8

Автомобиль Яковлева и Фрезе первый русский автомобиль

Автомобиль Яковлева и Фрезе первый русский автомобиль История авто, Россия, Машина, Много букв, Длиннопост

Создателями первого русского автомобиля считаются Евгений Александрович Яковлев (1857-1898 гг.) и Петр Александрович Фрезе (1844-1918 гг.): 1 (14) июля 1896 года на Нижегородской промышленно-художественной выставке они представили первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, изготовленный в нашей стране.

Нельзя сказать, что русские инженеры не искали информацию о достижениях науки и техники за рубежом. Известный московский пропагандист технического прогресса и изобретательства П.К. Энгельмейер еще в 1883 г. встретился в Германии с К. Бенцем, а Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе побывали в 1893 г. на Всемирной выставке в Чикаго, где экспонировался автомобиль «Бенц-Виктория». Таким образом, было бы неверным отнестись к созданию автомобиля Яковлевым и Фрезе, как к гениальному озарению технической мысли. Более того, он родился в то время, когда во всем мире имелись предпосылки рождения автомобильной промышленности. Именно летом того же 1896 г. Г. Форд совершил первый выезд на своем «квадрицикле», во Франции состоялись автомобильные гонки Париж – Марсель – Париж на дистанции длиной 1720 км, и Э. Мишлен оборудовал несколько сотен автомобилей пневматическими шинами. В том же году Россия ввела у себя правила дорожного движения, немецкая фирма «Бенц» изготовила 181 автомобиль, а в Англии парламент отменил закон о человеке с красным флагом, который – должен был идти впереди любого безлошадного экипажа. И Фрезе и Яковлев знали об экспериментах с самодвижущимися экипажами во Франции и Германии, а «Бенц» модели «Виктория», который они в деталях могли рассмотреть на Всемирной выставке в Чикаго, поразил их воображение. Экипажная часть первого русского автомобиля по конструкции следовала традициям легких конных колясок. Колеса с деревянными ободьями и сплошными резиновыми шинами вращались не на шариковых подшипниках, а на бронзовых втулках. Их опорная поверхность должна была быть большой и отсюда массивные ступицы.


Рессорная подвеска неразрезных осей тогда отличалась очень большим разнообразием конструкций, нередко довольно сложных. Простейшая конструкция для легких открытых экипажей (на 2-4 человека) – на четырех продольных полуэллиптических рессорах. Большое число листов со значительным трением между листами (своего рода фрикционный гаситель колебаний) позволяло обходиться без амортизаторов. На легких экипажах часто не было рамы. Передняя и задняя балки шарнирно соединялись двумя продольными тягами, образуя, как говорили тогда, «ход». Кузов же с каркасом из деревянных гнутых брусьев представлял собой самостоятельную несущую систему, которая соединялась с «ходом» через рессоры. Колеса, оснащенные сплошными резиновыми шинами, плохо поглощали дорожные толчки, особенно при езде по булыжным мостовым. Поэтому колеса приходилось делать как можно большего диаметра (1200-1500 мм).


В конных экипажах поворот осуществлялся передними колесами. Оглобли соединялись с наружными частями ступиц, а сама ось с колесами поворачивалась на вертлюге относительно кузова. При этом передние колеса заходили под так называемый «гусь» (передок кузова), а их приходилось делать диаметром меньше, чем задние, чтобы «гусь» и расположенные над ним козлы не были очень высокими. Но в конце XIX века некоторые экипажные мастера начали устанавливать передние колеса на поворотных шкворнях. А поскольку на поворотах колеса катились по дугам разных радиусов, то пришлось изобрести специальные механизмы, известные как система Аккермана или трапеция Жанто (по имени своих создателей).


Этим принципам следовали многие экипажные мастера, их же придерживался и П.А. Фрезе при разработке шасси первого русского автомобиля. Он внимательно изучил патент К. Бенца, выданный ему в 1893 г., и нашел собственное решение. Фрезе поместил рессоры подвески передних колес рядом с колесами, как у задних, не поворачивающихся колес. Передние рессоры поворачивались вместе с колесами относительно шкворней, причем шкворни П.А. Фрезе предусмотрел не только в балке передней оси, но и в расположенной над ней поперечине, жестко связанной с каркасом кузова. На ней же крепилась рулевая трапеция, высоко поднятая над дорогой и таким образом не подверженная ударам о возможные препятствия. Для сравнительно легкой (320 кг) коляски П.А. Фрезе выбрал деревянные колеса, полагая, что булыжная мостовая требует более прочной их конструкции. Колеса велосипедного типа были бы проще, но в Петербурге тогда еще не существовало велосипедных фабрик, где можно было бы заказать колеса. Фирмы же «Дукс» и «Лейтнер» находились достаточно далеко: в Москве и Риге.


