672

Биология поведения человека. Лекция #3. Эволюция поведения, II [Роберт Сапольски, 2010. Стэнфорд]

Привет, Пикабу!

Мы продолжаем публиковать лекции Стэнфордского университета. Рады представить третью лекцию курса 2010 г. «Биология поведения человека» профессора Роберта Сапольски.


Это вторая лекция, посвященная эволюции поведения. В ней внимание уделяется индивидуальному и родственному отбору, логике поведения, конкурентному инфантициду, мужским и женским иерархиям, изменениям соотношения полов в группе, межполовой конкуренции и другим феноменам из мира биологии поведения.

Всего в курсе 25 лекций, постепенно мы переведём все.


Список переведённых лекций:


1-я лекция: Вступительная лекция об основных направлениях курса и том, почему опасно мыслить категориями.


2-я лекция: Эволюция поведения, I. В этой лекции профессор объясняет эволюцию поведения, используя наглядные примеры, в том числе широко известную «дилемму заключенного».


Этот курс выходит благодаря нашим подписчикам.


Поддержите нас плюсом и подписывайтесь на нас и сообщество «Наука».

Найдены дубликаты

+15
Сохранил, наверное не посмотрю.
+7
Спасибо. Только не останавливайтесь. Это очень интересно
раскрыть ветку 9
0

Все зависит от подписчиков и от того, как пройдет сбор средств на следующие лекции.

раскрыть ветку 8
0
Может после каждого поста ставить ссылку на возможность поддержки?
раскрыть ветку 2
0

я так понимаю, что подписчики это на ютубе, ибо от их просмотра зависит цена вопроса. но не мне Вам рассказывать, как своим трудом Вы расширяете мировоззрение таких простых людей как я. возможно из сотни, а может быть и тысячи посмотревших это видео, одного  заинтересует данная тема и это даст ему мотивацию для новых достижений. этот материал обязательно найдет свою аудиторию. к чему я... не у всех есть возможность дать немного денег для продвижения, и даже если идея идет в убыток не стоит ее закапывать. все когда то принесет свои плоды, нужно научиться ждать.

пс.  оратор с меня еще тот, но чтобы не быть многословным и пустозвоном отправил на пэйпэл небольшую помощь. очень рад этому сюжету и с нетерпением жду следующего. спасибо Вам большое

раскрыть ветку 2
0
В ветке с первой лекцией спрашивал: куда донатить?
раскрыть ветку 1
+6

Неимоверно интересно. Спасибо огромнейшее! :)

+2

Ребята, Вы молодцы!! С удовольствием смотрю лекции. Скромный вопрос...(в личку) а где можно вас поддержать материально? очень уж полезным делом вы занимаетесь =)

раскрыть ветку 1
+4

Способы поддержать выход лекции:

Карта СберБанка: 4276 5500 3584 7907

PayPal: roman@vertdider.com

Яндекс.Деньги: 410014480104961

QIWI: +79990419925

WebMoney

R707789886321

Z783779684564

+2
Наканецта! Два месяца ждала продолжения, а тут две почти подряд
+1
Схороним, полезная штука.
0

Спасибо Вам за вашу работу! Лекции шикарные!

0
Огромное спасибо!
0

Запуск систем сотрудничества интересны. Пробовал такое запускать, в работе. Успешно. Единственное, для закрепления данной модели нужно либо постоянно эту модель контролировать, либо разъяснять в процессе. Я правда тогда эти ролики еще не смотрел, поэтому разъяснить не мог )

0

Жаль, у него нет лекции по родству и кто кому насколько родственник.

0
Спасибо за лекцию. Очень рад был увидеть Ее так скоро.
0
Большущее спасибо, с нетерпением жду следующих переводов
0
Шикарно!
0

спермотозоидные гонки с эстафетами и золотыми медалями...

ЗЫ: очень интересно. спасибо за переводы.

0

Не смотрел, но плюсую

0
Да вы прям разродились, вторую еще не посмотрел
раскрыть ветку 1
+3

Сколько у Вас впереди прекрасного.

-4

Сохранил, но смотреть конечно же не буду

Похожие посты
121

Зачем тубящая манукодиям такая длинная трахея?

Зачем тубящая манукодиям такая длинная трахея? Анатомия, Животные, Птицы, Орнитология, Зоология, Биология, Познавательно, Факты
Зачем тубящая манукодиям такая длинная трахея? Анатомия, Животные, Птицы, Орнитология, Зоология, Биология, Познавательно, Факты
Зачем тубящая манукодиям такая длинная трахея? Анатомия, Животные, Птицы, Орнитология, Зоология, Биология, Познавательно, Факты

Синим на картинке обозначена верхняя гортань. Зачем такая длинная трахея? Начнем издалека. Сириникс - нижняя гортань, которой птицы поют. Она находится в глубине трахеи. Таким образом характер звука изменяется, проходя через всю трахею. Такой звук привлекает самок. И так в процессе полового отбора развилась такая длинная гортань.

При длине тела 28 см трахея манукодий может достигать до 90 см!

Показать полностью 1
1509

Зачем нужны жирные голые землекопы

Разбавим тему коронавируса и финансовой депрессии шутками из биологии за 100.


Есть на земле прекрасные животные: голые землекопы. Их любят геронтологи, за потенциальное бессмертие и онкологи за практически отсутствующие случаи заболевания раком. Их любят зоологи за крайне высокий болевой порог и жизнь в крайне неблагоприятных условиях. Их любят зоопсихологи за то, что хоть они и млекопитающие, но поведение их во многом напоминает рой насекомых. А теперь их люблю еще и я вот за что.


У землекопов есть разделение ролей: есть размножающаяся самка, есть осеменители, добытчики, солдаты и шахтеры. И есть 1-2 особи, которые не делают ничего. Реально ничего! Они старые, они здоровые, они жирные и все, что они делают в течение года - это сидят и продолжают жрать и жиреть! А другие землекопы мало того, что не возмущаются, так еще и продолжают их кормить. И это озадачивало наблюдателей вплоть до начала сезона дождей: после первых признаков его наступления жирные землекопы подползают к выходу на поверхность, разворачиваются жопой к свету и затыкают тоннель своей тушкой, подставляя беззащитную задницу проходящим мимо хищникам или дождям (смотря кто придет первый).

А вы говорите у Деда Мороза график сутки через 364.


P.S. Прямых пруфов не будет. Почерпнуто из лекции Роберта Сапольски в Стэнфорде, лекция №2 "Эволюция поведения".

672

«Карантин, к сожалению, — это надолго»

Как мировую экономику подкосила одна-единственная летучая мышь, с которой «перескочил» на человека коронавирус? Почему карантин продлится гораздо больше, чем неделю, а Россию может спасти безалаберное отношение к медицине. Об этом молекулярный биолог Ирина Якутенко рассказала в новом проекте Ассоциации выпускников СПбГУ и Social Club #ЧТО ПРОИСХОДИТ. Лекцию транслировал проект «Фонтанки» #безантракта.

Ирина — одна из самых востребованных сейчас популяризаторов науки: постоянно отслеживает актуальную информацию и может перевести ее на человеческий язык. Виртуальная лекция проходила в формате телемоста из Германии, где сейчас находится Якутенко. Мы законспектировали главное.


