Без помощи человека с европейским мышлением сами китайские контракторы ничего придумать не могут (серия «Мы работаем с Китаем»).

Без помощи человека с европейским мышлением сами китайские контракторы ничего придумать не могут (серия «Мы работаем с Китаем»). Китай, Китайцы, Китайские товары, Китайские смартфоны, Производство, Длиннопост

Почему секрет успеха компании Xiaomi в огромных убытках, почему китайцы ничего не могут придумать без инструкций человека с европейским мышлением; почему в работе с Китаем существенное время занимает борьба с менталитетом; зачем работу китайцев нужно контролировать «от и до»; из чего и как китайцы собирают ПО смартфона – на эти и другие вопросы ответит новое интервью серии «Мы работаем с Китаем».


Я продолжаю публикацию интервью с теми, кто профессионально работает с Китаем: ведёт торговлю, размещает производство, занимается доработкой и разработкой изделий на китайских фабриках. Эти люди прекрасно знают процессы, специфику и китайский менталитет; они заработали (и потеряли) на этом немало денег, так что они прекрасно знают, о чём говорят.


Сегодня я публикую беседу с тем, кто одним из первых начал делать оригинальные смартфоны, контролируя процесс разработки и закупки компонентов. В устройствах его компании было много особенностей, и мои читатели до сих пор положительно вспоминают эти модели в комментариях. Сейчас компания полностью изменила бизнес-структуру и вернулась с новыми моделями. Что это за компания, и какие смартфоны вы так тепло вспоминаете, вы узнаете из этого интервью.

Без помощи человека с европейским мышлением сами китайские контракторы ничего придумать не могут (серия «Мы работаем с Китаем»). Китай, Китайцы, Китайские товары, Китайские смартфоны, Производство, Длиннопост

Денис, когда вы начали, и как пришли к тому, что нужно делать что-то больше, чем просто продавать китайские товары со своим логотипом?

- Мы начали в 2009-м году, мы первыми привезли смартфон на Android, ещё до того, как его выпустил HTC. Мы всегда хотели привносить какую-то изюминку в девайсы, а не просто работать по схеме купи/продай.


Highscreen очень часто вспоминают, когда говорят про смартфоны с оригинальным дизайном, функционалом, отличительными особенностями. Как так получилось, что помнят именно вас, а не кого-то другого?

- Всё просто: мы никогда не возили китайские смартфоны «как есть». Даже в начале нашей истории, всегда делали некоторые модификации. Возить китайцев и ставить на них свой логотип цели не было. Объяснение этому простое: китайцы делали и делают свои смартфоны исходя из потребностей основных азиатских рынков: Китай, Индия, Юго-Восточная Азия.

По началу это были доработки в механическом дизайне, потом мы начали мудрить поглубже: поняли, что правильным сегментом является «батарейный» сегмент. Мы начали фокусироваться на устройствах с большой продолжительностью жизни.


Мы никогда не целились в первую цену, не участвовали в тендерах. Мы делали девайс, который нужен потребителю. Всем нужна мощная батарейка, всем нужен нормальный дизайн, не похожий на то, что предлагают китайцы.


Потом появился Boost. В этой модели мы развили тему большой батарейки, предложили девайс с двумя батареями – малой емкости и большой, и, соответственно, с двумя крышками. Насколько я знаю, такого никто больше не делал. Но основная изюминка девайса – его аудиотракт, для которого мы разработали уникальную материнскую плату. Чтобы максимально раскрыть потенциал «железа» и устранить Гугловские ограничения по звуку нам пришлось дорабатывать Android OS. В результате, мы получили девайс с максимальным выхлопом на рынке, который только возможен.

Без помощи человека с европейским мышлением сами китайские контракторы ничего придумать не могут (серия «Мы работаем с Китаем»). Китай, Китайцы, Китайские товары, Китайские смартфоны, Производство, Длиннопост

Вы начали в 2009-м году, а через некоторое время ты переехал в Гонконг. Когда?

- В 2012-м. Три года мы работали, потом я понял, что летаю в Китай каждые две недели на неделю, и мы решили сюда просто переехать. Мы решили развивать бизнес на месте.

Вначале мы работали с большими тайваньскими вендорами. Поняли, что эти товарищи берут твои заказы только тогда, когда у них всё плохо с крупняком типа Nokia и Sony Ericsson (на тот момент), и всю работу делают «на отъебись». Бывало, что они не могли оптимизировать драйверы для тач-панели, и мы со своей стороны делали рабочее ядро для девайса.


После этого мы решили поработать с Китаем, и всё прижилось. Изначально работали с большими ODM, а к 2014-му году поняли, что они нам совершенно не подходят потому, что они работают так же, как наш бывший партнёр по дистрибуции компания HTC. Их задача – с нулевой кастомизацией продать тебе всю их линейку. Эти фабрики рассматривали тебя не как бренд, а как дистрибутора, который клеит лейбак на то, что они сделали.


И мы ударились в более глубокую работу с Китаем: мы начали работать напрямую с дизайн-хаусами [производители плат – здесь и далее в квадратных скобках примечания автора], после этого мы искали интегратора, который нам всё это соберёт. И по такой схеме мы успешно проработали до 2016-го года.


В 2016-м был переломный момент?

Да, в конце 16-го года было принято решение открыть свой собственный ODM [производитель оригинальных устройств]. Мы открыли своё собственное дизайн-бюро, начали разрабатывать свои дизайны, и делать интеграцию целиком на своей стороне.

Китайские контракторы, к сожалению, ударились в копирование больших китайских брендов, что мы никогда не считали перспективным для российского рынка. Сейчас я не вижу смысла в замыленных глянцевых корпусах; не вижу смысла и в распространённых нынче экранах с «челками» и «каплями». Это переходная технология, которая приносит больше неудобств, чем пользы. Я считаю, что все эти устройства с типичным азиатским дизайном покупают у нас потому, что это дёшево, а не потому, что это реально нравится людям.


То есть те модели, которые есть на рынке сейчас, полностью сделаны вами «от и до», и вы знаете, кто является поставщиком каждого винтика?

- Конечно. Идёт плотная работа с поставщиками конкретных компонентов. А это, надо понимать, совершенно другой Китай. Там нет людей, говорящих по-английски, которые умеют работать с иностранцами. Это традиционные китайцы со своеобразным стилем ведения бизнеса: переговоры за чайным столиком под завесой табачного дыма, ужин в ресторане с реками Báijiǔ [крепкий китайский алкоголь] и посещение других мест увеселения. Именно таким образом здесь принято выстраивать отношения с партнерами. Без этого бизнес не удастся.


Какие сложности возникали уже здесь, на месте [наш разговор происходил в Гонконге]?

Все эти годы реальной проблемой была борьба с китайским менталитетом. Яркий пример: мы заехали в новый офис, где ручка в санузел висела вертикально. Ручка, конечно же, развалилась. Я попросил своего офис-менеджера починить ее. Он пригнал местных рабочих и… они «починили» ручку, установив её точно так же, еще и забив молотком саморезы. Я спросил своего китайца «как же так?». «А что не так? Всё в порядке», - удивился он. И только посмотрев на ручку двери в другую комнату, он осознал, что она установлена неправильно. Вот так, к сожалению, мыслят многие китайцы.


Честно говоря, рационально мыслить (в нашем понимании) большинство здесь вообще не умеет. Они умеют повторять и выполнять конкретные указания. Китаец никогда не ищет оптимальный метод решения задач, он всегда решает узкоспециализированную задачу наиболее простым для себя способом. С этим мы боролись всё это время: когда мы просим что-то сделать нестандартное, нам сразу не думая говорят, что это невозможно, мы настаиваем, что надо попробовать, и обычно всё получается.

Без помощи человека с европейским мышлением сами китайские контракторы ничего придумать не могут (серия «Мы работаем с Китаем»). Китай, Китайцы, Китайские товары, Китайские смартфоны, Производство, Длиннопост

Многие сторонние наблюдатели, которые только читали о работе с Китаем, считают, что такие как мы, эксплуатируют бедных, несчастных китайцев, которые по факту «делают всё». Как выглядит ситуация с твоей стороны?

Высококлассные инженеры и дизайнеры, создающие инновационный продукт, здесь все раскуплены крупными компаниями, лидерами рынка. Китаец же, работающий в контракторе, сам ничего не сделает, разве что кусок говна. Поэтому они всех копируют: они смотрят на успех больших китайских компаний, полностью повторяя дизайн, не добавляя инноваций, но ухудшая характеристики. Любой каталог смартфонов от китайского контрактора – низкосортные копии дизайнов именитых китайских брендов с дерьмовыми спеками. Именно поэтому на данный момент многие местные фирмы прогорели, не выдержав конкуренции со своими большими собратьями (Oppo, Vivo, Xiaomi, Huawei). В нашем бизнесе, без прямой опеки человека с европейским мышлением, белого человека, сами они ничего дельного придумать не могут.


Это как раз та самая причина по которой ты переехал?

Это та самая причина. Стоит мне уехать их офиса, там начинает происходить какая-то дичь. Поэтому если ты занимаешься серьёзным проектом, контролировать нужно всё и на каждом шаге. Недавно, например, делали дополнительный набор крышек для девайса с NFC. Сотрудник заказывает крышки, а антенну, которая крепится к крышке, и является неотъемлемой её частью, не заказывает, так как «я ему не сказал».


