Авианосец типа ИДЗУМО - японская мечта, которая сбылась

Авианосец типа ИДЗУМО - японская мечта, которая сбылась Военное Обозрение, Вооруженные силы, Япония, Авианосец, Длиннопост

Видео в тему на нашем канале в телеграмм: https://t.me/techmech_kum/134

Два крупнейших японских корабля типа Идзумо, сегодня официально классифицируются, как вертолетоносные эсминцы.

Но если присмотреться повнимательней, становится понятно, что эти новейшие авианесущие корабли со сплошной полетной палубой и большими ангарами предназначены не только для противолодочных вертолетов.

На самом деле, согласно своей конституции, Япония не может иметь никаких наступательных вооружений, однако современные военные системы настолько продвинуты и универсальны, что порой бывает трудно разобраться в их истинном предназначении.

Многие образцы вооружений с одинаковым успехом способны решать как оборонительные, так и наступательные задачи.

Тот же самый эсминец, по сути, является кораблем сопровождения, предназначенным для охраны и обороны военно-морских соединений, и борьбы с кораблями, и летательными аппаратами противника.

Его главная миссия - защищать, но современные эсминцы обладают гораздо большей наступательной способностью, чем корабли времен Второй мировой войны.

К тому же, в наше время такие  понятия, как нападение и защита - имеют весьма расплывчатые очертания. К примеру, концепция упреждающего удара является агрессивной по своей природе, но якобы служит делу защиты.

По этой причине многие считают самый большой, со времён Второй мировой войны, японский вертолетоносный эсминец типа Идзумо не просто замаскированным авианосцем, а вестником больших перемен в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Спустя 3 года после окончания войны союзники все-таки позволили Японии сформировать собственные силы береговой охраны, которые в то время именовались «Департаментом морской охраны».

А уже в 1952 году этот департамент вывел на повестку дня вопрос о приобретении эскортного авианосца для противолодочной обороны. Удивительно, но США совершенно не были против такого амбициозного плана.

Первоначально Токио рассматривал возможность приобретения одного из авианосцев типа «Эссекс». Однако позже было решено  построить собственный вертолетоносец, способный нести до 18 вертолетов Sikorsky S-61 Sea King.

Позже этот  проект был также заморожен из-за недостаточной эффективности вертолетов того времени, а его бюджет направлен на строительство нескольких более дешевых эсминцев взамен одного дорогого вертолетоносца.

В конце 60-х годов  советские атомные подводные лодки стали основной угрозой для Морских сил Японии, в связи с чем, в 1967 году Токио приступил к осуществлению третьего плана наращивания обороноспособности.

По данным японского военно-морского штаба, для борьбы с советскими подводными лодками на вооружении Морских сил самообороны Японии должен был состоять флот из восьми вертолетоносных эсминцев несущих на своем борту до 6 противолодочных винтокрылых машин.

Однако этот план также не был реализован из-за финансовых проблем. Вместо этого Япония построила два эсминца типа «Харуна», а позже - два эсминца типа «Ширанэ». На этих кораблях базировалось по три  вертолета «Си Кинг» производства фирмы «Мицубиши».

В 70-х годах советские стратегические бомбардировщики с их ракетами дальнего действия, вернули авианосцы на повестку дня.

На этот раз помимо вертолетов Япония уже рассматривала реактивные истребители-бомбардировщики «Харриер» единственные из доступных истребителей с вертикальным взлетом и посадкой. Однако для перехвата сверхзвуковых советских Ту-22М, их было явно недостаточно.

В 80-х годах военно-морской штаб изменил стратегию обороны и заявил о необходимости принятия на вооружение самолетов раннего предупреждения и управления, а также воздушных заправщиков.

С их помощью Силы самообороны Японии намеревались обеспечить эффективное прикрытие эскортных кораблей. Плюс, это было более экономичным решением, чем строительство и содержание авианосца с истребителями «Харриер».

Первым же реальным шагом Японии на пути к мечте о собственном авианосце стали два вертолетоносца проекта «Хьюга», принятые на вооружение в 2009 и 2011 годах. За этими кораблями последовали корабли типа Идзумо.

Первый эсэминец Идзумо, был заложен в 2012 году, и уже 6 августа 2013 года, в 58-ю годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, торжественно спущен на воду на верфи в Йокогаме.

Корабль вступил в строй в 2015 году.

Второй эсминец подобного типа - Kaga, был введен  в эксплуатацию два года спустя.

Команда вертолетоносца Идзумо состоит из 470 человек. Вместе с морскими пехотинцами количество личного состава может быть доведено до 970 военнослужащих. Его пустой вес составляет 19500 тонн. Полное водоизмещение – 27000 тонн. Длина судна составляет 248 метров, ширина -38 метров, осадка - 7,5 метров.

Максимальная скорость – 30 узлов.