Летучая мышь как курорт для вирусов

Частый вопрос: почему COVID-19 нам достался именно от летучей мыши? Вроде бы такая экзотика. Мягко говоря, не экзотика: из всех видов млекопитающих они составляют 20%. Из-за умения летать (очень энергозатратного) иммунный ответ на вирусы у этих млекопитающих работает иначе, чем у прочих: быстрее, но приглушенно. Так что организм летучей мыши для вирусов — курорт вроде Ибицы: вирусы размножаются, появляются новые и вся эта дискотека не приканчивает хозяина.

Нулевой пациент в Ухане заразился, по расчетам, где-то 17 ноября. В принципе, если бы у петербуржцев был обычай поедать летучих мышей из саблинских пещер — и у нас мог бы быть похожий результат.

COVID-19 почти полностью совпадает с коронавирусами летучих мышей — это к тому, что он не синтезированный. Вот эти «шипы» на вирусе, которые делают его похожим на морскую мину, и которыми цепляется за рецепторы клеток — хваткие. Но не оптимально. COVID-19 — что велосипед с квадратными колесами: ехать можно, но уж если б его конструировали, то сделали бы «с круглыми колесами», внедрили бы какие-нибудь дополнительные фрагменты. Их в вирусе нет — лишь случайные мутации, как в природе.

«Карантин, к сожалению, — это надолго» Коронавирус, СПбГУ, Что происходит?, Биология, Фонтанка, Карантин, Длиннопост, Познавательно, ЛучшеДома

Конспирологические теории про сбежавший из лаборатории искусственный вирус популярны, потому что, как ни странно, так думать спокойнее. Найдем виновных, лабораторию закроем — проблема решена. А вот природу мы не контролируем. И поскольку человек все больше вторгается в места обитания животных, больше становится и контактов с переносчиками. Трудно смириться с вариантом, при котором одна недожаренная мышка запустила Черного лебедя и в три месяца поломала мировую экономику.


Но уж грипп-то опаснее — и ничего, не вымерли же

Есть так называемое «базовое репродуктивное число»: сколько человек заражает один больной в популяции, у которой еще нет иммунитета. К гриппу коллективный иммунитет у нас есть. К COVID-19 нет. Поэтому эта штука легко передается от человека к человеку. Есть модели, согласно которым мы пропускаем 86% инфицированных. Если это так, то это неплохо: значит, столько людей нормально переносят болезнь и популяция все-таки нарабатывает коллективный иммунитет.

О летальности заболевания можно будет судить, только когда окончится вспышка. К примеру, в середине марта умерли те, кто заразился еще в феврале, а тогда диагностика была еще не так распространена. В Китае вспышка прошла, летальность установилась на уровне 1-2%.

Часто говорят: от гриппа-то больше умирают. Проблема в том, что и летальность от гриппа мы знаем только примерно: он с нами круглогодично и давно, люди умирают не от собственно гриппа, а от осложнений, так что статистика приблизительная: 0,1%. От COVID-19 летальность сейчас — в 10 раз выше. От гриппа при не очень страшных штаммах в год погибает 300-500 тысяч человек. Если заражаемость коронавирусом была бы такая же — умножайте на 10. Но пока выявленных случаев заразившихся коронавирусом на планете — в 100 раз меньше, чем гриппующих.

Группы риска — люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, с онкологией, с болезнями легких (причем астматики сюда не относятся). И пожилые. Многие говорят: вирус 80-летних косит, мне в мои 55 ничего не грозит. Не будем обольщаться: по здоровью 80-летний японец — что иной 60-летний россиянин. Так что в менее «здоровых» государствах коронавирус просто будет губить более молодые группы.

«Карантин, к сожалению, — это надолго» Коронавирус, СПбГУ, Что происходит?, Биология, Фонтанка, Карантин, Длиннопост, Познавательно, ЛучшеДома

Системы здравоохранения некоторых стран надорвались именно потому, что там «хорошо живется». Упор делается на профилактику и выявление болезней на ранней стадии — соответственно, развито первичное звено. Вторичное звено, клиники, не были рассчитаны что так массово понадобится именно экстренно спасать. Парадоксально, но тут российская система здравоохранения, где людей подхватывают, когда они уже всерьез разболелись и надо именно спасать — оказалась в более выигрышном положении. В российской системе усилено вторичное звено, стационары: соответственно, немало реанимационных палат и аппаратов ИВЛ.


Почему столько неопределенности: одни вводят карантин, другие нет

Эпидемии случались и пострашнее, но вирусы на самолетах не летали, а власти применяли жесткие карантины: просто закрывали города. В ситуации прозрачных границ и мягких карантинов мы еще не оказывались.

Эффективные лекарства стали появляться не так и давно, в ХХ веке. С тех пор наука все усложняется, и когда власти спрашивают: «Ученые-ученые, что нам делать, вводить карантин или нет?», те показывают трехэтажные уравнения и модели и прочее непонятное. Причем разные выводы могут давать ученые с одинаковым весом в науке.

Поэтому неопределенность будет оставаться. Пока не найдут какое-нибудь супер-вещество. А его до сих пор не нашли. Сейчас идет глобальный эксперимент, страны применяют разные стратегии — увидим, какая лучше. Например, есть серьезные возражения против массового тестирования. Можно думать «у меня симптомов нет, но я ответственный — схожу, проверюсь, вот какой я молодец». Но, во-первых, стояние в очереди в лабораторию опасно с точки зрения того же заражения. Во-вторых, тесты на этот коронавирус пока несовершенны, нуждаются в перепроверках — а это двойная и тройная нагрузка на лаборатории, которые и так захлебываются. К тому же будут парализованы прочие лабораторные анализы и пострадают люди, у которых какие-нибудь другие серьезные хвори.

В наших условиях тестироваться нужно, если есть симптомы и если были контакты с возможными зараженными. Если это не про вас — не нагружайте собой систему здравоохранения. По крайней мере, пока уровень зараженных невысокий, у нас еще такой.


Почему нет вакцин и лекарств?

Коронавирусы (что старые «простудные», что этот новый) относятся к группе РНК-вирусов, они очень быстро мутируют. Поэтому простудами мы болеем по несколько раз в год, а фарма и не думает вкладываться в разработку «антипростудных» вакцин: походил неделю с соплями — живешь дальше. Так что препараты под вывеской «антивирусное средство широкого спектра» — без доказанной эффективности. Исключение — средства против гриппа, но дорогие, от 1,5-2 тысяч рублей, у них хоть есть доказательная база.

Вакцины от нового коронавируса все же создаются, уже начались тестирования на животных. Но даже когда в СМИ возликуют: «Создана вакцина!» — это означает только, что на нее хорошо вырабатываются антитела. А не то, что вы точно не заболеете. Иногда антитела не вполне точно атакуют место сцепки вируса с рецепторами клетки — и можно все равно заболеть, хоть и в легкой степени.

На скорое появление лекарства тоже рассчитывать не приходится. Известные вещества, которые активны в борьбе с другими вирусами, уже перебрали — прорывных среди них нет. Да и применяют их уже на стадии подключения к ИВЛ, раньше — опасаются: возможна побочка. Среди совсем новых веществ суперкомпьютер уже отобрал 77 перспективных, но лабораториям еще предстоят долгие и нудные испытания каждого.

Как в фильме «Эпидемия», когда человечество спасла вакцина, добытая из одной обезьянки, не получится. Мы не прорвемся — скорее, мы будем выкарабкиваться.


Карантин — это надолго? И будет ли вторая волна?

К сожалению, довольно надолго. По научным моделям, нужно не меньше полугода полужесткого карантина, чтобы сгладить нагрузку на систему здравоохранения.