ImageЕстественно, что колеса оснащались сплошными резиновыми шинами, так как петербургская фирма «Треугольник» обратилась к производству пневматических шин лишь в 1898 г., два года спустя после экспериментов французского фабриканта Мишлена. Что касается двигателя и трансмиссии, то Е.А. Яковлев пошел по пути К. Бенца, однако он исправил некоторые его ошибки и сделал двигатель более легким. Во всяком случае, масса машины, построенной им вместе с П.А. Фрезе, оказалась такой же, как у малой модели «Вело» К. Бенца, выпуск которой начался в 1894 г. Важно также отметить, что немецкий и русский автомобили имели почти одинаковую колесную базу и сходную конструкцию. Но русский автомобиль был шире по колее, оснащался более тяжелыми деревянными колесами (на немецком – велосипедного типа) и комплектовался складным кожаным верхом. Это означало увеличение массы на 50-70 кг по сравнению с конструкцией К. Бенца.

Автомобиль Яковлева и Фрезе первый русский автомобиль История авто, Россия, Машина, Много букв, Длиннопост

1 – свечной фонарь; 2 – педаль ленточного тормоза трансмиссии; 3 – сигнальный рожок с резиновой грушей; 4 и 5 – рукоятки переключения передач; 6 – рукоятка золотника добавочного воздуха; 7 – ручка газа; 8 - тумблер опережения зажигания; 9 - рулевой рычаг; 10 – рычаг ручного колодочного тормоза; 11 – складной кожаный верх; 12 – глушитель; 13 – звездочка заднего колеса; 14 – карбюратор; 15 – с спускной краник карбюратора; 16 – цепь; 17 – звездочка дифференциальной оси.  
_________________________________________________________________________________

По-видимому, Е.А. Яковлев существенно облегчил двигатель и трансмиссию, в частности выполнил собственно двигатель меньших, чем у К. Бенца, размеров. Моторы «Бенца», устанавливаемые на модель «Вело», при рабочем объеме 1045 см развивали мощность 1,5 л.с. при частоте вращения коленчатого вала 450 мин, а с 1896 г. – 2,75 л.с. при частоте вращения 600 мин. У Е.А. Яковлева эта мощность составляла 2 л.с. Е.А. Яковлев, так же как и немецкий изобретатель, снабдил свой двигатель испарительной системой охлаждения. При работе двигателя вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. Но часть воды испарялась. Любопытно, что Т. фон Либих, в 1894 г. совершивший на автомобиле «Бенц-Виктория» с аналогичной системой охлаждения пробег из Райхенберга в Мангейм и обратно, расходовал на 100 км пути 21 л бензина и 150л (!) воды.

Запас воды (около 30 л) у Е.А. Яковлева размещался в двух боковых латунных баках. Сам же конденсатор в виде горизонтального длинного цилиндра размещался за спинкой сиденья. По примеру К. Бенца, Е.А. Яковлев изготовил и испарительный карбюратор. На снимках машины видна его нижняя часть со сливным краником. Этот карбюратор напоминал вертикальный цилиндрический бачок диаметром около 200 мм. Он подогревался отработавшими газами, бензин испарялся, насыщая парами проходивший через бачок воздух. Состав рабочей смеси мог быть изменен в смесителе, где она при необходимости объединялась добавочным воздухом. Для регулирования ее состава служил поворотный рычажок, выведенный под сиденье водителя. Количественной регулировки смеси, поступающей в цилиндр, не было, как и опережения зажигания. Электрическое зажигание осуществлялось от батареи и индукционной катушки с электромагнитным прерывателем (разновидность катушки Румкорфа).


Указанные особенности конструкции не позволяли регулировать частоту вращения двигателя применительно к нагрузке на него и по пути предопределяли его работу как бы в стационарном режиме. Управлять его работой можно было, либо сильно обогащая смесь, либо создавая пропуски в подаче тока на свечу. Такие действия были необходимы при переключении передач.


Автомобили К. Бенца, Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе располагали сходной по конструкции трансмиссией, принципиальная схема которой была заимствована от станков. Она состояла из двух ремней (у К. Бенца – кожаных, у Е.А. Яковлева – из прорезиненной ткани), работавших на ступенчатых шкивах. Каждый соответствовал низшей и высшей передачам, и каждый имел холостой ход. Передвижением ремней и, тем самым, переключением передач управляли с помощью двух рычажков на вертикальных осях, расположенных справа и слева от рулевой колонки. Пробуксовка ремней при переключении заменяла действие механизма сцепления.


Для передачи крутящего момента на ведущие колеса служили две цепи. Их связывал промежуточный вал с закрепленными на нем шкивами. Но вал этот был сделан разрезным и его полувалы связывал дифференциал. Максимальная скорость первого русского автомобиля составляла 20 верст в час.