Комбинированная газотурбинная силовая установка состоит из четырех лицензионных турбин General Electric LM2500 мощностью 33525 лошадиных сил каждая,  производства японской компании  «Исикавадзима-Харима».

В качестве оборонительного вооружения на корабле установлено два корабельных зенитных артиллерийских комплекса Phalanx Mark 15, и две системы противоракетной обороны SeaRAM.

Корпус вертолетоносца сконструирован с учетом снижения радиолокационной заметности.

Бортовая радиолокационная станция с электронным сканированием OPS-50 выполняет как задачи воздушного поиска, так и задачи управления воздушным движением.

В отличие от радаров OPS-50, установленных на других японских судах, на Идзумо имеются только поисковые антенны C-диапазона и отсутствуют антенны слежения X-диапазона, поскольку системы дальнобойного вооружения здесь не предусмотрены.

Ангар корабля имеет длину 125 м при ширине 21 м и оборудован двумя авиационными лифтами. Идзумо способен нести до 14 вертолетов типа Sikosrky SH-60.

Постоянная авиагруппа включает в себя семь противолодочных и два поисково-спасательных вертолета. Корабль может принимать на палубу и конвертопланы V-22 Osprey, приобретенные Японией в 2020 году.

На боевом дежурстве всегда находится один из SH-60, полностью готовый к вылету. Чтобы избежать негативного воздействия соленой воды и солнца, каждые несколько часов этот вертолет запускает двигатели и производит вращение лопастями.

В кормовом ангаре, кроме зон подготовки к вылету, предусмотрена ремонтная зона для замены двигателей и планового техобслуживания.

Помимо авиационных лифтов, в носовом и кормовом отсеках предусмотрены дополнительные подъемники для ракетного и торпедного боезапаса грузоподъемностью до 1,5 т.

Стоит отметить, что Идзумо может производить до 60 тонн пресной воды в день, часть которой используется для очистки полетной палубы после проведения воздушных операций.

Благодаря системе насосов вертолетоносцы способны осуществлять дозаправку других кораблей в море  пресной водой и топливом.

В настоящее время вертолетоносные эсминцы типа  Идзумо не могут принимать самолеты с неподвижным крылом. Тем не менее, в 2018 году Япония инициировала модификацию этих кораблей, с целью  сделать их пригодными для эксплуатации истребителей-бомбардировщиков пятого поколения - F-35B которые она уже закупила в количестве 42 единиц.

Преобразование вертолетоносцев в авианосцы началось в 2020 году.

Согласно плану модификации, палубы кораблей будут усилены для того чтобы выдерживать дополнительный вес и тепловое воздействие от реактивных двигателей при вертикальной посадке самолетов, а их трапециевидное очертание станет прямоугольным.

Кроме того, значительные изменения коснутся подпалубных ангаров и объектов технического обслуживания.

И хотя  японское правительство заявляет, что не планирует размещать F-35B  на кораблях типа «Идзумо». Все понимают, что подобные заявления делаются только для того, чтобы предотвратить реакцию других стран региона.

Никто не сомневается, что вскоре американские истребители появятся на палубах японских вертолетоносцев.

В конце концов, в эпоху информационной войны и двойных стандартов, заявления, не соответствующие действительности, делаются всеми и с завидной регулярностью.

Интересно, но большинство таких заявлений воспринимается всерьез на самом официальном уровне и даже помогает добиться желаемых результатов.

К примеру, чтобы обойти ограничения Конвенции Монтрё и беспрепятственно проходить через черноморские проливы  Советский Союз  строил не авианосцы, а авианесущие крейсеры.

Китай вообще просто пообещал не превращать  купленный у Украины «Варяг» в военный корабль, а заявил его как плавучее казино и провел через те же проливы. Теперь мы знаем этот корабль, как китайский авианосец Ляонин.

Про двойные стандарты США вообще ходят легенды. Чего стоят одни только заявления о не расширении НАТО на Восток!

Так для чего-же все-таки Японии нужен авианосец?

Дело в том, что Восточно-Китайское море издавна является не совсем спокойным местом. Все страны этого проблемного региона постоянно выясняют отношения и выдвигают те или иные территориальные претензии.

Тот же, китайский флот для выхода в Тихий Океан  вынужден использовать пролив Мияко, расположенный между двумя японскими островами Мияко и Окинава, нарушая суверенитет этой страны и вынуждая ее всякий раз поднимать в воздух военную авиацию.

Авиабаза Наха на острове Окинава является самой южной крепостью Военно-воздушных сил самообороны Японии. Но это слишком далеко от ближайших авиабаз на острове Кюсю, расстояние до которых составляет более 700 километров. Для контроля над этой обширной территорией авианосец - лучший вариант для Японии.

Благодаря кораблям - авианосцам типа «Идзумо» Японские морские силы самообороны смогут действовать вдали от основных баз и воздушного прикрытия Японских ВВС. Это придаст Японии дополнительную глубину обороны и даст наконец-то понять всем соседям, что мир становится другим.