Сверхжесткие меры работают быстрее: в Китае за три месяца вирус подавили. Но и сейчас там пребывают в подвешенном состоянии. Пока у нас шарахаются от бурятов и всех, кто хоть чуть похож на китайца, сама Поднебесная как раз «чистая», и закрылась, боясь заразы от всего прочего мира. Последние зарегистрированные в Китае случаи COVID-19 — как раз завозные.

Долго закрытым Китай оставаться не сможет: все-таки первая-вторая экономика мира. Там и увидим, будет ли вторая волна как первая, или удастся перевести все в состояние угрозы постоянной, но не подрывающей систему здравоохранения.

Пока нет вакцины и лекарства, притормозить распространение вируса по популяции может коллективный иммунитет. Это когда хотя бы 30% населения иммунны. Но в Китае переболело 80 тысяч — ничто для 1,5-миллиардного населения.

В мире большинство ученых сходятся на том, что карантин необходим. Призывы «давайте все перецелуемся/обнимемся, хором переболеем и наработаем коллективный иммунитет» — не работают: если реанимации будут заняты «перецеловавшимися», некому будет лечить людей с другими серьезными недугами.

О риске заболеть повторно пока мало данных. Мы в эпидемии только три месяца, а даже простудный иммунитет держится дольше. Например, к коронавирусу SARS, чреватому атипичной пневмонии, иммунитет начинает слабеть через три года.

Потеплеет — всё пройдет?

У разных вирусов есть, что называется, температурный режим, при которых им лучше «работается». Но вообще они круглогодичны. Просто к старым знакомым респираторным вирусам популяция иммунна, и «сезон» для них — это время, когда сложились чуть более благоприятное условие: например, осень-зима, когда все кучкуются в помещениях.

Ожидать радикального спада летом — вряд ли стоит. Мы хоть и будем больше на воздухе, а не в помещениях, но этот бонус обнуляется тем, что иммунитет у нас еще не наработан.

Если не будет «прорывного» вещества, мир будет жить в состоянии, которое в англоязычной научной литературе называется mitigation, «смягчение» — жизнь с инфекцией. И постепенно с этой эпидемией мы справимся.

Определенно, последней она не станет, и человечество не умрет, — но к следующим мы будем уже больше готовы.

Подготовила Александра Шеромова, специально для «Фонтанки.ру»

Оригинал статьи: https://calendar.fontanka.ru/articles/9407/

Показать полностью 1
7115

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа

Так получилось, что местные насекомые избрали наш подоконник местом своего последнего упокоения. К нам прилетают все: мухи, комары, пчелы, пауки, бабочки. Они умирают, и их тельца месяцами лежат нетронутыми, высыхая в потоках сквозняка. Как-будто сама Природа говорит мне: "смотри какие замечательные образцы я приготовила для тебя, не хочешь посмотреть как выглядит эта пушистая мордочка при увеличении 10 000 крат?"

И правда, зачем пропадать зря такому страшно красивому образцу? Наверное, каждый в детстве представлял себя в роли великого вивисектора или доктора Моро... Что, только я, да?

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

На подоконнике получилась целая скульптурная композиция, время как-будто остановилось: букашка запуталась в паутине и голодный хищник уже подбирается к своей жертве. Данное "произведение искусства" я перенёс на столик для съёмки образцов, подверг стандартному магическому ритуалу и поместил реликвию в алтарь науки.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

1.1. Вначале заглянем хищнику в глаза. Паук оказался тем еще модником. Неплохая чёлка. Глаз восемь штук, сколько и положено иметь пауку.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

1.2. Теперь заглянем ему в один из глаз. В отличие от насекомых глаз простой, не фасетчатый. Судя по количеству пыли, нашему герою не помешало бы умыться перед фотосессией.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

1.3. При большем увеличении (10 000 крат) мы видим, что поверхность глаза состоит из множества параллельных бороздок.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

1.4. При увеличении (100 000 крат) мы может увидеть, что ширина бороздки составляет всего 150 нанометров.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

2.1. Теперь давайте рассмотрим кого схватило наше чудище.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

2.2. Тело букашки покрыто чешуйками, похожими на маленькие рифлёные чипсинки.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

2.3. Бороздки чипсинок прямые и толщиной всего 500 нанометров (увеличение 10 000 крат).

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

3.1. Давайте теперь рассмотрим ногу, которой паучище удерживает свою жертву.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

3.2. Страшная ножища с целой сибирской тайгой ёлок.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

3.3. Попробуем рассмотреть ёлочку подробнее.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

3.4. Оказывается поверхность паучиной лапы тоже покрыта бороздками, похожими на узор отпечатков пальцев.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

3.5. Есть на паучьих ногах и второй тип волосков. Давайте глянем как устроены они.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

3.6. Каждый волосок имеет интересную красивую структуру.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

3.7. Давайте приблизим еще, так чтобы можно было рассмотреть все детали (увеличение 10 000 крат).

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

3.8. И еще ближе (увеличение 35 000 крат). Ширина внутренних бороздок 100 нанометров. Как тебе такие нанотехнологии, Чубайс?

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

4.1. Ну и наконец, какой паук без паутины?

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

4.2. К паутине прилипло много частиц пыли.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

4.3. Увеличения 15 000 крат. Видно, что диаметр одной нити составляет всего около 600 нанометров.

Паук и его жертва. Застывшая смерть под увеличением 10 000 крат электронного микроскопа Наука, Паук, Микроскопия, Фотография, Насекомые, Познавательно, Биология, Длиннопост, Электронный микроскоп

Спасибо всем зрителям!


Если пост понравится, выложу фотографии второго образца - бабочки.


Другие мои посты на тему микроскопии и нанотехнологий:


- Можно ли увидеть наночастицы, молекулы и атомы без микроскопа невооруженным глазом?


- Когда появились нанотехнологии и кто их придумал? Вперед в прошлое!


- 5 артефактов древнего мира созданных с применением нанотехнологий.


- Как российские ученые “открыли новый вид” наночастиц в квартире Святейшего патриарха Кирилла, или можем ли мы верить судебным экспертизам?


- Содержит ли строительная пыль вредоносные наночастицы? Или как я оказался в той же ситуации, что и патриарх Кирилл в 2010 году.

Показать полностью 19
97

Боевые нейротоксины на службе первобытных племен. Чем травили врагов за тысячи лет до "Новичка" и Скрипалей? Часть III.

Итак, дорогой читатель, в двух прошлых постах (1), (2) мы познакомились в общей сложности с дюжиной самых популярных ядов, которыми первобытные охотники смазывали свои стрелы, чтобы без труда завалить огромного слонопотама. Удивительно тонкие знания окружающей природы помогали выживать и быть самодостаточными даже самым небольшим группам людей в самых суровых и диких условиях от ледяных пустынь Аляски до тропических джунглей Борнео. В былые времена даже тщедушный паренёк или милая девочка с "игрушечным" луком могли принести мучительную смерть недоброжелателю. Возможно, когда-нибудь и тебе, comrade, пригодится это знание, будь ты одинокий сталкер на развалинах мегаполиса, или отшельник, выживающий после зомби-апокалипсиса в  химкинском лесопарке холодной тайге.

Читай быстрее, пока не удалили из интернета! Ведь именно этим постом может заинтересоваться Роскомнадзор, потому что...

Боевые нейротоксины на службе первобытных племен. Чем травили врагов за тысячи лет до "Новичка" и Скрипалей? Часть III. Наука, Химия, Биология, История, Яд, Познавательно, Выживание, Длиннопост

Ведь речь пойдет одновременно о наиболее опасных и наиболее доступных в нашей стране ядах. Роскомнадзор, обещаю, здесь не будет традиционной рубрики "как готовить", но наоборот, я расскажу как от них спастись. 

Из-за ограниченности размера постов на Пикабу мой прошлый топ 7 прервался на пятом пункте. Данный пост посвящен двум несомненным лидерам, которых вы так долго ждали. Самый смертоносный яд из зоомагазина и "bestseller", пользовавшийся спросом с начала цивилизации по всему миру.


2. Аконит

Регион: почти везде севернее 40-й параллели северной широты

Боевые нейротоксины на службе первобытных племен. Чем травили врагов за тысячи лет до "Новичка" и Скрипалей? Часть III. Наука, Химия, Биология, История, Яд, Познавательно, Выживание, Длиннопост

Борец клобучковый (Aconítum napéllus). Ботаническая иллюстрация из книги Köhler’s Medizinal-Pflanzen, 1887.


Исторический контекст.

Принеси мне одну из разноцветных стрел,
Я держу и опускаю ее в яд,
Пронзенный ею человек будет лежать.

Махабхарата, I тыс. до н.э.

Аконит (в России больше известен как борец) - травянистое многолетнее растение с пурпурно-синими цветками, которое растет до метра в высоту. Его листья и корни чрезвычайно токсичны и использовались древними как яд. Греки называли это растение akoniton (без грязи), потому что он растет на каменистой почве, и lykoktonon (убийца волков), потому что он традиционно применялся при изготовлении отравленных стрел для охоты на волков. Борец стал основой для стрельного яда наиболее распространенного как в географическом, так и в хронологическом смысле. Его использование известно еще с I тыс. до н.э. Аконит был распространен по всей Евразии и в Северной Америке: от Римской империи и Галлии на западе до Китая и Японии на востоке, от Индии на юге до Чукотки и Аляски на севере.

Аконит воистину легендарный яд, воспетый еще в классическую античность. Аконит и отравленные стрелы популярное средство решения проблем у персонажей греческой мифологии (1), (2), (3), (4). Аконит неоднократно упоминается у древнеримского историка Тацита как средство решения династических проблем. Так, в 50 г. до н.э. Агриппина, жена римского императора Клавдия, отравила его аконитом, чтобы привести к власти своего сына, Нерона. В итоге в 117 году император Траян запретил выращивать аконит из-за частых инцидентов с подозрительными смертями от отравлений.


Несколько видов Aconitum, принадлежащих к семейству лютиков, использовались для изготовления яда для стрел. Aconítum napéllus наносили на свои стрелы для охоты на сибирского козерога в Ладакхе (Индия). Айны в Японии применяли разновидность Aconitum для охоты на бурого медведя. Китайцы использовали яды из растений Aconitum как для охоты, так и для военных действий.

Яд бик (Bikh или Bish), был известен на Востоке, в особенности в Индии, как один из самых ужасных. Он добывался не только из Aconitum ferox, как то предполагали прежде, но, согласно новейшим исследованиям, также и из Aconitum palmatum, Aconitum Napellus и Aconitum luviduum. Корни всех названных видов служат в Индии для добывания страшного яда для стрел, употребляемого в особенности индийцами дигароа, которые с этою целью смешивают растертые корни аконита с соком Dillenia speciosa.

Боевые нейротоксины на службе первобытных племен. Чем травили врагов за тысячи лет до "Новичка" и Скрипалей? Часть III. Наука, Химия, Биология, История, Яд, Познавательно, Выживание, Длиннопост

Celtic Warriors by Jeff Chapman. Ну как-то так современные художники представляют кельтских воинов. Не уверен по поводу исторической достоверности, но мне нравится: вероятно, в центре Боудикка, а слева её подружка Картимандуя [Табличка сарказм]. Кельты не редко использовали отравленные аконитом стрелы в военном деле. Мотив отравленных стрел часто встречается и в кельтской мифологии. Так, один из персонажей валлийского цикла «Мабино́гион» Бендигайд Вран был ранен в ногу отравленной стрелой.


Как готовить… не надо

Аконит входит в список ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации. Незаконный оборот этого вещества является уголовно наказуемым правонарушением. Аконит до сих пор является причиной смертей людей как непреднамеренных (1), (2), (3), (4), так и криминального характера (1), (2), а также самоубийств (1). Поэтому я не буду здесь писать как готовить яд. Лучше я расскажу как его готовить не надо.

Дело в том, что существует один прямой антагонист аконитина (алколоид аконита), который, однако, не разрешен к применению. Что не удивительно, учитывая, что этот антогонист один из героев прошлого поста.

В реальной криминальной драме, разыгравшейся в Японии, супруг решил отравить свою жену аконитином. Для большей надежности он добавил в пищу жене кроме аконитина ядовитую печень рыбы фугу. Для создания алиби он ушел из дома сразу после еды. Однако по возвращении домой он был арестован полицией, так как жена осталась живой. Дело в том, что тетродотоксин, содержащийся в печени рыбы фугу, блокирует натриевые каналы в активном состоянии, являясь фактически прямым антагонистом аконитина. Источник.


Как работает.

Во всех частях аконита содержится нейротоксичный алколоид аконитин. Аконитин связывается с натриевыми каналами клеток проводящей системы сердца, увеличивая время их открытого состояния, что приводит к вхождению значительного количества избыточных ионов натрия в цитозоль клетки. Это сопровождается увеличением входа ионов кальция за счет системы обмена Na+/Ca2+ и кальциевых каналов L-типа. В результате повышается локальная триггерная активность, что приводит к возникновению сердечных аритмий. Возникающие аритмии носят полиморфный характер и включают практически весь спектр нарушений ритма сердца – преждевременные сокращения желудочков, желудочковая тахикардия, пируэт, фибрилляция желудочков. Источник.

Смерть обычно возникает в результате паралича дыхательной системы или остановки сердца. Полулетальная доза LD50 аконитина всего 0,1 мг/кг при внутрибрюшном введении мышам (LD50 цианида калия - 6 мг/кг).

Диагностика и лечение отравлений аконитином и сегодня сохраняют свою актуальность. Дело не только в криминальном использовании этого вещества. В настоящее время аконитин входит в гомеопатические средства и в состав растительных сборов (особенно в традиционной китайской медицине) как анальгетик при мышечных и суставных болях. Будьте осторожны с традиционной медициной и со "всем натуральным".


Вывод.

Аконит выглядит как красивые цветочки, но по сути является реально опасной штукой. Аконит получил заслуженное признание у наших предков как смертоносное орудие убийства.

Боевые нейротоксины на службе первобытных племен. Чем травили врагов за тысячи лет до "Новичка" и Скрипалей? Часть III. Наука, Химия, Биология, История, Яд, Познавательно, Выживание, Длиннопост

Структурная формула аконитина.


1. Палитоксин

Регион: Гавайские острова

Боевые нейротоксины на службе первобытных племен. Чем травили врагов за тысячи лет до "Новичка" и Скрипалей? Часть III. Наука, Химия, Биология, История, Яд, Познавательно, Выживание, Длиннопост

Кораллы зоантарии (Zoantharia). Эти декоративные кораллы, которые обычно называют «полипами пуговицами», «солнечными полипами» или «зоами». Кораллы-зоантарии часто рекомендуют новым владельцам морских аквариумов, поскольку они красивы и их относительно легко содержать. Владельцы этой красоты могут даже не подозревать какую смертельную опасность представляют эти "морские цветочки". Австралийский постер-безопасности для владельцев аквариумов.