Рациональное сочетание собственных и заимствованных технических решений говорит о творческом подходе Е.А. Яковлева и П.А. Фрезе к созданию своего «безлошадного экипажа». При этом следует отметить, что появление в Петербурге первого автомобиля «Бенц» (четырехместного модели «Виктория») не могло ничего добавить к тем знаниям, которыми располагали изобретатели после посещения чикагской выставки в 1893 г. Петербургский торговец Э. Зеленый весной 1895 г. заказал автомобиль фирме «Бенц». Автомобиль под № 218 прибыл в столицу 1 (14) августа 1895 г., и его приобрел архитектор А.К. Жиргалев, который совершил свой первый выезд 9 (22) августа 1896 г. на Марсово поле. Вполне очевидно, что эту громоздкую четырехместную машину (она весила 864 кг) модели «Виктория» копировать не имело смысла.

Дубликаты не найдены

0
Интересно, как думает пикабу, собирать прототипы первых машин (хотя бы приблизительно) и катать народ было бы прибыльно?
раскрыть ветку 1
0

На ретро свадьбах катать молодоженов

0

Только у меня ощущение, что он лучше современных ВАЗ-ов?

-1
Иллюстрация к комментарию
Похожие посты
465

Газель. 2010-е. Смена поколений.

Привет всем! Недавно, 20 июля исполнилось 25 лет начала серийного выпуска Газели. Четверть века! За это время она проникла во все почти сферы деятельности в России, а ее название стало нарицательным обозначением развозного грузовика или микроавтобуса. Впрочем про это я уже писал - начало разработки в 1980-х, затем выпуск в 1990-е, 2000-е... Ну а сегодня - 2010-е.
Кризис 2008 года нанес серьезный урон заводу ГАЗ - 10 млрд. убытков, а еще накрывшиеся медным тазом план сделать британский фургон LDV вторым поколением Газели (см. прежний пост). Так же убытки принес и провал локализованного Крайслер-Сербинг (Volga Siber), который отпугивал покупателей своей ценой. В сегменте развозных грузовиков у ГАЗа наконец-то появился серьезный конкурент - группа Соллерс с 2008 года выпускала Фиат-Дукато. Положение было не ахти. И тогда хозяин Группы ГАЗ О.Дерипаска нанимает топ-менеджера с мировым именем Бу Андерссона, до того работавшего в General Motors одним из вице-президентов. Его путь вывода из кризиса был таким - сократить 2/3 аппарата управления и 1/3 рабочего персонала, остановить производство собственных моделей легковых автомобилей, и модернизировать имеющиеся грузовики импортными компонентами. Так получилась Газель - Бизнес

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

За рулем на фото кстати Бу Андерссон.
Эта модернизация была даже масштабнее чем в 2003-м году, когда поменялась внешность, хотя как раз внешность в этот раз поменялась не сильно. Зато в салоне сменилась приборная панель - теперь вполне приличная для начала новой декады

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

По компонентным изменениям - множество импортных узлов, призванных повысить качество. Например ГТЦ Bosch, опоры двигателя Anvis, карданная передача Tirsan Kardan, радиатор T-Rad, амортизаторы и сцепление и привод сцепления ZF Sachs, ГУР от ZF, в коробке передачподшипники SKF и синхронизаторы Hoerbiger, манжеты заднего моста Rubena. А так же мелочевка типа шлангов, хомутов. Хотя какие мелочи, рассохшийся шланг обездвижит автомобиль. Все это позволило повысить межсервисный интервал с 10 до 15 тыс.км, и гарантию до 80 тыс.км или двух лет. (на двигатель, задний мост и сцепление - 100 тыс.км). Прибавка стоимости была сравнительно небольшой - 30 тыс руб, впрочем первое паралельно с Бизнесом выпускались немодернизированные небизнесы без приставки -288 - для экономных.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Модернизацию получили все авто Семейства Газель и Соболь. Старт серийной продукции был дан 4 февраля 2010 года. И Газель-Бизнес определенно выполнила возлагавшиеся на нее планы - 2010 год ГАЗ закочил с 4 млрд. чистой прибыли.... Так же в ноябре того года на конвейер наконец-то встала дизельная Газель - не с мелкосерйными агрегатами, как это было со Штайром или ЗМЗ-514, а с довольно современным американским (китайской сборки правда) Cummins ISF 2.8 120 л.с. В отличие от легковых изначально двигателей ЗМЗ, УМЗ, и тем более Chrysler, Cummins ISF- это грузовой двигатель, более объемные и мощные версии которого ставятся на среднетоннажные ГАЗоны, КамАЗы и МАЗы (ну и на китайские грузовики, например Foton). То есть для Газели он гораздо более подходящий, чем все время страдающий слабостью УМЗ. Мощность 120 лс - ограниченная специально, чтобы КПП автомобиля (которая изначально от легковой Волги) не повредилась. Впрочем времена, когда солярка была дешевле бензина дано прошли, и автомобили с бензиновым движком по прежнему пользовались спросом - конечно никто из покупателей не ездил на бензине, почти всегда Газели переводились на сжиженный газ. Для таких покупателей с июня 2011 года газобалонное оборудование стали устанавливать прямо на конвейере. Притом стоила такая машина даже дешевле обычной, если оснастить ее ГБО на стороне.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Естественно все это оживило спрос на Газели, но она оставалась машиной выпускаемой более 15 лет... В перевозках бортовыми грузовиками с тентом она оставалась вне конкуренции, но на поле цельнометаллических фургонов и тем более микроавтобусов все сильнее давили конкуренты - Ford Transit, соллеровский Fiat Ducato, впрочем быстро набирал популярность и чистый Ducato следущего поколения, вместе со своими братцами по SEVEL - Peugeot Boxer и Citroen Jimper.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Более крупные Mercedes Sprinter и IVECO Daily вряд ли конкурируют непосредственно с Газелью, но и они оттянули на себя часть спроса. Особенно забавно что в 2013-м Мерседес решил побаловать россиян своим фургоном, собираемым в России - правда не текущего на тот момент поколения W906, а позапрошлого W901, образца 1995 года. Для чего вывезли из Аргентины оборудование для его производства, и привезли на ...завод ГАЗ! Да, все Спринтеры-Классик (так их назвали, чтоб не путать с актуальным поколением, которое у нас тоже продается) собирались на ГАЗе, притом это не СП какое-то, а подряд на сборку машин.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

После преодоления кризиса 2008-2009 года, и наступлении относительно благополучных 2011-2012 годов опять встал вопрос о новом поколении базовой модели Газели. Предполагалось что заменой будет какая-то импортная машина, а так в то время велась подготовка сборки Спринтера (и эти машины часто замечали на ГАЗе), то считалось что ГАЗ локализует Спринтер либо под своим названием, либо под брендом Газель. Опытные образцы собственной разработки под условным названием Газель-3 мелькали в прессе в 2009-2010 годах, однако только в 2011-м ГАЗ официально подвердил что будет выпускать новое поколение Газели, под названием Next. Выпуск начался в апреле 2013-го.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Газель Некст стала долгожданной новой моделью, которая появилась спустя 19 лет после дебюта первой Газели. И если в 1994-м при сравнений Газели с новыми иномарками многие многие оговаривались типа "ну пойдет, качество бы еще подтянуть, да двигатель получше. Зато впятеро дешевле", то теперь новинка была сравнима с иномарками уже почти без оговорок, а цена - намного меньше (не в 5 раз конечно). Совершенно новые кабина, платформа, но принипиальное отличие новой модели от старой - независимая передняя подвеска, похожая на ту, что применяется на Соболе, а так же реечное рулевое управление. Соответсвенно грузовичок стал гораздо лучше управляться. Это кстати разделило газелистов на тех кому обновленная подвеска понравилась, и тех кому нужна была старая балка на рессорах, нечувствительная к плохим дорогам. Для последних в производстве осталась Газель-Бизнес

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Новая приборная панель в новой кабине, которая значительно просторнее прежней. Однако рычаг переключения передач остался на полу, как у предшественницы, что многих удивило. Рычаг КПП на панели (джойстик) появится спустя три года - в 2016-м. Силовая установка - только уже известный дизель Cummins iSF на 120 лс., бензиновый (который можно  перевести на газ) двигатель Evotec появился на Нексте через год. Принципиально это тот же двигатель УМЗ-4216 (бывший ЗМЗ-21), который примерял еще ГАЗ-56, но конечно сильно модернизированный. Мощность его невелика, всего 107 лс. Зато экономия.

Вскоре появилась и модификация с двухрядной кабиной: A22R22

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

В отличие от прежней модели 33023 у A22R22 есть отдельная дверь (правда только с одной стороны) на второй ряд сидений, и соответственно она может перевозить 6 пассажиров (у 33023 как помнится переднее сидение одноместное, чтобы был проход на задний ряд). Кстати обратите внимание на странные индексы - A22R22, A21R22.... При освоении Некста ГАЗ отказался от прежней советской нормали обозначения автомобилей, введеной в 1966- году - во первых она стала давно уж необязательной, во вторых все сочетания были уже использованы...

ГАЗ ввел свою собственную систему обозначений. Например A21R22, где буква A обозначает семейство Газель Некст (Газоны Некст обозначаются С), 21 - однорядная кабина (22 - двухрядная, 31 - ЦМФ фургон, 32 ЦМФ комби), R - задний привод, 22 - стандартная длина (32- удлиненная). Рынок принял новинку очень благосклонно, и с 2013 года Нексты покатились по городам и весям. Десятки фирм, как и раньше начали ставить свои надстройки на газовское шасси - цистерны, эвакуаторы, фургоны...

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Следующей модификацией должен был быть цельнометаллический фургон. И он был впервые показан в 2015-м, а весной 2016-го запущен в производство.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Этот фургон выше и длинее прежней модели 2705, тк в отличие от нее он предполагался в нескольких модификациях - длинной и короткой, и сначала был освоен длинный вариант A31R32/A32R32. А короткий A31R22/A32R22 был освоен чуть позже - осенью 2016 года

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Пассажирские модификации представлены в двух вариантах - сперва на базе грузовой модификации выполнили мироавтобус с каркасно-панельным кузовом, вроде тех, которые много лет делали на Украине на базе грузовых Газелей. Его производство развернули уже в 2013-м. Выглядит не очень гаронично, но зато при езде стоя пассажирам не нужно наклонятся к окнам, чтоб рассмотреть где в данный момент едешь.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Затем, при освоении цельнометаллического фургона он получил и пассажирскую модификацию. Она выпускается с 2017 года.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Но маршрутки-автобусы отдельная тема. Вернемся к грузовикам. В 2017-м была анонсирована Газель увеличенной грузоподьемности - на  тонну с лишним, и полной массой 4,6 т. Ее отличие от обычных Газелей (полная масса у них всех - 3,5 т) в усиленной раме и новом заднем мосту. Индекс - С41R92

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Внешне можно отличить по противоподкатным брусьям по бокам, и шильдику "4.6" на двери. Но это уже полноценный среднетоннажный грузовик, для управления которым требуется категория С в правах, и всеми сопутствующими ограничениями и требованиями. А так как Газель, это не только бренд, но и целое нарицательное понятие грузовика, который по ПДД равен легковушке, то тяжелая Газель - совсем не соответсвует этому. Можно было бы и другое название дать машине. Ну раз уже речь зашла о среднетоннажниках - в 2015-м освоено новое семейство среднетоннажников Газон Next, с которыми Газель Next поделилась кабиной. Это все тот же ГАЗ-3307/3309, только переработанный и улучшенный. Так же это семейство заменило и Валдай, который использовал кабину Газели 1-го поколения. Двигатели - первоначально все тот же Cummins iSF, затем ЯМЗ-53411.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Кабину от Газели примерил даже и могучий Урал-4320 (завод УралАЗ тоже входит в группу ГАЗ). Казалось бы  - как кабина от легкого грузовика подойдет тяжелому? Но очень даже подошла, при этом она просторнее чем его прежняя кабина от модели Урал-375Д, стартовавшей в далеком-далеком 1964-м году.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Новую кабину (а так же двигатель ЯМЗ-534, и много других новшевств) получил и свой внедорожный грузовик ГАЗа - Садко, который в этом году отметил 20-летие выпуска (в 1999-м он сменил легендарный ГАЗ-66). Правда в продажу он еще не поступил. Внешне чем-то напоминает своего прадедушку ГАЗ-63

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

А вот младший брат Газели - Соболь пока не дождался нового кузова, но предсерийные прототипы были не раз показаны. В отличие от прошлого поколения новый Соболь будет иметь свой дизайн передка (фары от автобуса ПАЗ-Вектор Next), показанные прототипы имеют полный привод и внедорожные прибамбасы, типа лебедки и офроудных шин. Джиповен типа

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Еще показан вариант пикап

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Но про запуск на конвейре пока ничего не слышно. Возможно из-за того что как известно Группа ГАЗ попала под американские санкции. Из-за них была остановлена сборка Mersedes Sprinter Classiс, а под капоты Газелей никак не попадет двигатель Volkswagen. Американский бренд Cummins естественно теперь тоже не попадает под капоты Газелей... под своим названием. Он же был китайской сборки, так что теперь китайцы поставляют его под названием Huadong! Видимо американские санкции им не страшны. А турбодизель Фольксваген EA189 (объемом 2л.) должен был составить компанию Камминсу, как более современный и экономичный, плюс экспортный потенциал с ним выше, он соответсвует норма Евро 6. В июле 2019 года в продажу поступила партия из 30 Газелей с мотором Фольксваген, однако на этом пока все и закончилось - до конца года планов по выпуску таких машин нет. А ведь по контракту между ГАЗ и VW нижегородский автозавод должен был купить 200 тысяч двигателей VW. Зато новая механическая коробка передач на 6 ступеней - самостоятельно выпускается ГАЗом. Что до автоматической коробки передач, то в 2017-м была информация о том что Газель будет оснащаться АКПП французского производителя Punch Powerglide, которую французы разрабатывали совместно с GM для оснащения машин этого концерна - например Cadillac CTS и Chevrolet Colorado. Учитывая это надо полагать что сотрудничество с американской GM для Punch Powerglide более приоритетно, чем с российским производителем - поэтому на сегодняшний день про Газели с АКПП ничего не слышно. А вот более крупная техника - автобус ПАЗ Вектор Next АКПП получил, и уже с ней сертифицирован. Все дело в том что это полностью отечественный агрегат (правда импортной разработки), созданный по требованию военных - по понятным причинам на технике для министерства обороны должны быть только локализованные агрегаты (АКПП стоит например на броневике Тигр). Конечно же новый агрегат будет применяться не только на автобусах, но и на грузовиках семейства Газон Next. Кто-то скажет - спустя 60 лет после неудачного старта Волги ГАЗ-21 (без буквы) с АКПП наконец-то освоили принципиально такой же агрегат - и то для средних грузовиков. А что насчет актуальных инноваций - электрофикация, автономное вождение? Вставлять в Газели батарейки начали довольно давно, а вот самая совершенная модель электро-Газели появилась в 2017 году, и вроде как доступна для заказа сейчас. Правда показатели скромные -  пробег на одной зарядке 120 км, а цена наоборот нескромная - что-то около 9 миллионов.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Для Сколково сделали даже электрические маршрутки

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

А вот этот прототип электромаршрутки еще круче - он может ехать автономно. Показан год назад. Пока толком ничего не известно кроме того что он может двигаться полностью без помощи водителя и все такое прочее, но надо же с чего то начинать....

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

А на днях была представлена модернизированная базовая модель - Газель NN (New Next). Двигатель - тот самый Volkswagen EA189 с шестиступенчатой механикой.

Газель. 2010-е. Смена поколений. Газель, Газ, Россия, Авто, Машина, Автобус, Грузовик, История, Длиннопост

Как и подобает современному автомобилю в ней полно электронных систем - 5 видеокамер, 8 ультразвуковых датчиков и 3 радара. Благодаря этому будут такие функции как круговой обзор, парковочный ассистент, система удержания в полосе, распознование дорожных знаков, автоматическое экстренное торможение. В продажу машины должны поступить через 2 года, и стать машинами новой декады. Так что наверно Газели еще долго будут с нами, может до тех пор, когда развозные автомобили заменят интеллектуальные парящие ящики....


По материалам: autoreview.ru, zr.ru, gruzovikpress.ru, mpark.pro, fotobus.msk.ru, avto-nomer.ru

Спасибо за внимание!

Показать полностью 23
226

Два "Москвича" по одинаковой цене.

Спасибо @Camel365 за комментарий.


Вспомнил историю про автомобили из тех же времен.

В 1986 году уволился я в запас из Советской Армии. Сдал документы для оформления на работу. Пока оформляют, есть время, пошел прогуляться. Захожу в магазин, большой и универсальный, "Военторг" называется. А там объявление "Автомобиль "Москвич ИЖ-2140" в рассрочку на 3 года. Цена 6 700 рублей". Пошел к продавцам поузнавать про возможность покупки. Увы мне, только для военных. А я уже выбыл из их рядов.

Прошло всего 10 лет. Союз распался, цены "либерализовались", жизнь изменилась. И что-то мне понадобилось прикупить в "Детском мире". Захожу. Иду вдоль витрин, ищу то, что мне надо. И вдруг ноги сами остановились.

Витрина с машинками. Пластиковые, алюминиевые, и среди них модели. Читаю ценник под одной из моделей: "Москвич ИЖ-2140" и ниже цена ... 6 700 рублей!

333

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е

Всем привет, продолжаю про историю нижегородского грузовичка. В прошлой части я рассказал откуда он появился и как его принял рынок. Дебют был очень удачный, и к началу века большая часть перевозок малотоннажным транспортом в России выполнялась на них. Впрочем были они популярны и в Украине, Казахстане, и Беларуси (хотя в последней ввиду близости европейского рынка б/у и лояльных на него таможенных пошлинах в меньшей степени). В 2000-м году в жизни производителя полуторки - завода ГАЗ произошло очень важное событие - им завладела промышленная группа "Сибирский алюминий" , (с 2001-го года - "Базовый элемент"), подконтрольная О.Дерипаске. Новые владельцы начали реорганизацию, повысили качество выпускаемой продукции, снизили убыточность, но и свернули ряд разработок - пикап и внедорожник  Атаман, новая Волга... Сосредоточится решили именно на легких грузовиках, хотя и выпуск среднетоннажных Газонов не прекратили, да и легковые выпускались пока на них был спрос. В новый век Газель вошла с неизменным практически с 1994 года обликом, если не считать поворотников, ставшими бесцветными вместо желтых , согласно тогдашней моде. 

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

Изменения под капотом: года с 2000-го современный двигатель ЗМЗ-406 (16кл, 130 лс)  стал устанавливаться боле-менее массово, что добавило мощности грузовичку, но не добавило надежности - проблемы с цепным приводом ГРМ, гидрокомпенсаторами,  управляющей электроникой (сделали даже карбюраторную версию изначально только впрыскового двигателя - специально для Газели и Соболя). Неудивительно что многие предпочитали слабый для грузовика нижневальный ЗМЗ-402 (8 кл, 90-100 лс), который хоть и грелся и ломался, но был более предсказуем и дешев в ремонте. Еще ставили дизели Штайр и ЗМЗ-514, но в очень малых количествах. Внешность полуторки и для середины 90-х была не очень современная, потому рестайлинг начали готовить вскоре после постановки на конвейер. Первй макет новой облицовки был готов уже в 1997-м. На первом плане - одна из опытно-перспективных Волг (конкретно эта - 3104) которые так и не стали серийными.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

Однако первым новый облик примерил понятное дело Соболь, который считался более легковым в семействе. Его показали в 1999-м году на московском автосалоне.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

Рядом с Соболем дебютировал среднетоннажный ГАЗ-3310 Валдай. Это было что-то вроде симбиоза Газона и Газели - кабина Газели на раме Газона и на уменьшенных относительно Газона колесах. Грузоподьемность 4т, двигатель предполагался шестицилиндровый Штайр. В серийное производство эта машина пойдет намного позже - в конце 2004 года, и не со штайром...

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

Но это совсем другое семейство, хотя многие путают его с Газелью или Соболем. Вернемся к ним. С 1999-го по 2002-й строились разные образцы с рестайлинговой кабиной, иногда совсем неожиданные. Типа Соболя-пикапа. Хотя подобное под названием Тандем строилось из Газели еще до рестайлинга. Но все это не стало серийным.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

А всякие предприятия что только не строили на шасси Газели. От автозака и автодома до мини-вышек и мини-цистерн для молока. Были (и сейчас есть) даже и седельные тягачи с прицепами - для легких но объемных грузов.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

Некторые производители даже изменяли внешность самого базового грузовика. Вот такая скорая помощь выпускалась фирмой Самотлор-НН в 2002-м, еще до запуска рестайлинговой модели на самом заводе. Присмотритесь, фары совсем не те, которые будут ставить на Газель - они от тогдашнего Рено-Клио.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

Рестайлинговая модель встала на конвейер в самом начале 2003 года - 8 января. Впрочем дело не ограничилось только заменой фар - изменения тянули по меркам нашего автопрома на новую модель, но индекс не менялся - 3302 бортовой, 2705 фургон, 3221 автобус и тд.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

В первую очередь конечно фары, которые светили гораздо лучше прежних, доставшихся еще от Москвича-2141. Но самое главное нововведение - расширенные передние лонжероны, чтобы без проблем устанавливать разные двигатели. Появился новый бампер. Улучшена система охлаждения. В кабине - новая панель приборов и улучшенное отопление. В стандарной комплектации появился гидроусилитель.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь
Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

В гамму двигателей должен был добавиться дизель, но не Штайр - решили вернуться к IVECO, с которым экспериментировали еще в 90-х. Забегая вперед скажу что он тоже так и не стал распространенным, да даже до Штайра ему было далеко. Добавились бензиновые двигатели ЗМЗ-405 и 409 - более мощние чем 406.  Так же была введена новая грузовая платформа, улучшена окраска кабины и колес (впрочем они все равно ржавели). Все это позволило удержать спрос на высоком уровне, и даже повысить его - к 10 летию модели в 2004-м их выпустили уже 800 тыс, а миллион собрали через год, в августе 2005-го. А в 2006-м хозяева ГАЗа и хозяева ЗМЗ (а он принадлежал другому холдингу - Северсталь-Авто, в будущем - Соллерс) не смогли договориться о цене на двигатели, и Газели остались без двигателей ЗМЗ. Хотя потом их в небольших количествах и поставляли на ГАЗ (и ставили еще и на Волги) с 2006-2007 годов Газели на конвейере двигателями ЗМЗ почти не оснащаются, как не ставят двигателя ульяновского завода УМЗ (а он в свою очередь принадлежит группе ГАЗ) на УАЗы. Однако если на Газели еще можно было обойтись двигателями УМЗ, то тогда еще выпускалась Волга ГАЗ-31105, которой мотор от Волги ГАЗ-21 (чем являлся УМЗ хоть и модернизированый) не подходил, и пришлось искать замену 16-клапанным ЗМЗ. Ей стал во многом с ними схожий  Chrysler DOHC EDZ, объемом 2.4 л. конструкции 90-х годов мексиканской сборки. Примерили его и на Газели с Соболями, там он показал себя неплохо. Немалая часть Газелек 2007-2008 годов была с Крайслером. У крайслера этим двигателем оснащались такие модели как Chrysler Cirrus/Chrysler Sebring, Dodge Caravan/Plymouth Voyager, небезызвестный Chrysler PT Cruiser и Jeep Liberty/Jeep Cherokee. Забавно что потом группа ГАЗ впридачу к мотору купила и модель Chrysler Sebring вместе с линией по ее выпуску, из которой хотели сделать новую Волгу. Однако кризис 2008 года похоронил ее чуть попозже старой, впрочем на купленном оборудовании ГАЗ выполнял подряды на сборку легковых авто других брендов - Volkswagen, Skoda, Chevrolet.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

Еще из приобретений группы ГАЗ в 2000-х - британский завод LDV, наследник некогда крупной группы Leyland, в 2000-х влачащий бедное существование, а в 2004-м еле освоивший довольно современную модель Maxus. Она была разработана при еще живой южнокорейской Daewoo Motor, и считалась совместной разработкой Daewoo и LDV. После банкротства Дэу британцы купили по дешевке закрывшийся польский завод Lublin (который принадлежал все той же Дэу) и вывезли его в Бирмингем. На нем и развернули производство Максусов. Британские эксперты довольно высоко оценили машину, и его закупали централизовано в британскую полицию, почтовую службу и тд, скорей всего из желания поддержать своего производителя. Что не помешало продать в 2006-м контрольный пакет LDV группе ГАЗ, которая видела в этом фургоне следущее поколение Газели, хотя открыто об этом не говорили. Мол Газель есть Газель, а это европейский бренд и все такое, теперь мы вхожи на рынок Европы. Фургон продавали теперь и на российском рынке, в варианте так же и микроавтобуса (его перепиливали из фургона уже у нас, например на ПАЗе). Как нетрудно догататься кризис '08 сгубил и эти планы, и в 2009-м завод LDV обанкротился. ГАЗ продал его малайцам, те в свою очередь китайцам, а они вывезли оборудование и оснастку в Китай, и производят те же самые фургоны у себя под своей маркой  Maxus-Datong. А иногда встречающиеся на наших дорогах Максусы напоминают о попытке группы ГАЗ стать европейским производителем...

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

Кризис 2008-го года вынудил даже остановить грузовое производство в конце того года, а легковое закрылось насовсем (если не считать сборку авто других марок). Конец 2008-начало 2009 продажи шли ни шатко ни валко, и газовцы решили выпустить лоу-кост Газель, для пострадавших от кризиса предпринимателей. Ее удешивили ни много ни мало в 2 (!) раза (должны были продавать за 264 000 рублей десятилетней давности) и показали весной 2009 года. Как добились двукратного снижения цены?  Убрали все что можно было - гидроусилитель, запаску, домкрат, час, крючки для одежды в кабине и тп. Цвет - только бежевый, кузов - только борт,вместо обивки картон, сидения и коврики от Газона, даже глушитель выведен сразу за кабиной вбок. Двигатель - дефорсированный УМЗ мощностью 99 лс (для экономии на налогах). Ну и фары от ВАЗ-2106. Называлось все это ГАЗ 3302-211 ГАЗель Эконом и продавалось не так просто, а по каким-то программам типа  «Замена подержанного коммерческого автомобиля на новый» да и то не во всех областях нашей страны. То ли спрос на такие антикризисные машины не оправдался, то ли наоборот завод не захотел раскручивать на такие спрос и продавать их себе в убыток, но выпустили таких машин около 700 штук, и спустя 10 лет они встречаются реже чем Бентли и Ламборгини.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

Напротив, в том же году было заявлено о том что базовая Газель скоро будет модернизирована и улучшена, а еще совершенно точно получит дизельный двигатель по приемлемой цене. Сначала новинку хотели назвать Газель-Плюс, но потом она получила более претенциозное название Газель-Бизнес. Но это уже 2010-е и следущая часть истории.

Газель. Доминирование на рынке. 2000-е Авто, Газ, 2000-е, Машина, Грузовик, Россия, Длиннопост, Газель соболь

В целом 2000-е для этой машины выдались удачными - захваченная еще в середине 90-х так и принадлежала этому грузовику, несмотря на неоднократные попытки конкурентов отхватить кусочек развозного пирога. Толком никто так никакой альтернативы и не предложил, периодически то тут, то там налаживали производство очередных "убийц Газелей", в основном корейских. Как правило убийцы сами помирали, например сборка малотоннажных КИА на калининградском Автоторе в начале 2000-х. С середины 2000-х из всех щелей полезли разномастые китайцы, но ими тоже быстро пресытились. Боле-менее успешным можно было назвать лишь тагазовский Hyundai Porter, выпускаемый в в 2006-2011 годах (в Корее он был известен как Н100 и выпускался в таком виде с 1996 года). Но это машина меньшего класса чем Газель, и конкурировала с бортовым Соболем. Что до прямых конкурентов из Европ, типа Форд-Транзит, Мерседес-Спринтер, или продукции SEVEL, то они были очень дороги, хотя разница была уже не пятикратной, как в 94-м. В основном в конце 2000-х они конкурировали с Газелью на пассажирских перевозках, да и то как правило с помощью административного ресурса. В виде фургонов их было мало, в виде тентованных или бортовых грузовиков еще меньше. Как и раньше все это не относится к Калининграду и Приморью - там транспортные предпочтения другие.
Продолжение следует...

По материалам http://www.gruzovikpress.ru, https://www.zr.ru/archive/zr
Фото: http://www.gruzovikpress.ru, https://www.zr.ru/archive/zr, https://www.autowp.ru, http://avto-nomer.ru, поиск Яндекс

Показать полностью 13
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: