 46
0

А в Англии Николай тоже подавлял? В Монако, на Кипре, в Андорре? В Лихтенштейн тоже забредал?

раскрыть ветку 45
ещё комментарии
+56

Тху-тху в экзаменах по точным дисциплинам такого нет

раскрыть ветку 73
+95

как-то ученик не концептуально синус 30 градусов взял

раскрыть ветку 35
+50

Ученик написал √2/2, а надо было 1/√2 писать, минус два балла!

раскрыть ветку 34