Багдадское чудо

22 ноября 2003 года грузовой самолёт Airbus A300B4-203F транспортной компании DHL вылетел из Багдада и направился в Бахрейн. На борту было три члена экипажа. В те времена в Ираке было, мягко говоря, неспокойно. Различные террористы, обвешанные оружием, делали всякие тёмные дела. И вот одна из террористических групп, имевшая в распоряжении ПЗРК «Стрела-3», решила пальнуть по самолёту.


На высоте 2450 метров возле лайнера прогремел взрыв. Выпущенная террористами ракета класса «земля-небо» повредила левое крыло. Осколки пробили левый топливный бак. Началась утечка авиатоплива и пожар.

Багдадское чудо Авиация, Самолет, Пилот, Ирак, ПЗРК, Террористы, Попадание, Происшествие, Длиннопост

Реконструкция. Кадр из видео https://www.youtube.com/watch?v=FiogKXLTAJI

Также была повреждена гидравлическая система. В ней упало давление и через некоторое время она отказала. Самолёт практически полностью потерял управление. Из-за повреждений он двигался зигзагообразно. Лайнер задирал нос, набирал высоту и терял скорость, а затем опускал нос и уходил в пикирование, скорость увеличивалась и он снова задирал нос. Так повторялось раз за разом.


В это время в кабине пилотов шла борьба за управление. Всё что осталось у экипажа - тяга двигателей. Увеличивая тягу им удавалось поднять нос самолёта, уменьшая - опустить. Если повышалась мощность левого двигателя лайнер разворачивало вправо, и наоборот. Это был единственный способ управления. В таких условиях пилотам предстояло посадить Airbus A300. Никаких процедур для данного случая инструкциями предусмотрено не было.


Они направились к аэропорту и начали снижение. После выпуска шасси из-за изменения аэродинамики упала скорость и хрупкий баланс управляемости был нарушен. Но экипаж увеличил тягу и смог выровнять самолёт. Перед самой посадкой в пробитом баке закончилось топливо. Утечка продолжалась и всё это время у самолёта горело левое крыло. Экипаж вовремя обнаружил проблему и включил перекачку из правого, неповреждённого бака.


Из-за турбулентности, раскачавшией самолёт, он садился на ВПП со смещением от её оси. После касания пилоты активировали реверсы тяги, но Эирбас сошёл с полосы и покатился по грунту. Окончательно он остановился примерно через километр.

Багдадское чудо Авиация, Самолет, Пилот, Ирак, ПЗРК, Террористы, Попадание, Происшествие, Длиннопост

Последствия

За данную посадку экипаж был удостоен различных наград. Это единственный случай когда лайнер, управляемый лишь при помощи тяги двигателей, смог благополучно приземлиться и при этом никто не пострадал.

(с) "Расследования авиакатастроф" в Telegram

https://t-do.ru/rumayday

Авиация и Техника

9.3K поста17.5K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Правила Пикабу

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
52
Автор поста оценил этот комментарий

А ведь это не первый раз когда пилоты теряли всю гидравлику но пытались приземлится.

Мне в голову сразу пришло 2 случая:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_Boeing_747_под_Токи...

https://ru.wikipedia.org/wiki/Катастрофа_DC-10_в_Су-Сити

Так что реально чудо. Молодцы пилоты.

раскрыть ветку (43)
44
Автор поста оценил этот комментарий

Катастрофа в Японии - вообще пипец, учитывая что большая часть пассажиров прижили несколько часов после падения, но погибли не дождавшись помощи

раскрыть ветку (22)
50
Автор поста оценил этот комментарий

Я сам ахуел. Тип пролетели на вертушке, вроде никто не шевелится, ну тогда лан спасатели можете не торопиться, а потом оказалось что если бы сразу начали спасательные работы, могли бы около половины спасти, а так все вмерли. И ведь никто даже не сел за это, насколько я помню.

раскрыть ветку (21)
32
Автор поста оценил этот комментарий

На сколько я помню, кто-то таки лишился своих должностей, а это в Японии даже страшнее чем сесть, это раз, а во вторых там вертолёты летали американские, которые помощь свою предложили, но гордые японцы отказались, хотя неподалёку была военная база США, готовая начать спасательную операцию. В свою очередь у джапов были абсолютно неприспособленные для подобных операций спасатели, от того и добирались долго.

раскрыть ветку (8)
12
Автор поста оценил этот комментарий

ЕМНИП они на крутую, заросшую лесом гору упали, еще и ближе к вершине. Джекпот для любых спасателей.

раскрыть ветку (2)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Так-то оно так, но амеры вполне могли бы начать спасы используя вертолёты, а у япов их не было, потому пришлось добираться на своих двоих, а это полная жопа в той ситуации...

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

"Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны". Шота Руставели

ещё комментарии
46
Автор поста оценил этот комментарий

В японии авария на АЭС случилась куда круче чернобыльской- напрямую изза нарушений и коррупции- и что... дохуя кого расстреляли?

Или может сняли сериал про тупых пьяных самураев жрущих сакэ в каждом кадре?


Это нога кого надо нога

раскрыть ветку (9)
12
Автор поста оценил этот комментарий

Я смотрю пропаганда работает, если люди до сих пор не могут разобраться, про что же был снят Чернобыль.

раскрыть ветку (8)
14
Автор поста оценил этот комментарий

По мне так весь гребаный сериал Чернобыль про то какие советские люди охуительные: какие пожарные храбрые, какие ученые умные, какие военные мужественные, какое начальство, блядь, адекватное - осколки на крыше разгребают ЛУНОХОДОМ лишь бы подольше туда не отправлять людей и какие все они вместе самоотверженные.

Никто не рисованный лубочный герой, всем страшно, все понимают, что произошел пиздец, но все делают что могут: лезут в радиоактивную воду (причем так, сука, грамотно, что никто не умирает от этого, а два водолаза живы до сих пор), копают землю, чистят крышу.

НО. Ведь в кадре люди пьют ВОДКУ! О ужас! О падение, сука, нравов! Одно это перечеркивает весь остальной сериал и делает его натовской пропагандой пьяных ванек.

@madison666, если про рисоедов снимут сериал, то он будет про заклеивание бумагой трещин в бетоне АЭС перед проверкой МАГАТЭ, а Чернобыль это про героизм.

6
Автор поста оценил этот комментарий

Вот именно что пропаганда работает. Если даже создатель сериала прямым текстом говорит что сериал про гнилой совок и плохих русских, а все равно находятся те, кто этого в упор не видит.

раскрыть ветку (3)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Где он это говорит?

Внезапно, в сериале тоталитарную систему показали тоталитарной, и у совкодрочеров/поцреотов рвануло.

А людей показали людьми.

Я весь сериал боялся увидеть сцену примерно как из последней Call of Duty, но ничего такого там нет.

3
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

так ты сериал то посмотри, а не транслируй пиздёжь, где-то услышанный

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Так я его то посмотрел. Скорее всего раньше тебя даже. И что я у видел? Ну начнем с плюсов. Художникам-постановщикам зачет! Советский быт передан настолько хорошо, насколько это возможно для иностранца. Режиссура тоже на высоте, некоторые сцены хоть сейчас в учебник ВГИК. Есть чему поучиться...А все что касается сценария - полный пиздец. Такой говнопропоганде Соловьёв с Киселевым только завидовать могут....Мое любимое "Расскажи, иначе солдаты выкинут тебя из вертолета" Ведь именно так в тоталитарном совке обращались с академиками...про то, что от Москвы до Припяти на вертолете не долетишь даже не буду заикаться....Сцена с шахтерами. Реальный чиновник был сам в прошлом шахтером, и уж точно не приходил с отрядом автоматчиков. Но Крейгу Мазину виднее...Зверюшек естественно убивать могут только "эти русские варвары"....Водку глушат вообще как лимонад....Злобное КЭЙДЖИБИ все время за всеми следит...Если во всем этом ты не увидел пропаганды, то ты не совсем понимаешь что такое пропаганда и как она работает

1
Автор поста оценил этот комментарий

А про что был снят? Я просто не смотрю американские фильмы про русских. Но любопытство не перебороть.

раскрыть ветку (2)
13
Автор поста оценил этот комментарий

И еще в кои-то веки сами люди показаны не уродами, а весьма себе героями, спасшими не только свою страну от пиздеца, но и другие страны. Причем, очень многие иностранцы, судя по реакции, были вообще не в курсе, и реально были восхищены нами и нашим героизмом.

Хотели бы показать жесть и грязь, обосрать? Показали бы мародеров в Припяти, пьяных русских лежащих в грязи, работу "из-под палки" или кое-как, сломанные дозиметры и недостаток средств дезактивации у ликвидаторов и т.д.

1
Автор поста оценил этот комментарий

Про то как люди боятся обосраться прилюдно и про то, как все идет по пизде.

В целом, про то как ведут себя люди, когда все идет по пизде. В принципе, декорации могли быть любыми, суть осталась бы той же.

3
Автор поста оценил этот комментарий

Проблема не в «спасатели можете не торопиться», а в том, что на тот момент было много конкурирующих служб спасения, которые никак не могли договориться, кто именно будет принимать участие в спасении потерпевших.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
И как они договаривались? Играя в камень-ножницы-бумага?
24
Автор поста оценил этот комментарий
Ещё в Архангельске самолёт садился. Не вышли шасси - отказ гидравлики, дак они всю жидкость на борту смогли залить в гидросистему и выпустить шасси. Лимонадная посадка.
раскрыть ветку (4)
13
Автор поста оценил этот комментарий

Ага, нашел статью.

https://www.qrz.ru/articles/article49.html

раскрыть ветку (1)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, не знал про такой случай.
Уууу педрилы кабинетные, везде подмазаться норовят.
ещё комментарии
24
Автор поста оценил этот комментарий

в 2011 у нас успешно посадили военный ту-154 с отказавшим управлением.

https://rg.ru/2011/05/05/chkalovskii.html

даже на видео засняли

Предпросмотр
YouTube4:05
Предпросмотр
YouTube2:53
раскрыть ветку (9)
5
Автор поста оценил этот комментарий

офигеть его болтает, как с таким рысканием вообще удалось сесть

раскрыть ветку (4)
8
Автор поста оценил этот комментарий

Это была  уникальная аварийная ситуация. Таким не учат, они не предусмотрены в принципе.


Командир корабля подполковник Юрий Родионов рассказывал:


- И все же вы наверняка пытались понять в те минуты, что стало главной причиной ЧП?

- Я лишь догадывался... Что-то с системой управления, но что конкретно… Тогда нельзя было понять. Я перекладывал штурвал из крайнего левого в крайнее правое положение, а педали оставались в нейтральном положении, нагрузок на них вообще никаких не было! Самолет не подчинялся командам. Если штурвал в обычном полете задержать в каком-то положении, то самолет так и будет под таким углом лететь. А тут приходилось самому подгадывать момент, чтобы самолет в нужном положении удерживать… Ну представьте: вот самолет пошел вправо, а штурвал отклонен влево... Я потом сообразил, что если я ему навстречу буду давать крен в другую сторону, то смогу его в этом положении удержать. Вот так и получалось удерживать...

Расследование показало, что виновны техники наземного обслуживания:


Произошел сбой при установке концевиков управления рулями. Их поставили наоборот. В результате самолет сразу после отрыва от земли оказался почти неуправляемым. Штурвал в данной ситуации надо держать в противоположном направлении, чем обычно. Командир экипажа сделал все от него зависящее- играл на тягах двигателей и смог посадить машину".

Смог, но только после третьего захода и полета в 12 минут, который показался экипажу длиною в вечность.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Вот что по этому поводу написано в википедии:

Экипаж проявил профессионализм в пилотировании, посадив практически неуправляемый самолёт, но полный непрофессионализм в знании матчасти, не распознав причины раскачки и просто не отключив выключателями в кабине рулевые агрегаты АБСУ.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC...

Так что ситуация не уникальная и имеет штатное решение, описанное в инструкциях (отключить всю стороннюю хуйню и сажать на руках), то, что лётчики его не знали чисто их косяк

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Прочитал. Из той же статьи:


Но подготавливавший машину к перелёту на капремонт сотрудник этого исключения не учёл и подключил провода «цвет к цвету» — жёлтый против жёлтого и так далее. В результате часть АБСУ была запитана неправильной фазировкой.

Разве можно такое предусмотреть? Это ведь не забытый бортовым инженером  переключатель, а нарушение в схеме работы электроцепи самолета, что является внештатной ситуацией.


Как её можно было решить в полете?

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Догадаться полетать и в это время поотключать различную автоматику можно.

5
Автор поста оценил этот комментарий

Там немного другое было: рукожопые ремонтники или техники (не помню кто из них) перепутали подключения, из-за чего самолет стал выполнять команды, противоположные тем что делали пилоты, причем не плавно, а в режиме "мин-макс". Вот в таком режиме его и посадили. причем как я понял даже без существенных повреждений.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Разве? Вроде ведь отказ гидравлики из-за рукожопов ремонтников, и сажали одними двигателями, изменением тяги.

раскрыть ветку (1)
Автор поста оценил этот комментарий

Нам комменты новые поспели, обновите ветку))
ПС: при управлении тягой самолет так сильно не колбасит.

2
Автор поста оценил этот комментарий

Это пиздец. И ладно бы, если где над лесом-пустыней, так над большим городом...

18
Автор поста оценил этот комментарий

У меня был такой случай в компьютерной игре ИЛ-2 - мне перебили всю гидравлику на истребителе (не помню уже точно каком), я находился над вражеской территорией и у меня даже не было второго двигателя для поворотов. Но самолет был слегка накренен из-за повреждений и летал кругами.

Сначала я стал увеличивать тягу когда самолет начинал выворачивать в сторону территории СССР и уменьшать, когда его заворачивало обратно к неприятелям. Сделав так около пары десятка кругов или больше, я смог пересечь линию фронта и начал плавное снижение, работая тягой.

Закрылки и шасси я решил не выпускать, может я даже пробовал это делать, но управление при этом менялось столь резко, что я испугался полной потери контроля над ситуацией - садился без закрылок на брюхо, не на что особо не надеясь. Единственное, что была зима и все в снегу. До сих пор не знаю - влияет ли снег на физику посадки в Ил-2, но плюхнулся в землю я сильнее, чем ожидал. Снизив тягу перед посадкой, я переборщил, и самолет стремительно пошел вниз, пришлось резко ее добавлять. В результате я плюхнулся на скорости 250 км/ч или больше под углом градусов в 5, не меньше. Я думал, что самолет не выдержит, но то ли волей счастливого случая, то ли от того, что снег смягчил удар, он не взорвался и даже не загорелся, только потерял крыло при торможении и я благополучно смог продолжить выполнять кампанию за СССР, не перезагружая миссию.

Поэтому пилотам данного рейса огромный респект - они ведь еще и в полосу смогли попасть в такой ситуации, что вообще по-моему почти нереально

раскрыть ветку (4)
3
Автор поста оценил этот комментарий

В ИЛ-2 я налетал тысячи часов, прочитал не одну сотню мемуаров военных летчиков.


Я к тому, что именно на истребителях Второй мировой не было гидравлики управления элеронами. Вполне хватало физической силы летчика. Для взлета, посадки и облегчения центровки самолета хватало ручного или электрического триммера, аэродинамической компенсации и весовой компенсации руля высоты (грузики противовесы).


Гидравлика, пневматика и сервоприводы, конечно были . Но использовались они, как я помню, при выпуске/уборки шасси, изменения шага винта истребителей и  дистанционным управлением бортового защитного вооружения и системах автоматического входа и выхода режима пикирования у некоторых бомбардировщиков.


А облегчение  усилия на РУС появились на редких экземпляров многомоторных бомбардировщиков и в при вступлении в эру реактивных истребителей, где возросшие скорости уже не давали возможности летчику управлять самолетом с помощью механических тяг и тросов.


Даже в  первых реактивных истребителях/зажигалках типа Ме-262 или БИ-1 управление было ручное.


Поправьте меня, если я ошибаюсь. Поиск по истории внедрения гидравлики в авиации дает размазанный вариант.

раскрыть ветку (2)
Автор поста оценил этот комментарий

Наверное вы правы, технически я неверно выразился, хотя истории это не меняет. Тогда наверное были перебиты тросы/тяги управления?

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Скорее всего тяги.


Столько израненных машин вернулось домой на одном крыле и воле пилота..

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
2
Автор поста оценил этот комментарий

Какая нахуй гидравлика на Ил-2?! Управление - тросовое!

Как впрочем и во всех соразмерных самолетах того времени.

Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку