Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах

Всем добрый день. Пару раз в комментах меня спрашивали об авиационной орнитологии, в этом посте я хочу рассказать о том, что же это такое.


Меня зовут Михаил, я закончил биофак и сейчас работаю экологом в научно-исследовательской организации. Одним из основных моих видов деятельности, из-за которого я и попал на эту работу, является проведение эколого-орнитологических экспертиз аэропортов. На данный момент, мы вдвоем с коллегой обследовали уже 7 аэропортов, накопился некоторый опыт, которым можно поделиться.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

На фото - аэропорт Кодинск.


Для чего оно надо?


Все просто и до боли прозаично. В первую очередь, любой аэропорт крайне не заинтересован в тяжбах с транспортной прокуратурой. Если нет отчета по орнитологии раз в 5 лет, то прокуратура недовольна, а аэропорту грустно.

А уже во вторую очередь речь идет о птицах. Птицы очень любят аэропорты. Чем бы не занимались работники аэродромных служб, я думаю, птицы никогда не перестанут любить аэропорты. Для этого есть несколько причин:


1. Открытое пространство аэропорта удобно для гнездования полевых жаворонков, куликов, каменок, всяких видов трясогузок и всякой другой мелочи, потому что в аэропорту почти никогда нет (я только видел лис несколько раз) наземных хищников.


2. Открытое пространство аэропорта удобно для охоты хищных птиц. На кого они охотятся? На всяких мышей и бурозубок (их много, потому что смотри пункт выше), насекомых и мелких птиц. В каждом аэропорту, где мы были, живет несколько хищников, например полевой и степной лунь, чеглок, дербник, болотная и ястребиная совы. Кроме них периодически могут залетать коршуны, канюки, орланы-белохвосты.

Кроме этого, теплые воздушные потоки, которые поднимаются от нагретой ВПП, используются хищниками, чтобы парить и тем самым экономить свою энергию.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Зацените открытость пространства


3. Аэропорт - удобное место для отдыха мигрирующих птиц. Утки, гуси, лебеди, журавли, куропатки, чайки могут останавливаться на отдых в аэропорту на несколько дней, во время сезонных миграций. Ладно дней, некоторые, например, рогатые жаворонки и дрозды могут жить тут неделями.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Рогатые жаворонки


4. Еда. Аэропорт богат едой, сюда можно прилететь поесть, если ты питаешься насекомыми. Самолет при взлете и посадке сбивает кучу насекомых (стрекозы, жуки, крупные комары, веснянки, бабочки и пр.). Насекомых едят трясогузки, каменки, вороны, мухоловки, коньки и много других птиц. Потому что насекомые - это вкусно.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Будущая еда


Что именно мы делаем?


Наша работа в аэропорту включает в себя три составляющие:


1. Учет биомассы птиц за единицу времени. Грубо говоря, мы вдвоем стоим на противоположных торцах взлетно-посадочной полосы 3 раза в день по 2 часа. При этом мы фиксируем перемещения птиц, высоту и направление полета, тип деятельности (пересекает, кружит, сидит, токует, поет, беспокоится и т.д.). Такие учеты дают возможность выявить самых часто встречающихся птиц, маршруты их перемещений и, самое главное, количество живой биомассы в воздухе.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Я учитываю биомассу =D


2. Маршрутные учеты по периметру аэропорта. Тут просто, мы идем пешком по внутренней объездной дороге аэропорта. При этом смотрим и слушаем во все стороны. Основная задача - выявление видового разнообразия. Большая часть птиц (по моим прикидкам, около 70%) при этом определяется по голосу.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Пеночка-теньковка живет в аэропорту и недоумевает, почему ее снимают

3. Обследование прилегающей территории. Аэропорты не находятся в вакууме, вокруг них всегда есть что-то, что привлекает птиц. Свалки, болота, озера, реки, СНТ и дачные кооперативы, лесопилки - все это должно быть изучено. Причина проста: часто так бывает, что птицы спят и едят в разных, удаленных друг от друга местах. Например, в некоторых аэропортах мы наблюдали такую картину: чайки (халеи и серебристые) ночуют, выводят потомство на островах и заболоченных участках реки, а едят на городской свалке. Маршрут, по которому они перемещаются может проходить над аэропортом. Наша задача выяснить все возможные пути перемещений птиц над аэропортом.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Чайки над ТБО в Сургуте


Когда работа в аэропорту закончена, мы возвращаемся домой, обрабатываем всю полученную информацию, сводим все таблицы, рисуем карты, пишем отчет. Заказчик доволен, мы при деньгах.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Вот карта с нашими маршрутами точками наблюдения в Игарке


Какие птицы могут представлять опасность для самолетов?


Это сложный вопрос, ответ на который зависит от размера птицы, размера самолета, скорости полета и "стадии" полета (набор высоты, приземление, горизонтальный полет). Наибольшую опасность представляют столкновения с крупными птицами во время взлета или посадки.


С точки зрения птицы, которая живет либо рядом, либо внутри аэропорта, самолета нужно опасаться, но это не означает, что птица улетит, когда увидит приближение воздушного судна. Она может спокойно посидеть на обочине ВПП, в траве, на зданиях аэропорта, подождать, пока самолет сядет или взлетит, а потом спокойно вернуться к своим делам. Так делают врановые: воро̀ны и во̀роны, сороки и кедровки

Местные птицы практически никогда не сталкиваются с самолетами, исключением, пожалуй, служат птенцы, которые еще мало чего понимают в этой жизни.


Другое дело - птицы, которые здесь не живут, а останавливаются в аэропорту во время сезонных миграций. Птица долго летела, устала, видит аэропорт и думает: "Какое классное ровное гладкое безопасное место, пора отдыхать", садится на полосу, вот тут ее может поджидать шок.

Самолет большой и шумный, и птице, которая вблизи видела его может всего пару раз в жизни, страшно; в такие моменты и бывают столкновения. Птица не знает, куда лететь, не может оценить скорость самолета (200 км/ч при посадке) и сталкивается с самолетом. Птица - труп, на фюзеляже вмятина.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Мертвый кулик


Особыми птицами в плане безопасности являются крупные чайки: серебристая чайка, восточная клуша, тихоокеанская чайка. Это реально крупные слоноподобные птицы (длина до 70 см, размах крыла до 150 см, масса до 1,5 кг), которые редко перемещаются в одиночку, чаще всего стаями от 10 до 40 особей. Они садятся на полосу, не дают ни сесть, ни взлететь самолетам, их тяжело отпугнуть (они сам кого хочешь запугают), реагируют на звуковые пушки.


Один раз мы наблюдали такую картину: вертолет МИ-8, который перевозит нефтяников на северах, не мог взлететь из-за того, что его окружили восточные клуши. Он пытается раскрутить двигатель, а чайки в это время просто летают над винтом, чуть-чуть взлетел и садится - не пускают. Такая птица может повредить винт вертолета.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Тихоокеанские чайки в Магадане. Удивлены чем-то.


Какие средства использует аэродромная служба для отпугивания птиц?

Из того, что я сам лично видел


Пугало. Я не знаю, может ли оно кого-то отпугнуть.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост

Это Толян, знакомьтесь.


Ракетницы. Обычный выстрел в воздух из ракетницы может отпугнуть птиц.

Воздушные змеи в виде хищных птиц. При виде хищника многие просто пытаются улететь подальше. Не действует на местных птиц - они привыкают.

Биоакустика. Установки, которые издают звуки, которые должны отпугивать птиц. Большая громкая колонка. Часто это крики испуганных птиц, звуки выстрелов, звуки хищных птиц. На местных птиц не действует - они привыкают.

Видел варианты, когда громкие динамики ставят на корпус автомобиля. На этом автомобиле проезжают по полосе перед взлетом или посадкой. Немного помогает.


Наблюдали такую картину: из этой биоакустической установки истошно кричит умирающая ворона, а прямо на этой колонке сидят вороны и внимательно слушают. Раздается звук выстрела, сидящие вороны слегка подпрыгивают, но не улетают. Когда звук закончился, вороны немножко подождали и улетели.

Газовая пушка. Это штука, которая издает очень громкий "чпок". Птицы в шоке, особенно, если чпокать над ухом.

Какой результат нашей работы?


Выяснив, какие птицы обитают внутри и вокруг аэропорта, где именно они обитают, где ночуют, где питаются, куда летают, мы оцениваем орнитологическую обстановку (спокойная, удовлетворительная, умеренно-напряженная, чрезвычайно напряженная, критическая) и даем свои рекомендации, как снизить орнитологическую опасность в аэропорту.

Рекомендации следующего плана:

- Высота травяного покрова должна находится на определенном уровне (~40 см), скашивание травы 1-2 раза в год до созревания семян.

- Список видов птиц и список птиц, которые дают основной вклад в биомассу, помогает аэродромной службе сориентироваться и изменить голоса птиц в биоакустическом отпугивателе.

- Если на территории аэропорта есть водоемы, мы рекомендуем закрывать их сеткой, чтобы крупные водоплавающие не садились туда.

- Если на территории аэропорта есть гнездовые колонии или крупные коллективные ночевки, их необходимо ликвидировать.

Вроде бы, если вкратце, то все рассказал. У меня есть пост с фотографиями птиц из моих первый командировок, посмотрите, там есть классные фотки. Если что, спрашивайте.


P.S. Боянометр перелагает дичь.

Авиационная орнитология, или что делать с птицами в аэропортах Работа, Экология, Орнитология, Аэропорт, Авиация, Длиннопост
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
25
Автор поста оценил этот комментарий

Чпок над ухом) Добрый вечер!

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

ты знаешь правила

раскрыть ветку (2)
9
Автор поста оценил этот комментарий

Жил-был в лесу вежливый лось. И, действительно, лось был очень вежлив, вот только имел он одну маленькую слабость - всех зверей в лесу перетрахал. И медведя, и волка, и лисицу, всех. Остался только один заяц, до которого вежливый лось еще не успел добраться. Бедняга заяц и днями, и ночами прячется от лося, боится. Как-то вечером решил заяц схоронится в норе у бобра. - Послушай, бобер, - говорит заяц, - дай я у тебя в норе заночую. Лось к тебе ведь уже заходил, авось второй раз не сунется. Пустил бобер, но на всякий случай предупредил: - Ты засунь себе, - говорит, - в зад морковку, мало ли что. Заяц так и сделал... Вот уж луна на небе засияла, звезды замерцали, заяц медленно погружается в сон... И вдруг... Чпок! - Добрый вечер!

2
Автор поста оценил этот комментарий

Никто не должен знать о борцовском клубе)

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку