Беспилотные автомобили. Первая смерть под колёсами беспилотника
Не прошло и года с тех пор, как человек разбился в своей Тесле на Автопилоте, и снова приходят грустные новости. В штате Аризона беспилотный прототип Uber насмерть сбил женщину.
Вот что известно:
1. Прототип на базе Volvo XC90 двигался в режиме автономного движения со скоростью около 60 км/ч.
2. Женщина на велосипеде внезапно оказалась на проезжей части в значительном удалении от пешеходного перехода. В машине находился инженер-испытатель, но он не успел что-либо предпринять.
3. Предварительное расследование пришло к выводу, что вины водителя (или машины?) Uber в ДТП нет — избежать столкновения было практически невозможно.
В первую очередь, безусловно, жаль погибшую. Здесь нелишне будет вспомнить, что ПДД написаны не только для водителей, но и для пешеходов (написаны, между прочим, кровью и тех, и других). Каким бы ни был водитель — неопытным, опытным или вовсе роботом — пешеход всегда может создать ситуацию, когда ДТП неизбежно. Не делайте так.
Этот прототип я снял в декабре 2016 года в Сан-Франциско — первый (и последний) день испытаний в Калифорнии. Как видно по этим двум фото, за полтора года после первых полевых испытаний в плане «железа» ничего не изменилось — машины те же, сенсоры те же. Это логично, ибо прогресс идёт преимущественно в области накопления данных и обучения.
Этот инцидент поднимает интересные вопросы, на которые однозначных ответов пока нет.
Да, пешеход сам виноват и избежать столкновения было практически невозможно. Однако мы ожидаем от искусственного интеллекта именно что сверхчеловеческих способностей — увидеть за сотню-две метров, предвидеть, перестраховаться, безопасность прежде всего. В идеальном мире погибнуть под колёсами беспилотника должно быть так же реально, как отравиться угарным газом в салоне электромобиля.
Как вы знаете, я всегда на стороне технического прогресса, но в данном случае не могу полностью встать на сторону Убера. Как и в прошлый раз, когда беспилотник попёр на красный, становится совершенно очевидно — Uber бежит впереди паровоза, слишком поспешно выводя в реальный мир сырые технологии.
Слепо защищать пешехода тоже сложно — проезжая часть всё же предназначена для машин, а не для манёвров с «сюрпризами».