Со стороны поставщика тоже происходит дичь?

- Тоже. К сожалению, когда ты работаешь с поставщиком, ты контролируешь процентов 10 того, что они делают. Вот ты когда-нибудь видел китайские исходники прошивки от дизайн-хауса?


Безусловно. Но разобраться в этом не смог.

- У любого дизайн-хауса одна задача: они берут исходник от какого-нибудь Медиатека, и даже не переименовывают девайс (он так и называется Mediatek Sample). После этого кривыми скриптами наваливается базовая кастомизация: рингтоны, обоечки, бут-лого. В итоге мы получаем код, который невозможно поддерживать без кардинальной переработки, и они сами в нем ни фига не понимают. Они лепят продукт из готовых кубиков. Если им нужен драйвер камеры, они берут готовый, и даже не смотрят в него. Если нужно что-то поправить, они обращаются к производителю компонента. Но производителю наплевать на всех, кроме крупных заказчиков с многомиллионными объемами. Мы решаем эти вопросы своими силами.

Без помощи человека с европейским мышлением сами китайские контракторы ничего придумать не могут (серия «Мы работаем с Китаем»). Китай, Китайцы, Китайские товары, Китайские смартфоны, Производство, Длиннопост

фото из личного архива Дениса Копина


Ты мог бы прокомментировать успех крупных китайских брендов Xiaomi, Oppo, Vivo?

- Секрет успеха Xiaomi – это многомиллиардные убытки. Торговля хорошими спеками в убыток – вот их секрет успеха. Сейчас всё завалено Xiaomi во многих странах. Многие локальные бренды вымирают из-за этого. Я, например, вижу у них Snapdragon 710 за 14 000 рублей на полке, я тоже могу сделать девайс с такими же спеками, но моя себестоимость после доставки в Россию будет приближаться к этой сумме.

Секрет Oppo – это девайс, типичный для китайского пользователя. Они делают упор на локальные сервисы, локального потребителя, они делают свой софт. Я убежден, что Vivo покупают из-за их работы по камерам, у них 500 человек занимаются только камерой. Это огромные инвестиции.


На твой взгляд, какую роль европейские менеджеры играют в успехе больших китайских брендов?

- Я считаю, что непосредственную. Для того, чтобы сделать девайс, который реально будет пользоваться спросом не потому, что он дешёвый, а потому, что он нравится, и его хотят купить, нужно прикладывать европейские мозги.


Что ты скажешь про компании, которые покупают, в основном, готовые товары и делают лишь свою упаковку?

- Я считаю, что у таких компаний есть срок годности. Их всех, рано или поздно, выпилят китайцы. Если те же Xiaomi продолжат получать инвестиции в том же объеме, в котором они его получают сейчас, рано или поздно конкурентов у них просто не останется.

Что делают наши, когда китайцы приходят в их сегмент? Они начинают опускаться всё ниже и ниже. Они идут к более дешевым производителям, экономят на компонентах. Надо помнить, что поставщик никогда не будет работать себе в убыток. Вы попросите скидку, они поставят USB-порт на 3 цента дешевле, который будет разваливаться. И этому понижению цены на девайс всегда есть предел. Как только нижняя точка будет достигнута, их выпилят.


И важный вопрос – тебе нравится жить не в Китае, но в Гонконге?

Сейчас я, в основном, нахожусь как раз в Китае. В Гонконге хорошо. Инфраструктура развита, уровень жизни высокий. Только очень дорого. Тут надо зарабатывать много денег. Средние траты на семью из четырех человек в месяц – не меньше десятки [тысяч долларов].

Но Гонконг, к сожалению, становится все более китайским и не с лучшей стороны.


Это было интервью с Денисом Копиным - основателем и владельцем Highscreen ODM и бренда Higscreen. Если у вас есть вопросы/предложения к Денису или ко мне, вы можете задавать их здесь, всё будет переадресовано.


Предыдущее интервью "Китайские электронные продукты – это полуфабрикаты" (Артем Михайлик, Globex, Киев) доступно по ссылке.


***

Основная тема моего блога – производство в Китае. Я делюсь реальным опытом, рассказываю об особенностях и специфике работы китайских поставщиков и жизни в современном Китае. Всегда рад новым подписчикам.

Все изображения, за исключением фотографии из личного архива Дениса Копина, найдены через Google.
Данный пост создан мной и является объектом моего авторского права. Я не против перепостов и копирования информации, но прошу давать ссылку на оригинал. © http://pikabu.ru/profile/FlameGroupSE