Мифологический контекст.

Согласно древней гавайской легенде, на острове Мауи недалеко от гавани Хана была деревня рыбаков, преследуемая проклятием. По возвращении из моря один из рыбаков пропал бы без вести. Однажды, разгневанные очередной потерей, рыбаки напали на горбатого отшельника, который считался виновником несчастий в поселении. Сорвав плащ с отшельника, жители деревни были потрясены, потому что они обнаружили ряды острых треугольных зубов в огромных челюстях. Бог-акула был пойман. Было ясно, что пропавшие жители деревни были съедены богом во время их путешествий к морю. Люди безжалостно разорвали бога акулу на части, сожгли его и бросили в водоем, оставленный приливом возле гавани Ханы. Вскоре после этого на берегах водоёма начал расти густой коричневый «мох». Поражение копьями, смазанными мхом, приводило к мгновенной смерти жертв. Таковым было зло демона. Мох, растущий в водоёме проклятого прилива, стал известен как «limu-make-o-Hana», что буквально означает «водоросли смерти от Ханы». Гавайцы верили, что проклятие обрушится на всех, если кто попытается собрать смертоносные «водоросли».

К 1961 году исследователи Гавайского университета, заинтересованные в местных природных продуктах, обнаружили записи о ядовитом гавайском коралле Limu Make O Hana. Когда биологи собрались взять образцы, группа местных жителей прервала их. Они объявили, что согласно древним преданиям пруд был «капу», и предупредили, что если что-то будет нарушено, зло проклятия будет активировано. Улыбаясь, ученые сказали: «Мы не верим в суеверия» и взяли  образцы. По совпадению, в тот же день бог-акула пожар уничтожил главное лабораторное здание Гавайского института морской биологии на острове Кокос в заливе Канеохе, Оаху. Сайт Гавайского университета дает зуб, что легенда чистая правда.


Образцы мифического «limu-make-o-Hana»  оказались новым видом, который был назван Palythoa toxic. Это кораллы Зоантарии, вырабатывающие палитоксин, который является одним из самых сильных нейротоксинов не белковой природы.

Несмотря на свою экзотичность, палитоксин и его аналоги становятся всё ближе к нам. Летом 2005 года около 200 человек, которые проводили время на пляжах северо-западного побережья Италии в окрестностях города Генуя, обратились за медицинской помощью с такими симптомам, как ринорея, кашель, лихорадка, бронхостеноз с затрудненным дыханием. Из них 20 человек пришлось госпитализировать. В 2010 году в научном журнале Phytochemistry Reviews вышла статья под названием "Палитоксины: все еще преследующее гавайское проклятие". В статье описывалось ранее неизвестное производное палитоксина - ovatoxin-a, производимое в виде морского аэрозоля тропическим динофлагеллятом Ostreopsis ovata.

Боевые нейротоксины на службе первобытных племен. Чем травили врагов за тысячи лет до "Новичка" и Скрипалей? Часть III. Наука, Химия, Биология, История, Яд, Познавательно, Выживание, Длиннопост

Современное фото, сделанное под ретро. Девушка на пляже с леей из плюмерии на шее, танцующая гавайский танец хула. Спустя 100 лет груди местных красавиц были лишены свободы европейскими колонизаторами и закованы в полоски ткани, скрывающие  соблазнительные формы (см. в прошлом посту как выглядели танцовщицы хула 100 лет назад в разделе про тетродотоксин). Девушки в венках из плумерии, танцующие танец хула, стали визитной карточкой гавайских островов и знакомы многим по американским фильмам.


Как применяли.

Токсическое воздействие Palythoa toxic было известно ещё ранним обитателям Гавайев, и кораллы-зоантарии наносились ими на кончики их оружия. Cообщается об использовании гавайцами для смазывания оружия одного из видов коралловых полипов, которого местные полинезийцы называли limu-make-o-Hana. Нанесение limu-make-o-Hana из легендарного водоёма в местечке Хана на наконечники копья гарантировало смерть врагов воинов. На Гавайях в начале XIX века у короля были слуги, hamo-hamo или smearers, задача которых заключалась в том, чтобы нанести на кончики копий этот красноватый «ядовитый мох», чтобы сделать их оружие смертельным. Источники (1), (2).


Как работает.

Палитоксин еще более смертоносен чем тетродотоксин. Измеренный для него LD50 составляет 0.00015 мг/кг (на мышах). LD50 тетродотоксина  - 0,01 мг/кг, цианида калия - 6 мг/кг. По этому показателю палитоксин превосходит лидера нашего прошлого рейтинга батрахотоксин, чей  LD50 составляет 0,002 мг/кг, а также знаменитый яд Новичок, чей LD50 0,0022 мг/кг.

Палитоксин связывается с внешней частью Na+/K+-АТФазы, вырубая натрий-калиевый насос. Натрий-калиевый насос необходим для жизнедеятельности всех клеток организма. Таким образом, палитоксин воздействует на все клетки жертвы. Нарушение ионного градиента приводит к гемолизу красных кровяных тел, усиленному сокращению сердца и других мышц.

Палитоксин может вызвать серьезные отравления даже при контакте с кожей, а также может распространяться в водяном паре и вызывать отравление при вдыхании. Часто жертвами палитоксина становятся любители экзотической аквариумистики.

Симптомами у людей являются горький/металлический привкус, спазмы в животе, тошнота, рвота, диарея, легкая или острая летаргия, покалывание, замедление сердечного ритма, почечная недостаточность, нарушение чувствительности, мышечные спазмы, треморная миалгия, цианоз и респираторный дистресс. В смертельных случаях палитоксин обычно вызывает смерть от остановки сердца из-за повреждения миокарда.

Антидота для палитоксина не существует.


Выводы.

Палитоксин один из самых сильных и опасных ядов. Палитоксин смертоноснее лидера нашего прошлого рейтинга батрахотоксина. Если раньше палитоксин был далекой экзотикой, то сейчас шансы столкнуться с ним сильно увеличились. Палитоксин получает в нашем рейтинге заслуженное первое место и награждается леей из плюмерии.

Боевые нейротоксины на службе первобытных племен. Чем травили врагов за тысячи лет до "Новичка" и Скрипалей? Часть III. Наука, Химия, Биология, История, Яд, Познавательно, Выживание, Длиннопост

Структурная формула палитоксина. Оцените название палитоксина по номенклатуре IUPAC:  (2S,3R,5R,6E,8R,9S)-10-[(2R,3R,4R,5S,6R)-6-[(1S,2R,3S,4S,5R,11S)-11-{[(1R,3S,5S,7R)-5-[(8S)-9-[(2R,3R,4R,5R,6S)-6-[(2S,3S,4E,6S,9R,10R)-10-[(2S,4R,5S,6R)-6-[(2R,3R)-4-[(2R,3S,4R,5R,6S)-6-[(2S,3Z,5E,8R,9S,10R,12Z,17S,18R,19R,20R)-20-{[(2R,3R,4R,5S,6R)-6-[(1Z,3R,4R)-5-[(1S,3R,5R,7R)-7-{2-[(2R,3R,5S)-5-(aminomethyl)-3-hydroxyoxolan-2-yl]ethyl}-2,6-dioxabicyclo[3.2.1]octan-3-yl]-3,4-dihydroxypent-1-en-1-yl]-3,4,5-trihydroxyoxan-2-yl]methyl}-2,8,9,10,17,18,19-heptahydroxy-14-methylidenehenicosa-3,5,12-trien-1-yl]-3,4,5-trihydroxyoxan-2-yl]-2,3-dihydroxybutyl]-4,5-dihydroxyoxan-2-yl]-2,6,9,10-tetrahydroxy-3-methyldec-4-en-1-yl]-3,4,5,6-tetrahydroxyoxan-2-yl]-8-hydroxynonyl]-1,3-dimethyl-6,8-dioxabicyclo[3.2.1]octan-7-yl]methyl}-1,2,3,4,5-pentahydroxydodecyl]-3,4,5-trihydroxyoxan-2-yl]-2,5,8,9-tetrahydroxy-N-[(1E)-2-[(3-hydroxypropyl)-C-hydroxycarbonimidoyl]eth-1-en-1-yl]-3,7-dimethyldec-6-enimidic acid.

Как видим, палитоксин может одним своим названием убить человека, страдающего гиппопотомонстросесквипедалиофобией.


Прошлые посты по стрельным ядам:

Часть I

Часть II


Спасибо, что прочитал до конца, Comrade!

Надеюсь пост будет тебе полезен. Кто знает, какие приключения ждут нас впереди!

Боевые нейротоксины на службе первобытных племен. Чем травили врагов за тысячи лет до "Новичка" и Скрипалей? Часть III. Наука, Химия, Биология, История, Яд, Познавательно, Выживание, Длиннопост
Показать полностью 7
54

Вспомнить то, чего не было: как устроена наша память

ИСТОЧНИК

Автор: Владислава Плеканчук, НГУ, магистр биологических наук.

Вспомнить то, чего не было: как устроена наша память Наука, Биология, Мозг, Память, Нейроны, Познавательно, Научпоп, Длиннопост

Мы учимся на нашем личном взаимодействии с миром, и наши воспоминания об этом опыте формируют наше поведение. Опыт и память неразрывно связаны – так считалось до недавней статьи в журнале Nature Neuroscience о формировании искусственных воспоминаний. Исследователи вызывали естественную память у лабораторных животных и картировали нейронные связи. Затем они «дрессировали» другое животное, стимулируя клетки мозга по образцу естественной памяти. Это создало искусственную память, которую животные могли использовать.

Воспоминания необходимы нам для чувства идентичности, которое возникает в результате личного опыта. Кто мы без нашей памяти? Даже кратковременное нарушение процесса сохранение памяти выбивает человека из колеи: «Сколько-сколько я вчера выпил?!..Я правда это делал?!..А это точно был я?». И бродит потом человек, сокрушается, что потерял где-то частичку себя. Алкоголь действительно приводит к дегенерационным процессам в мозге и провалам памяти в частности, нарушая связь нейронов гиппокампа (места перекодировки памяти) с остальным структурам мозга, где она должна храниться. (Кстати, вот интересная статья в Nature, о том, что алкоголь нарушает кратковеменную память, но улучшает запоминание событий до принятия алкоголя).


А где же хранится память? На самом деле, почти везде в мозге. Главная структура для запоминания – гиппокамп, он может оставить воспоминание у себя, может отправить его в кору больших полушарий. Память об эмоционально окрашенных событиях хранится в миндалине и базальных ядрах, о двигательной активности – в мозжечке и так далее.

Вспомнить то, чего не было: как устроена наша память Наука, Биология, Мозг, Память, Нейроны, Познавательно, Научпоп, Длиннопост

Места хранения памяти в мозге


Считается, что кратковременная память сохраняется за счет реверберирования импульсов по кругу в определённых нейронах. Если не подкрепить эту память – она исчезнет через несколько секунд, этот циркулирующий сигнал затухнет и нейроны примут другую информацию. А вот когда значимый сигнал, или повторяющийся, подкрепляемый – вот тогда включаются сложные механизмы долговременной памяти, для которой уже нужны синтез новых белков и перестройка синаптических связей (хотя сейчас разделение памяти на кратко- и долговременную активно обсуждается и пересматривается, читаем на Постнауке).
Вспомнить то, чего не было: как устроена наша память Наука, Биология, Мозг, Память, Нейроны, Познавательно, Научпоп, Длиннопост

Как выглядят синаптические связи нейронов


И вот мы подошли к тому, как можно изменить нашу память – всё дело, конечно, в нейронных цепях. Манипуляцией определенными цепями в мозге воспоминания могут быть отделены от контекста и сформированы при полном отсутствии реального опыта. И вот уже у мышки в определённых нейронах синтезировались определённые белки, и она воспроизводит условный рефлекс другой мыши, на раздражитель, который раньше не знала. Не запутались где какая мышь? Вот сами мыши точно запутались.


Возникает много вопросов: куда дальше будет развиваться наука о манипулировании памятью и чем это может помочь или навредить человеку? Где проходит граница личности человека, сколько памяти можно стереть или изменить, чтобы человек остался собой?

ИСТОЧНИК
Показать полностью 2
428

Жизненный цикл вируса иммунодефицита человека

Данная анимация от канала biointeractive рассказывает о том, как вирус иммунодефицита человека проникает в T-клетку, а также о том, как происходит репликация вируса, то есть создание множества его копий с использованием обратной транскриптазы и ресурсов клетки-хозяина.

88

Иммунные войны: моноклональные антитела

В данной анимации от Nature рассказывается о моноклональных антителах и их важной роли в борьбе с онкологическими заболеваниями.

91

Иммунные войны: миллиарды антител

Человеческий организм может производить миллиарды антител - особых белков для борьбы с колоссальным множеством потенциальных "захватчиков". Но как наша иммунная система создаёт такое невероятное разнообразие антител? Об этом рассказывается в анимации от Nature.

267

Как понять принцип неопределённости Гейзенберга? [Veritasium]

Принцип Гейзенберга говорит нам, что невозможно одновременно определить положение частицы и ее импульс с бесконечной точностью.


В обычной жизни мы фактически никогда не сталкиваемся с этим ограничением, так что он довольно специфичен.


В видео проводится эксперимент: лазер направляется через небольшую щель на экран. Как только щель становится уже — пятно на экране сужается. Но с определенного момента пятно начинается расширяться. Это происходит потому, что местоположение фотонов света было настолько точно локализовано, что их горизонтальное направление должно стать менее определенным, чтобы удовлетворять принципу неопределенности Гейзенберга:

306

Биология поведения человека: Лекция #14. Лимбическая система [Роберт Сапольски, 2010. Стэнфорд]

Привет, Пикабу!


Представляем четырнадцатую лекцию курса 2010 г. «Биология поведения человека» профессора Роберта Сапольски из лекций Стэнфордского университета.


В этой лекции Роберт Сапольски уделяет внимание роли лимбической системы как эмоциональной составляющей нервной системы. Он анализирует ее влияние на принятие решений, ее связь с корой головного мозга, а также различные функции подразделов нейронных структур, относящихся к лимбической системе.

Список переведённых лекций*:


1-я лекция: Вступительная лекция об основных направлениях курса и том, почему опасно мыслить категориями.

2-я лекция: Эволюция поведения, I. В этой лекции профессор объясняет эволюцию поведения, используя наглядные примеры, в том числе широко известную «дилемму заключенного».

3-я лекция: Эволюция поведения, II. Продолжение объяснения эволюции поведения.

4-я лекция: Молекулярная генетика, I. В ней рассказывается о связи синтеза белков и точечных мутаций с микроэволюционными изменениями, и обсуждаются конфликтующие друг с другом теории градуализма и прерывистого равновесия, а также феномен эпигенетики.

5-я лекция: Молекулярная генетика, II. В ней рассказывается о различных мутациях в компонентах естественного отбора на молекулярном уровне, а теории градуализма и прерывистого равновесия сводятся в общую модель развития.

6-я лекция: Генетика поведения, I. В лекции освещаются классические подходы генетики поведения, их недостатки, влияние факторов среды, негенетическая наследуемость некоторых черт и эпигенетика.

7-я лекция: Генетика поведения, II. В лекции освещаются основные трудности, связанные с изолированием отдельных генов, пониманием изменчивости и наследуемости, а также объясняется, почему гены и среда неразрывно связаны между собой, хоть роль последней часто недооценивают.

8-я лекция: Распознавание родственников. Эта лекция посвящена различным способам распознавания родственников у животных и людей, с помощью специальных белков, обоняния или когнитивных усилий и сенсорной информации. Также обсуждается какую важную роль играет эта способность в различных аспектах жизни живых существ.

9-я лекция: в ней биология поведения рассматривается через призму этологии, основными принципами которой является изучение животных в естественной среде обитания и «интервью» на их языке. Также приводятся примеры поведенческого разнообразия, важности взаимодействия генов и среды и экспериментов в рамках этологии.

10-я лекция: Введение в нейронауки, I. В лекции ассистенты Нейтан Вудлинг и Энтони Чанг-Минг в общих чертах расскажут о нейронауках и их связи с поведением человека. Они познакомят нас с долями головного мозга, его клетками, нейрофармакологией и обратным захватом.

11-я лекция: Введение в нейронауки, II. В начале лекции Патрик Хаус рассказывает о воспоминаниях и механизме их формирования. Затем Дана Теркер читает лекцию о вегетативной нервной системе и ее функциях.

12-я лекция: Эндокринология. Уильям Питерсон и Том МакФадден знакомят нас с эндокринологией. Они рассказывают об основах эндокринной системы, о пептидных и стероидных гормонах, о процессах, с помощью которых мозг управляет гормонами, и о влиянии гормонов на мозг.

13-я лекция: Неврология и эндокринология: продвинутый уровень. В этой лекции рассматриваются более сложные, с точки зрения нейробиологии, способы межклеточной коммуникации, роль лимбической системы в формировании личности, поведения и факторы, которые могут вызвать различные аномалии в функционировании нервной и эндокринной систем.


*Всего в курсе 25 лекций, постепенно мы переведём все.

Этот курс выходит благодаря нашим подписчикам.



Поддержите нас плюсом и подписывайтесь на нас и сообщество «Наука»
Показать полностью
184

Открытия в эволюции. Итоги 2017 года

Лектор — Марков Александр Владимирович, доктор биологических наук, палеонтолог, заведующий кафедрой биологической эволюции Биологического факультета МГУ, популяризатор науки. Лауреат (2011 год) главной в России премии в области научно-популярной литературы «Просветитель». Лауреат (2015 год) премии «За верность науке» Министерства образования и науки РФ в категории «Популяризатор года».
181

Биология поведения человека: Лекция #13. Неврология и эндокринология: продвинутый уровень [Роберт Сапольски, 2010. Стэнфорд]

Здравствуй, Пикабу!


Представляем вам тринадцатую лекцию курса «Биология поведения человека» профессора Стэнфордского университета Роберта Сапольски. В этой лекции рассматриваются более сложные, с точки зрения нейробиологии, способы межклеточной коммуникации, роль лимбической системы в формировании личности, поведения и факторы, которые могут вызвать различные аномалии в функционировании нервной и эндокринной систем.

Список переведённых лекций*:


1-я лекция: Вступительная лекция об основных направлениях курса и том, почему опасно мыслить категориями.

2-я лекция: Эволюция поведения, I. В этой лекции профессор объясняет эволюцию поведения, используя наглядные примеры, в том числе широко известную «дилемму заключенного».

3-я лекция: Эволюция поведения, II. Продолжение объяснения эволюции поведения.

4-я лекция: Молекулярная генетика, I. В ней рассказывается о связи синтеза белков и точечных мутаций с микроэволюционными изменениями, и обсуждаются конфликтующие друг с другом теории градуализма и прерывистого равновесия, а также феномен эпигенетики.

5-я лекция: Молекулярная генетика, II. В ней рассказывается о различных мутациях в компонентах естественного отбора на молекулярном уровне, а теории градуализма и прерывистого равновесия сводятся в общую модель развития.

6-я лекция: Генетика поведения, I. В лекции освещаются классические подходы генетики поведения, их недостатки, влияние факторов среды, негенетическая наследуемость некоторых черт и эпигенетика.

7-я лекция: Генетика поведения, II. В лекции освещаются основные трудности, связанные с изолированием отдельных генов, пониманием изменчивости и наследуемости, а также объясняется, почему гены и среда неразрывно связаны между собой, хоть роль последней часто недооценивают.

8-я лекция: Распознавание родственников. Эта лекция посвящена различным способам распознавания родственников у животных и людей, с помощью специальных белков, обоняния или когнитивных усилий и сенсорной информации. Также обсуждается какую важную роль играет эта способность в различных аспектах жизни живых существ.

9-я лекция: в ней биология поведения рассматривается через призму этологии, основными принципами которой является изучение животных в естественной среде обитания и «интервью» на их языке. Также приводятся примеры поведенческого разнообразия, важности взаимодействия генов и среды и экспериментов в рамках этологии.

10-я лекция: Введение в нейронауки, I. В лекции ассистенты Нейтан Вудлинг и Энтони Чанг-Минг в общих чертах расскажут о нейронауках и их связи с поведением человека. Они познакомят нас с долями головного мозга, его клетками, нейрофармакологией и обратным захватом.

11-я лекция: Введение в нейронауки, II. В начале лекции Патрик Хаус рассказывает о воспоминаниях и механизме их формирования. Затем Дана Теркер читает лекцию о вегетативной нервной системе и ее функциях.

12-я лекция: Эндокринология. Уильям Питерсон и Том МакФадден знакомят нас с эндокринологией. Они рассказывают об основах эндокринной системы, о пептидных и стероидных гормонах, о процессах, с помощью которых мозг управляет гормонами, и о влиянии гормонов на мозг.


*Всего в курсе 25 лекций, постепенно мы переведём все.

Этот курс выходит благодаря нашим подписчикам.


Поддержите нас плюсом и подписывайтесь на нас и сообщество «Наука»
Показать полностью
362

Биология поведения человека: Лекция #12. Эндокринология [Роберт Сапольски, 2010. Стэнфорд]

Мы продолжаем публиковать лекции Стэнфордского университета. Рады представить двенадцатую лекцию курса 2010 г. «Биология поведения человека» профессора Роберта Сапольски.


В этой лекции Уильям Питерсон и Том МакФадден знакомят нас с эндокринологией. Они рассказывают об основах эндокринной системы, о пептидных и стероидных гормонах, о процессах, с помощью которых мозг управляет гормонами, и о влиянии гормонов на мозг.

Список переведённых лекций*:


1-я лекция: Вступительная лекция об основных направлениях курса и том, почему опасно мыслить категориями.

2-я лекция: Эволюция поведения, I. В этой лекции профессор объясняет эволюцию поведения, используя наглядные примеры, в том числе широко известную «дилемму заключенного».

3-я лекция: Эволюция поведения, II. Продолжение объяснения эволюции поведения.

4-я лекция: Молекулярная генетика, I. В ней рассказывается о связи синтеза белков и точечных мутаций с микроэволюционными изменениями, и обсуждаются конфликтующие друг с другом теории градуализма и прерывистого равновесия, а также феномен эпигенетики.

5-я лекция: Молекулярная генетика, II. В ней рассказывается о различных мутациях в компонентах естественного отбора на молекулярном уровне, а теории градуализма и прерывистого равновесия сводятся в общую модель развития.

6-я лекция: Генетика поведения, I. В лекции освещаются классические подходы генетики поведения, их недостатки, влияние факторов среды, негенетическая наследуемость некоторых черт и эпигенетика.

7-я лекция: Генетика поведения, II. В лекции освещаются основные трудности, связанные с изолированием отдельных генов, пониманием изменчивости и наследуемости, а также объясняется, почему гены и среда неразрывно связаны между собой, хоть роль последней часто недооценивают.

8-я лекция: Распознавание родственников. Эта лекция посвящена различным способам распознавания родственников у животных и людей, с помощью специальных белков, обоняния или когнитивных усилий и сенсорной информации. Также обсуждается какую важную роль играет эта способность в различных аспектах жизни живых существ.

9-я лекция: в ней биология поведения рассматривается через призму этологии, основными принципами которой является изучение животных в естественной среде обитания и «интервью» на их языке. Также приводятся примеры поведенческого разнообразия, важности взаимодействия генов и среды и экспериментов в рамках этологии.

10-я лекция: Введение в нейронауки, I. В лекции ассистенты Нейтан Вудлинг и Энтони Чанг-Минг в общих чертах расскажут о нейронауках и их связи с поведением человека. Они познакомят нас с долями головного мозга, его клетками, нейрофармакологией и обратным захватом.

11-я лекция: Введение в нейронауки, II. В начале лекции Патрик Хаус рассказывает о воспоминаниях и механизме их формирования. Затем Дана Теркер читает лекцию о вегетативной нервной системе и ее функциях.


*Всего в курсе 25 лекций, постепенно мы переведём все.

Этот курс выходит благодаря нашим подписчикам.


Поддержите нас плюсом и подписывайтесь на нас и сообщество «Наука».
Показать полностью
254

Биология поведения человека: Лекция #11. Введение в нейронауки, II [Роберт Сапольски, 2010]

Пикабу, привет!


Мы продолжаем публиковать лекции Стэнфордского университета. Рады представить ожиннадцатую лекцию курса 2010 г. «Биология поведения человека» профессора Роберта Сапольски.


В начале лекции Патрик Хаус рассказывает о воспоминаниях и механизме их формирования. Затем Дана Теркер читает лекцию о вегетативной нервной системе и ее функциях.

Список переведённых лекций*:


1-я лекция: Вступительная лекция об основных направлениях курса и том, почему опасно мыслить категориями.

2-я лекция: Эволюция поведения, I. В этой лекции профессор объясняет эволюцию поведения, используя наглядные примеры, в том числе широко известную «дилемму заключенного».

3-я лекция: Эволюция поведения, II. Продолжение объяснения эволюции поведения.

4-я лекция: Молекулярная генетика, I. В ней рассказывается о связи синтеза белков и точечных мутаций с микроэволюционными изменениями, и обсуждаются конфликтующие друг с другом теории градуализма и прерывистого равновесия, а также феномен эпигенетики.

5-я лекция: Молекулярная генетика, II. В ней рассказывается о различных мутациях в компонентах естественного отбора на молекулярном уровне, а теории градуализма и прерывистого равновесия сводятся в общую модель развития.

6-я лекция: Генетика поведения, I. В лекции освещаются классические подходы генетики поведения, их недостатки, влияние факторов среды, негенетическая наследуемость некоторых черт и эпигенетика.

7-я лекция: Генетика поведения, II. В лекции освещаются основные трудности, связанные с изолированием отдельных генов, пониманием изменчивости и наследуемости, а также объясняется, почему гены и среда неразрывно связаны между собой, хоть роль последней часто недооценивают.

8-я лекция: Распознавание родственников. Эта лекция посвящена различным способам распознавания родственников у животных и людей, с помощью специальных белков, обоняния или когнитивных усилий и сенсорной информации. Также обсуждается какую важную роль играет эта способность в различных аспектах жизни живых существ.

9-я лекция: в ней биология поведения рассматривается через призму этологии, основными принципами которой является изучение животных в естественной среде обитания и «интервью» на их языке. Также приводятся примеры поведенческого разнообразия, важности взаимодействия генов и среды и экспериментов в рамках этологии.

10-я лекция: Введение в нейронауки, I. В лекции ассистенты Нейтан Вудлинг и Энтони Чанг-Минг в общих чертах расскажут о нейронауках и их связи с поведением человека. Они познакомят нас с долями головного мозга, его клетками, нейрофармакологией и обратным захватом.


*Всего в курсе 25 лекций, постепенно мы переведём все.

Этот курс выходит благодаря нашим подписчикам.


Поддержите нас плюсом и подписывайтесь на нас и сообщество «Наука».
Показать полностью
209

Биология поведения человека: Лекция #10. Введение в нейронауки, I [Роберт Сапольски, 2010. Стэнфорд]

Пикабу, привет!

Рады представить десятую лекцию курса «Биология поведения человека» профессора Стэнфордского университета Роберта Сапольски.

Ассистенты Нейтан Вудлинг и Энтони Чанг-Минг в общих чертах расскажут о нейронауках и их связи с поведением человека. Они познакомят нас с долями головного мозга, его клетками, нейрофармакологией и обратным захватом. Пирятного просмотра!

Список переведённых лекций*:


1-я лекция: Вступительная лекция об основных направлениях курса и том, почему опасно мыслить категориями.

2-я лекция: Эволюция поведения, I. В этой лекции профессор объясняет эволюцию поведения, используя наглядные примеры, в том числе широко известную «дилемму заключенного».

3-я лекция: Эволюция поведения, II. Продолжение объяснения эволюции поведения.

4-я лекция: Молекулярная генетика, I. В ней рассказывается о связи синтеза белков и точечных мутаций с микроэволюционными изменениями, и обсуждаются конфликтующие друг с другом теории градуализма и прерывистого равновесия, а также феномен эпигенетики.

5-ая лекция: Молекулярная генетика, II. В ней рассказывается о различных мутациях в компонентах естественного отбора на молекулярном уровне, а теории градуализма и прерывистого равновесия сводятся в общую модель развития.

6-ая лекция: Генетика поведения, I. В лекции освещаются классические подходы генетики поведения, их недостатки, влияние факторов среды, негенетическая наследуемость некоторых черт и эпигенетика.

7-я лекция: Генетика поведения, II. В лекции освещаются основные трудности, связанные с изолированием отдельных генов, пониманием изменчивости и наследуемости, а также объясняется, почему гены и среда неразрывно связаны между собой, хоть роль последней часто недооценивают.

8-я лекция: Распознавание родственников. Эта лекция посвящена различным способам распознавания родственников у животных и людей, с помощью специальных белков, обоняния или когнитивных усилий и сенсорной информации. Также обсуждается какую важную роль играет эта способность в различных аспектах жизни живых существ.

9-я лекция: в ней биология поведения рассматривается через призму этологии, основными принципами которой является изучение животных в естественной среде обитания и «интервью» на их языке. Также приводятся примеры поведенческого разнообразия, важности взаимодействия генов и среды и экспериментов в рамках этологии.


*Всего в курсе 25 лекций, постепенно мы переведём все.

Этот курс выходит благодаря нашим подписчикам.


Поддержите нас плюсом и подписывайтесь на нас и сообщество «Наука».
Показать полностью
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: