Битва за Атлантику. Противолодочная оборона Союзников. Часть I.

Прежде чем продолжить повествование об истории войны в Атлантическом океане, думаю, будет не лишним рассказать о том, как англичане и их союзники боролись с главнейшим врагом в море - подводными лодками.

"Единственное, что по-настоящему пугало меня во время войны, это немецкие подводные лодки" У.Черчилль. И стоит сказать, серые волки Деница действительно наводили страх не только на моряков, которые шли на судах в водах Атлантики, но и на все население Британии. Однако, оправившись от первых тяжелых ударов, англичане смогли наладить такую систему ПЛО, что в конце концов подводный флот Кригсмарине потерпел поражение.

Битва за Атлантику. Противолодочная оборона Союзников. Часть I. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Вторая мировая война, Море, Длиннопост

Конвой где-то на просторах океана

В начале войны немецкий флот, хоть и сам был застигнут врасплох неожиданной войной с Великобританией, смог нанести тяжелые потери британскому судоходству потому, что англичане сами оказались неготовы к отражению атак из под воды. Я уже не раз писал, что введение конвойной системы не могло начаться по щелку пальцев в ту же минуту, и на  ее налаживание пришлось тратить значительное время. Суда продолжали идти одиночным порядком, а имевшиеся конвои имели скорее символический эскорт.

Дело в том, что разработка специальных эскортных судов, предназначенных исключительно для сопровождения торговых судов, началась только перед самым началом войны. Такими кораблями стали корветы. Пока же они только строились, задачу охраны конвоев возложили на эсминцы и вооруженные траулеры. Последние были мобилизованными гражданскими судами, и не имели даже асдика, не говоря уже о радарах, которые, к слову, только вводились и их не имели и подавляющее кол-во других военных кораблей.

Битва за Атлантику. Противолодочная оборона Союзников. Часть I. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Вторая мировая война, Море, Длиннопост

Конвой в Атлантике

Однако и с эсминцами все не было гладко. Они требовались для сопровождения крупных кораблей флота, для охраны портов, да и конвоев формировалось очень много, и, соответственно, для эскорта удавалось наскрести чрезвычайно мало. К этому добавлялся и тот фактор, что эскорт не мог сопровождать конвой через всю Атлантику из-за недостатка топлива. Корабли эскорта присоединялись к конвою только когда тот был на второй половине пути через Атлантику в Англию, и наоборот - оставляли конвой при его достаточном отдалении от Англии. Весь остальной путь суда шли одни, без охранения (старенькие пушки времен ПМВ на судах не были надежным средством защиты). Сам же эскорт в начале войны, в лучшем случае, насчитывал пару эсминцев и несколько траулеров на 15-20 судов, бывало и так, что эскорт составлял всего один траулер.

Битва за Атлантику. Противолодочная оборона Союзников. Часть I. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Вторая мировая война, Море, Длиннопост

Эсминец атакует глубинными бомбами

Основным оружием против подлодок являлись глубинные бомбы. На них имелся специальный взрыватель, который срабатывал на определенной глубине, заданной оператором перед сбросом. Средством поиска же являлись адсик и обычный гидролокатор. Однако последний может дать только пеленг на подлодку, но не расстояние до нее и глубину, асдик же, за счет получения отражения волн от лодки, мог дать пеленг и расстояние до лодки. Однако первые модели асдика работали с частыми перебоями, в том числе и из-за неопытности операторов, при этом эхо могли дать и косяки рыбы, и плотные слои воды на глубине, поэтому назвать асдик надежным средством поиска лодок противника тогда было сложно.

Битва за Атлантику. Противолодочная оборона Союзников. Часть I. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Вторая мировая война, Море, Длиннопост

Канадский корвет в составе эскорта конвоя

Если же подлодку удалось обнаружить и атаковать, то эскорт не мог взять ее измором. Им предстояло как можно  быстрее ее потопить (что являлось большой удачей), иначе в процессе охоты конвой мог уйти слишком далеко. Поэтому на первых этапах эскорт скорее отгонял лодки, чем боролся с ними. К тому же, сильно сказывался недостаток опыта защиты конвоев (а у кого он тогда в мире был?). Англичане были уверены, что подлодки атакуют из-за внешнего кольца охранения из=под воды, собственно, так оно в большинстве случаев и происходило. Однако такому раскладу дел положил конец командир немецкой лодки U-99 Отто Кречмер (впоследствии ставшим самым результативным асом подводником). Он стал проникать сквозь охранение и атаковать конвой изнутри. Так, 16 октября 1940 года Волчьей стаей был атакован конвой SC-7 (35 торговых судов и 5 кораблей эскорта). 6 лодок за одну ночь потопили 20 судов, причем 9 из них пришлось на U-99. В то время, как весь эскорт пытался отразить атаку извне, Кречмер топил оттуда, откуда его никто не ждал. Сутки спустя НХ-49 из 49 судов потерял 10. Потерь среди субмарин не было. В историю атака на конвой SC-7 вошла как "Ночь длинных ножей"

Битва за Атлантику. Противолодочная оборона Союзников. Часть I. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Вторая мировая война, Море, Длиннопост

Эрих Редер награждает Рыцарским крестом Отто Кречмера. Август 1940 года.

Важную роль в ПЛО Англии играла авиация. Самолету проще обнаружить подводную лодку и неожиданно атаковать ее, пока та не успела уйти на глубину. Однако отсутствие радаров на ранних этапах не давали больших преимуществ самолету, поэтому ночью лодки могли безнаказанно следовать в надводном положении. В то же время береговая авиация имела чрезвычайно малый радиус действия,из-за этого самолеты не могли сопровождать конвои далеко в Атлантике. Эскортных же авианосцев у Англии не было, и разработка их началась только с начала войны, и вступить в строй они должны были не раньше второй половины 1941 года. А пока приходилось выкручиваться всеми имеющимися средствами.

Битва за Атлантику. Противолодочная оборона Союзников. Часть I. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Вторая мировая война, Море, Длиннопост

Карта основных маршрутов конвоев и радиуса действия авиации Союзников.

Острая нехватка эскортных сил побудила англичан просить помощи у США, и те "великодушно" передали 50 устаревших, находящихся на консервации, эсминцев времен ПМВ в обмен на бесплатную 99-ти летнюю аренду рада английских баз в Северной Америке и Карибском море. Корабли имели плохие мореходные качества, узкий вытянутый корпус плохо переносил качку. Однако они помогли Англии возместить потери и усилить, пусть и не значительно, эскортные силы Метрополии.

Битва за Атлантику. Противолодочная оборона Союзников. Часть I. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Вторая мировая война, Море, Длиннопост

Один из 50-ти эсминцев, переданных американцами Англии.

Период "Счастливого времени" в Атлантике стал подходить к концу в 1941 году. Успехи подводных лодок стали уменьшаться, в то время как потери стали расти. Все сильнее стали сказываться опыт и технические новшества англичан, в то время как немцы далеко от того, что было у них в начале войны, не ушли. Все это в конечном итоге привело к перелому в войне.

Битва за Атлантику. Противолодочная оборона Союзников. Часть I. Битва за Атлантику, Kriegsmarine, Вторая мировая война, Море, Длиннопост

Лига историков

13.4K постов49.7K подписчик

Добавить пост

Правила сообщества

Для авторов

Приветствуются:

- уважение к читателю и открытость

- регулярность и качество публикаций

- умение учить и учиться


Не рекомендуются:

- бездумный конвейер копипасты

- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации

- чрезмерная политизированность

- простановка тега [моё] на компиляционных постах

- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты

- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)


Для читателей

Приветствуются:

- дискуссии на тему постов

- уважение к труду автора

- конструктивная критика


Не рекомендуются:

- личные оскорбления и провокации

- неподкрепленные фактами утверждения